Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демистификация учета




Дата публикации: 20.03.2008

Мистика — слово греческое и означает нечто таинственное. Про­стым людям бухгалтерский учет часто кажется чем-то зага­дочным. непонятным и мистическим. Но если они захотят, то могут в нем разобраться, или демистифицировать. А поможет в этом статья Я. В. Соколова, д. э. н., профессора, члена Методоло­гического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России.

В чем мистика?

В языке. Человек без специальной подготовки не сможет ничего понять и тем более ничего сделать в бухгалтерском учете. Надо потратить много сил, чтобы понять его сакраментальный смысл. Специалисты хорошо усваивают этот язык, однако часто не видят за словами то, что они обозначают.

И в этом случае возникает необходимость увидеть то, что скрыва­ется за мистическим языком бухгалтеров, и понять факты хозяй­ственной жизни на простом общедоступном языке.

Предположим, что некоторый наш коллега говорит: «Дебет 41, дебет 19, кредит 60. Дебет 50 кредит 90. Дебет 90 кредит 41 и т. д.». Только человек, знающий учет в розничной торговле, догадается, о чем идет речь. А речь идет о про­стом случае. Купили, скажем, 100 предметов по 100 руб. за единицу и хотим продавать их по 120 руб. К моменту состав­ления отчета проданы 3 еди­ницы. Спрашивается, какова прибыль?

В терминах бухгалтерского языка, описывающего принятую про­цедуру, прибыль уже задана. Думать не надо. Подставляй числа и получай кредитовое сальдо счета 90. Но когда им демистифици­руем бухгалтерские наработки, то получим три неожиданных от­вета.

Первый: купили, уплатив 10 000 руб., а продали за 12 000 руб. Следовательно, уже сформировалась при­быль в 2 000 руб. Возраже­ние: нельзя считать прибы­лью то. что еще не получено.

Второй: уплатили за сушен­ные товары 10 000 руб. а выручили на момент составления отчета 360 руб. (120 руб. х 3 ед.) Следовательно. нет прибыли, а есть, по крайней мере, сейчас, явный убыток — 9 640 руб. (10 000 руб. - 360 руб.).

Возражение: об убытке можно было бы говорить, если на момент составления отчета товары потеряли рыночную ценность. В про­тивном случае — это капитал, который должен в следующие пе­риоды превратиться в деньги и принести прибыль.

Третий: выручили 360 руб., спрашивается, во что фирме обошлись эти деньги? Ответ очевиден: в 300 руб. Следовательно, подучена прибыль в размере 60 руб. Возражение: нельзя говорить о прибы­ли, пока не завершена вся операция. Только когда будет продана (или списана из-за непригодности) вся партия товаров, появится возможность оценить успешность торговли.

Что из этого следует?

Прежде всего, становится ясно, что принятая официальная проце­дура автоматически приводит к демонстрации прибыли в 60 руб. Остальные варианты игнорируются. Таким образом, однообразная процедура мистифицирует реальное положение дел.

Любой практикующий бухгалтер всегда уверенно и не без осно­вания скажет: получено прибыли 60 руб. Но при демистификации оказывается, что это только один из возможных ответов. Он при­думан бухгалтерами где-то в XV веке. Он удобен, ибо заострен на исчисление себестоимости выручки. Обратите внимание: не в том суть, во что обошлись фирме товары, а в том, во что ей обошлась выручка.

В практической жизни предприниматели мало обращают внима­ния на эти обстоятельства. Да и на бухгалтерскую методологию тоже. Мы часто удивляемся, как мало наши работодатели интере­суются учетом, как они не умеют читать баланс, то есть вопроса­ми, для нас, бухгалтеров, жизненно важными.

Но, демистифицируя наши приемы, мы должны понять, что пред­приниматели понимают прибыль иначе. Первый вариант такого понимания самый важный, так как все сделки предприниматель делает в расчете на ожидаемую прибыль.

В приведенном примере он считает прибыль в 2 000 руб.

Предприниматель живет будущим и соизмеряет его со временем. Отсюда — вариант второй. Когда вложения окупятся, предприни­матель, в нашем случае, сможет сказать: «Пока я свои деньги — 10 000 руб. не отобью, прибыли у меня нет».

Действительно, только когда выручка достигнет 10 000 руб., у него начнет формироваться прибыль. В нашем случае, продав 83 единицы, выручка составит 9 960 руб., и за этой величиной начнется прибыль.

Получается, что, только продав 84 единицы, наш предпринима­тель сможет сказать, что он, получив сверх вложений 8 руб., начал получать прибыль.

Кому это нужно?

Нужно многим. И все это, в сущности (если не загромождается методологией учета) нужно всем. Каждый человек может рас­сматривать и решать приведенную выше задачу. Ему достаточно для этого трех лет образования начальной школы.

Автор этой статьи достаточно часто предлагал подумать над ней многим, иногда случайным людям, и предложить свой вариант ответа. Все охотно соглашались и давали всегда правильные отве­ты, особенно настаивали на втором варианте, а кое-кто и на пер­вом. Были и те искушенные испытуемые, кто говорил о третьем варианте.

Но самое интересное, что самыми плохими учениками оказыва­лись именно опытные бухгалтеры. Они говорили, что нет первич­ных документов, нет ни кассовых, ни товарных отчетов, поэтому и задачу решить нельзя. Кто-то поднимал автора на смех, замечая, что раз нет в условиях издержек обращения, то нет и решения. И с гордостью такой человек сразу же говорил: «Вы не знаете практи­ки». Но практика многообразна, в ней есть все, и каждый бухгал­тер должен преодолеть мистицизм, который окутывает его ум.

Что все это значит?

Бухгалтер, особенно работающий, конечно, прежде всего, должен хорошо знать свое дело, разбираться в нормативных документах и строго следовать их предписаниям. Но это не все. Нормативные, особенно бухгалтерские, документы неизбежно отражают только одну из возможных сторон бухгалтерской методологии. А пользо­ватели финансовой отчетности и, прежде всего, ее составители, счетные работники, должны видеть сквозь нее нечто большее. Сама эта отчетность представляет нечто, напоминающее айсберг: на поверхности, на виду 1/8 глыбы, а 7/8 — под водой.

И бухгалтер, и его работодатель должны по 1/8, представленной в балансе, понять и прочувствовать 7/8, которые явно отсутствуют в отчетности, но незримо присутствуют в ней. Кое-что в этом от­ношении делают бухгалтеры. Так, есть в действующем плане сче­тов счет 42 «Торговая наценка».

Это позволяет выявить величину ожидаемой прибыли.

Использование этого счета предполагает учет товаров не по по­купным ценам, не по себестоимости, а по ценам продажным.

Но возникновение счета 42 «Торговая наценка» зависит от приня­той администрацией предприятия учетной политики, которая при­водит к возникновению в учете трех счетов, отражающих полу­ченную прибыль: прибыли и убытки, нераспределенная прибыль, торговая наценка.

В 30-е годы теперь уже прошлого века относительно природы последнего счета была большая дискуссия между профессорами Н. С. Помазковым (1889–1968) и И. А. Кошкиным (1895–1980). Тогда победил первый, утверждая, что это контрактивный регулятив, только уточняющий оценку товарных запасов.

Но теперь проясняется правда второго — этот счет чисто пассив­ный, показывающий потенциальную прибыль. И в момент анализа это почти полноценный источник собственных средств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.