КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество Ф.М. Достоевского 2 страница
Журнал «Эпоха» успеха у публики не имел, и Достоевский в феврале 1865 года вынужден был прекратить его издание. Вскоре после закрытия журнала «Эпоха» Достоевский задумал написать роман «Пьяненькие», в котором намеревался рассказать историю семьи пьяницы-чиновника и тем самым продолжить разработку темы «униженных и оскорбленных». Однако этот замысел вскоре осложнился. В сознании писателя возникли новые темы, идеи, образы, которые воплотились в новом большом романе «Преступление и наказание», а сюжет «Пьяненьких» стал одной из его составных частей. «Преступление и наказание» – одно из самых сложных и совершенных произведений, роман во всех отношениях необычный. Это проблемный, «идеологический» роман, подобного которому раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе. Достоевский попытался решить в нем множество проблем: от социальных и нравственных до философских. «Перерыть все вопросы в этом романе» – вот какую задачу поставил перед собой писатель. Как отмечал Достоевский, его новый роман – это «психологический отчет одного преступления», преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет не об обычном уголовном преступлении, и Раскольников – это не простой убийца. Это «идеологическое» преступление, а убийца – преступник-мыслитель, убийца-философ. Раскольников убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим ближним: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорбленных», о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество. Жизнь предстает перед ним как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его матери и сестры. Все это заставляет Раскольникова задуматься о том, что же происходит вокруг, как устроен этот бесчеловечный мир, где господствуют неправедная власть, жестокость и корыстолюбие, почему никто не протестует и все молчат, покорно неся бремя нищеты и бесправия. И ему показалось, что существующие законы вечны и неизменны, что природу человеческую ничем и никогда ни исправить, ни преобразовать невозможно. Опираясь на примеры, взятые из истории (Магомет, Наполеон и др.), он пришел к выводу, что все люди делятся на «необыкновенных», которым ради высших соображений «все позволено», и «обыкновенных», удел которых терпеть и покоряться. «...Люди, – говорит Раскольников следователю Порфирию Петровичу, – по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Иными словами говоря, во имя якобы высоких целей совершать любые поступки и даже преступления. На первый взгляд из некоторых рассуждений Раскольникова можно сделать вывод о том, что в его теории есть некие альтруистические мотивы – отомстить за боль и страдания «униженных и оскорбленных», избавить себя и свою семью от безысходной нужды и в будущем облагодетельствовать человечество («Сто тысяч добрых дел... на старухины деньги!»). Однако в разговоре с Соней Раскольников более определенно объясняет причину, толкнувшую его на преступление: «Не для тою я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!» Идея Раскольникова о «праве на кровь», о праве утвердить свое «я» путем преступления могла возникнуть только как реакция на безнравственное устройство мира, как бунт против него. Но путь, избранный Рас-кольниковым, ложен, его протест против бесчеловечных законов общества оказался несостоятельным, потому что он носил индивидуалистический характер. Характер Раскольникова противоречив. Он весь в сомнениях, колебаниях. В нем причудливо сочетаются непомерная гордость, озлобленность, холодность с мягкостью, добротой, отзывчивостью к чужим несчастьям. В его сознании все время происходит напряженная борьба. Он постоянно спорит с самим собой, пытается убедить себя в правильности своей теории. Сначала Раскольникову кажется, что после убийства старухи-процентщицы его отношение к миру и людям не изменилось. Но он ошибся. Совершив преступление, Раскольников, по словам Достоевского, испытывает «чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством», и это «замучило его». Он начинает ощущать себя отщепенцем, понимает, что между ним и окружающими людьми образовалась пропасть, что он переступил нравственный барьер и сам поставил себя вне законов человеческого общества. «Разве я старушонку убил? – с горечью говорит он Соне Мармеладовой. – Я себя убил, а не старушонку!» В этом и заключается сущность наказания Раскольникова, которое несравненно страшнее любого иного наказания. Муки совести, сознание своей духовной опустошенности привели его в конце концов к тому, что он, по совету Сони, идет с повинной и отдает себя в руки правосудия. Почти все действующие лица произведения, не теряя своей индивидуальной самобытности, в той или иной мере объясняют происхождение теории Раскольникова, ее развитие, несостоятельность и в конечном итоге – крушение. Особое место в романе занимает образ Сони Мармеладовой, судьбу которой Раскольников соотносит с судьбой всех «униженных и оскорбленных». В ней он увидел символ вселенского горя и страдания, и, целуя ее ноги, он «всему страданию человеческому поклонился». Образ Сонечки преследует его, на каждом шагу встречает он подобных ей отверженных и страдающих. Размышляя об участи своей сестры, Раскольников восклицает: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Своеобразную роль играют в «Преступлении и наказании» образы Лужина и Свидригайлова. Это своеобразные «двойники» Раскольникова. Казалось бы, что может быть общего между ним и беспринципным дельцом и приобретателем Лужиным – с одной стороны и «нравственным квазимодо», шулером и убийцей Свидригайловым – с другой? Между тем сам Раскольников, встретившись с Лужиным, убеждается, что их многое объединяет. Он видит, что ради наживы, ради упрочения своего благополучия тот готов на любую подлость. В основе его поведения лежит принцип: «Возлюби прежде всех, однако себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Слушая Лужина, Раскольников не мог не почувствовать, что подобные суждения есть не что иное, как умеренный вариант его собственной теории. Еще больше точек соприкосновения есть у Раскольникова со Свидригайловым, который не без основания говорит, что между ними имеется «точка общая», что «они одного поля ягоды». Человек он циничный, развратный и одновременно в глубине души сознающий нравственную опустошенность. Он ни во что не верит и давно утратил различие между добром и злом. И если принципы Лужина в конце концов могут привести к теории Раскольникова о «праве на преступление», то та же теория в своем развитии неминуемо должна выродиться в свидригайловщину, привести к полному моральному разложению личности. По мнению Достоевского, идея Раскольникова явилась во многом результатом абстрактных, «кабинетных» мудрствований и «отвлеченных» доводов рассудка, оторванных от жизни, от «почвы», и в основе ее лежат материалистические идеи и атеизм. И хотя писатель в своем произведении не связывает его теорию с идеями социалистов и революционеров, тем не менее он в известной степени сопоставляет их, поскольку считал любые революционные выступления, любые формы революционной борьбы в чем-то сродни анархическому бунту героев-одиночек. Против индивидуалистической теории Раскольникова в романе выступают Порфирий Петрович, Разумихин и Соня Мармеладова. В отличие от «отвлеченных доводов разума», породивших человеконенавистнические взгляды Раскольникова, эти герои проповедуют необходимость «простого», «цельного» отношения к жизни. Порфирий Петрович советует Раскольникову: «...вы лукаво не мудрствуйте, отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, – прямо на берег вынесет и на ноги поставит». Разумихин такой же бедный студент, как и Раскольников, но, в отличие от него, он не озлобился, не пытается выдумывать никаких теорий, а признает действительность такой, какова она есть, и приспосабливается к ней. Признать существующую жизнь, примириться с ней, положиться на Господнее Провидение убеждает Раскольникова и Соня Мармеладова. В романе отчетливо просматривается призыв Достоевского к преодолению эгоизма, к смирению, христианской любви к ближнему, к очистительному страданию. Только этим путем человечество может спастись от скверны и выйти из нравственного тупика, только этот путь может привести его к счастью. «Страдание... великая вещь... В страдании есть идея», – утверждает Порфирий Петрович. Мысль о спасительном страдании настойчиво внушает Раскольникову и Соня Мармеладова, сама безропотно несущая свой крест. «Страдание принять и искупить себя им – вот что надо», – говорит она. Именно Соня убеждает Раскольникова в необходимости покаяться, «донести на себя», очиститься, искупить свой грех страданием и начать новую жизнь. Мысль об очистительной силе страдания четко сформулирована Достоевским в «Эпилоге», в котором говорится о том, как уже в первый год пребывания на каторге после мучительных переживаний Раскольников «воскрес» и вместо «диалектики» в его «сознании должно было выработаться что-то совершенно другое». Достоевский говорит, что Раскольникова ожидает возвращение к людям, к жизни. Правда, замечает писатель, «он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...». Но, по мнению Достоевского, Раскольников готов к этому, готов принять муки, страдания во имя этой «новой жизни». Произведение Достоевского носит ярко выраженный полемический характер. Писатель выступил в нем не только против теории «разумного эгоизма», разработанной Чернышевским и нашедшей немало последователей в русском обществе, и в особенности среди молодежи, но и осудил другие разного рода теоретические изыскания о возможности путем насильственного изменения жизни привести человечество ко всеобщему счастью и благополучию. Но все это, по мысли Достоевского, есть не что иное, как величайшее заблуждение и умопомрачение, которое неминуемо приведет сначала к разгулу бесовщины, а затем к полному уничтожению мира. То, что может произойти, увидел в своем провидческом сне вставший на путь воскрешения Раскольников: «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали....Все и все погибало. Язва росла и продвигалась дальше и дальше». Не социальное переустройство жизни, а осознание ответственности каждого человека за все содеянное перед лицом Всевышнего и личная вера могут спасти мир от грозящей катастрофы – вот что еще хотел сказать Достоевский в своем романе. В 1867 году, спасаясь от кредиторов, Достоевский уезжает за границу. Только в конце 1871 года, после того как ему удалось частично расплатиться с долгами, он смог вернуться в Петербург. Среди произведений писателя, созданных в 60-е годы, особое место занимает роман «Идиот», опубликованный в 1868 году. Вот что писал он о замысле своего произведения: «Идея романа – моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее... Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь». Таким «положительно прекрасным человеком» в романе «Идиот» должен стать князь Мышкин. В нем Достоевский воплотил качества близких и дорогих ему героев прежних своих произведений. Его многое роднит с «мечтателем» «Белых ночей», с Иваном Петровичем из «Униженных и оскорбленных». Человек добрый, наивный и непосредственный, Мышкин с любовью и состраданием относится ко всем несчастным и обиженным, вне зависимости от того, кто они и каково их социальное происхождение. Он убежден, что «сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». В своем герое писатель подчеркивает прежде всего его веру в то, что каждый человек носит в душе светлое начало. Он преисполнен любви к окружающим и стремится найти путь к гармонии. В образе главного героя романа Достоевский намеревался воссоздать свое представление об идеальном человеке, в чем-то сродни Христу. Но Мышкин живет в мире, наполненном острыми конфликтами и противоречиями. В романе изображено сложное время, время переходное, беспокойное, когда рушились привычные, давно сложившиеся традиции и на повестку дня вставали новые тревожные вопросы бытия. Развитие буржуазных отношений, все возрастающая роль власти денег повлекли за собой разрушение моральных устоев, привычных понятий, разобщенность и разъединенность, чудовищный рост преступности. В этих условиях призыв Мышкина к добру, любви и состраданию к ближнему, его стремление примирить жестоких, эгоистичных, корыстолюбивых людей с обиженными, несчастными, бесправными терпит неудачу. Судьба героя Достоевского чем-то напоминает судьбу Дон-Кихота, искренне желавшего людям добра и счастья, но не понятого и осмеянного ими. Проповедь Мышкина христианской любви и согласия терпит крушение. Она оказалась бессильной перед миром злобы, лицемерия, разнузданных страстей и жажды наживы. Но самым удивительным оказалось то, что, не принимая истины, проповедуемые князем, а порой откровенно насмехаясь над ним, называя его ненормальным и «идиотом», люди, окружающие Мышкина, тем не менее тянутся к нему. В нем они видят воплощение чистоты и невинности, которую сами давно утратили. Их не могла не поразить сила духа князя, стремившегося, подобно Христу, умиротворить людей смирением. И совсем не случайно Достоевский, обдумывая замысел своего романа, особо выделил мысль: «Смирение есть самая страшная сила, какая только может на свете быть!» Христианское смирение, по мысли писателя, рано или поздно преодолеет насилие и зло, царящее в мире. Важное место в романе занимает тема красоты, которая в представлении Достоевского является высшим проявлением человеческого бытия. Выступая в статье по вопросу об искусстве» против утилитарного толкования красоты критиками-прагматиками, писатель утверждал: «Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, – неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Человек жаждет ее, находит и принимает красоту без всяких условий, а так, потому только, что она красота, и с благоговением преклоняется перед нею, не спрашивая, к чему она полезна и что можно на нее купить». По мнению Достоевского, красота несет душе очищение и возможность совершенствования. Мало того, он убежден, что «мир красотой спасется». О том, что «красота спасет мир», говорит в романе и князь Мышкин. Однако земная красота далеко не всегда может противостоять злу, царящему в мире, и сама оказывается поруганной и погубленной. Тема поруганной красоты глубоко и убедительно раскрыта в образе Настасьи Филипповны – одном из самых обаятельных и привлекательных в творчестве писателя. Женщина удивительной красоты и внутренней чистоты, Настасья Филипповна неизмеримо выше окружающих ее людей. Она горда и духовно независима. Ей чужды меркантильные побуждения и корыстные расчеты. Но общество, в котором она вынуждена жить, губит ее. Воспитанная в доме помещика Тоцкого и сделанная им своей наложницей, Настасья Филипповна становится предметом купли-продажи своры хищников и моральных уродов. Страстно мечтая о нравственном возрождении, стремясь к новой жизни, она в то же время ощущает себя существом искалеченным и навеки погибшим. Этим и объясняется необузданность ее характера, озлобленность, стремление отомстить за свою изломанную жизнь. Князь Мышкин был первым, кто понял всю глубину страданий и мук, истерзавших душу этой прекрасной женщины. И Настасья Филипповна потянулась к нему. Ей показалось, что он может спасти, защитить ее. Но Мышкин мог предложить ей лишь любовь-жалость, любовь-сострадание. Такую любовь она принять не может, так как не хочет воспользоваться великодушием князя. Отсюда ее лихорадочные метания между Мышкиным, в котором она видела олицетворение нравственной чистоты и совершенства, и Рогожиным, на котором Настасья Филипповна вымещает все накопленные обиды и связь с которым грозит ей неминуемой гибелью. Конечно же, утверждая, что «мир спасет красота», Достоевский имел в виду не внешнюю, земную красоту. Идеалом подлинной красоты для него всегда оставался Христос, и конечное преображение мира, по мнению писателя, может наступить только после того, как мир обретет Христа. «Мир спасет красота Христа» – такую запись сделал Достоевский в подготовительных материалах к написанному позднее роману «Бесы». Там же он писал, что «подлинная» красота есть духовное совершенство и смысл, воплощенные в совершенной телесности, сполна преображенной в Царстве Божьем или хотя бы отчасти преображенной в земной действительности. Иными словами, «красота есть конкретность воплощенной положительной духовности в пространственных и временных формах, пронизанных светом, цветами, звуками и другими чувственными качествами. Воплощение духовности есть необходимое условие полной реализации ее». Иначе говоря, истинная красота состоит в духовной чистоте и преданности идеалам Христа. Роман «Идиот» – это роман-трагедия. Трагична судьба князя Мышкина, так и не сумевшего своей проповедью христианской любви и смирения добиться согласия и примирения людей; гибнет оскверненная и поруганная красота Настасьи Филипповны. Достоевский показал, что ни стремление одного человека, пусть даже «вполне прекрасного», ни красота неспособны изменить неприглядный облик существующей действительности. В романе «Идиот» Достоевский высказал и свои заветные мысли о будущем человечества. По его мнению, обновление человечества произойдет, «может быть, единой русской мыслью, русским Богом и Христом». Устами Мышкина Достоевский заявлял, что будущее мира связано с проповедью идей православия, поскольку католицизм обсчитал «нехристианской верой», а социализм – «порождением католичества». Эти мысли с еще большей определенностью будут высказаны в его «Дневнике писателя» и в романах, написанных позднее. Едва была окончена работа над романом «Идиот», как в сознании Достоевского возникли замыслы двух больших произведений: «Атеист» и «Житие великого грешника». Замыслы эти остались неосуществленными. Но отдельные темы были разработаны писателем в романах «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879-1880). Роман «Бесы» создавался в то время, когда русское освободительное движение переживало сложный период. Оно потеряло идейное и организационное единство и распалось на множество не связанных друг с другом отдельных групп и ячеек, проповедовавших самые различные идеологические устремления. Достоевский, живя за границей, с тревогой следил за все усиливающимся влиянием анархических идей, активным пропагандистом которых был М. А. Бакунин. Достоевский писал об анархистах: «И эта-то дрянь волнует несчастный люд работников! Это грустно. Начали с того, что для достижения мира на земле нужно истребить христианскую веру. Большие государства уничтожить и поделить маленькие; все капиталы прочь, чтоб все было общее по приказу. Все это без малейшего доказательства... И главное огонь и меч – и после того как все истребится, то тогда, по их мнению, и будет мир». Достоевский был серьезно обеспокоен тем, что идеи анархизма стали проникать и в Россию. Подтверждение этому он усмотрел в так называемом «нечаевском деле» (убийство студента Петровской академии И.И. Иванова, совершенное членами тайного общества «Народная расправа», во главе которого стоял последователь М.А. Бакунина анархист-заговорщик С.Г. Нечаев). Это событие писатель воспринял как своего рода «знамение времени», как начало грядущих революционных потрясений, которые, по его мнению, неминуемо приведут человечество на грань катастрофы. Конечно, в романе «Бесы» нельзя видеть простое воспроизведение событий, связанных с деятельностью нечаевского кружка. Сам Достоевский писал в связи с этим: «Ни Нечаева, ни Иванова, ни обстоятельств того убийства я не знал и совсем не знаю, кроме как из газет. Да если б и знал, то не стал бы копировать. Я только беру свершившийся факт. Моя фантазия может в высшей степени разниться с бывшей действительностью». В «нечаевском деле» Достоевский увидел крайнее, доведенное до своего логического конца и потому очень опасное проявление нигилизма, истоки которого, по его убеждению, восходили к идеям западничества, активно пропагандировавшимся в свое время В.Г. Белинским другими представителями «поколения 1840-х годов». Кроме того, Достоевский в романе «Бесы» довольно зло пародировал широко распространившиеся в России и Западной Европе идеи лозунги бланкистов и анархистов, содержавшие призывы к уравнен» умов, уничтожению религий, государства, брака, семьи, что отражали представление ультралевых революционеров о вульгарно-казарменной организации будущего общества. В своем новом романе писатель изобразил революционеров как кучку авантюристов и честолюбцев, стремящихся произвести социальный переворот, не брезгуя никакими средствами. При этом они не выдвигали никакой положительной программы, проповедуя насилие ради насилия, разрушение ради разрушения. В их среде господствуют обман, шантаж, устрашение, мистификация. Один из такого рода «революционеров» – Петр Верховенский, возглавивший созданную им в губернском городе «пятерку» и выдающий себя за представителя несуществующего «центра». Добиваясь беспрекословного подчинения себе членов организации, он решил скрепить их кровью. С этой целью и был убит Шатов, намеревавшийся отойти от организации. Сам Петр Верховенский ни во что не верит и так характеризует себя: «Я ведь мошенник, а не социалист...» Центральное место в романе занимает образ Николая Ставрогина, «атеиста» и «великого грешника», задуманный писателем как образ идейного вдохновителя современного нигилизма. В представлении Достоевского Ставрогин, испытавший всю пагубность влияния западных идей, внушенных ему духовным наставником Степаном Трофимовичем Верховенским, фигура трагическая и одновременно, по словам писателя, «характер, редко являющийся во всей своей типичности, но это характер русский (известного слоя общества)», то есть той части русской интеллигенции, которая утратила связь с «почвой», с народом, народно-культурными традициями. «...Это целый социальный тип (в моем убеждении), – писал Достоевский, – наш тип, русский, человека праздного, не по желанию быть праздным, а потерявшего связи со всем родным и, главное, веру, развратного из тоски...» Ставрогин – человек с ожесточенной душой, во всем сомневающийся и ни во что не верящий. Очень точно его охарактеризовал Кириллов: «Ставрогин если верует, то не верует, что он верует. Если же не верует, то не верует, что не верует». Ум его холоден и ожесточен. Ради проверки разного рода теорий он внушает окружающим его людям абсолютно противоположные взгляды (Кириллову – атеизм, Шатову – идею народа-богоносца), толкает их на преступление, на смерть, оставаясь при этом спокойным и равнодушным. Оторванный от народной жизни, во всем разочаровавшись и разуверившись, Ставрогин в конце романа кончает жизнь самоубийством. Отсутствие веры и проповедь атеизма являются той благодатной почвой, на которой, по мнению писателя, и произрастают революционные идеи. Недаром Ставрогин, ссылаясь на слова Шатова, утверждает: «Если в России бунт начинать, то чтобы непременно начать с атеизма». В самом названии романа – «Бесы» – содержится не только аллегория о бесах, вселившихся в стадо свиней, а прежде всего указание на то, что бесы – это революционеры, овладевшие душами людей, соблазнив их несбыточными утопиями и внушив им мысль об отсутствии Бога и Царства Божия. А раз так, то все позволено и ни за что и никогда не придется нести ответственность. «Бесы» – это роман-предупреждение о пагубности безверия, увлечения крайними революционными теориями, провозглашавшими идеальным устройством общества казарменный коммунизм, нивелирование человеческой личности, низведение ее до положения «винтика». Достоевский прозорливо угадал, что попытки претворения в жизнь подобных теорий могут привести к самым пагубным последствиям. В этом отношении роман «Бесы» не потерял своей актуальности. Но в демократически настроенных кругах русского общества он был воспринят как зло памфлет на революционеров. И потребовалось много времени, прея чем во всей своей полноте в пророческой сущности было осмыслено глубинное содержание «Бесов». Работа над художественными произведениями не приносила Достоевскому полного удовлетворения. Он мечтал вновь вернуться к активной журнальной деятельности, и когда 1873 году ему предложили стать peдактором консервативного журнала «Гражданин», писатель дал согласие. Решение это вызвало весьма негативную реакцию в прогрессивных кругах русского общества, поскольку «Гражданин» пользовался репутацией ретроградного издания. Однако это не смутило Достоевского. Он надеялся придать журналу новое направление, хотя и понимал, что сделать это будет очень непросто. На страницах «Гражданина» Достоевский выступил в новом для себя жанре, который и назвал «Дневник писателя». В нем он в форме непринужденной беседы с читателем попытался разъяснить сущность своих взглядов и убеждений. «Дневник писателя» включал в себя фельетоны, критические и публицистические статьи, посвященные текущим событиям общественной и литературной жизни, воспоминания, очерки и рассказы. Сотрудничество Достоевского в «Гражданине» продолжалось не долго. Пост редактора оказался для него слишком обременительным и хлопотливым, к тому же сковывал его творческую инициативу, отвлекал от работы над художественными произведениями. В апреле 1874 года, когда представилась возможность, писатель покинул журнал. В 1874 году произошло знаменательное событие: Н.А. Некрасов предложил Достоевскому напечатать его новый роман «Подросток» в журнале «Отечественные записки». Писатель с радостью принял его предложение. В романе «Подросток» Достоевский изобразил яркую картину современного ему общества, характерными чертами которого были разрозненность, «духовная опустошенность, разврат, алчность, всепобеждающая жажда богатства». В одном из ранних набросков к роману Достоевский писал: «Разложение – главная видимая мысль романа... никто о будущем не думает». В этот водоворот всеобщей алчности, жажды обогащения и духовного разложения и попадает главный герой романа Аркадий Долгорукий. Незаконнорожденный сын аристократа Версилова и крестьянки, он испытывает чувство унижения и оскорбленной гордости. Под влиянием окружающей жизни он охвачен идеей «нажиться», «стать Ротшильдом», Аркадий убежден, что деньги могут сделать человека свободным и независимым, что деньги – «единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество». Но даже не деньги нужны Подростку, а «уединенное сознание силы – свобода...». «С меня довольно сего сознания», – говорит он. Пройдя через множество искушений, столкновений с мерзостями буржуазного мира, через взлеты и падения, Аркадий убедился в ложности своих устремлений. Он сумел выстоять и преодолеть «ротшильдовскую» идею и вступил на путь добра и правды. В поисках смысла жизни Подросток стремится к общению с представителями самых различных социальных кругов, в том числе и с революционерами. Так, Аркадий Долгорукий попадает в кружок Дергачева, для характеристики которого Достоевский воспользовался материалами судебного процесса над народнической организацией А.В. Долгушина, проходившего в марте 1874 года. В споре с членами кружка Дергачева Подросток убеждается, что ему с ними не по пути. «У вас будет казарма, – говорит он, – общие квартиры, атеизм и общие жены без детей – вот ваш финал... И за все это, за ту маленькую часть срединной выгоды, которую мне обеспечит ваша разумность, за кусок и тепло вы берете взамен мою личность». Вместе с тем Аркадий готов согласиться с некоторыми положениями, высказанными его оппонентами. Он признает, что «обратить камни в хлебы – вот великая мысль». Иными словами говоря, людей надо накормить, обеспечить им достойное существование. Мысль действительно важная. Однако не все так просто. И нельзя не согласиться с убедительными доводами отца Аркадия Версилова, который говорит, что мысль-то это «очень великая, но не самая великая, но второстепенная, а только в данный момент великая: наестся человек и не вспомнит; напротив, тотчас скажет: «Ну вот я наелся, а теперь что делать?» Вопрос остается вековечно открытым».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |