КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.Н. Апухтин. К.К. Случевский. К.М. Фофанов. B.C. Соловьев
П.Ф. Якубович. В.И. Фигнер. Л.П. Радии. С.Я. Надсон В новых исторических условиях – 1870, 1880 и 1890-х годов – подъема общественного сознания, затем реакции и спада революционной волны, а потом оживления политической активности некрасовские традиции были подхвачены поэтами-народниками – Петром Филипповичем Якубовичем (1860-1911), писавшим под разными псевдонимами (А.Я., Л. Мельшин, П.Ф. Гриневич, Матвей Рамшев), Верой Николаевной Фигнер (1852-1942), Леонидом Петровичем Радиным (1860-1900) и мн. др.. В лирике Якубовича, не лишенной мотивов тоски, мрачного отчаяния эти мотивы преодолеваются светлой надеждой на конечную победу революционных идеалов. Центральной темой его поэзии становится тема подвига ради освобождения народа и справедливого возмездия за гибель товарищей по справедливой борьбе. Якубович поэтизирует индивидуальный подвиг революционера, его порыв в будущее царство свободы. Преобладающий мотив творчества Фигнер – дума политзаключенного, оторванного от революционного дела и вырванного из привычной среды друзей – таких же политических борцов. Фигнер скорбит о разгроме народовольческого движения и одновременно сохраняет верность народническим идеалам. Лирика Радина характерна для ранней пролетарской поэзии, с ее горячей и убежденной верой в близкую победу революции. Некрасовский образ страдальца за народное благо в большой мере повлиял на лирического героя поэзии Семена Яковлевича Надсона (1862-1887). Расцвет поэтической деятельности Надсона относится к 80-м годам. Поэт выступил в эпоху «безвременья», когда русская интеллигенция переживала кризис демократических идей. Гражданские и гуманистические мотивы поэзии Надсона сливались в этих условиях с нотами отчаяния, безнадежности, усталости от борьбы. Гражданский пафос своих демократических убеждений Надсон передавал в лирической исповеди человека, удрученного победой реакции и не нашедшего новых путей общественной деятельности взамен устаревших и исчерпанных. Поскольку Надсон обращался к широкой аудитории, то его надрывная исповедь и гражданские чувства выражались в ярких, броских поэтических образах. Ему свойственна высокая патетическая интонация, афористическая манера письма и резкие антитезы. Надсон не избежал ни романтических штампов, ни однообразия интонации, ни излишней красивости, ни вульгарной эффектности. Однако лучшим его гражданским стихотворениям присущи искренность и драматизм, и это сблизило Надсона с Некрасовым и его школой. Ранняя лирика Алексея Николаевича Апухтина (1840-1893) развивалась в русле реалистической поэзии Некрасова, но в дальнейшем Апухтин отошел от демократических позиций. В его творчестве запечатлен духовный мир человека, растерявшего в период реакции былые убеждения, не способного к сопротивлению мрачным силам, которые внутренне подчинили его и лишили надежды на возрождение. Лирический герой Апухтина и лирические персонажи его поэзии мечтают о смерти, потому что не могут жить в душной атмосфере пошлости и лицемерия. Апухтин по-своему выразил протест против бездуховности общества и передал тоску русского человека по вольной, яркой и наполненной смыслом жизни. Грустные настроения и печальные мотивы естественно привели к возрождению жанров элегии, романса и баллады. Чувства растерянного и даже подавленного человека выражены Апухтиным психологически конкретно, лирически взволнованно и вместе с тем просто и безыскусно. Тем же неприятием чиновничье-полицейского государства с присущими ему внутренней пустотой, мертвящей косностью и всеобщим лицемерием проникнута и лирика Константина Константиновича Случевского (1837-1904). Скорбно-иронические ноты в поэзии Случевского слиты с нарочитой прозаичностью языка, что заметно усиливает трагическое звучание его стихотворений. Поскольку поэт был убежден в том, что изменить существующий порядок невозможно, то конфликт между личностью и враждебным ей окружением достигает в его лирике предельного напряжения и окрашивается в целом в пессимистические тона. Константин Михайлович Фофанов (1862-1911), подобно Апухтину и Случевскому, остро почувствовал зависимость от прозаической действительности, но в отличие от них попытался уйти в мир фантазии, вымысла, мечты. Его пейзажные и любовные стихотворения большей частью грустны, полны тоски по недостижимому или утраченному счастью. Но надежды обрести гармонию вдали от реальности оказываются напрасными, и Фофанов в целом ряде стихотворений, преодолевая узость своего миросозерцания, обращается к действительности, с чем и связана правда его поэзии. Уже при жизни Апухтину, Случевскому и Фофанову довелось услышать голоса поэтов нового поколения. В них все чаще укладывались признаки «болезненности», приступы тоски, отчаяния, откровеннее звучали мотивы сомнения в высшем смысле жизни. Поэты славили смерть, признавали ее последним словом бытия. В этих условиях огромное оздоровительное духовное влияние на русское общество и на всю последующую культуру оказал философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900). В своем религиозном учении и в лирике он утверждал верховенство жизни над смертью и вернул блеск и достоинство вечным святыням сердца – красоте, добру, любви. Разделяя метафизические взгляды Тютчева на человеческую историю как исчерпавшую себя к концу XIX века, В. Соловьев писал: «Прежняя история взаправду кончилась, хотя и продолжается в силу косности какая-то игра марионеток на исторической сцене...» Согласно пониманию философа, завершался не просто один исторический период, на смену которому приходил другой, а как бы прекращалась и уходила в прошлое классическая европейская цивилизация с ее культурой, философией, искусством. Магистерская диссертация В. Соловьева, направленная против абстрактно-рассудочного характера европейской науки, в которой он увидел и последнее слово европейской мысли, и гибель духовности, называлась «Кризис западной философии (против позитивизма)». В. Соловьев предчувствовал некую глобальную катастрофу, космический или исторический катаклизм, в результате которого возникнут новая цивилизация и новая культура. Основанием их станут общечеловеческие идеалы, идеалы Христа, с неумолимой неизбежностью порождаемые стихией жизни и направляемые Божественным Промыслом. Реальная действительность, полагал он, «среда», «обстоятельства» – не более чем грубая и косная материя, в которую облекается дух, а производящая, творческая сила стихии заключена в ее женском начале. Поэтому в поисках окончательного идеала человеческого счастья В. Соловьев обратился к сфере божественного – царству истинной красоты и премудрости Божией, воплощенных в идеях «Вечной Женственности» – Души Мира, и создал учение Софии, «Деве радужных ворот». В этих спасительных символах он, как и другие поэты, видел основу для духовного преобразования жизни: Не веруя обманчивому миру, Под грубою корою вещества Я осязал нетленную порфиру И узнавал сиянье Божества. Если для Фета земная красота присуща этому миру, видима и уловляема, то для В. Соловьева красота – знак небытия, лишь в малой степени намекающий на нетленное и сияющее Небесное Царство, сотворенное Богом. Поэт совершает прорыв в доступную лишь духовному взору запредельную область истинно прекрасного Божественного Творения. Так посредством «божественного глагола» соединяется жизнь с идеалом, предначертанным свыше. Лирика В. Соловьева, с одной стороны, отвлекалась от реальности, проникая за грань видимых явлений и устанавливая прямую, непосредственную связь «земной души» с «неземным светом», причем даже любимый Фет казался В. Соловьеву слишком «материальным», а с другой – была исполнена уверенности в конечном торжестве добра, любви и красоты. Идея «мистического оптимизма», в корне противоположная декадентским мотивам неизбежной гибели, бесплодности великих надежд и стремлений, обладала в те годы притягательной силой, потому что она возвращала русским интеллигентам и обществу потерянную веру в красоту и благо. Несмотря на то что она пришла к ним в мистическом облике, воздействие философии и поэзии В. Соловьева благотворно сказалось на всем дальнейшем развитии русского общественного сознания. Многие современники были даже убеждены, что философская поэзия В. Соловьева нисколько не уступала во власти над умами и чувствами его поэтической философии. На закате XIX века русская поэзия узнала новые имена – Иннокентия Анненского, Валерия Брюсова, Александра Блока. Она пережила трудные и не всегда счастливые времена. Но те художественные традиции, которые сложились в ней от Жуковского до Некрасова, свято чтила и берегла. С XIX столетием закончился классический период русской поэзии. Его содержание, подводя итоги, выразилось в утверждении духовно-нравственных заповедей, в переходе от защиты общественно-эстетических и сословных интересов к всечеловеческим идеям христианства. Поэзия отстояла свое призвание – напоминать о высшем смысле жизни и говорить о высоком предназначении человека в мире. В круг поэтических раздумий вошли бытие человека в обществе, Восток и Запад, человек и Вселенная, место личности в мироздании и космосе. Поэзии дано было постичь, что жизнь неисчерпаема и содержит неизведанные и непознанные тайны, что впереди новые поэтические прозрения, новые поиски ключей к людскому сердцу. Коротко очерченный путь русской поэзии привел в конце XIX века к новым формам, к необычайному расцвету поэтической культуры в начале XX столетия и к более близким к нам по времени сочинениям поэтов «хороших и разных», которые в своей совокупности явили лик поэтической культуры XX века. Вопросы и задания 1. На чем основывается метод Ф. Тютчева? Что придает лирике поэта философскую масштабность? 2. Каков центральный мотив тютчевской лирики? 3. Когда, по Тютчеву, можно ощутить цельность и безграничность бытия? 4. Что роднит творческие идеи Тютчева с Пушкиным, Достоевским, Толстым? 5. Каковы герои Майкова? 6. В чем особенности его творчества? 7. В чем.особенность лирики Фета? 8. Что стало центральной темой творчества А.А. Григорьева? 9. Кто его лирический герой? 10. Какой романс вводится поэтом в русскую поэзию? 11. Какие формы и жанры использовал Полонский в своем творчестве? 12. Какие герои чаще всего встречаются в его произведениях? 13. О чем мечтают герои поэта? 14. Каково отношение А.К. Толстого к Древней Руси? 15. Назовите главные темы поэта. 16. В чем отличительные особенности его поэзии? 17. Какие баллады Толстого вам известны? О чем они? 18. О чем рассказывается в балладах «Василий Шибанов», «Князь Ми-хайло Репнин», в сатире «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»? 19. Что представляет собой лирика Н. А. Добролюбова? 20. Что является объектом сатиры B.C. Курочкина, Д.Д. Минаева, В.И. Богданова? Приведите примеры. 21. Назовите поэтов-народников, поддерживающих традиции Некрасова. 22. В чем состоит пафос стихотворений С. Я. Надсона? 23. Что характерно для поэзии А.Н. Апухтина, К.К.. Случевского, К.М. Фофанова? 24. Какова роль религиозной философии и мистики В. Соловьева в преодолении кризиса русской поэзии конца XIX века? Литература История русской поэзии. Т. 1 – 2. Л., Наука, 1979. Баевский B.C. История русской поэзии. 1730-1980. М., 1994. Бухштаб Б. Русские поэты. Л., 1970. Скатов Н. Некрасов. Современники и продолжатели: Очерки. Л., 1973. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976. Ямпольский И. Середина века: Очерки о русской поэзии 1840-1870 гг. Л., 1974.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |