КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество И.А. Гончарова
(1812–1891) Самым «спокойным» из гениев русской литературы назвал Ивана Александровича Гончарова критик И. Золотусский, тем самым оттенив его положение на фоне других писателей. «Гений в России – фигура мятущаяся, мятежная....Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти, ни социальных твердынь. Его идеал – норма». Перефразируя высказывание Д. Мережковского о Тургеневе как «гении меры», мы можем назвать Гончарова «гением нормы», что опять-таки мало подходит русскому характеру, который «весь – максима, преувеличение, край и катастрофа» (И. Золотусский). Однако подтверждением такому определению таланта писателя может служить немаловажное обстоятельство из его творческой биографии: Гончаров подарил нам Илью Ильича Обломова, в котором отразился человек, устремленный к тому самому положению вещей, каковое, по мысли автора, является нормальным, то есть «гарантирующим личности единство сокровенных (духовных, идеальных) потребностей с материально-практическими заботами и общественными обязанностями» (В. Недзвецкий). Иначе, «норма», по И. Гончарову, – это когда человеку представляется возможность сохранить в себе внутреннее равновесие, и, говоря словами И. Золотусского, «развиваться свободно, плавно, невозмутимо». Сообразно собственному жизненному идеалу Гончаров избирает и особую манеру повествования, – объективную, когда автор не мешает естественному течению событий в произведении, он дистанцирован от всего происходящего в нем и ведет рассказ с некоей высшей точки зрения (Ю. Манн). Именно так написаны все три его романа. Спокойная, неторопливая проза Гончарова во многом обусловлена этой сторонней позицией автора, которая была свойственна ему и в жизни. Недаром И. Анненский, глядя на портрет Гончарова, назвал его «созерцателем по преимуществу». Однако за внешней созерцательностью Гончарова всегда стоит эпическое всезнание предмета изображения. Гончаров происходит из купеческой семьи. После смерти отца воспитателем детей (их было четверо) стал их крестный отец, отставной моряк, надворный советник Н. Н. Трегубое, о котором писатель с большой нежностью вспоминал в очерке «На родине». С родительским домом у Гончарова были связаны самые светлые воспоминания, как о благословенном уголке земли. В частном пансионе он выучил французский и немецкий языки и пристрастился к чтению. А потом Авдотья Матвеевна отправила сыновей – Николая и Ивана – учиться в Московское коммерческое училище, видя в них продолжателей отцова предприятия. Не завершив курс обучения, Гончаров оставил училище и в 1831 году поступил на словесное отделение Московского университета. Здесь ему посчастливилось увидеть А. С. Пушкина (1832), которого министр Уваров привел на лекцию по истории русской литературы профессора Давыдова. Указав на примолкшего профессора, Уваров произнес: «Вот вам теория искусства, – и – после паузы – обернувшись к Пушкину: А вот и самое искусство!» В университете окончательно определился интерес Гончарова к литературным занятиям. После окончания учебы (1834) он возвратился домой, сравнительно недолго состоял секретарем в канцелярии симбирского губернатора, а в 1835 году навсегда вернулся в Петербург, поступив на службу в департамент внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика. Завязалась дружба с семейством академика живописи Н.А. Майкова (Гончаров преподает его детям – Аполлону и Валериану). И вскоре молодой учитель становится завсегдатаем литературного салона в этом доме. Здесь в свое время он познакомился с Д.В. Григоровичем, И.И. Панаевым, С.С. Дудышкиным. Здесь же он получит шуточное прозвище «принц де Лень» за свою неторопливость, примет его и даже будет подписывать некоторые свои письма: «Гончаров, иначе принц де Лень». Но, несмотря на свое прозвище, молодой человек отличался собранностью, усидчивостью и работоспособностью. Вместе с тем Гончарова никогда не покидает удивительное неверие в собственные силы и литературное призвание. В марте 1846 года Гончаров познакомился с В.Г.Белинским. Тридцати-четырехлетний писатель, все еще числившийся в начинающих, в несколько вечеров прочитывает критику первую часть «Обыкновенной истории». «Белинский был в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно...» – вспоминал И. Панаев. В 1847 году вместе с «Обыкновенной историей» журнал «Современник» принимает к печати гончаровский очерк 1842 года «Иван Савич Поджабрин». Наступило время писательской славы Ивана Гончарова. «Прелесть» – так отозвался об «Обыкновенной истории» Л. Толстой, возможно покоренный тем, как неожиданно пленительно представлен в романе самый процесс постижения жизни, а его автор при этом на протяжении всего повествования остается фигурой малозаметной и ненавязчивой, как если бы был убежден в том, что ничего особенного он здесь не открыл: просто обыкновенная история, по большей части случающаяся, как написано. Можно даже добавить: обыденная история, а он только ее рассказчик, если не пересказчик. Нетрудно заметить, что сюжет «Обыкновенной истории» содержит внутри себя «вечное» зерно – библейский мотив о «блудном сыне»: молодой человек покидает родительский дом, отправляясь в неведомый большой мир в надежде осуществить свои мечты и надежды на счастье. Блага «домашнего мира» «дорого ценятся на склоне жизни», но никак не в юности, перед которой «расстилалось множество дорог», уводящих от «скуки» родного дома навстречу мечтам о «колоссальной страсти», «о славе» писателя, о «громких подвигах», «о пользе... отечеству». Высота и чистота порывов и помыслов Александра Адуева, равно как и их «эаоблачность», – верная и вечная примета «кипящей юности». Однако Гончаров в своем утверждении самоценности и одновременной соположенности юности и зрелости идет от противного: он сводит их в поединке, причем беспощадная правда старшего возраста на протяжении первой части романа кажется неотразимой. Возникает конфликт, который не сводится к разнице характеров и переживаемых героями «эпох жизни сердца». Конфликт в «Обыкновенной истории» принято называть диалогическим, порождаемым несходством жизненных философий Адуева-младшего и Адуева-старшего, длящимся вплоть до эпилога. Гончаров свел в особого рода поединках «идеалиста» и «материалиста», «прозаика» и «поэта», «небожителя» и представителя «грязи земной» и продемонстрировал победу в них последнего. Почему это особенные поединки? Столкнулись не только взаимоисключающие жизненные позиции, но и, соответственно, прямо противоположные способы их речевого проявления. Адуев-младший и Адуев-старший не только имеют контрастные мироощущения, но и выражают свои мысли по-разному. Александр живет по единственно существующим для него законам сердца и негодует на дядю за его способность «холодного разложения на простые начала всего, что волнует и потрясает душу человека»: «Я хочу жить без вашего холодного анализа, не думая о том, ожидает ли меня впереди беда, опасность или нет – все равно!..» Между тем Адуев-старший не перестает педантично поучать племянника следовать во всем голосу рассудка и стараться жить в «петербургском раю» исключительно с пользой для себя: «Здесь надо дело делать. Для этого беспрестанно надо думать...» Поэтому ему претят инфантилизм и непомерная восторженность Александра, сдобренные «диким языком», сотканным из эмоциональных декламаций о любви, дружбе, об «успехах современного человечества»... и сгущенно-метафорических красивостей вроде «священных и высоких чувствах, упавших как будто не нарочно с неба в земную грязь» или «надежд, которые толпились...». Дядя немилосердно вонзил-таки «свой анатомический нож в самые тайные изгибы» сердца племянника, отказался разделить с ним «избыток чувств». И в результате ничего не осталось от «сладостной неги» и веры в «неизменность и вечность любви». Аналогичным образом происходили разговоры о творчестве и обсуждались поэтические опыты Александра. И всюду дядя корректирует и обличает не только слог племянника, но, главное, его представления о мире и о себе самом. Трезвый, земной дядюшкин «взгляд» вовсю торжествовал в «Обыкновенной истории». Теперь все чаще Александра, сидящего в департаменте за одним из бесчисленных столов переписчиков, бросало в краску при одном лишь воспоминании о своих мечтах и проектах. Все чаще его посещают мысли о дядюшкиной немилосердной правоте («...Неужели я ошибался и в заветных, вдохновенных думах, и в теплых верованиях в любовь, в дружбу... и в людей... и в самого себя?.. Что же жизнь?»). В своих порывах герой Гончарова необыкновенно искренен и естестве-н. Он твердо убежден, что главное в человеке – его чувства, они проявляют его индивидуальность, в них – главный смысл и ценность жизни. Александр может быть в поединках с дядей смешным, претенциозным, честолюбивым, но никогда – лживым. В романе неожиданно появляются ноты сочувствия по отношению к герою, хотя все то, что он сейчас переживает, несомненно, вечная, обыкновенная ситуация. Наступает время, когда Адуеву-младшему предстоит открывать уже известные и опять-таки самые обыкновенные истины. И тем не менее грустно наблюдать мечтателя за канцелярским столом («он писал, писал, писал без конца»), а тем более в те минуты, когда «он наклонялся над бумагой и сильнее скрипел пером, а у самого под ресницами сверкали слезы». По Гончарову, главная причина жизненных разочарований Адуева-младшего восходит к его нравственному максимализму. Александр признает только безусловные и абсолютные нравственные ценности. Ему претит проза жизни, или, по словам В. Белинского, «низкая природа», которой не существовало, к примеру, для А. Пушкина. Для поэта все в окружающем мире было исполнено поэзии. Гончаров приведет своего героя к осознанию этого пушкинского чувства несколько позже, по возвращении в Грачи. А пока Александр отворачивается от всего того, что лежит за пределами его возвышенных представлений о жизни и расценивается им как «презренная польза», «расчет» и «грязь земная». Именно поэтому он не хочет быть послушным учеником Петра Ивановича – на его взгляд, самого прозаического человека. Александру «грустно» слушать дядюшкины «уроки» на тему о «чувстве» и «уме», поскольку он ни на минуту не может допустить, что чувством «надо управлять, как паром, то выпустить немного, то вдруг остановить, открыть клапан или закрыть...». Помимо любовных злоключений герою-мечтателю предстоит испытать целый комплекс состояний, отражающих душевный опыт, накопленный человечеством: это и разочарование в окружающем мире, разрастающееся в душе молодого Адуева до уровня мировой скорби, и мучительный самоанализ, и полная душевная апатия, толкающая к случайным приятельствам, Бахусу, донжуанству. При этом Александр непрестанно задает самому себе вопрос: «Ужели все так в жизни?» и автор отвечает герою, а с ним и всем читателям утвердительно, подчеркивая тем самым универсальность всего происходящего с ним. Однако есть одно принципиальное обстоятельство, которое выделяет Адуева из чреды таких же, как он, молодых людей (как, например, Поспелов) или бывших когда-то молодыми (как Петр Адуев). Он проходит закономерные стадии человеческого взросления в несколько затяжном временном измерении: дольше верит в настоящую, искреннюю дружбу, вечную любовь, принял правду Петербурга только после десяти лет жизни в нем. И этот факт не случайный в истории героя. Вероятно, в нем дольше, чем в других, живет вера в рай, сильнее томление по идеалу. Поэтому он с таким завидным упорством не желает становиться учеником своего дяди, не предает «чувство» ради «ума». Пытаясь оспорить старшего, молодой человек обращает дядину память к «летам... молодости», к самому значительному в жизни, как незадолго до этого утверждал Гончаров, повествуя о любви, которую сейчас так горько оплакивает Адуев-младший. И дядя неожиданно для нас замолкает. В ответ он предлагает племяннику «выпить вина», а после, видя перед собой рыдающего родственника, «нахмурится» и выйдет из комнаты. Что же случилось? Почему Петр Адуев, уверенный в правоте собственных представлений о жизни и назначении в ней человека, вдруг оказался таким беспомощным перед страдающим Александром, что ему оставалось лишь ретироваться? Возможно, все дело в забытых им «итогах молодости»? В конце романа повторится аналогичная ситуация. Адуев-старший вновь испытает чувство бессилия, наблюдая угасание любимой им женщины. Чтобы спасти ее, требовалось всего лишь «больше сердца, чем головы». «Если бы он мог пасть к ее ногам, с любовью заключить ее в объятия и... сказать ей, что жил только для нее... она вдруг процвела бы здоровьем, счастьем», – заключает Гончаров. Но Адуев не в силах был совершить это, потому что, всегда живший больше головой, чем сердцем, «не нашел в душе своей страсти», которую забыл, как и «лета молодости». Исповедуя философию трезвого дельца, он оставил все это в прошлом за ненадобностью. И в итоге оказался бессильным помочь – хотя очень этого хотел – самым близким для него людям. Так писатель исподволь подводил читателя к мысли о равнозначности в человеческом существовании трезвости ума и пылкости сердца, а стало быть, к мысли о равноправии и взаимодополняемости «прозы» и «поэзии» в жизни человека, к признанию самоценности каждого возраста на пути жизненного взросления. Положение вещей, при котором Александр выглядит не таким уж смешным и неправым, а Петр Иванович – безоговорочным победителем, начинает ощущаться с появлением в романе Лизаветы Александровны. Именно ей доверяет Гончаров собственное представление о «норме» человеческой жизни. Для Лизаветы Александровны одинаково исполнены смысла мудрость реальной жизни и высота духовных устремлений человека. Поэтому именно она оказалась способной разрешить ситуацию, в которой проявилось бессилие ее умного и житейски опытного мужа. «Долго говорили» тетушка и Александр, только из комнаты он вышел, хотя и «задумчив, но с улыбкой и уснул в первый раз спокойно после многих бессонных ночей». Этот ночной разговор станет для него начальным этапом на пути постижения «общего закона бытия», согласно которому человек в своем повседневном существовании соприкасается в равной степени «с суетой дней и вечными истинами», с «прозой» и «поэзией» жизни. Герою, таким образом, суждено не только испытать драматическую утрату юношеских иллюзий, но и открыть для себя многоликость, изменчивость и противоречивость окружающего мира, а главное, признать свою несомненную связь с ним. Происходит это у Александра постепенно и, что особенно важно, подспудно, скрыто от глаз, в самом течении его внутренней жизни. Не стыдясь и, главное, не отказываясь от прожитых лет и приобретенного опыта, он благословляет пережитые юношеские порывы и мечты и, умудренный жизнью, принявший ее «общий закон», достойно вступает в зрелую полосу жизни. Теперь, после всего передуманного им, Александр намерен вернуться в Петербург. «К вам приедет не сумасброд, не мечтатель, не разочарованный, не провинциал, а просто человек, каких в Петербурге много и каким бы давно мне пора быть». Словом, приедет человек, сполна сознающий себя и свое место в реальном мире. Кажется, есть все основания к тому, чтобы завершить роман. Но Гончаров заключает «Обыкновенную историю» совершенно неожиданным эпилогом. Прошло четыре года после вторичного приезда Александра в Петербург. Постаревший Адуев-старший, изрядно пополневший и оплешивевший Адуев-младший: «С каким достоинством он носит свое выпуклое брюшко и орден на шее». Но время коснулось не только внешности героев. Из разговора Петра Ивановича с Лизаветой Александровной становится понятным, какой тщетой кажется ему все достигнутое на пути карьеры в сравнении с болезнью жены. Не менее горько звучит признание героя самому себе в том, что он «убил» свое сердце («порывшись в душе своей, Петр Иванович не нашел там и следа страсти»). Что касается Александра Адуева, то его также характеризуют впечатляющие внутренние метаморфозы: ушел в прошлое впечатлительный юноша-мечтатель, теперь он – преуспевающий во всех смыслах человек. Но главная его жизненная удача обозначилась в эпилоге – выгодная женитьба на пятистах душах и трехстах тысячах. Писатель не выносит приговора никому из своих героев, не делает окончательных выводов по отношению к их судьбам, помня о том, какой текучей, изменчивой, противоречивой является человеческая жизнь. Вспомним, каким состарившимся и несчастным выглядит прежде уверенный и энергичный Адуев-старший. Но это тоже, хочет сказать автор, такая обыкновенная история. Гончаров вообще очень мало походил на обличителя. Он скорее грустит по поводу им же рассказанной истории и просто просит, как когда-то Гоголь, не забывать прекрасных движений души, которые особенно свойственны человеку в его юности. А потому «забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!». Совершенно естественно, что после «успеха неслыханного» (В. Белинский) «Обыкновенной истории» от Гончарова ждали новых произведений. И писатель не обманул читательские надежды. План «Обломова» родился в один год с публикацией «Обыкновенной истории». Спустя время, в марте 1849 года, Гончаров опубликовал фрагмент замысла – «Сон Обломова. Эпизод из неоконченного романа», который сразу же оказался в орбите внимания литераторов. Оценки высказывались самые противоречивые: от крайнего неприятия до восхищения. И это понятно. Неоднозначность восприятия «Сна Обломова» порождалась множественностью его смыслов, связанной с изображенным писателем заповедным патриархальным «уголком», «куда просится спрятаться» сердце, и жить там «никому не ведомым счастьем». Продолжения работы над будущим романом не последовало. Писатель вернется к нему в 1857 году. А пока склонного к неспешности Гончарова занимает весьма необычное для него предприятие – участие в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина в кругосветном плавании на фрегате «Паллада» с целью обозрения североамериканских колоний. В октябре 1852 года вышли из Кронштадта. Далее – пересечение экватора, Сингапур, Гонконг, Япония, Филиппины. Плавание прервала Крымская война. 27 июля 1854 года Гончаров был откомандирован в Петербург по суше – через Якутск, Иркутск, Казань, Симбирск, Москву. Он вернулся из путешествия с портфелем, набитым путевыми записками. Из них сложилась книга «Фрегат «Паллада» (1858). Гончарову, как он сам говорил, она принесла «одно приятное, не причинив ни одного огорчения». В 1857 году Гончаров отправился в отпуск за границу, «на воды» в Мариенбад, где в семь недель завершил первую и написал три другие части «Обломова», романа, который так долго не выписывался, хотя замысел его, как известно, восходит к 1847 году. Известно, что в период работы над первой частью романа Гончаров обдумывал название «Обломовщина», свидетельствующее о намерении писателя поставить в центр явление, а не героя. Это явление, обозначенное понятием «обломовщина», сопрягалось с такими пороками крепостничества, как «атрофия воли, тяга к покою, инертность, иждивенчество» (Е. Краснощекова). Впоследствии Гончаров не отказался от своего обличительного замысла – все это в романе осталось, но перестало быть главным. Фактом вынесения в название имени главного героя он недвусмысленно подчеркнул, что теперь центром изображения являются не среда, не уклад, не история жизни, но сама человеческая личность и ее судьба в современном мире. Мир, взрастивший Илью Ильича, с самого начала предстает как «благословенный уголок земли», маленькое, укромное пространство, заботливо оберегаемое ласковыми объятиями неба «от всяких невзгод», любимое у солнца, нехотя расстающегося осенней порой с мирным уголком, баюкаемое журчаньем резвых ручьев и отвечающее взаимностью – улыбающимися пейзажами – всему природному миру. Все проявления обломовского житья-бытья (обычаи, верования, идеалы) сразу же интегрируются в один образ, стержнем которого становятся мотивы тишины, покоя, сна. В свою очередь, эти мотивы являются сквозными и доминирующими в картине «благословенного уголка земли», а также в картине житья-бытья жителей этого «уголка». Жизнь этого царства вписана в природный круг, поэтому ее суть заключается в извечном повторении, возвращении «на круги своя: от рождения до смерти, от весны до зимы»; «одни лица уступают место другим, дети становятся юношами... женятся, производят себе подобных...». Обломовцы «другой жизни и не хотели, и не любили бы...». Так жили их прадеды и деды, неспешно совершая положенный круг и уходя в вечность. Так хотели жить и они, «а потому, страшась разнообразия, перемен, случайностей», старательно оберегали себя от внешнего мира с его дорогами, письмами, чужими людьми. Обломовский мир давал его жителям ощущение безопасности в огромном и неизвестном окружающем пространстве. Писатель осознает всю степень ограниченности обломовской идиллии. Однако он не пишет на нее сатиру, более того, Гончаров не может скрыть своей очарованности «благословенным уголком». Иначе откуда в повествовании и эти звезды, «приветливо и дружески» мигающие с неба, и солнце, «с ясной улыбкой любви» освещающее и согревающее этот мирок, и поле с рожью-огнем, и «утро великолепное», и материнская ласка – первое, с чего начинается день проснувшегося ребенка... Не такой был Штольц, воспитанный в отцовской суровости: «выше всего он ставил настойчивость в достижении цели» и находился «беспрестанно в движении», а потому не терпел обломовского покоя. Его неотступно тревожит вопрос и о смысле самой жизни. Разве можно ее исчерпать трудом? По Штольцу получается, что да, можно. «Так когда же жить?» – с досадой спрашивает наивный большой ребенок у своего мудрого друга. Что нужно сделать, чтобы, будучи окруженным большим внешним миром, суметь сохранить себя, свою душу? Обломов не находит ответа на этот вопрос. Та жизнь, к которой Штольц пытается его приобщить, кажется ему суетной и недостойной того, чтобы ради нее он встал с дивана, перестал размышлять. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем, рассудительным, прагматичным, твердо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц еще более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором, получается, тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц. Чувство Обломова к Ольге Ильинской сполна проявит его характер, порой с самой неожиданной стороны. Например, мы увидим всегда стремящегося к покою Илью Ильича жаждущим «слез, страсти, охмеляющего счастья», в исступленном восторге бросающимся к ногам Ольги, забирающимся в своей любовной тоске в дальние части парка. Искреннему и глубокому чувству доверчивого сердцем Обломова противостоит благотворительная любовь Ольги Ильинской, согласившейся на «задание» Штольца – спасти Илью Ильича от лени и тяги к покою. И ей «нравилась эта роль путеводной звезды» в жизни «заблудшего» Обломова. Даже когда в героине проснется действительно настоящее чувство к Илье Ильичу, она по-прежнему будет непреклонно следовать по пути к намеченной цели, причем в методах перевоспитания ленивца Ольга превзойдет решительного и твердого Андрея Штольца (она «казнила» апатию Обломова «глубже» и «действительнее», нежели Штольц, «потом... от сарказмов... перешла к деспотическому проявлению воли»). Однако нельзя забывать, что героиня не просто занята «возрождением» ленивца. К Ольге пришло подлинное чувство любви. Поэтому ей мучительно трудно расставаться с Обломовым. И тем не менее роль «спасительницы», которую они вместе со Штольцем «выдумали», ни на минуту не была забыта Ольгой и во многом обусловила не свершение любви. Почему Обломов приходит на Выборгскую сторону? Возможно, это был своеобразный протест против суетного существования («жизни мышья беготня»!), возможно, наказание самого себя за несвершившийся идеал. В качестве наказания Обломов выбрал каждодневно слышимые постукиванье маятников, треск кофейной мельницы и пение канареек. И еще рядом с ним Агафья Матвеевна Пшеницына, растворившаяся в пространстве кухни, нетребовательная, немногословная, возле которой Обломову удивительно покойно. Но когда приходит к нему воспоминание о неисполненных мечтах, он «плачет холодными слезами безнадежности по светлом, навсегда угасшем идеале жизни, как плачут по дорогом усопшем...». И мы понимаем, что Обломову небезразлично, где и как он доживает свои годы. Безусловно, как всякий реалистический роман, «Обломов» Гончарова был глубоко социален и содержал материал, обличающий общественные пороки. Однако его трудно назвать «антикрепостническим», ибо роман «Обломов» совершенно о другом. Это «всегдашний» роман (как когда-то назвал роман «Отцы и дети» критик Н. Страхов), на все времена. В нем писатель рассказал о самых дорогих человеку жизненных ценностях: родительском доме – «обереге», его свете и тепле, материнской любви, детской чистоте. Это роман о трагедии непонимания людьми друг друга, об одиночестве человеческого сердца, о мечте человека в мире, о вере в мечту, том, как прекрасна память детства, о томлении по идеалу. Это роман о человеке, который не хочет быть похож на «других». Наконец, это роман о «вечном ребенке». Последнюю свою книгу, роман «Обрыв», Гончаров опубликовал десять лет спустя после «Обломова». Этот роман Гончарову был особенно дорог, поскольку в нем отразились «почти все мои идеи, понятия и чувства добра, чести, честности, нравственности, веры...», и все потому, что главный герой Борис Райский – художник, творческая личность. Писать о нем – все равно что писать о самом себе. Первоначально роман назывался «Художник» или «Райский». Окончательное название «Обрыв» свидетельствовало о том, что всему изображаемому в романе Гончаров придал драматический отсвет, не в последнюю очередь повлиявший на характер восприятия новой книги писателя в литературных и общественных кругах. Райский входит в роман в том возрасте, когда свершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешел на другую половину жизни, когда каждый прожитый опыт, чувство, болезнь оставляют след, и этим состоянием души во многом близок Адуеву-младшему и Обломову. В Райском присутствует и первоначальный романтический энтузиазм Александра, и томящая Илью Ильича непреходящая скука. Но прежде всего героев объединяет присущая им поэтическая фантазия, сполна проявившаяся в артистизме натуры героя «Обрыва», в его безудержной тяге к «поэтической стороне» жизни, к красоте. Ищущий духовного самовыражения, он мечтает видеть себя и свободным артистом, и музыкантом, и живописцем, и писателем. Однако в этом бесконечном поиске приложения сил обнаруживается отсутствие в Райском того, что присуще истинному художнику: упорства и терпения. Хотя в своем позднем романе Гончаров, несомненно, много размышлял на «злобу дня» (о чем свидетельствует явный антинигилистический «элемент» в романе, борьба двух «правд» – старой и новой, проблема исторического прогресса, как ее понимает писатель, и т. д.), он всегда был склонен, как отмечал Ф. Достоевский, к осмыслению нравственно-психологической, сердечной стороны человеческого бытия. Вот почему «Обрыв» – прежде всего психологический роман, обращенный к многосторонней внутренней жизни его героев. В этой связи один из ведущих мотивов «Обрыва» – страсть, а если быть точнее – «обрыв страстей», как написал И. Северянин в своем портрете-«медальоне», посвященном писателю. Однако, по Гончарову, на любой страсти лежит знак подлинной стихии жизни, подчас поражающей воображение человека. «Тебе на голову валятся каменья, – говорит Райский Вере, – а ты в страсти думаешь, что летят розы на тебя... удары от дорогой руки покажутся нежнее ласк матери». Как особый тип сложных человеческих отношений двух сильных и ярких личностей представлена в романе страсть Марка Волохова и Веры. В этом «роковом поединке» сполна отразился не только «обрыв страстей», но и борьба «двух правд»: старозаветной и новой. В противовес Вере, защищающей патриархальное представление о грехе, Волохов расценивает его как выдумку приверженцев старины. При этом аргументация героя выдержана в соответствии с духом времени и позитивистским взглядом на мир, то есть носит естественнонаучный характер. Так, тезис, завершающий вдохновенную речь Волохова о «срочной» (на срок) любви, основывается на голубином опыте. Именно такую, «срочную любовь», предлагает Марк Вере. Что касается гончаровского Волохова, то не представляется возможным судить о нем как о примитивном человеке. Здесь все обстоит гораздо сложнее. Прежде всего Гончаров расходится с героем-нигилистом в решении «женского вопроса», в самом пренебрежительном и откровенно плотском отношении Волохова к женщине. По Волохову, всякие разговоры о родовом, семейном ассоциируются с «глупостью» и «бабушкиными убеждениями». Для Веры – «бабушкины», патриархальные устои – это «берега», которые удерживают человека от возможного «обрыва». Оба героя одинаково расценивают семью как силу скрепляющую. Но только для Марка – это сила ненавистная, в то время как для Веры брак, семья, дети – не менее «природное», естественное чувство, чем страсти. Гончаров вместе со своей героиней признает силу и власть страстей. Писатель также считает, что страсти, соблазны неизбежны, они не могут не прийти к человеку. И остается только верить, что его сердце не разломится от боли. А то, как может болеть человеческое сердце, мы убеждаемся на примере переживаний Веры после случившегося ее «падения». Однако, по мысли Гончарова, для сильных, глубоких натур «обрыв страстей» – это закономерный этап их духовного взросления. И это пройдет! А далее наступит новое время, новое мирочувствование, ознаменованное людьми не волоховского, разрушительного, начала, но созидателями – Тушиными, «сказочными» героями, приходящими на помощь и спасающими из беды человека, Россию, нуждающихся в них. Великой и вечной мыслью о сострадании завершал Гончаров свой роман. К осознанию не только человеческой, но и исторической плодотворности этого чувства подводила Райского и читателей Татьяна Марковна, бабушка, образ которой в «Обрыве», становясь выражением коренных и глубинных народных представлений о бытии, мифологизируется. Потому закрывает роман «исполинская фигура» другой великой «бабушки» – России, средоточия вековечной мудрости относительно всего живущего и сострадания ко всем живым. В последние десятилетия жизни (1870-1891) Гончаров в печати выступает очень редко, считая себя устаревшим и забытым писателем. Но думается, главную причину его молчания назвал Ф. Достоевский. По его мнению, Гончаров не написал ничего нового по причине своего эстетического неприятия современной «текущей» действительности. Он принадлежал к поколению 40-х годов XIX века, поколению либерально настроенных людей, исполненных веры в прогресс, гуманность, цивилизацию, которых нередко называли «идеалистами», «романтиками». Может быть, именно по этой причине в 1872 году он опубликует в «Вестнике Европы» «критический этюд» «Мильон терзаний» – отклик на постановку «Горя от ума» А.С. Грибоедова на сцене Александрийского театра. Помимо того что он поразительно верно почувствовал и осмыслил историзм комедии, Гончаров, как никто другой, проникся обаянием личности главного героя, Александра Андреевича Чацкого, его высоким умом, а главное, его безудержной устремленностью к идеалу. Так об Александре Чацком мог написать только человек, беззаветно преданный мечте. И в этом смысле как по-гончаровски звучат слова А.С. Грибоедова: «Мы молоды и верим в рай!» Вопросы и задания 1. Смысл «диалогического конфликта» в романе «Обыкновенная история». Как он помогает проявить авторский замысел? 2. Место «Фрегата «Паллада» в творчестве писателя. 3. Апология Обломовки в романе И. Гончарова. 4. Обломовская модель Дома, Семьи, Любви. Опираясь на текст романа, охарактеризуйте ее. 5. Почему Гончаров не продолжил своей трилогии после отрицательного отзыва критики на его «Обрыв»? Литература Краснощекова Е. Иван Александрович Гончаров. Мир творчества. Спб., 1997. Лощиц Ю. Гончаров. М., 1986. Недзвецкий В.А. Романы И. А. Гончарова. М.: Изд-во МГУ, 1996. Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое / Русская литература. 1992. № 1. С. 3–17. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. М., 1998.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |