КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
(1826-1889) Нравственный авторитет М. Е. Салтыкова-Щедрина во все времена был чрезвычайно высок. Щедрина ценили все: и его идейные наследники, и те, кто искал другой путь. Один из ярких поэтов серебряного века, Игорь Северянин, обращаясь к бессмертным образам Щедрина, писал в стихотворении, посвященном его памяти: Иудушки из каждой лезут щели. Страну одолевают. Одолели. И нет надежд. И где удел иной? На идеалах, проповедовавшихся Щедриным, воспитывались писатели последующих поколений. В письме к правительству СССР от 28 марта 1930 года М.А. Булгаков назвал «самой главной» особенностью своего творчества «изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 27 января (по старому стилю 15 января) 1826 года и со стороны отца, Евграфа Васильевича Салтыкова, принадлежал к дворянскому роду, ко времени рождения писателя существовавшему уже около двухсот лет, а со стороны матери, Ольги Михайловны Забелиной, – к купеческому сословию. Семья Салтыковых жила в полном достатке, но не в полном мире: с детства будущему писателю запомнились слабость и бесхарактерность отца и суровый нрав властной и расчетливой матери.
хотя в 1849 г. его вызвали в Петербург для допроса по случаю суда над петрашевцами. На предложенные ему вопросы о характере своей связи с кружком обвиняемого Салтыков отвечал осторожно, уходя в отвлеченные рассуждения, и дальнейших наказаний для него не последовало. В конце 1849 года при содействии П.П. Ланского (второго мужа Н.Н. Пушкиной) с М.Е.Салтыкова снимается полицейский надзор и ему дозволяется проживать и служить там, где он сам пожелает. Воспользовавшись этим разрешением, в начале 1856 года писатель перебрался в Петербург и был принят на службу в Министерство внутренних дел (летом состоялось его назначение в качестве чиновника VI класса особых поручений при министре). В июне этого года Салтыков обвенчался с дочерью вятского вице-губернатора Е.А. Болтиной. Недавняя служба советником при вятском губернском правлении требовала от Салтыкова постоянных разъездов с ревизиями и расследованиями. Впечатления от этих дел навели писателя на мысль создать ряд очерков из жизни одного из захолустных уголков России, Крутогорска, написанных от лица живущего в самой гуще провинциальных событий чиновника – «отставного надворного советника» Н. Щедрина. Под этим псевдонимом в августе 1856 года и начинает публиковаться первое зрелое произведение писателя – «Губернские очерки». Первоначально Салтыков предложил свое сочинение «Современнику», однако, после отрицательного отзыва И.С. Тургенева, передал его катковскому «Русскому вестнику». Сам писатель считал это произведение своим вступлением в литературу. Публикация «Губернских очерков» имела громадный успех. После смерти Николая I наступала пора либерализма; в обществе открыто заговорили о необходимости скорейших реформ и обновления. «Очерки» Салтыкова-Щедрина, сатирически рисующие жизнь провинциального общества, удивительно подходили текущему историческому моменту;что вообще необходимо для сатиры). «Ведь выбрал же г-н Щедрин минутку, когда явиться», – заметил по этому поводу Достоевский. На публикацию последовали многочисленные отклики, в том числе со стороны некрасовского «Современника». Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, радикально настроенные публицисты журнала, усмотрели в сатире Щедрина протест не против отдельных социальных недостатков, как определила направленность книги остальная критика, а против всей государственной системы в целом. Отдельные социальные пороки, по мнению Чернышевского, представляют собой не случайность, а закономерное следствие порочности всего государственного устройства. Добролюбов, в свою очередь, обнаружил у Щедрина постановку вопроса о новом типе общественного деятеля в связи с полной деградацией прежних «лишних людей». Действие «Губернских очерков» происходит в заштатном городке Крутогорске, в образе которого узнаваемо проступают общие черты российской провинции. Как и город Глупов, Крутогорск являет собой микромодель современной писателю российской действительности, мало меняющейся с течением времени, своего рода социальный срез общества. Галерею персонажей составляют чиновники, помещики, купцы, крестьяне, провинциальная интеллигенция – словом, представители основных социальных кругов. Салтыков-Щедрин умело использует и другой гоголевский прием – саморазоблачение персонажа посредством его речевой характеристики (очерки «Драматические сцены и монологи», «Казусные обстоятельства» и др.). Например, в уста многоопытного чиновника-взяточника он вкладывает следующую замечательную по откровенности сентенцию: «Брали мы; правда, что брали – кто Богу не грешен, царю не виноват? Да ведь и то сказать, лучше, что ли, денег-то не брать, да и дела не делать? Как возьмешь, оно и работать-то сподручнее, поощрительнее». Наблюдательно фиксируется в «Губернских очерках» и очевидный духовный регресс, происходящий в среде интеллигенции. В главе «Талантливые натуры» писатель критически рассматривает образованных, мыслящих представителей дворянства, «провинциальных Печориных» и показывает нравственное банкротство бывших «лишних людей», составлявших в 30–40-е годы цвет русского общества и превратившихся в новых общественных условиях в бесплодных злопыхателей, праздных «байбаков», «карманных» Мефистофелей. О художниках, подобных Салтыкову-Щедрину, Н.А. Некрасов сказал очень точно и верно: «Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья». Это подметил в Щедрине и Чернышевский, увидевший, как мужественно умеет он переплавлять боль за Россию в грозные краски обличительной сатиры; по поводу «Губернских очерков» критик писал, что «ни у кого из предшествовавших Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными», никто «не карал наших общественных пороков словом более горьким, не выставлял перед нами наших общественных язв с большею беспощадностью. <...> Он писатель по преимуществу грустный и негодующий». Вместе с тем в «Губернских очерках» нет беспросветного, безысходного отчаяния. Об этом свидетельствует их открытый финал и образ дороги, с которым связаны мысли повествователя о будущем: «Передо мной растворяются двери новой жизни, той полной жизни, о которой я мечтал, к которой устремлялся всеми силами души своей... Что ждет меня впереди? Новые борьбы, новые хлопоты, новые искательства!» («Дорога»). Дальнейшая жизнь писателя полностью подтвердила эти ожидания. В 1857 году Салтыков-Щедрин обращается к драматургии, создавая пьесу «Смерть Пазухина». Действие этой сатирической комедии вращается вокруг наследства умирающего героя и дает картину нравственного разложения в купеческой семье, в которой страсть к стяжательству заменила все человеческие чувства. Однако комедия, опубликованная также в «Русском вестнике», была запрещена к постановке. Все это время Салтыков-Щедрин продолжает службу на государственном поприще. В 1858 году его назначают вице-губернатором в Рязань, а в 1860-м он переводится на ту же должность в Тверь. Только в начале 1862 года Салтыков-Щедрин вышел в отставку «по домашним обстоятельствам и крайне расстроенному здоровью», как писал он в соответствующем прошении. С 1859 года писатель начал публиковаться в «Современнике». Впоследствии написанные им в 1857–1863 годах и печатавшиеся в периодике рассказы и очерки образовали циклы «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе». Здесь впервые возникает образ города Глупова – широкое сатирическое обобщение, в котором отражены наиболее отвратительные черты общественной жизни современной писателю России. С 1862 года Салтыков-Щедрин, освободившись от службы, входит в редакцию «Современника», в которой много и активно работает. В это время он начинает публикацию первых очерков их цикла «Помпадуры и помпадурши». В цикле «Помпадуры и помпадурши» Салтыков-Щедрин впервые широко применил прием сатирического преувеличения, убедительно показав, что пороки современной ему действительности принимают самые фантастические формы. 1860-е годы – время активной литературной и общественной деятельности писателя. Он принимает участие в издании сатирического приложения «Свисток», в 1863–1864 годах пишет серию статей-обзоров «Наша общественная жизнь», где со скептицизмом отзывается о романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?», отмечая мечтательный утопизм автора. К этому же времени относится и острая полемика Салтыкова-Щедрина с молодым Д.И. Писаревым («Русское слово») и Ф.М. Достоевским («Время»). Однако идейные разногласия возникают у Салтыкова не только с публицистами других журналов, но и с собственными коллегами по редакции. В ноябре 1864 года писатель выходит из состава редакции, отправляя специальное письмо с известием об этом Н.А. Некрасову. Салтыков вновь (на сей раз ненадолго) возвращается на службу, теперь по линии Министерства финансов (это министерство возглавлял его лицейский товарищ М.Х. Рейтерн): с ноября 1864 года он назначается управляющим Пензенской казенной палатой, в ноябре 1866-го переводится на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 года – на ту же должность в Рязань. Работа Салтыкова-Щедрина заключалась в проверке приходно-расходной отчетности местных казначейств; однако его постоянные конфликты с местными губернаторами вынудили Министерство финансов отозвать писателя с должности. В июне 1868 года Салтыков-Щедрин был уволен в отставку с чином действительного статского советника и пенсией, но без представления к ордену (представления, обычного при таком чине). С этого времени Салтыков-Щедрин возвращается к литературно-журнальной работе, посвящая исключительно ей все оставшиеся годы своей жизни. С сентября 1868 года он становится членом редакции некрасовских «Отечественных записок» («Современник» был запрещен в 1866 г.), и все его новые произведения публикуются только здесь. В течение последующих лет в «Отечественных записках» завершается печатание цикла очерков «Помпадуры и помпадурши»; появляются циклы «Письма о провинции» (1868), «Признаки времени» (1868), «Господа ташкентцы» (1869-1872), «Благонамеренные речи» (1872-1876), «В среде умеренности и аккуратности» (1874-1877), рисующие обобщенные сатирические типы представителей различных слоев общества. Другой цикл – «Письма к тетеньке» (1881-1882) – представляет собой сатирическое обращение к русской либеральной интеллигенции. В это же время Салтыков-Щедрин создает свои сатирические романы: «Дневник провинциала в Петербурге» (1872(3), где использован новый художественный прием введения в текст литературных героев из произведений других авторов и «дописывание» биографий этих героев; «Современную идиллию» (1877-1883) – общественный сатирический роман, главные герои которого принадлежат к средним слоям интеллигенции. Но вершиной сатирического творчества Салтыкова-Щедрина является «История одного города» (1869-1870). При начале журнальной публикации «Истории одного города многих читателей романа и у рецензентов возникло впечатление, Салтыков-Щедрин обратился к жанру исторической сатиры. Имен» исходя из этого впечатления современная писателю критика сделал первые попытки, оценить новое произведение. Последнее вынудил писателя выступить с открытым письмом, и, отвечая «Вестнику Европы», он утверждал, что «совсем не имел в виду исторической сатиры», так что рецензент «совсем неправильно приписывает» ему подобное намерение. «Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей», – пояснял Салтыков-Щедрин, имея в виду прежде всего «мертвящие формы жизни», проистекающие от исторически сложившегося в России абсолютистского строя правления и общей привычки к пассивному подчинению любому произволу властей. Салтыков-Щедрин широко использует в своем произведении прием реалистического гротеска. Созданию гротескового эффекта служит избранная автором мнимолетописная форма повествования. Этот прием позволяет глубже вскрыть исторические корни современного «порядка вещей», показать закономерности общественного бытия, закладывавшегося веками духовного рабства и наложившего негативный отпечаток на психологию и поведение людей. Это и способ литературной полемики с идеализацией русской старины в современной писателю официальной историографии и популярной исторической беллетристике, и средство политического иносказания – скрытого от глаз цензуры диалога с передовыми современниками. В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин сатирически осмыслил сам феномен государственности, преследующий цели, никак не связанные с народным благоденствием. Писатель остро ощутил последствия такого государственного правления – жесткую регламентацию и механизацию жизни, выхолащивание из нее природного естества. Но самое страшное открытие для писателя – то, что зачастую сам человек стремится нивелировать свои человеческие интересы, «овеществиться», стать всего лишь одним из винтиков государственной машины. Именно сила неодушевленных вещей, вещей, формирующих социальные отношения (как, например, собственность), превращающая в вещь самого человека, представляется Салтыкову-Щедрину главным злом, и потому основным объектом изучения у него стала активная сила неживого, которая окончательно демонизируется в фантасмагорическом бреду Угрюм-Бурчеева. Механизация и гиперболизация марионеточности, то есть превращения живого человека в заводную куклу, являются главными приемами сатирического шаржирования в «Истории одного города», особенно ярко представая перед читателем в первой же главе – «Органчик». Слово, взятое в качестве фамилии Брудастого, является в русском языке названием породы особо злых охотничьих собак. Однако градоначальник Брудастый даже не животное. Это жутковатое сочетание мертвеца и механизма: на настоящем человеческом теле (которое без головы «даже начинает портиться») укреплена искусственная машинка-голова. Известно, что в ней находится органчик, способный сыграть две простые музыкальные пьески: «Раззорю!» и «Не потерплю!», однако очевидно, что этим содержимое головного механизма все-таки не ограничивается, поскольку градоначальник оказался в состоянии исписать кипу недоимочных реестров. Все глуповские градоначальники – это «тени», «куклы», «образы без лиц». «Градоначальник» для Щедрина – это понятие собирательное. Хотя количество управителей города соответствует, как показывают исследователи, численности русских царей, они являют собой нечто обобщенно-типичное. В них есть и черты подлинных российских самодержцев (в Негодяеве – черты Павла I, в Грустилове – Александра I, в Перехват-Залихватском – Николая I), но иногда в них можно угадать сходство с приближенными императорского двора (Беневоленский – Сперанский, Угрюм-Бурчеев – Аракчеев и т. п.). Анархия и начальстволюбие – не единственные способы проявления их духовной увечности. Духовное убожество глуповцев таково, что они покорно маршируют строем из «манежа для коленопреклонения» в «манеж для телесных упражнений», оттуда в «манеж для принятия пищи» и снова строем – на общественные работы. «Мы люди привышные! – говорят они. – Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить – мы и тогда противного слова не молвим!» Как видим, сатира Салтыкова-Щедрина зла и язвительна. Она не щадит не только власти, но и сам народ. Но эта сатира и трагична, потому что отображает гримасы изуродованного, покалеченного «существующим порядком вещей» живого естества. У Салтыкова так много презрения, пишет Ю.Айхенвальд, что «в конце концов не разбираешься в круговой поруке жизни, кто больше этого презрения заслуживает – жрецы или жертвы». Такова особенность сатиры писателя: он не спасал смехом и не лечил смехом; смехом он обнажал язвы. Такое изображение народа не могло не вызвать серьезного протеста со стороны либеральной критики. А.Суворин упрекал сатирика в незнании народа и в глумлении над ним: «Если отвергать народ, отвергать его здравый смысл и даже простую его житейскую сообразительность, то что же признавать после этого?» Следует подчеркнуть: и до Щедрина в русской литературе существовала традиция сатирического изображения не только «верхов», но и «низов» общества. Гоголевские Петрушка, Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй и некоторые другие образы людей из народа – все это образы сатирические, осмеивающие те или иные не лучшие стороны народного характера. О покорном повиновении правителям, пассивности, смирении, начальстволюбии, как о качествах, присущих всем слоям русского общества, не раз говорили и другие отечественные писатели. Так, например, И.С. Тургенев в одном из своих писем подчеркивал: «Сверху донизу мы не умеем ничего крепко желать – и нет на свете правительства, которому было бы легче руководить своею страною. Прикажут – на стену полезем; скомандуют: отставь! – мы со стены опять долой на землю». На основании этого можно сделать вывод: сатирическое изображение масс в «Истории одного города» было выражением подлинной глубокой любви писателя к родине и народу. Такое изображение было вполне естественным с позиций революционного демократизма: по мнению писателя, оно должно было способствовать пробуждению народного самосознания, призывало общество к политической активности, к решительному отстаиванию своих прав и свобод, своего места в подлинной русской истории. Новой вершиной художественного мастерства писателя-сатирика стал роман «Господа Головлевы» (1875-1880). «Господа Головлевы» по жанру – семейный роман, поскольку его содержание составляет история одной семьи, точнее, трех поколений одной семьи: от бабушки Арины Петровны до ее внуков (Володеньки и Петеньки) и внучек (Анниньки и Любиньки). В последней трети XIX века жанр семейного романа получил особое развитие. Семья, ее сущность, ее нравственные ценности, ее роль в жизни общества и в формировании человека привлекли особое внимание величайших русских писателей – Л.Н. Толстого («Анна Каренина») и Ф.М. Достоевского («Подросток»). С одной стороны, роман Салтыкова-Щедрина стоит в том же ряду. С другой стороны, жанр произведения, нельзя определять так однозначно, поскольку его идейное содержание заключается не столько в рассмотрении природы семьи и причин ее изменения или деформации, сколько в обнаружении того душевного заболевания, в результате которого человек полностью извращает смысл собственной жизни и собственной личности. Это позволяет видеть в «Господах Головлевых» не только семейный, но и социально-психологический, социально-философский тип романа. Если можно максимально кратко охарактеризовать идейный смысл романа Салтыкова-Щедрина, то «Господ Головлевых» можно назвать романом о «пустом слове». Начало «пустому слову» дает Арина Петровна. Женщина энергичная и властолюбивая, она, казалось бы, делает все, что может, во имя интересов семьи. Однако постепенно сугубо материальные, вещественные интересы вытеснили из ее души естественные человеческие чувства любви, жалости, заботы, беспокойства о самых близких родных. Ее нисколько не волнует, что связи в семье полностью утратили свое душевное содержание; от сыновей она требует соблюдения только внешней формы этих отношений – «почтительности», не понимая, сколь она лицемерна и неестественна. С другой стороны, смутное чувство, что она не любима детьми, на ее языке означает лишь то, что повзрослевшие вчерашние мальчики могут обобрать ее в старости, так что она «все старалась угадать, который из них ей злодеем будет». «Пустое слово» – это характеристика всего головлевского семейства. Все они пустословы и почти все пустопорожние мечтатели. Почти все члены рода пусты внутренним содержанием. Наиболее сильным и талантливым представителем рода, безусловно, является ее главный представитель, Иудушка Головлев. Талантливость Иудушки в том, что он сумел почувствовать страшную эстетику пустой формы, из которой выхолощено всякое содержание; интуитивно постиг законы пустоты, ее ритм, ее пульсацию, правила ее существования; он бессознательно проник в сущность «пустого слова» и стал его творцом. Еще в средние века Отцы Церкви, решая проблему, в чем состоит самая сущность зла, пришли к выводу, что зло в своем первичном смысле – это отсутствие добра, ничто, пустота там, где положено чему-то быть. Иудушка вдохновенно творит пустоту там, где должно было быть подлинно человеческое содержание. С детства утратив понятие о смысле внутричеловеческих и внутрисемейных отношений, он упивается внешними формами поведения любящего сына, брата, отца. Вообще, лицедейство – основная форма Иудушкиного поведения, полностью оправдывающая его семейное прозвище. Со смертью матери, гибелью детей, отъездом племянницы и разладом с Евпраксеюшкой Иудушка остается один, и вся его энергия сотворения пустоты оборачивается против него самого. На Иудушку нападает «запой праздномыслия». Он вступает на тот же самый путь, который уже пришел его брат Павел: он измышляет призраки, которых превращает в своих собеседников, с которыми вступает в расчеты как денежные, так и личные; но, поскольку призраки не являются живыми, вся убийственная, кровососущая сила Иудушкиных фантазий разрушительно сказывается на нем самом. Тем более замечателен конец романа. Несмотря ни на что, в Иудушке сохранилось достаточно человеческого, чтобы постепенно ощутить ужас последней пустоты – небытия. В одну из минут просветления и отрезвления, в день, когда Церковь и христиане вспоминают распятие и смерть Христа, он сумел почувствовать ужас и безобразие смерти – в самоубийстве Любиньки и в смерти проклявшей его матери. Тогда внезапно до него дошел смысл с раннего детства известных, но никогда ранее не понятых слов: крестные муки, страшная и позорная казнь на кресте, прощение и искупление других своим страданием – Воскресение. А можно ли простить и его, Иудушку, ежеминутно предававшего в самом себе человека, мо>кно ли простить его пострадавшим от него близким людям? «А ты... простила?» – спрашивает он племянницу. «Надо меня простить! – продолжал он, – за всех... И за себя... и за тех, которых уже нет... Что такое! что такое сделалось?! – почти растерянно восклицал он, озираясь кругом, – где... все?..» «Одичалая совесть» сводит с ним свои запоздалые счеты: Иудушка замерзает в мартовскую метель на дороге к материнской могиле. Среди произведений рубежа 70–80-х годов, отразивших тенденции русской общественной жизни, особенно выделяется «Убежище Монрепо» (1878-1879). Именно здесь прозвучало знаменитое признание М.Е. Салтыкова-Щедрина, выразившее всю душевную силу его патриотизма: «Я люблю Россию до боли сердечной и не могу себя помыслить нигде, кроме России». В «Убежище Монрепо» созданы классические типы времени: образы купца-толстосума Разуваева и кабатчика Колупаева – представителей новой социальной силы, которых принято было называть «чумазыми». Именно они пришли на смену «людям культурного слоя», безжалостно вытеснив их из «дворянского гнезда». Агрессивно и напористо утверждали они новые правила жизни, новые нормы бытия: власть денег, жестокость к ближнему, низменность эгоистических интересов, пошлость вкусов. Салтыков-Щедрин встретил появление новых хозяев жизни со свойственным ему сарказмом: «По всей веселой Руси раздается один клич: идет чумазый! Идет, и на вопрос: что есть истина? – твердо и неукоснительно ответит: распивочно и навынос!» Как и другие произведения Салтыкова-Щедрина, «Убежище Монрепо» проникнуто просветительским пафосом и верой в то, что человек способен изменить мир к лучшему. Элементы положительной программы, близкой и самому писателю, несет в себе заключающая произведение речь отставного корнета Прогорелова, в которой он призывает тех, кто идет на смену уходящему дворянскому сословию, «любить отечество» и «чтить государство». Высказывается он и за идею социальной справедливости: «Блюди свою собственность, но не отказывай и присному твоему в праве иметь таковую». Последние слова звучат как бы из самого сердца автора, и обращены они не только к современнику, но и к отдаленному потомку: «А главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество! Ибо любовь та даст тебе силу и все остальное без труда совершить». В 1880 году М.Е. Салтыков-Щедрин уезжает за границу. В течение трех месяцев ему удается посетить Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. После посещения Западной Европы в 1875–1876 годах это была вторая поездка. На основе заграничных впечатлений писатель создает книгу «За рубежом», которой в его литературном наследии принадлежит особое место. «Россия и Запад» – так можно сформулировать главную тему публицистического цикла Салтыкова-Щедрина. Знакомство с западноевропейской действительностью дало писателю возможность глубже осмыслить происходящее на родине, в России. В зарубежных очерках разворачивается панорама политической жизни западноевропейских стран. Писатель дает острые характеристики прусскому милитаризму, отмечая гнетущий «военный элемент» в атмосфере гражданской столицы; проницательно замечает, что Франция, потеряв свою былую революционность и после поражения Парижской коммуны, превратилась в «республику без республиканцев». Однако Щедрина интересует не только политическая жизнь, но и духовно-нравственное состояние европейского общества, его культура и искусство. Более всего писателя возмущает «буржуазная сытость»; он сожалеет об утрате литературой Франции высоких духовных и общественных идеалов, на смену которым пришел бескрылый и пошлый натурализм. Писатель обращается к русскому человеку, склонному некритично относиться к Западу, восхищаться его благами, порой сомнительными, со словами: «Пусть примет он на веру слова «мальчика без штанов»: «У нас дома занятнее» и с доверием возвратится в дом свой, чтобы занять соответствующее место в представлении той загадочной драмы, о которой нельзя даже сказать, началась она или нет». С присущей ему иносказательностью Салтыков-Щедрин высказывает здесь мысль о вероятности революции в России. Большой вклад в нравственное воспитание и просвещение русского общества Салтыков-Щедрин внес не только как талантливый писатель, но и как редактор наиболее передового демократического журнала. В 1877 году, после смерти Некрасова, Салтыков-Щедрин становится ответственным редактором «Отечественных записок». Однако весной 1884 года журнал был запрещен за то, что он «не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет своими ближайшими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ». В связи с закрытием своего журнала Салтыков-Щедрин решает публиковаться в «Вестнике Европы», на страницах которого появляется роман «Пошехонская старина» (1887–1889), посвященный описанию мрачного быта и грубых нравов старого времени. В последние годы жизни писатель особенно плодотворно работал над своими знаменитыми «Сказками» (1883–1886), хотя первые три сказки были созданы и опубликованы еще в 1869 году. Жанр сказки представлялся тем более удобным для сатирических целей Салтыкова-Щедрина, что в нем обычно используются фантастические образы и коллизии, поэтические преувеличения и иносказания. Щедрин-сказочник активно использует фольклорные традиции, которые проявляются многопланово. Так, в жанровой типологии его сказочных произведений можно увидеть прямую связь с тремя основными разновидностями народной сказки (волшебная, социально-бытовая, о животных). Однако связь щедринских сказок с фольклором не исчерпывается только образными средствами. Главное состоит в том, что в них отражается подлинно народное миропонимание, народное представление о добре и зле, о правде и кривде, справедливости и вероломстве, о трусости и отваге. Основные темы сказок отражают общую проблематику произведений Щедрина: взаимоотношения помещиков и крестьян («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), власть и народ («Медведь на воеводстве»), бесправное положение крестьянства («Коняга»), трусость, соглашательство, прекраснодушие либеральной интеллигенции («Карась-идеалист», «Либерал», «Вяленая вобла», «Самоотверженный заяц»), психология и мораль обывателя («Премудрый пискарь»). В щедринских сказках органично сочетаются реальность и фантастика, жизненное правдоподобие и художественная условность. В сказочной «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» беспомощные, но привыкшие командовать генералы, оказавшись на необитаемом острове, отыскивают неизвестно как попавшего на остров мужика, который спасает их от голодной смерти и помогает добраться через «океан-море» до самого Петербурга. В сказке «Дикий помещик» глупый и самонадеянный барин мечтает избавиться от мужиков; когда же его желание исполняется, он оказывается неспособным вести прежнюю жизнь в ее цивилизованных формах, превратившись в одичавшее, озверевшее существо. Писатель критически исследует различные типы общественного поведения, обусловленные временем, высмеивает трусость, приспособленчество, отступничество от идеалов, обывательскую психологию своих сограждан, сатирически преломляя все это в образах персонажей-животных. Так, самоотверженный заяц, сидит под кустом согласно волчьей резолюции и думает, что волк его, может быть, со временем и помилует. Умеренно-либеральный, просвещенный и осторожный до предела премудрый пескарь стремится неуклонно следовать своему жизненному кредо: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил», вот и получилось: «жил – дрожал и умирал – дрожал». Карась-идеалист решает вступить с самой щукой в диспут о возможности достижения гармонии мирными средствами. Но как только он, осмелев, во всю мочь гаркнул: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» – щука разинула рот от удивления и машинально, «вовсе не желая проглотить карася, проглотила его». Вяленая вобла, казалось бы, сумела приспособиться к политике ежовых рукавиц. Ее «поймали, вычистили внутренности <...> и вывесили на веревочке на солнце: пускай повялится». «Как это хорошо, – радовалась она, – что со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет!» Но радость ее оказалась преждевременной – вскоре вобла была «слопана». На фоне образов пародийных, карикатурных, шаржированных встречаются в сказках Щедрина и такие, которые обретают высокое трагическое звучание, взывая к совести и разуму современников. Такова, например, сказка «Коняга» и ее герои – работяга-мужик и лошадь-труженица – вечные кормильцы Руси. Скована рабьими подневольными цепями их неистощимая, неизменная привычка к труду. «Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет?» – вопрошает автор. Мрачным и негодующим, страдающим и верующим в будущее России остался в памяти потомков М.Е. Салтыков-Щедрин. Он умер 28 апреля (10 мая) 1889 года и по завещанию похоронен рядом с И.С. Тургеневым на Волновом кладбище в Петербурге. Спустя более чем столетие по-прежнему взволнованно звучат его слова, обращенные к читателю в последние месяцы жизни: «Не погрязайте в подробностях настоящего, но воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без одухотворяющего действия которых земной шар превратился бы в камень». Вопросы и задания 1. С каким журналом была связана деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина как редактора? Какие идеалы отстаивал этот журнал? 2. Назовите основные циклы очерков М.Е. Салтыкова-Щедрина. Чем, на ваш взгляд, был обусловлен особый интерес писателя к жанру очерка? 3. Какие идейно-художественные функции выполняет форма мнимоисто-рического повествования в «Истории одного города»? В чем обобщающий смысл этого произведения? 4. Почему, на ваш взгляд, объектом изображения в романе «Господа Голо-влевы» избрана семья? Насколько избранный М.Е. Салтыковым-Щедриным жанр семейной хроники способствует осуществлению авторского замысла? 5. Назовите основные темы сказок Салтыкова-Щедрина. Какими приемами пользуется Салтыков-Щедрин в целях создания сатирического эффекта? Что такое «эзопов язык»? 6. Какой смысл вкладывает М.Е.Салтыков-Щедрин в понятия «Пошехонье» и «пошехонцы»? Литература Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Лу 1987. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 годов. Биография. М., 1972. Макашин С. А. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-1870 годы. Биография. М., 1989. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889. Биография. М., 1989. Николаев Д. П. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество: Очерк. М., 1985. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. М., 1988. Турков A.M. Салтыков-Щедрин. 3-е изд., доп. М., 1981.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 9267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |