КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество А.Н. Островского 2 страница
талантов, ни даже особенного ума – ничего крупного, выдающегося, слишком индивидуального; нужно трудолюбие, терпение; нужно уметь жертвовать собою безо всякого блеску и треску – нужно уметь смириться и не гнушаться мелкой и даже низменной работы. Мы вступаем в эпоху только полезных людей... и это будут лучшие люди». Попытку создать образ такого рода деятеля Тургенев и предпринял в своем романе «Новь» (1877). Это была главная задача. Но прежде всего писатель хотел нарисовать в новом произведении широкую картину русской действительности конца 1860 – начала 1870-х годов, показать расстановку классовых сил в политической борьбе того времени. С ненавистью и сарказмом рисует Тургенев представителей правящего класса – реакционера-космополита Коломийцева и чиновника-либерала Сипягина. Совершенно иначе изображена в романе революционно настроенная молодежь, стремившаяся пробудить народ, поднять его на борьбу против своих угнетателей. Задачу свою Тургенев видел в том, чтобы воспроизвести предельно объективную картину деятельности революционеров-народников, раскрыть их высокие побуждения и беззаветную преданность своему делу. Именно такой изобразил Тургенев в романе «Новь» революционную молодежь – Нежданова, Машурину, Маркелова, Остроумова и др. Всех их объединяет самоотверженная готовность пожертвовать жизнью во имя народа. Но их трагедия, по мысли писателя, заключалась в том, что они не знали крестьянской жизни. Столкнувшись с недоверием крестьян, с их равнодушием к пропаганде социалистических идей, они пали духом. Это особенно ярко показано Тургеневым в образе Нежданова, который, убедившись в тщетности своих усилий, разочаровавшись в деле, которому служил, покончил жизнь самоубийством. Особое место в романе занимает образ Марианны. В отличие от Нежданова, усомнившегося в правильности и жизненности революционного дела и страдающего от сознания своей беспомощности, Марианна – человек цельный, сильный и бесстрашный. Она жаждет революционного подвига и твердо идет по избранному пути, хотя конечная цель этого пути ей неясна. В романе «Новь» Тургенев во многом справедливо критиковал слабость и ограниченность народнического движения с его идеализацией патриархальных и общинных начал, непонимание народниками сложных процессов, происходивших в пореформенной деревне. Писателю удалось показать иллюзорность надежд народников на то, что крестьяне пойдут за ними. В качестве эпиграфа к роману писатель поставил слова: «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом». «Плуг в моем эпиграфе, – пояснял Тургенев, – не значит революция – а просвещение». Поэтому положительным героем в романе выведен умеренный народник, «постепеновец» Соломин, который, помогая революционерам, тем не менее делает ставку на мирную работу среди народа с целью его просвещения и образования. Только на этом пути, по его убеждению, народ может обрести свободу. В отличие от революционных пропагандистов, Соломин знает нужды народа, умеет говорить с ним. И простые люди верят ему и глубоко уважают. Устами одного из героев романа Тургенев прямо указывал, что будущее принадлежит Соломиным: «Это не герои... это крепкие, серые, одноцветные, народные люди. Теперь только таких и нужно!» Роман «Новь» вызвал множество самых разноречивых откликов и суждений. Особенно негодовала реакционная критика. Но передовые круги русского общества, хотя и со многими оговорками, встретили роман сочувственно. П.Л. Лавров, например, писал, что Тургенев правдиво изобразил величие подвига русских революционеров и показал, какими прекрасными людьми они были. Почти ежегодно весной или летом Тургенев приезжал в Россию. Каждый его приезд становился целым событием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступать на всякого рода литературных и благотворительных вечерах, на дружеских встречах. Особенно горячо приветствовала писателя молодежь, считавшая его своим учителем и единомышленником. Начиная с 60-х годов имя Тургенева становится широко известным на Западе. Он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. В последние годы жизни Тургеневым было написано насколько небольших прозаических произведений: «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич», «Отрывки из воспоминаний – своих и чужих» и «Стихотворения в прозе». «Стихотворения в прозе» справедливо считаются заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений. Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Senilia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасюлевич заменил его другим, оставшимся навсегда, – «Стихотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычность жанра. Писатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в золотой фонд нашей литературы. «Стихотворения в прозе» – это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами старика». Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя. В «Стихотворениях в прозе» нашли отражение все сложности и противоречия мировоззрения писателя. По содержанию, стилю, тону многие стихотворения представляют собой как бы ответвления крупных произведений писателя. Одни восходят к «Запискам охотника» («Щи», «Маша», «Два богача»), другие – к любовным повестям («Роза»), третьи – к романам («Деревня», например, напоминает отрывок из «Дворянского гнезда», а «Порог», «Чернорабочий и белоручка» связаны с романом «Новь»). В некоторых стихотворениях («Насекомое», «Старуха», «Сон») звучат настроения грусти и печали, являющиеся отголоском мысли повестей «Призраки» и «Довольно». Это мотивы тщетности существования, бессмысленности надежд на личное счастье, ожидание и предчувствие неотвратимой гибели – личной и всеобщей. Но с не меньшей силой выступает в «Стихотворениях в прозе» и другой круг мотивов и настроений: любовь, побеждающая страх смерти («Воробей»); красота и сила искусства («Стой!»); нравственная красота народного характера и чувства («Два богача»); моральное величие подвига («Порог», «Памяти Ю. П. Вревской»); мотив борьбы и мужества («Мы еще повоюем!»); животворящее чувство родины («Деревня»). «Стихотворения в прозе» – отражение исканий, раздумий, противоречий последних лет, тяжелых переживаний, личной неустроенности Тургенева. Это наиболее интимная исповедь художника, итог всей его жизни. Образы многих стихотворений имеют прототипы, а в основе событий часто лежат факты личной жизни писателя. Так, последняя встреча Тургенева с Некрасовым послужила основой «Последнего свидания Ю», а в «Пороге» представлена, по мнению исследователей, история Веры Засулич или Софьи Перовской. Своеобразным торжественным гимном прозвучала горячая вера Тургенева в будущее русского народа в стихотворении «Русский язык». В июне 1880 года в Москве состоялось торжественное открытие памятника А.С. Пушкину, ставшее знаменательным событием в русской общественной и литературной жизни. Одним из организаторов и участников пушкинских торжеств был Тургенев. На публичном собрании Общества любителей российской словесности писатель произнес речь, прославляющую русский народ, и выразил глубокую убежденность в его великом будущем. В конце торжеств Тургенев и Достоевский, который также выступил с речью, были увенчаны лавровыми венками. Последний раз Тургенев побывал на родине в мае 1881 года. Друзьям он неоднократно высказывал свою «решимость вернуться в Россию и там поселиться». Однако эта мечта не осуществилась. В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел, и о переезде уже не могло быть речи. Но все его мысли были на родине, в России. О ней думал он, прикованный к постели тяжелым недугом, о ее будущем, о славе русской литературы. Умер Тургенев 3 сентября 1883 года во Франции. Незадолго до смерти он высказал пожелание быть похороненным в Петербурге, на Волновом кладбище, рядом с Белинским. Последняя воля писателя была исполнена. На смерть Тургенева откликнулась вся русская прогрессивная и зарубежная печать. В некрологе, опубликованном в журнале «Отечественные записки», Салтыков-Щедрин писал: «В современной русской беллетристической литературе нет ни одного писателя (за исключением немногих сверстников покойного, одновременно с ним вступивших на литературное поприще), который не имел в Тургеневе учителя и для которого произведения этого писателя не послужили отправною точкою. В современном русском обществе едва ли найдется хоть одно крупное явление, к которому Тургенев не отнесся с изумительнейшею чуткостью, которого он не попытался истолковать». Вопросы и задания 1. Как появились на свет «Записки охотника»? 2. Охарактеризуйте героев «Рудина» и «Дворянского гнезда». 3. Как был встречен образ Базарова из «Отцов и детей»? 4. Сравните Евгения Базарова и Родиона Раскольникова. 5. Почему не нашли широкого отклика последние романы Тургенева «Дым» и «Новь»? Литература Батюто А. Тургенев-романист. Л., 1972. Лебедев Ю.В. Тургенев. М., 1990. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975. Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. 2-е изд. М., 1979. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.
(1823-1886) Подводя жизненные итоги, Александр Николаевич Островский признал, что поприще драматурга было для него выражением не только творческих, но и гражданских устремлений. Оно отвечало требованиям не имевшей своего театра публики: разночинной интеллигенции, купечества, ремесленников. «Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы, – писал Островский. – Все другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии – для всего народа». Автор 47 оригинальных пьес, Островский полагал, что, независимо от времени и места, «история оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать для всего народа, и только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными для других народов, а наконец, и для всего света». Более чем сорокалетний путь Островского-художника принято делить на несколько периодов – в зависимости от того, какие социальные и творческие устремления выступали на первый план, определяли проблематику и стиль сценического искусства. 1847-1851. Годы, когда формировался «почерк» Островского-драматурга, когда его приверженность идеям и поэтике «натуральной школы» выразилась наиболее полно. Лучшая пьеса – «Банкрот», впоследствии переименованная в «Свои люди – сочтемся». 1852-1854. Так называемый «москвитянинский период». Годы деятельного участия Островского в работе «молодой редакции» «Москвитянина», журнала славянофильской направленности. Создание комедий «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», народной драмы «Не так живи, как хочется». 1855-1860. Время, когда драматург особенно чутко реагирует на усилившиеся в обществе антикрепостнические, демократические настроения. Период наибольшего сближения с «Современником». В комедии «Доходное место» (1856) Л.Н. Толстой усматривает тот же «сильный протест против современного быта», что и в «Банкруте». В 1859 году создается драма «Гроза». 1861-1886. Годы, когда накопленный драматургом опыт получает зрелое претворение, выражаясь в расширении жанрового диапазона, усилении социальной сатиры, развитии «психологического» театра (сатирическая комедия «На всякого мудреца довольно простоты», «весенняя сказка» «Снегурочка», исторические хроники «Кузьма Захарыч Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьевна» и др., психологические драмы «Бесприданница», «Без вины виноватые»). Звание «Колумба Замоскворечья», закрепившееся за драматургом на всю жизнь, имело основанием рано возникший интерес его к родным местам – к «стране, никому до сего времени в подробности не известной и никем еще из путешественников не описанной». В цикле очерков «Записки замоскворецкого жителя» Островский писал: «Страна эта... лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки», – добавляя, что и это можно установить лишь «по официальным источникам». Островскому первому удалось рассеять «мрак неизвестности» вокруг «обитателей ея», осветив «образ жизни их, нравы, обычаи, степень образованности». Он родился в одном из переулков Замоскворечья, в семье, где родители происходили из духовного звания. Отец его был чиновником московского департамента Сената, затем – присяжным стряпчим Московского коммерческого суда. Сильными и благотворными были впечатления, связанные с театром. В Первой московской гимназии Островский встретился с будущими сподвижниками по сцене и литературному труду: Ф. Бурдиным, Н. Бергом, Н. Давыдовым. Он с восхищением рассказывал товарищам об игре великих артистов – М.С. Щепкина и П.С. Мочалова. Поступив после успешного окончания гимназии на юридическое отделение Московского университета (выбор отца), Островский еще полнее ощутил культурно-просветительские веяния времени: через статьи Белинского и Герцена, лекции Т.Н. Грановского, С.П. Шевырева, М.П. Погодина, через знакомство с выдающимися произведениями русской драматургии: «Горем от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизором» Н.В. Гоголя. Крепнущее убеждение в своем призвании писателя (первый из ныне известных творческих опытов Островского относится к 1843 году: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг») побудило его в том же году оставить университет. По настоянию отца Островский поступил сначала в Московский совестный, а затем в Московский коммерческий суд, где непосредственное соприкосновение с «низкими» сторонами жизни привело к созданию галереи «типов». Главные из них – «поседевший на службе» в сиротском суде Иван Иванович Зверобоев и судебный чиновник Иван Ерофеич, который «зиму и лето» ходит «в допотопной шинели». Раннее творчество Островского проходит «под знаком» Гоголя. В Гоголе молодой писатель усваивает не только «формулы», определяющие облик «маленького человека», но и эпичность взгляда на Россию, в которой невозможно «не родиться беспредельной мысли», «не быть богатырю» или «чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире...». Такую Россию видел и угадывал Островский во время поездок в Нижний Новгород и приобретенное отцом в Костромской губернии имение Щелыково. «На твердой почве действительности...» – так определил в 1859 году писатель общее направление в развитии современной ему литературы, в том числе и литературы «сценической», несмотря на то что она «бедна и молода». Поэтика ранних комедий: «Семейная картина», «Свои люди – сочтемся», «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста» – ориентируется не только на «дагерротипность» воспроизведения действительности, в духе манифестов «натуральной школы», но и на гоголевскую объемность изображения, на высшую степень художественного обобщения. Сюжетные коллизии строятся в основном на судебных делах, что отвечало эстетическим установкам Островского. Идея пьесы «Бедная невеста» как будто уясняется сразу: речь идет о невесте без приданого, которая обречена на брак без любви и невольный расчет. Но параллельно с бытовым сюжетом расширяется иной, не связанный впрямую с действием пласт комедии – морально-психологический. Он ведет к «Воспитаннице», «Грозе» и позднейшему сценическому шедевру Островского – драме «Бесприданница». Не случайно по поводу «Бедной невесты» А.Ф. Писемский заметил, что «комизм ее тоньше, задушевнее» сравнительно с пьесой, с которой начинаются признание и литературная слава Островского, – комедией «Свои люди – сочтемся» (1849). Бытовые комедии Островского задали широту и неоднозначность, которые в таких масштабах еще не являлись в русской драматургии. Грандиозный успех лучшей из сатирически-бытовых комедий драматурга, первоначально названной «Банкрут», был обусловлен, прежде всего, его особым даром: не участвуя напрямую в пьесе, определять в ней все, достигая потрясающего впечатления скрещением трагического и комического, сложным единством вечных и самых злободневных проблем. Сюжетная основа пьесы проста и лаконична – как все, что выражает сущностные начала явлений. Этой цели вполне соответствует фабула судебного дела: мнимый «банкрот», Самсон Силыч Большов, в итоге обманывает сам себя, за что и получает в наказание долговую тюрьму на неопределенный, очевидно очень долгий срок. Тяготеющий к пословицам и поговоркам в заглавиях своих пьес (что, по общему мнению, характеризует драматургический «почерк» Островского), писатель и в этом случае словно бы закрепляет мысль афоризмом, но, очевидно, афоризмом не назидательного, не моралистического свойства. Именно поэтому он значит больше, чем сухое назидание, например: «Любишь кататься – люби и саночки возить». Название пьесы взято из сцены, где соучастники, породнившись, говорят друг другу: «Свои люди – сочтемся». Таким образом, случившееся с Большовым получает характер общественной и нравственной закономерности: газеты переполнены сообщениями о подобных случаях. Знакомый Островского, актер И.Ф. Горбунов, вспоминал, что, когда ему случайно попалась рукопись «Своих людей...», первый же монолог – монолог Липочки – «охватил» все его существо: «Я прочитал всю пьесу, не вставая с места». Нельзя не упомянуть и отзыва самого Гоголя, признавшего в авторе «решительный талант». На протяжении двух лет «Своих людей...» постоянно читали в обществе: и сам Островский, мастер драматического чтения, и знаменитые П.М. Садовский и М.С. Щепкин. А когда пьесу напечатали в «Москвитянине» (1850), то, по свидетельству современника, «нельзя было дождаться очереди», чтобы получить журнал: «...вся Москва заговорила о ней». В пьесах следующего периода Островский смотрит на изображаемую им жизнь с другой стороны: а что, если отношения между «старшими и младшими, богатыми и бедными, своевольными и безответными» (Н.А. Добролюбов) будут основаны вовсе не на враждебности, а на любви и заботе, не на воинственной безнравственности, а на стремлении блюсти нравственный закон, беречь моральные ценности, еще живущие в купеческой среде, корнями связанной с народом. Естественный протест живой души против мертвящей догмы самодурства проверяется в этих пьесах именно на степень своей естественной законности. Поэтому нельзя внутренне уравнять заявление Большова, относящееся к дочери: «Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю», и высказывание другого отца – богатого купца Максима Федотыча Русакова («Не в свои сани не садись»): «Девку долго ли обмануть!.. Ветрогон какой-нибудь, прости господи, подвернется, подластится, ну, девка и полюбит; так ее и отдавать бестолку?.. Нет, это не порядок: пусть мне человек понравится. Я не за того отдам, кого она полюбит, а за того, кого я полюблю». Если в контексте ранних пьес характер изъявления родственных чувств Максима Федотыча и Ильи Ивановича показался бы неправомерно гуманным, «просвещенным», то уже на фоне пьес второй половины 50-х годов те же выступления должны были показаться не соответствующими подлинным проявлениям разумности и гуманности. С одной стороны – они уже не совпадают с речами и позицией Большова в «Своих людях...», с другой – уже намекают на тираническую заботу Кабанихи о не знающих порядка детях в драме «Гроза». Значение пьес москвитянинского цикла состоит в том, что Островский искал в них равновесия общественных и социальных начал, утверждая, что консервативность уклада рано или поздно породит действительные духовные ценности. Показательна в этом смысле ситуация «увоза». Липочка насмерть пугает мать предполагаемым бегством с гусаром и тайным венчанием с ним, если родители не перестанут над ней «тиранничать», не выберут наконец жениха. Авдотья Русакова и в самом деле бежит с Вихоревым, утверждая право любви в противовес родительской власти как жестокой и несправедливой, идущей наперекор природе. «Честный» приказчик в доме Торцовых Митя («Бедность не порок») предлагает любимой им Любови Гордеевне бежать и обвенчаться, следуя чувству, в нарушение воли отца, который хочет выдать дочь за алчного дворянина Коршунова; она, однако, отказывается. Н.А. Добролюбов отметил, что развязки этих пьес «случайны», полагая, что именно этим москвитянинские пьесы и неубедительны с социальной точки зрения. Но, на взгляд драматурга, сами «случайности» доказывают волю Провидения, которое всегда на стороне тех, кто сохраняет верность идеалам добра и красоты. Пьесы этого времени подводят к выводу, что счастье и несчастье действующих лиц зависят не от обстоятельств, не от социальной среды («Мне не надо ни знатного, ни богатого, а чтобы был добрый человек да любил Дуняшу, а мне бы любоваться на их житье...» – говорит Русаков), не от увлечений и желаний, будь то гордость или любовь, властолюбие или раболепие. Оно зависит исключительно от следования вечным законам нравственности, которые интуитивно чувствует каждый, независимо от уровня развития, и за отступничество от которых неизбежно несет наказание. «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, – писал Островский М.П. Погодину, – надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим». Не случайно драматург делится своими мыслями именно с известным славянофилом М.П. Погодиным, издателем «Москвитянина». Островский вошел в кружок, составивший так называемую «молодую редакцию» «Москвитянина» во главе с Ап. Григорьевым, – вошел, потому что по-своему также отстаивал идею национальной самобытности, испытывал подлинный интерес к «классам народа, сохранившим веру, нравы, язык отцов». Подвела итог первым двум периодам в творчестве Островского статья Н.А. Добролюбова «Темное царство» (1859), коснувшаяся в полной мере всего созданного драматургом вплоть до драмы «Гроза». Добролюбов полемически заострил все те вопросы, которые художественно решал Островский. Критик сознательно подчеркнул в «картинах жизни» Островского тему социальной приниженности, «урывчатый» характер протеста, слепую покорность силам, воплощающим владычество «бессмысленного самодурства». Нравственный закон в устах самодуров утрачивает высокий и всеобщий смысл, потому что привлекается для подчинения, порабощения личности. Сознательно или неосознанно она начинает ощущать противоречие между живой потребностью натуры и мертвой буквой закона – и страдает, пытаясь найти какой-то выход. Несогласованность в человеке естественных идеальных представлении и грубой существенности, в которую вовлекает его современный быт, представлена в пьесах конца 50-х годов: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница». «Доходное место» и «Воспитанницу», при всем различии тематики и жанра (первая пьеса – комедия, вторая обозначена как «сцены из деревенской жизни»), объединяет изначальный идеализм героев, которые убеждены, что можно противопоставить реальности свою меру ценностей и этим путем достичь подлинного счастья. Молодой чиновник Жадов проповедует высокие истины, не имеющие силы, как любое «готовое», отвлеченное знание. Воспитанница самодурной барыни Уланбековой Надя, хорошо зная жалкую участь себе подобных, вопреки всему мечтает, как будет жить замужем: «словно в раю, словно гордясь чем-то». Не случайно книжные идеалы Жадова оказываются на грани крушения. Но еще более горьким разочарованием оборачиваются развеявшиеся иллюзии Нади, сменяясь отчаянным бунтом. Его стихийность является реакцией на все предшествующее, как будто разумное существование. Мысль о самоубийстве в финале подводит к проблематике «Грозы»: «Не хватит моего терпения, так пруд-то у нас недалеко!» Бунт героев-романтиков, пройдя испытание обстоятельствами, возводит их на такую духовную высоту, которая свидетельствует о силах, противостоящих утилитарности и цинизму повседневности. Вообще, переломное время в пьесах Островского являет собой словно бы срез всех существующих одновременно позиций – гражданских и нравственных. И этим оно типологически сходно с другими «критическими» эпохами, включая и наше время. Откровенное бесстыдство сановника Вышневского («Вот тебе общественное мнение: не пойман – не вор. Какое дело обществу, на какие доходы ты живешь, лишь бы ты жил прилично и вел себя как следует» – д. I, явл. 9) приходит в непосредственное столкновение со взглядами Жадова, который, подобно Чацкому, становится «застрельщиком» и «жертвой» в борьбе с «мерзостями» жизни. В переломную эпоху ветер перемен помогает Жадову сохранить верность своим идеалам. Но от этого комплекс общественных и этических проблем, связанный с выбором пути, не упрощается и не снимается. Тема «доходного места», «выхода в люди» станет ведущей в сатирической комедии «На всякого мудреца довольно простоты», которая через десять лет обнажит нравственный механизм превращения героя-идеалиста в героя-«подлеца». Вечные колебания человека между этими двумя полюсами в произведениях драматурга вполне оценил Л. Н. Толстой. С его точки зрения, «Островского «Доходное место» лучшее его произведение», к тому же наболевший вопрос современности: в нем – «удовлетворенная потребность выражения взяточного мира». Пока же итогом третьего периода творчества: (1856-1860) станет драма «Гроза» (1859) – «самое решительное произведение Островского» (Н.А. Добролюбов). Проблемы личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к «заветным преданьям» «темной старины» (М.Ю. Лермонтов) в «Грозе» достигают своей кульминации. Возможно ли совместить потребности свободной от природы человеческой натуры с порабощением всех проявлений жизни в «темном царстве»? И как при этом согласовать внутреннее понятие о нравственном законе с мертвым моральным кодексом – подменой подлинной нравственности, основанной на христианских заповедях и опыте всей народной жизни? На эти вопросы пьеса дает ответ, содержащий принципиальный протест против всего антиприродного, насильственного, стремящегося тиранически подавить собой присущие каждой живой душе здоровые силы. В драме «Гроза» контраст между берущей за душу красотой природы и «жестокими нравами», определяющими бытие провинциальных городов (в 1856–1857 годах драматург путешествовал в верховьях Волги), воплотился в коллизии, где героиня должна погибнуть, решительно отказавшись принять существование, лишенное внутреннего благообразия. Город Калинов – конечно, собирательный образ. Как сказано в ремарке к первому действию, это провинциальный город «на берегу Волги». В начале 1890-х годов увидели свет материалы по нашумевшему в Костроме делу Клыковой, в котором усмотрели почти буквальное сходство с сюжетом «Грозы». Между тем клыковское дело возникло спустя месяц после окончания работы драматурга над пьесой; впоследствии же подобные случаи обнаруживались и в других городах России: Плесе и Кинешме. Ролью Кулигина обозначен тот смысловой контрапункт, который оказывается на стыке двух миров – буквально с первых слов героя в пьесе: мира естественно прекрасного, открывающегося где-то в перспективе («Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»), и мира, изуродованного людьми, в которых нет понятий красоты, любви, поэзии, счастья, света знания («Восторг. А ты: «нешто!»). В отношении к миру диких и кабановых Кулигин остается просветителем, наследником духовных традиций русского XVIII века. В его словах: «Лучше уж стерпеть», «Нечего делать, надо покориться!» и т. п. – звучат не столько рабская безропотность и покорность судьбе, сколько вера в то, что не за горами время, когда честь и достоинство «маленького человека» будут признаны обществом, которое избавится от сословных и других предрассудков. В этом Кулигин похож на другого современного просветителя, интеллигента Жадова: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». В этой убежденности Жадова и Кулигина не только не считающийся с реальностью идеализм, но и реализм тех «ранних человеколюбцев», к которым Ф.М. Достоевский впоследствии причислит Алешу Карамазова. Несомненной данностью является то, что «значительному лицу в городе» купцу Дикому уже неспокойно в мире, где все держалось на «отношениях по имуществу» (Н.А. Добролюбов), где они являлись исходной точкой для признания людьми своего права на «гласность» и «безгласность». «Потому-то и ругается Дикой без всякой меры, и самодурничает без границ – не в этом ли последнее, отчаянное средство самозащиты, ему известное? Даже своему разнузданному своеволию Савел Прокофьич вынужденно кладет предел, учитывая народную мораль: сочиняет оправдательную «сказочку» о том, как в ноги кланялся» обруганному мужику, которому в пост не дал причитающихся денег. К «сказочкам» такого рода постоянно прибегает и другая представительница «нравов» города Калинова – «богатая купчиха» Марфа Игнатьевна Кабанова. В ней необходимость считаться с новым временем взращивает качество, в котором «искренность лжи» (Н.А. Некрасов) соседствует с откровенным, бесстыдным лицемерием. Точное определение ему дает Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |