Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературно-общественное движение 70-х годов XIX века




Литература 70-х годов – качественно новый этап в развитии исто­рии русской литературы XIX века, принесший в художественное созна­ние эпохи новый социально-исторический и духовно-нравственный опыт.

Центральное место в общественном движении и в общественной мысли России этого периода занимало народничество. Оно оказало влияние на всю сферу литературной жизни; проблемы, поднимавшиеся в произведениях народников (интеллигенция и народ, судьбы порефор­менного крестьянства, взаимоотношения героя и массы и т. п.), отража­ли основной вектор идейных исканий всей русской литературы.

Как и в 60-е годы, активную роль в общественном движении про­должала играть разночинная демократическая интеллигенция, ставив­шая своей задачей коренное улучшение жизни крестьянских масс.

Подобно своим ближайшим предшественникам – демократам-шес­тидесятникам – народники 70-х годов выступали за идею крестьян­ской революции, в которой видели главный путь к устранению любых форм эксплуатации человеческого труда.

Различия же между ними проявлялись в том, что в социально-эко­номической программе народников гораздо большее место заняли во­просы развития капитализма в России. Рассматривая капитализм как

исторически прогрессивную стадию общественного развития по сравне­нию с феодализмом, они в то же время считали, что у России другой, са­мобытный путь к социальному прогрессу. Этот вывод они обосновыва­ли тем, что развитие в России общинного земледелия, артельной орга­низации труда, других коллективных начал народной жизни давало, по их мнению, возможность миновать капиталистический этап и быстрее прийти к социализму, с которым они связывали свой идеал обществен­ного устройства.

Другое принципиальное расхождение с шестидесятниками было обусловлено различиями в трактовке роли масс и личности в истории. Народники проповедовали теорию «героев» и «толпы». Ее суть состо­яла в том, что роль авангардной силы общества, движущей историчес­кий прогресс, принадлежит интеллигенции, поскольку, как считали идеологи народничества, только она способна повести за собой пассив­ную массу. Роль «катализаторов», «ускорителей» социального про­гресса народники отводили критически мыслящим личностям, способ­ным «взорвать» инертное течение жизни и изменить ход истории во благо народа.

Именно этим личностям, считали народники, и следует искать самые тесные контакты с народной массой, чтобы скорее изменилась жизнь к лучшему.

Основу народнической идеологии составляли идеи и принципы, сформулированные в трудах трех крупнейших представителей народ­нического течения: П.Л. Лаврова, М.А.Бакунина и П.Н. Ткачева. «Исторические письма» П.Л. Лаврова (1823–1904), вышедшие в 1868-1869 годах, стали для революционеров-народников настоящим «символом веры», базовой основой идеологии целого движения. В этом своем труде П.Л. Лавров попытался обосновать идею о том, что интеллигенция является решающим фактором исторического про­гресса, и поэтому долг «наиболее развитых личностей» – работать среди народа. После побега из ссылки в 1873 году вместе с группой своих последователей Лавров основал в эмиграции журнал «Вперед!», принимал участие в событиях Парижской коммуны, был лично знаком с К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Другую основополагающую народническую идею – о прирожден­ной революционности и социалистических инстинктах крестьянства – проповедовал идеолог русского анархизма М.А. Бакунин (1814–1878). Он напрямую призывал к скорейшему мужицкому бунту, считал, что интеллигенция должна дать лишь толчок к революционному взрыву,

который уже давно созрел в народе. Однако созидательных целей пе­ред народной революцией Бакунин не ставил, видя ее задачу в разру­шении государства и государственности как основы для всякой экс­плуатации.

Иную тактику предлагал руководитель третьего течения внутри на­роднического лагеря П.Н. Ткачев (1844-1885). Он был убежден, что задачу освобождения должен осуществлять не сам народ, который в силу своей темноты и отсталости неясно представляет себе цели и ме­тоды такой борьбы, а боевая организация революционеров-заговорщи­ков, которая, захватив политическую власть, проведет необходимые преобразования, превратив государство консервативное в государство революционное.

Под влиянием идей Лаврова, Бакунина и Ткачева формировалась деятельность разнообразных народнических организаций, распростра­нившихся по всей России. В 1874-1875 годах ими было осуществлено массовое «хождение в народ» с целью поднять массы на крестьянскую революцию.

Народническая интеллигенция проявила при этом высочайшую са­моотверженность, однако движение закончилось катастрофой.

В 1874 году многие участники массового «хождения в народ» были арестованы за антиправительственную агитацию и призывы к насильст­венному изменению существующего строя.

Уцелевшие кружки объединились и создали новую революционную организацию «Земля и воля». Ее главным требованием была передача всей земли в руки крестьянства. Изменилась тактика: теперь вместо «летучей» пропаганды и призывов к скорейшему бунту решили перейти к постоянной работе в селах, чтобы сочетать легальную работу в качест­ве учителей, писарей, врачей с революционной деятельностью.

В конце 70-х годов из-за вспыхнувших разногласий о дальнейшей стратегии и тактике революционной борьбы «Земля и воля» распалась на две самостоятельные организации: «Черный передел» и «Народную волю».

«Народная воля» избрала путь открытой борьбы с властями.

Руководство организацией осуществлял исполнительный комитет, в который входили А.И. Желябов, Н.А. Морозов, Н.И. Кибальчич, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер. Свою главную задачу народовольцы сформулировали так: «Ниспровержение существующих ныне государст­венных форм и подчинение государственной власти народу». Они ста­вили вопрос не только об уничтожении существующего самодержавного

государства, но и о замене его революционным государством, которое, по их мнению, должно осуществить народные идеалы.

Вместе с тем народовольцы считали, что в народе нет силы, спо­собной взять на себя революционную инициативу. Вызвать массовое революционное движение под силу лишь партии, которая должна с по­мощью террора создать «благоприятный момент» для захвата власти, чтобы затем передать ее восставшему народу – именно из этого убеждения исходили руководители «Народной воли», когда готовили покушения на царя.

1 марта 1881 года в результате спланированного народовольцами по­кушения император Александр II был убит.

Участники и организаторы этой террористической акции были аресто­ваны, а А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михай­лов и Н.И.Рысаков были казнены. Это произошло 3 апреля 1881 года.

После этих событий движение революционного народничества по­шло на спад, и в 80–90-е годы оно вынуждено было приобрести «мир­ные», либерально-реформистские формы.

Исторический опыт народничества служит важным уроком, свиде­тельствующим как о неосуществимости утопических чаяний, так и о тра­гической цене, которую приходится платить обществу за насильствен­ную ломку традиционных устоев, за попытку резко изменить эволюци­онный ход истории.

Как всякое серьезное общественное движение, народничество имело свою художественную литературу, свою журналистику, которая носила как легальный, так и нелегальный характер.

Главной легальной трибуной народнического движения был журнал «Отечественные записки», редактируемый Н.А. Некрасовым, Г.З. Ели­сеевым и М.Е. Салтыковым-1_Цедриным. Произведения народников ча­сто появлялись и в таких известных изданиях, пользовавшихся большой популярностью в демократически настроенной читательской среде, как, «Дело», «Русское богатство», «Устои», «Слово». Здесь из номера в но­мер появлялись программные выступления идеологов народнического движения (обычно под псевдонимами), обзорные статьи, путевые за­метки, репортажи и очерки. Учитывая, что возможности легальной пуб­лицистики для широкой пропаганды революционных идей были ограни­чены, народники стремились создать специальную пропагандистскую литературу, способную поднять народ на борьбу. Печаталась она глав­ным образом в зарубежных типографиях.

Нелегальная публицистика печаталась в таких заграничных издани­ях, как «Вперед!»,.«Община», «Работник», «Набат».

Нелегальные издания выходили и в самой России. Наиболее значи­тельными среди них были «Начало», «Земля и воля», «Народная во­ля», «Черный передел».

Стремясь сделать произведения нелегальной публицистики макси­мально доступными для широких народных масс, народники использо­вали жанры, близкие к фольклорным: песни, сказки, притчи, народные рассказы, исторические легенды о крестьянских вожаках Разине и Пу­гачеве, агитационные стихи.

Широкое распространение получили прокламации, выдержанные в духе боевых лозунгов и призывов.

Популярностью в народе пользовались прокламации-листовки под названиями «Мужицкая правда» и «Храбрый воин» (автор – Л.Э. Шишко), брошюра В.В. Берви-Флеровского «Как должно жить по закону природы и правды», прокламация А.В. Долгушина «Русскому народу» и т. д.

Чтобы быстрее найти путь к сознанию малограмотной крестьянской массы, публицистам пришлось обратиться к традициям народного лубка и сказки. Такие произведения издавались в виде брошюр и распростра­нялись на ярмарках и базарах, их можно было купить у коробейников, а также в деревенских лавках.

В одном из лучших произведений такого жанра – «Сказке о копей­ке» С.М. Кравчинского – рассказывалось о мужике, который тяже­лым трудом зарабатывает медную копейку, однако и ту у него отбирают то поп, то помещик, то становой. Цель этой сказки – помочь простому читателю осознать необходимость борьбы против своего бесправия.

Публицистические произведения народников выполняли важную общественную функцию не только художественного, но и научного на-родознания, способствовали развитию политико-экономической мысли, социальной статистики и этнографии.

Об этой серьезной общественной заслуге писателей и публицистов-народников М. Горький писал: «Беллетристы-народолюбцы дали ог­ромный материал к познанию экономического быта нашей страны, пси­хологических особенностей народа, изображали его нравы, обычаи, его настроения и желания».

В 1870-е годы уверенно заявила о себе целая плеяда прозаиков-народников. Среди них – Н.Н. Златовратский, П.В. Засодимский, С.М. Степняк-Кравчинский, Н.И. Наумов, Н.Е. Каронин-Петропав­ловский, Ф.Д. Нефедов и др.

В центре внимания писателей-народников были социально-психологи­ческие процессы, происходящие в пореформенной деревне (социальное

расслоение крестьянства, становление капиталистических отношений, нарастающий протест крестьянских масс против несправедливости вла­стей, ухудшающихся условий жизни, появление деревенских вожаков, пытающихся защитить мужицкие интересы, усиливающаяся тяга к зна­ниям в народной среде и т.п.).

Ведущими темами народнической литературы стали взаимоотноше­ния личности и народа, героев и толпы, судеб крестьянской общины, со­хранения ее традиций и устоев, появление «новых» людей деревни, фор­мирование личности из народа, поиск путей сближения между народной средой и интеллигенцией.

Главные художественные тенденции в развитии народнической лите­ратуры – доминирование малых и средних жанров (повесть, рассказ, очерк), циклизация произведений, усиление фактологического, очерко­вого начала в прозе, «локализация» объекта изображения (одна дерев­ня, одна улица, одна семья).

При этом народническая литература не была простой иллюстрацией идеологии движения. Она объективно отражала самую широкую пано­раму современной действительности. В лучших произведениях писате­лям-народникам удавалось увидеть за простыми характерами, незатей­ливыми житейскими ситуациями глубинную суть и драматизм русской жизни своей эпохи, а порой и предугадать будущее.

Преобладающей художественной формой в народнической прозе стал рассказ-очерк.

Писатели-народники правдиво рисовали светлые и темные стороны народного быта.

Так, в «Очерках провинциальной жизни» Г.И. Успенского, в повес­тях П.В. Засодимского «Грешница» и «Темные силы» с глубоким со­чувствием была воссоздана беспросветная жизнь городской бедноты, ее тяжелый труд, вечная нужда.

Особый интерес писатели-народники проявляли к психологии про­стого человека, драматически отразившей в себе переломный характер эпохи. «Задумавшийся» мужик становится главным героем многих про­изведений.

Творчество писателей-народников отличает поиск новых форм худо­жественного обобщения. Ведущим принципом реалистической типиза­ции в их произведениях становится создание обобщенных, коллектив­ных образов городской бедноты («Нравы Растеряевой улицы» Г.И. Ус­пенского), деревенской массы («Рассказы о парашкинцах» Н.Е. Каре­нина-Петропавловского).

Примечательной особенностью художественной манеры писателей рассматриваемой группы было умелое воссоздание массовых сцен. Объ­ектом их внимания зачастую оказываются такие жизненные ситуации, в которых отчетливо слышится живое разноголосие улицы, выявляется столкновение интересов, целей, характеров, бурлит и волнуется много­ликая народная масса. К произведениям подобного рода можно отнести рассказы «Деревенский аукцион», «Крестьянские выборы», «Мирской учет» Н.И. Наумова (1838-1901).

Важное место в творчестве писателей-народников занимала жизнь крестьянской общины.

При этом если ведущие идеологи народничества, как правило, идеа­лизировали и абсолютизировали роль общины в развитии крестьянско­го самосознания, в перспективах общественного прогресса, то писатели-народники оценивали общинные начала русской деревни более трезво и объективно.

Даже в творчестве Н.Н. Златовратского (1845-1911), где ярче все­го проявилась народническая идеализация и романтизация общины, вполне отчетливо отражены нарастающие внутри нее противоречия, гро­зящие разрушить традиционный вековой уклад.

Особенно это заметно в главном произведении писателя – романе «Устои» (подзаголовок – «История одной деревни»), который со­здавался в 1878-1883 годах и публиковался в редактировавшемся М.Е. Салтыковым-Щедриным журнале «Отечественные записки».

В этом произведении писатель стремился отразить прежде всего но­вые процессы в крестьянской жизни и вместе с тем – борьбу старых традиций и новых веяний. В центре романа – история крестьянской семьи, разных ее поколений. Крестьянская среда в изображении Зла­товратского далеко не однородна. Основатель рода и целого поселка Мосей Волк, его сыновья и дочь, старый крестьянин Мин Афанасьич представляют старшее поколение деревни. Они – «хранители устоев». Внук Мосея Петр Волк, уже успевший оторваться от своих корней, воз­вращается из города в родной поселок с другим сознанием. Его появле­ние таит в себе угрозу расшатывания, разрушения привычных устоев.

Златовратский одним из первых обнаруживает утрату, распадение общинных начал. Однако писатель остается верен своему идеалу: корни устоев, по его мнению, не столько в самой общине, сколько в крестьян­ской душе, в незыблемой народной правде.

Процессы обнищания и расслоения деревни находят отражение и в произведениях П.В. Засодимского (1843-1912) – романах «Кто во что горазд» (1878), «Степные тайны» (1880), очерках и рассказах,

которые также печатались в демократических журналах «Отечествен­ные записки» и «Русское богатство».

В творчестве этого писателя отчетливо проявилась и такая характер­ная особенность народнической прозы, как тяготение к хроникально-очерковому стилю художественного письма. Именно в такой манере на­писан наиболее известный роман П.В. Засодимского – «Хроника се­ла Смурина». Автор глубоко раскрывает социальные противоречия в жизни села. Впечатляюще нарисован образ главного героя – крестьян­ского вожака Дмитрия Кряжева, который пытается создать в деревне артель, наладить народное производство, но встречает противодействие со стороны помещиков и зажиточных слоев крестьянства.

Одно из центральных мест в творчестве писателей-народников за­нимала проблема взаимоотношений интеллигенции и народа, отражав­шая живые драматические коллизии, искания и судьбы передовых лю­дей эпохи.

Так, «хождению в народ» был посвящен роман П.В. Засодимского «По градам и весям». Главный герой, разночинец Феофан Верюгин, прототипом которого был друг писателя, арестованный за революцион­ную деятельность и погибший в заключении, странствуя по Руси, несет людям народнические идеалы, пытаясь пробудить сознание крестьян; потерпев неудачу в деревне, отправляется в город, чтобы продолжить свое дело.

Заметное место среди произведений о новых людях 70-х годов заня­ла повесть А.О. Новодворского (Осиповича) «Эпизод из жизни ни па­вы, ни вороны» (1877).

Личность Преображенского – «ни павы, ни вороны» – противо­речивое слияние черт рудинского и базаровского типа, «лишнего челове­ка» и разночинца. Под влиянием прогрессивных веяний времени он ид­ет в народ, но такие черты характера, как пассивная созерцательность, склонность к рефлексии и сомнениям, отвлеченная романтическая меч­тательность, самолюбивое желание чувствовать себя героем, вознесен­ным над толпой, делают все его попытки начать реальное дело, перейти от слов и мечтаний к решительному поступку безуспешными и несосто­ятельными.

Антиподом ему является другой герой повести – Печорица. Это на­стоящий тип мыслящего деятеля, здоровая, цельная натура, живущая с народом единой трудовой и духовной жизнью, пользующаяся у кресть­ян полным доверием и уважением. Это тип русского Инсарова, которо­го так мечтал увидеть Н.А. Добролюбов.

Судьбы русской интеллигенции переломной эпохи исследуются и в одном из наиболее ярких явлений народнической прозы – романе А.И. Эртеля «Гарденины...». Полное название – «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги». По жанру это семейная хроника. О сво­ем замысле «политического» романа Эртель писал так: «Мне хотелось изобразить в романе тот период общественного сознания, когда пере­рождаются понятия, видоизменяются верования, когда новые формы общественности могущественно двигают рост критического отношения к жизни, когда пускает ростки новое мировоззрение...»

В романе «Гарденины...» воссоздан широкий социальный срез рус­ского общества пореформенного времени, его разные слои, в которые проникли перемены. Симптоматичным для эпохи стал один из цент­ральных персонажей романа Николай Рахманный, которого называют «героем безгеройного времени». В нем не нашлось решительности, что­бы сблизиться с революционным народничеством; демократ по убежде­ниям, он нашел им другое, «мирное» применение – стал законопослуш­ным земским деятелем...

Роман получил высокую оценку Льва Толстого, который написал к нему предисловие, где подчеркивал: «Для того, кто любит народ, чтение Эртеля – большое удовольствие».

Органическим продолжением «Гардениных...» стал роман «Смена», в котором писатель запечатлел идею, предвосхитившую «Вишневый сад» А.П. Чехова, а именно вытеснение людей «вымирающего культур­ного слоя» агрессивными, напористыми дельцами.

Вообще следует отметить, что в раскрытии внутренних причин ду­ховной драмы русской интеллигенции, мучительно и часто безуспешно искавшей путь к народной правде, писатели-народники нередко предвос­хищали художественно-психологические открытия, которые обычно связывают с именами А.П. Чехова и В.М. Гаршина.

В частности, образам интеллигентов, созданным в произведениях Н.И. Наумова, свойственно такое же обостренное чувство вины и сове­сти, что и чеховско-гаршиновским героям. К примеру, Осип Дегтярев из рассказа «Умалишенный», близкий по складу ума и души образу док­тора Рагина из чеховской «Палаты № 6», не может смириться с окру­жающей действительностью и, будучи поначалу без оснований заключ­ен в больницу для умалишенных, в итоге действительно сходит с ума.

Таким образом, писатели-народники сумели сказать свое слово о современной им эпохе. К их слову, к их авторитетному мнению о рус­ском народе неизменно прислушивались такие литературные корифеи, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин,

А.П. Чехов. Духовный и социальный опыт плеяды писателей 1870-х го­дов в постижении народной правды обогащал всю русскую литературу второй половины XIX века.

Свою лепту в духовную жизнь эпохи внесли и поэты-народники.

Народническая поэзия подразделялась на легальную и вольную. Ее особенностью являлось то, что подавляющее большинство авторов сти­хов были активными участниками революционного движения.

Со стихами выступали и такие видные деятели-народники, как П. Лавров, Г. Лопатин, В. Фигнер. Многие произведения создавались в тюремных застенках. Один из сборников революционной «тюремной лирики», нелегально изданных за границей, так и назывался – «Из-за решетки».

Основные жанры революционно-народнической поэзии – «тюрем­ные думы» и «песни о неволе», лирическая исповедь, лирический днев­ник, поэмы о революционерах. Широкую известность получили «Новая песня» П.Л. Лаврова («Отречемся от старого мира...», называемое так­же «Марсельезой»), «Последнее прости!» («Замучен тяжелой нево­лей...») Г. Мачтета, «Волчонок» С.С. Синегуба, «У гроба» А.А. Ольхина, стихи А.К. Шеллер-Михайлова, И.В. Федорова-Омулевского, А.Ф. Иванова-Классика и др.

Характерным явлением в поэзии 1870-х годов стало литературное движение «суриковцев» – поэтов, вышедших из широких слоев наро­да. Начало ему положил сборник произведений писателей-самоучек «Рассвет» (1872). Вдохновителем этого сборника стал известный поэт из народа Иван Захарович Суриков (1841-1880), создатель стихов, ставших народными песнями («Рябина», «В степи»); некоторые из них вошли в детские хрестоматии («Вот моя деревня...»).

Творчество прозаиков, публицистов, поэтов народнической ориента­ции существенно обогатило русскую литературу новым жизненным ма­териалом, глубоким знанием нужд и чаяний простых тружеников, дра­матическим опытом идейных исканий передовой интеллигенции.

Наиболее ярко ведущие особенности народнической литературы проявились в сильном и самобытном таланте Г.И. Успенского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.16 сек.