КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А. А. Фет
(1820-1892) Если Майкову для передачи простых и обыкновенных чувств нужна какая-нибудь сценка или картина, то Афанасию Афанасьевичу Фету она кажется излишней. Поэта влекут неуловимые, загадочные и не вполне ясные ощущения, навеваемые на него природой, любовью, созерцанием прекрасного, которое как бы растворено в воздухе, но которое тем не менее вполне реально подчиняет душу своей власти. Фет – поэт непосредственных, до всякого знания существующих переживаний. Лирика Фета не терпит рассудочности, она выражает то, что скрыто в душе. Фет более всего ценил в искусстве именно живую естественность влечений сердца, в которых неожиданно, сам того не подозревая, обнаруживается весь человек. Стремление выразить «невыразимое» через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение – одно из коренных свойств поэзии Фета. Лирическое переживание в этом случае не может быть длительным, и Шет, как правило, создает короткие, в две-три или четыре строфы стихотворения. Постигая красоту и увековечивая ее, Фет выходит за границы предметного смысла слова и необычайно искусно распоряжается заложенным в слове, стихе, строфе богатством. Фет напрягает слух, зрение и обоняние, чтобы обратиться к чувственным, эмоциональным способностям человека («посмотри...», «слышишь...»), и предельно активизирует их. Перемежая краски и звуки («От вершин скользя к вершинам, Ветр ползет лесною высью, Слышишь ржанье по долинам? То табун несется рысью»), поэт преодолевает кажущуюся разбросанность примет. Это объясняет синхронность созерцания и его выражения, передающую иллюзию непосредственной подлинности происходящего как бы на наших глазах, сейчас. Фет ценит звук и краску, пластику и аромат. Но выражает в стихе не звуки, не ритмы, а музыкальную сущность мира. Тонкими, ненавязчивыми штрихами Фет устанавливает родство между природой и человеком. С одной стороны, сладость и умиротворенность («Тихо под сенью лесной...»), а с другой – тревога («Плачась, комар пропоет...», «Словно струну оборвал Жук, налетевши на ель...»). И вот уже все зримые и слышимые приметы обобщены в новом чувственном образе («Ах, как пахнуло весной!..») и сплетены с обликом возлюбленной: Это, наверное, ты! Однако Фет не только жизнерадостный певец красоты и любви, наполняющих его душу восторгом и счастьем, но и громадный трагический поэт, чье сознание философски отважно и зорко. В его душе живет трагический разлад между художником, пробивающим путь к беспорочному идеалу, и проповедником, который добывает истину, с тем чтобы передать ее тем самым людям, чьи жизненные тяготы его, казалось, совсем не занимают. В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую...» поэт так говорит о призвании «избранника»: Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов...
И вдруг во второй строфе: Чужое вмиг почувствовать своим... «Чужое» здесь – та самая суетная жизнь, которой он сторонился. Оказывается, цель поэта – не элитарное презрение к обыкновенному человеку, а пробуждение его чувств и возвышение его души: Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец… Так в своем творчестве Фет превозмогает узость собственных эстетических деклараций. Примечательно, что «воздушный», «неуловимый», «зыбкий» Фет употребляет здесь высокие и суровые слова: «Усилить бой бестрепетных сердец». Как бы ни далека и ни романтична была позиция Фета, его стих не может не напомнить пушкинское «Глаголом жги сердца людей». Недаром же Фет постоянно бился над разрешением великих и вечных загадок бытия и постоянно изумлялся им. Он верил в свои могучие творческие возможности – и сомневался в них. Фет, не опиравшийся ни на что, кроме своего духа, противостоял внешнему миру в его целом. «Я» и Вселенная для него – две равновеликие силы: Пусть головы моей рука твоя коснется, И ты сотрешь меня со списка бытия. Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я. Его не пугает смерть, он испытывает к ней холодное безразличие, а жизнь для него оправдывается лишь творческим «огнем», соизмеряемым с «целым мирозданьем»: Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет, и плачет, уходя. Источник лирической дерзости Фета, искренности, свежести и неувядающей молодости его поэзии – в неугасающем и ярком пламени, которым наделила его всемогущая природа. Почти одновременно с Фетом в русскую поэзию вошли Ап. Григорьев, Я.П. Полонский и А.К.. Толстой. Их также волновали «вечные» темы искусства, но они испытывали интерес и к современным проблемам. Их творчество формировалось под влиянием демократического движения, в пору подъема общественной мысли. Все они были убежденными сторонниками обновления русской жизни, врагами гнета, произвола, позорного крепостного права, сочувствовали народным страданиям. Откликаясь на социальные нужды общества, эти авторы внесли в русскую поэзию новые темы, мотивы и ритмы.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |