КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество А.Н. Островского 1 страница
(1818–1883). Творчество И.С. Тургенева Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 года в Орле, в богатой дворянской семье. Детство его прошло в селе Спасское-Лутовиново, невдалеке от уездного города Мценск Орловской губернии. И уже тогда будущий писатель стал свидетелем ужасов крепостного права. «Раннюю ненависть к рабству и крепостничеству, – писал Тургенев в конце жизни, – внушила мне безобразная окружающая действительность». Первоначальное образование Тургенев получил дома, а затем в частных пансионах. В 1833 году он поступил в Московский университет, откуда вскоре перевелся в Петербургский, где в 1836 году окончил словесное отделение философского факультета. К этому времени относятся и первые литературные опыты молодого Тургенева, создававшиеся под воздействием господствовавшего тогда в литературе романтизма, и прежде всего поэзии Байрона. Это особенно чувствуется в драматической поэме «Стено», написанной в 1835 году. В мае 1838 года Тургенев отправился в Германию. Там он слушал лекции по философии и классической филологии в Берлинском университете и сблизился с М.А. Бакуниным, Н.В. Станкевичем и Т.Н. Грановским. Общение с ними оказало самое существенное влияние на формирование философских и нравственных убеждений будущего писателя. Весной 1841 года Тургенев вернулся в Россию и стал серьезно готовиться к научной деятельности. Он мечтал посвятить себя изучению философии. Однако Тургенев вскоре убедился, что наука не его призвание. Некоторое время он служил в канцелярии Министерства внутренних дел, но, по его собственным словам, делал это «очень плохо и неисправно», и в мае 1845 года вышел в отставку. Чем бы ни занимался Тургенев в эти годы: учился, готовился к научной деятельности, служил, – он ни на минуту не оставлял литературных занятий. Началом своей литературной деятельности Тургенев считал 1843 год, когда в печати появилась его поэма «Параша», открывшая собой целый ряд произведений, посвященных развенчанию романтического героя. Белинский увидел в молодом авторе «необыкновенный поэтический талант», «верную наблюдательность, глубокую мысль», «сын нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его». Общение с Белинским оказало сильное влияние на развитие Тургенева. Белинский помог ему выработать правильное понимание явлений, происходящих в мире. И именно убедил Тургенева в том, что литературное творчество в условиях самодержавной России является единственным родом деятельности, позволяющим ставить и решать злободневные социальные вопросы и что русский читатель «видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей». Свои эстетические принципы Тургенев реализовал в целом ряде художественных произведений. Одна за другой появляются в печати его повести «Андрей Колосов», «Бретёр», «Три портрета». Все эти повести пронизывает мысль, что время романтических героев прошло, что ныне романтический флер служит лишь для прикрытия эгоизма и невежества людей мелких и ограниченных. В середине 1840-х годов Тургенев становится одним из активных деятелей «натуральной школы», объединявшей в своих рядах лучших литераторов того времени: А.И. Герцена, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, И.И. Панаева, Д.В. Григоровича. Принимает участие в сборниках «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник», изданных Некрасовым при содействии Белинского и явившихся своеобразными манифестами «натуральной школы». И еще одно очень важное событие произошло в это время в жизни писателя – он познакомился с выдающейся французской певицей Полиной Виардо. «Я ничего не видел на свете лучше Вас... – писал Тургенев Виардо спустя несколько лет. – Встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только вместе со мною». Полина Виардо была не только замечательной певицей, но и обаятельной женщиной, широко образованным человеком и интересным собеседником. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. До конца своих дней он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву. На страницах «Современника» 1847 года Тургенев опубликовал несколько произведений, и среди них очерк «Хорь и Калиныч», который открывал собой цикл, объединенный позднее под названием «Записки охотника». Крестьяне, нарисованные Тургеневым в «Записках охотника», обладают острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир, способностью чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе еще никто не изображал. Недаром Белинский, прочитав очерк «Хорь и Калиныч», заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил». «Записки охотника» явились знаменательным событием в творческом развитии Тургенева. «Я рад, что эта книга вышла, – говорил писатель, – мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы...» Начиная с 1843 года одна за другой появляются в печати и на сцене небольшие, как правило одноактные и двухактные, пьесы Тургенева: «Неосторожность», «Безденежье», «Завтрак у предводителя», «Нахлебник», «Холостяк», посвященные различным сторонам и проблемам русской жизни. Обращение Тургенева к драматургии помогли ему овладеть новыми формами раскрытия психологии героев, обходиться без авторского вмешательства и объективных оценок, раскрывать характеры действующих лиц через их поступки, поведение и внутренние монологи. Более трех лет, с 1847 по 1850 год, Тургенев жил безвыездно за границей. И только летом 1850 года вернулся на родину, в Россию. А спустя несколько месяцев умерла мать писателя Варвара Петровна, и Тургенев получил возможность на деле реализовать данную себе еще в юности «аннибалову клятву» – бороться с крепостническими порядками. Позднее на вопрос, что он сделал для своих крестьян, Тургенев говорил: «...я немедленно отпустил дворовых на волю, пожелавших крестьян перевел на оброк, всячески содействовал успеху общего освобождения, при выкупе везде уступил пятую часть и в главном имении не взял ничего за усадебную землю, что составило крупную сумму». В 1852 году Тургенев был арестован, а затем выслан «на жительство на родину, под присмотр» за публикацию без разрешения цензуры некролога, посвященного памяти умершего Гоголя. Летом 1852 года Тургенев отправился отбывать ссылку в свое имение Спасское-Лутовиново. Во время вынужденного уединения (в ссылке он провел почти полтора года) Тургенев много писал, читал и усердно изучал русскую историю. За короткое время им были написаны несколько повестей и первая часть незаконченного романа «Два поколения», в котором он намеревался воссоздать широкую и целостную картину русской действительности. Отныне главное внимание Тургенев сосредоточил на изображении представителей дворянской интеллигенции. Уже в рассказах «Смерть» и «Гамлет Щигровского уезда», вошедших в «Записки охотника», писатель попытался изобразить ее представителей. Но наиболее полно и глубоко их жизнь раскрыта Тургеневым в повестях «Дневник лишнего человека», «Затишье», «Переписка», «Яков Пасынков», а также в написанных позднее повестях «Ася» и «Фауст». Понятие «лишний человек» было введено в литературу Тургеневым, и именно он дал наиболее полный и глубокий анализ этого примечательного явления русской действительности. Многие передовые люди того времени понимали, что страна находится на пороге важных исторических преобразований, что теперь на повестку дня встал вопрос о дальнейшем пути развития России. В связи с этим необходимо было решать, кто же возглавит в новых условиях общественное движение – представители дворянской интеллигенции из плеяды так называемых «лишних людей» или разночинцы-демократы, которых в скором времени назовут «новыми людьми». На этот вопрос Тургенев уже попытался в какой-то степени ответить в своих повестях о «лишних людях». Более глубоко и последовательно он сделал это в своем первом социально-психологическом романе «Рудин», в котором стремился запечатлеть определенный этап исторического развития России, тесно связанный с ее настоящим и будущим. Роман «Рудин» был написан летом 1856 года в Спасском-Луто-винове и в начале следующего года опубликован в журнале «Современник». В своем романе Тургенев подвел итог своим многолетним наблюдениям над характером «лишнего человека» и в образе главного героя нарисовал выразительный портрет человека, в котором сконцентрировались мысли и чувства, наиболее характерные для «русских людей культурного слоя» эпохи 40-х годов XIX столетия. По справедливому замечанию Дружинина, Тургенев в своем романе стремился «возвести в ряд симпатических образов весь запас своих долгих, добросовестных наблюдений над современными недугами современных тружеников жизни» и создать «нечто вроде исповеди целого поколения, имевшего важное влияние на собственное развитие наше». Рудин изображен в романе как человек умный и талантливый, мечтающий о благе человечества, о полезной и плодотворной деятельности. Он верит в торжество великих идеалов. По его мнению, ценность любого человека определяется прежде всего его образованностью, культурой, знаниями, его верой в науку, искусство, верой в самого себя, в силу своего разума. «Людям нужна эта вера, – говорит он. –...Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием...» Только опираясь на знания, на твердую веру, человек может понять смысл своего назначения в жизни. «...Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? как может он знать, что он должен сам делать?..» Однако сам Рудин оказался совершенно не способным претворить свои идеалы в жизнь, он не сумел применить свои богатые возможности на деле. У него были ум, знания, высокие устремления, но не было ни воли, ни характера, ни умения трудиться. Его желание быть полезным, принести какую-нибудь пользу людям неизменно кончалось неудачами. К тому же Рудин не знал жизни, истинных потребностей своей страны. «Несчастье Рудина состоит в том, – говорил о нем его товарищ по кружку Покорского Лежнев, – что он России не знает, и это большое его несчастье». И дальше: «Но, опять-таки скажу, это не вина Рудина: это его судьба, судьба горькая и тяжелая, за которую мы-то уж винить его не станем». Рудину противопоставлен в романе образ Натальи Аасунской. Натура пылкая и восторженная, она искренне и глубоко полюбила Рудина и полна решимости пожертвовать всем ради счастья быть с любимым. «... Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе», – говорит Наталья. Горячая проповедь Рудина пробудила в ней жажду деятельности, стремление к жизни, отвечающей высоким идеалам. Ей дороги и близки идеалы и стремления Рудина. Наталья поверила в него, в его силу и способность к активной деятельности. И потому так горько было ее разочарование. «...Я до сих пор вам верила, – говорит она Рудину во время последнего свидания, – каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что я люблю вас, я знала, что значит это слово: я на все была готова...» Образ Натальи Ласунской открыл в творчестве Тургенева целую галерею прекрасных женских характеров, посвятивших свою жизнь служению идеалам, во имя которых они готовы были пойти на любые жертвы и испытания. Летом 1856 года Тургенев выехал за границу. С тяжелым сердцем отправлялся он в далекий путь. В письме к одной из самых близких своих знакомых, Е. Е. Ламберт, писатель признавался: «...лучше было бы для меня не ехать. В мои годы уехать за границу – значит определить себя окончательно на цыганскую жизнь и бросить все помышления о семейной жизни! Что делать! Видно, такова моя судьба». Мысли о своей прошедшей молодости, о своей неустроенной жизни все чаще приходили ему в голову. Печальными настроениями пронизаны многие письма Тургенева этого периода, его произведения «Фауст» и «Поездка в Полесье». Тургенев приходит к осознанию необходимости самоотречения во имя высших нравственных идеалов, о спасительности «цепей долга», способных, по его мнению, помочь человеку выстоять перед неподвластными ему силами и законами бытия. Эти раздумья писателя своеобразно преломились в романе «Дворянское гнездо» (1858), в котором он подвел итоги своих размышлений о духовной драме «лишних людей» и поставил вопрос об исторической судьбе всего дворянского сословия, на протяжении долгого времени определявшего политическую и духовную жизнь России. На примере истории семьи Лаврецких Тургенев показал, какие глубокие социальные противоречия и культурная пропасть пролегли между дворянством и народом. Поэтому ему хотелось найти среди представителей дворянства героев, которым чужды эгоизм, амбициозность, рефлексия и другие пороки, свойственные «лишним людям». Таким героем представлен в романе Федор Лаврецкий. Он не утратил связи с народной жизнью. Его идеалы и стремления во многом определяются моральными и нравственными, принципами, лежащими в основе народного сознания. Лаврецкий ищет пути сближения с народом, хочет быть полезным своей стране. Он собирается «пахать землю... и стараться как можно лучше ее пахать». Стремление Лаврецкого «пахать землю», пахать не спеша, глубоко и основательно, без громких фраз, разделял и Тургенев, считавший, что только таким путем можно достичь преобразования общественной и политической жизни в России. Именно поэтому столь большое внимание писатель уделял в своем творчестве таким образам «незаметных» пахарей, как Лежнев («Рудин»), а позднее – Литвинов («Дым») и Соломин («Новь»). И в этом ряду Лаврецкий занимает важное место. Высокие нравственные качества, глубокий патриотизм Лаврецкого привлекли к нему сердце Лизы Калитиной, с образом которой в романе связано решение проблемы личного счастья и долга. Лиза Калитина – человек удивительной нравственной чистоты и чуткости. Как и Лаврецкий, она сознает порочность жизни, построенной за чужой счет, порочность такой дворянской морали и нравственности. Она знает, как много горя и страданий принес людям ее отец, и считает себя ответственной за грехи родителей. «Все это отмолить надо, отмолить», – говорит она. Убедившись в невозможности быть с любимым человеком, Лиза решает отказаться от личного счастья, от любви, переполнявшей ее сердце, и уходит в монастырь, чтобы загладить «грехи отцов». «Не утешения искала она в монастыре, – совершенно справедливо замечал Писарев, – не забвения ждала она от уединенной и созерцательной жизни: нет! она думала принести собою очистительную жертву, думала совершить последний высший подвиг самопожертвования». «Дворянское гнездо» – одно из самых поэтических созданий Тургенева. В этом произведении проявилось удивительное дарование писателя тонко и проникновенно раскрывать внутреннюю жизнь своих героев, передавать тончайшие движения человеческих чувств и переживаний. «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когда-либо выпадал на долю Тургенева. Он сам говорил: «...Со времени появления этого романа я стал считаться в числе писателей, заслуживающих внимания публики». В январе 1860 года Тургенев выступил на публичном чтении в Обществе в пользу нуждающимся литераторам и ученым с программной речью «Гамлет и Дон Кихот». В этих двух величайших образах, созданных европейской литературой, Тургенев увидел «две коренные, противоположные особенности человеческой природы – оба конца той оси, на которой она вертится». По его мнению, Гамлет и Дон Кихот – это два разных типа поведения человека, отражение в нем противоборства мысли и воли. Подобное противоборство Тургенев видел повсюду – и в окружающей действительности, и во внутренней жизни каждого человека. Мало того, он был убежден, что и все человечество можно разделить на эти два типа: «Нам показалось, что все люди принадлежат более или менее к одному из этих двух типов; что почти каждый из нас сбивается либо на Дон Кихота, либо на Гамлета». Вскоре после публикации романа «Дворянское гнездо» Тургенев приступил к работе над повестью «Накануне». Главную идею повести Тургенев сформулировал следующим образом: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур... для того, чтобы дело продвинулось вперед». Писатель понимал, что время дворянских интеллигентов прошло, что на смену им должны прийти люди иного склада, с иными мыслями и устремлениями. Таким в «Накануне» представлен разночинец-демократ Инсаров, человек, отказавшийся от всего личного, посвятивший свою жизнь одной великой цели – спасти свою родину от порабощения, освободить родную Болгарию от турецкого ига. Писателю были близки высказанные Инсаровым слова о том, что «последний мужик, последний нищий в Болгарии, и я – мы желаем одного и того же. У всех у нас одна цель. Пойми, какую это дает уверенность и крепость!» Тургеневу хотелось, чтобы точно так же и в России объединились все прогрессивные силы (независимо от социального происхождения и различия во взглядах) в одном братском согласии. Тургенев верил, что «и у нас народятся люди», что Россия находится «накануне» появления «сознательно-героических натур». Именно этим он руководствовался, когда создавал образ Елены Стаховой, решившей порвать со своим классом и живущей в ожидании настоящего дела. Среди окружающих ее людей она не встретила ни одного человека с ярко выраженным деятельным началом. И поэтому Елену так глубоко поразила страстная одержимость Инсарова в достижении поставленной цели. «Освободить свою родину! Эти слова даже выговорить страшно, как они велики!» – восклицает она и решает разделить с ним его судьбу, а после смерти своего избранника продолжить начатое им дело. Новое произведение Тургенева вызывало разноречивые отклики. Его горячо приветствовала передовая молодежь, увидевшая в «Накануне» отражение своих стремлений и надежд, а консервативная критика выступила с резкими суждениями о Елене Стаховой. Роман «Накануне» вызвал горячие споры. Наиболее глубокое истолкование нового произведения Тургенева дал Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?», возвестивший о скором появлении русского Инсарова, которому предстоит борьба не с внешними, ас внутренними врагами, о приближении дня революции. «И недолго нам ждать его, – убежденно говорил критик, – за это ручается то лихорадочное мучительное нетерпение, с которым мы ожидаем его появления в жизни... Придет же он, наконец, этот день! И во всяком случае, канун недалек от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их!..» Открытый призыв к революции, позвучавший в статье Добролюбова, испугал Тургенева. Познакомившись с содержанием статьи еще до ее публикации, он попросил Некрасова не печатать ее. Некрасов попытался уговорить Добролюбова пойти на некоторые уступки и смягчить отдельные положения статьи. Однако критик не согласился. Некрасов оказался перед необходимостью сделать выбор между Тургеневым и Добролюбовым. И он сделал этот выбор: статья «Когда же придет настоящий день?», хотя и с некоторыми сокращениями, была опубликована в «Современнике», после чего Тургенев отказался от дальнейшего участия в журнале. Позднее Тургенев признал справедливость статьи Добролюбова и назвал ее «самой выдающейся» среди произведений великого критика. В конце апреля 1860 года Тургенев снова уехал за границу. С этого времени он почти постоянно живет в Европе, лишь изредка приезжая на родину. В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. В этот сложный период Тургенев и создает роман «Отцы и дети» (1862). В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия: неизбежность смены поколений, осмысление опыта прошлого и переоценка жизненных ценностей уходящего поколения поколением, пришедшим ему на смену, иными словами говоря, столкновение «века нынешнего и века минувшего», а прежде всего социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей разных социальных слоев общества – дворян и разночинцев, разных мировоззренческих позиций – либералов и демократов. Базаров – натура цельная и последовательная. Для него характерна постоянная работа мысли, его суждения оригинальны и самобытны. Особенно полно характер Базарова раскрывается в столкновениях с его идейными противниками, с представителями дворян – Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми. Не было ни одного сколько-нибудь важного вопроса, по которому между ними не было бы принципиальных разногласий. Споры велись по самым различным проблемам: политическим, научным, нравственным, эстетическим и т. д. В них отразились взгляды двух идейно противоположных лагерей – дворян-либералов и разночинцев-демократов. Свое отношение к этим спорам Тургенев выразил следующим образом: «Вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». И действительно, Базаров во всех отношениях оказался выше своих идейных противников: он чужд успокоенности, жаждет настоящего дела, выступает за коренную ломку существующих порядков. Поэтому Базаров и отрицает все, что связано со старым, уходящим самодержавно-крепостническим укладом жизни: его философию, культуру, искусство, принципы воспитания и т. д. Но было бы неверно видеть в Базарове только отрицателя и ниспровергателя всего и вся. То, что проверено практикой, опытом, он не отвергает. Базаров, например, признает, что основой жизни является труд и что главное назначение человека – трудиться, что в основе мировоззрения человека должен лежать естественный подход в оценке явлений действительности. Базаров выступает в романе как воинствующий материалист и атеист. Правда, его материализм носит иной характер, нежели материализм Чернышевского и Добролюбова. Во взглядах Базарова чувствуется влияние вульгарного материализма, считавшего сознание не порождением общественных отношений, а особым видом материи. Это направление в русской философии представил Писарев. Так что реальная основа для изображения философского мировоззрения Базарова у Тургенева была. То же самое можно сказать и об отношении героя романа к проблемам искусства. Тургенев отмечал, что Базаров – фигура «трагическая», и трагизм его положения, по мнению писателя, заключался в том, что он «рано родился» и стоял лишь «в преддверии будущего». Недаром с такой горечью прозвучали предсмертные слова Базарова, обращенные к Одинцовой: «Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... это чепуха... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Едва роман Тургенева появился в печати, вокруг него разгорелась ожесточенная полемика. Как вспоминал один современник, «поднялась целая буря толков, споров, сплетен, философских недоразумений. Все то, что бродило в обществе, как неопределенная, скорее ощущаемая, чем сознаваемая сила, воплотилось теперь в определенный, целый образ... В гостиных и клубах, в департаментах, в ресторанах, в аудиториях, в книжных магазинах только и толков было, что об «Отцах и детях». Революционно-демократическая критика встретила роман Тургенева неоднозначно. Если М.А. Антонович, возглавивший критический отдел «Современника» после смерти Добролюбова, в статье «Асмодей нашего времени» истолковал роман «Отцы и дети» как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения», то Писарев на страницах журнала «Русское слово» – сначала в статье «Базаров», а потом в «Реалистах» – высоко оценил роман и образ Базарова. Тургенев отметил, что «разбор Писарева необыкновенно умен... и... что он почти вполне понял все то, что я хотел сказать Базаровым». Но это «почти» весьма знаменательно. Конечно же Тургенев далеко не во всем был согласен с оценкой Базарова Писаревым. По мнению Тургенева, более правильно понял Базарова Достоевский, который увидел в нем человека «беспокойного и тоскующего... (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». По мысли Тургенева, Базаров лишь «переходный тип», который стоит накануне настоящего дела и только еще готовит для него почву. Сам писатель признавался: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель, – потому что она все-таки стоит в преддверии будущего...» Весной 1862 года Тургенев приехал в Лондон и провел несколько дней в кругу своих старых друзей: Герцена, Огарева и недавно бежавшего из сибирской ссылки М.А. Бакунина. Радость встречи была во многом омрачена серьезными разногласиями, возникшими между Тургеневым и Герценом. Они касались вопросов о будущем России, о взаимоотношениях России и Запада, об их историческом развитии. В отличие от Герцена, считавшего в это время, что революционные возможности Запада исчерпаны и что России уготовлен особый путь, который приведет ее к «русскому социализму», Тургенев был убежден, что его страна будет развиваться по тем же законам, что и европейские страны. В обстановке этих жарких споров у Тургенева возник замысел романа «Дым». Однако писать его он начал лишь в конце 1865 года. Роман этот тесно связан с насущными вопросами русской жизни пореформенного периода. В нем писатель резко отрицательно изобразил представителей реакционного дворянства, мечтавших о возвращении старых крепостнических порядков и стремившихся убедить правительство «воротиться назад». В лице генерала Ратмирова, маскирующего свои реакционные убеждения модными либеральными фразами, князя У., составившего «себе во время оно... громадное состояние на продаже сивухи, подмешанной дурманом», писатель выразил свою ненависть к консервативным кругам русского общества, показал их своекорыстные устремления, моральную низость и духовное убожество. Не менее резко Тургенев осудил в своем романе и русскую политическую эмиграцию. Рисуя образ Губарева и его окружение, писатель сначала намеревался сатирически изобразить революционных деятелей, оказавшихся за границей, показать их оторванность от всего русского, непонимание того, что происходит в России. При этом Тургенев спорил с Огаревым, с его учением о «русском социализме». Однако в процессе работы над романом писатель сменил акцент и острие критики обрушил на псевдореволюционеров, лишь в период общественного подъема примкнувших к революции, а после победы реакции поспешивших заявить о своей политической благонадежности. Недаром Губарев, вернувшись в Россию, становится преуспевающим помещиком, а Биндасов – акцизным чиновником и трактирным завсегдатаем. Роман «Дым» вызвал единодушное осуждение как демократической, так и реакционной критики. «...Меня ругают все, – писал Тургенев, – и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенно сбоку». Критически отнеслись к роману Гончаров, Л. Толстой, Достоевский. Прочитав «Дым», Писарев писал Тургеневу, что роман его «решительно не удовлетворяет», что он представляется ему «странным и зловещим комментарием к «Отцам и детям». «Мне хочется спросить у Вас, – восклицал критик, – Иван Сергеевич, куда Вы девали Базарова?» После романа «Дым» он создал несколько повестей и рассказов, в которых обратился к воспоминаниям своего детства и юности («Пунин и Бабурин», «Бригадир Ю», «Степной король Аир»), а также к мотивам и образам повестей 1850-х годов. Так, повесть «Вешние воды» по своему содержанию очень близка к повестям «Ася» и «Первая любовь». В образе главного героя повести Санина нашли свое отражение многие черты «лишних людей». Кроме того, Тургенев написал три новых рассказа, которые включил в «Записки охотника»: «Стучит», «Конец Чертопханова» и «Живые мощи». На первый взгляд все эти произведения были далеки от современности и не затрагивали важных общественных вопросов. Но, обращаясь к прошлому, Тургенев стремился глубже понять и раскрыть сущность русской национальной жизни, найти в ней новые, необычные характеры. Писателя начинает волновать героическая тема, образы протестантов и подвижников. Таковы, например, сосланный на каторгу Бабурин («Пунин и Бабурин»), отец Давыда, побывавший в ссылке («Часы»). Эти образы можно рассматривать как наброски к героическим характерам, выведенным Тургеневым в его последнем романе – «Новь». Тем же острым чувством современности пронизаны и «Литературные и житейские воспоминания», где Тургенев тепло и проникновенно рассказал о деятелях 1840-х годов, и прежде всего о Белинском, которого писатель изображает передовым мыслителем и страстным борцом. Относясь с большим сочувствием к деятельности русских революционеров, Тургенев тем не менее отдавал предпочтение «постепеновцам», людям, ведущим повседневную работу в народе, просвещая и образовывая его. Об этом он писал одной из своих корреспонденток в сентябре 1874 года: «Времена переменились; теперь Базаровы не нужны. Для предстоящей общественной деятельности не нужно ни особенных
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |