КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературно-общественное движение 70-х годов XIX века
Литература 70-х годов – качественно новый этап в развитии истории русской литературы XIX века, принесший в художественное сознание эпохи новый социально-исторический и духовно-нравственный опыт. Центральное место в общественном движении и в общественной мысли России этого периода занимало народничество. Оно оказало влияние на всю сферу литературной жизни; проблемы, поднимавшиеся в произведениях народников (интеллигенция и народ, судьбы пореформенного крестьянства, взаимоотношения героя и массы и т. п.), отражали основной вектор идейных исканий всей русской литературы. Как и в 60-е годы, активную роль в общественном движении продолжала играть разночинная демократическая интеллигенция, ставившая своей задачей коренное улучшение жизни крестьянских масс. Подобно своим ближайшим предшественникам – демократам-шестидесятникам – народники 70-х годов выступали за идею крестьянской революции, в которой видели главный путь к устранению любых форм эксплуатации человеческого труда. Различия же между ними проявлялись в том, что в социально-экономической программе народников гораздо большее место заняли вопросы развития капитализма в России. Рассматривая капитализм как исторически прогрессивную стадию общественного развития по сравнению с феодализмом, они в то же время считали, что у России другой, самобытный путь к социальному прогрессу. Этот вывод они обосновывали тем, что развитие в России общинного земледелия, артельной организации труда, других коллективных начал народной жизни давало, по их мнению, возможность миновать капиталистический этап и быстрее прийти к социализму, с которым они связывали свой идеал общественного устройства. Другое принципиальное расхождение с шестидесятниками было обусловлено различиями в трактовке роли масс и личности в истории. Народники проповедовали теорию «героев» и «толпы». Ее суть состояла в том, что роль авангардной силы общества, движущей исторический прогресс, принадлежит интеллигенции, поскольку, как считали идеологи народничества, только она способна повести за собой пассивную массу. Роль «катализаторов», «ускорителей» социального прогресса народники отводили критически мыслящим личностям, способным «взорвать» инертное течение жизни и изменить ход истории во благо народа. Именно этим личностям, считали народники, и следует искать самые тесные контакты с народной массой, чтобы скорее изменилась жизнь к лучшему. Основу народнической идеологии составляли идеи и принципы, сформулированные в трудах трех крупнейших представителей народнического течения: П.Л. Лаврова, М.А.Бакунина и П.Н. Ткачева. «Исторические письма» П.Л. Лаврова (1823–1904), вышедшие в 1868-1869 годах, стали для революционеров-народников настоящим «символом веры», базовой основой идеологии целого движения. В этом своем труде П.Л. Лавров попытался обосновать идею о том, что интеллигенция является решающим фактором исторического прогресса, и поэтому долг «наиболее развитых личностей» – работать среди народа. После побега из ссылки в 1873 году вместе с группой своих последователей Лавров основал в эмиграции журнал «Вперед!», принимал участие в событиях Парижской коммуны, был лично знаком с К. Марксом и Ф. Энгельсом. Другую основополагающую народническую идею – о прирожденной революционности и социалистических инстинктах крестьянства – проповедовал идеолог русского анархизма М.А. Бакунин (1814–1878). Он напрямую призывал к скорейшему мужицкому бунту, считал, что интеллигенция должна дать лишь толчок к революционному взрыву, который уже давно созрел в народе. Однако созидательных целей перед народной революцией Бакунин не ставил, видя ее задачу в разрушении государства и государственности как основы для всякой эксплуатации. Иную тактику предлагал руководитель третьего течения внутри народнического лагеря П.Н. Ткачев (1844-1885). Он был убежден, что задачу освобождения должен осуществлять не сам народ, который в силу своей темноты и отсталости неясно представляет себе цели и методы такой борьбы, а боевая организация революционеров-заговорщиков, которая, захватив политическую власть, проведет необходимые преобразования, превратив государство консервативное в государство революционное. Под влиянием идей Лаврова, Бакунина и Ткачева формировалась деятельность разнообразных народнических организаций, распространившихся по всей России. В 1874-1875 годах ими было осуществлено массовое «хождение в народ» с целью поднять массы на крестьянскую революцию. Народническая интеллигенция проявила при этом высочайшую самоотверженность, однако движение закончилось катастрофой. В 1874 году многие участники массового «хождения в народ» были арестованы за антиправительственную агитацию и призывы к насильственному изменению существующего строя. Уцелевшие кружки объединились и создали новую революционную организацию «Земля и воля». Ее главным требованием была передача всей земли в руки крестьянства. Изменилась тактика: теперь вместо «летучей» пропаганды и призывов к скорейшему бунту решили перейти к постоянной работе в селах, чтобы сочетать легальную работу в качестве учителей, писарей, врачей с революционной деятельностью. В конце 70-х годов из-за вспыхнувших разногласий о дальнейшей стратегии и тактике революционной борьбы «Земля и воля» распалась на две самостоятельные организации: «Черный передел» и «Народную волю». «Народная воля» избрала путь открытой борьбы с властями. Руководство организацией осуществлял исполнительный комитет, в который входили А.И. Желябов, Н.А. Морозов, Н.И. Кибальчич, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер. Свою главную задачу народовольцы сформулировали так: «Ниспровержение существующих ныне государственных форм и подчинение государственной власти народу». Они ставили вопрос не только об уничтожении существующего самодержавного государства, но и о замене его революционным государством, которое, по их мнению, должно осуществить народные идеалы. Вместе с тем народовольцы считали, что в народе нет силы, способной взять на себя революционную инициативу. Вызвать массовое революционное движение под силу лишь партии, которая должна с помощью террора создать «благоприятный момент» для захвата власти, чтобы затем передать ее восставшему народу – именно из этого убеждения исходили руководители «Народной воли», когда готовили покушения на царя. 1 марта 1881 года в результате спланированного народовольцами покушения император Александр II был убит. Участники и организаторы этой террористической акции были арестованы, а А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлов и Н.И.Рысаков были казнены. Это произошло 3 апреля 1881 года. После этих событий движение революционного народничества пошло на спад, и в 80–90-е годы оно вынуждено было приобрести «мирные», либерально-реформистские формы. Исторический опыт народничества служит важным уроком, свидетельствующим как о неосуществимости утопических чаяний, так и о трагической цене, которую приходится платить обществу за насильственную ломку традиционных устоев, за попытку резко изменить эволюционный ход истории. Как всякое серьезное общественное движение, народничество имело свою художественную литературу, свою журналистику, которая носила как легальный, так и нелегальный характер. Главной легальной трибуной народнического движения был журнал «Отечественные записки», редактируемый Н.А. Некрасовым, Г.З. Елисеевым и М.Е. Салтыковым-1_Цедриным. Произведения народников часто появлялись и в таких известных изданиях, пользовавшихся большой популярностью в демократически настроенной читательской среде, как, «Дело», «Русское богатство», «Устои», «Слово». Здесь из номера в номер появлялись программные выступления идеологов народнического движения (обычно под псевдонимами), обзорные статьи, путевые заметки, репортажи и очерки. Учитывая, что возможности легальной публицистики для широкой пропаганды революционных идей были ограничены, народники стремились создать специальную пропагандистскую литературу, способную поднять народ на борьбу. Печаталась она главным образом в зарубежных типографиях. Нелегальная публицистика печаталась в таких заграничных изданиях, как «Вперед!»,.«Община», «Работник», «Набат». Нелегальные издания выходили и в самой России. Наиболее значительными среди них были «Начало», «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел». Стремясь сделать произведения нелегальной публицистики максимально доступными для широких народных масс, народники использовали жанры, близкие к фольклорным: песни, сказки, притчи, народные рассказы, исторические легенды о крестьянских вожаках Разине и Пугачеве, агитационные стихи. Широкое распространение получили прокламации, выдержанные в духе боевых лозунгов и призывов. Популярностью в народе пользовались прокламации-листовки под названиями «Мужицкая правда» и «Храбрый воин» (автор – Л.Э. Шишко), брошюра В.В. Берви-Флеровского «Как должно жить по закону природы и правды», прокламация А.В. Долгушина «Русскому народу» и т. д. Чтобы быстрее найти путь к сознанию малограмотной крестьянской массы, публицистам пришлось обратиться к традициям народного лубка и сказки. Такие произведения издавались в виде брошюр и распространялись на ярмарках и базарах, их можно было купить у коробейников, а также в деревенских лавках. В одном из лучших произведений такого жанра – «Сказке о копейке» С.М. Кравчинского – рассказывалось о мужике, который тяжелым трудом зарабатывает медную копейку, однако и ту у него отбирают то поп, то помещик, то становой. Цель этой сказки – помочь простому читателю осознать необходимость борьбы против своего бесправия. Публицистические произведения народников выполняли важную общественную функцию не только художественного, но и научного на-родознания, способствовали развитию политико-экономической мысли, социальной статистики и этнографии. Об этой серьезной общественной заслуге писателей и публицистов-народников М. Горький писал: «Беллетристы-народолюбцы дали огромный материал к познанию экономического быта нашей страны, психологических особенностей народа, изображали его нравы, обычаи, его настроения и желания». В 1870-е годы уверенно заявила о себе целая плеяда прозаиков-народников. Среди них – Н.Н. Златовратский, П.В. Засодимский, С.М. Степняк-Кравчинский, Н.И. Наумов, Н.Е. Каронин-Петропавловский, Ф.Д. Нефедов и др. В центре внимания писателей-народников были социально-психологические процессы, происходящие в пореформенной деревне (социальное расслоение крестьянства, становление капиталистических отношений, нарастающий протест крестьянских масс против несправедливости властей, ухудшающихся условий жизни, появление деревенских вожаков, пытающихся защитить мужицкие интересы, усиливающаяся тяга к знаниям в народной среде и т.п.). Ведущими темами народнической литературы стали взаимоотношения личности и народа, героев и толпы, судеб крестьянской общины, сохранения ее традиций и устоев, появление «новых» людей деревни, формирование личности из народа, поиск путей сближения между народной средой и интеллигенцией. Главные художественные тенденции в развитии народнической литературы – доминирование малых и средних жанров (повесть, рассказ, очерк), циклизация произведений, усиление фактологического, очеркового начала в прозе, «локализация» объекта изображения (одна деревня, одна улица, одна семья). При этом народническая литература не была простой иллюстрацией идеологии движения. Она объективно отражала самую широкую панораму современной действительности. В лучших произведениях писателям-народникам удавалось увидеть за простыми характерами, незатейливыми житейскими ситуациями глубинную суть и драматизм русской жизни своей эпохи, а порой и предугадать будущее. Преобладающей художественной формой в народнической прозе стал рассказ-очерк. Писатели-народники правдиво рисовали светлые и темные стороны народного быта. Так, в «Очерках провинциальной жизни» Г.И. Успенского, в повестях П.В. Засодимского «Грешница» и «Темные силы» с глубоким сочувствием была воссоздана беспросветная жизнь городской бедноты, ее тяжелый труд, вечная нужда. Особый интерес писатели-народники проявляли к психологии простого человека, драматически отразившей в себе переломный характер эпохи. «Задумавшийся» мужик становится главным героем многих произведений. Творчество писателей-народников отличает поиск новых форм художественного обобщения. Ведущим принципом реалистической типизации в их произведениях становится создание обобщенных, коллективных образов городской бедноты («Нравы Растеряевой улицы» Г.И. Успенского), деревенской массы («Рассказы о парашкинцах» Н.Е. Каренина-Петропавловского). Примечательной особенностью художественной манеры писателей рассматриваемой группы было умелое воссоздание массовых сцен. Объектом их внимания зачастую оказываются такие жизненные ситуации, в которых отчетливо слышится живое разноголосие улицы, выявляется столкновение интересов, целей, характеров, бурлит и волнуется многоликая народная масса. К произведениям подобного рода можно отнести рассказы «Деревенский аукцион», «Крестьянские выборы», «Мирской учет» Н.И. Наумова (1838-1901). Важное место в творчестве писателей-народников занимала жизнь крестьянской общины. При этом если ведущие идеологи народничества, как правило, идеализировали и абсолютизировали роль общины в развитии крестьянского самосознания, в перспективах общественного прогресса, то писатели-народники оценивали общинные начала русской деревни более трезво и объективно. Даже в творчестве Н.Н. Златовратского (1845-1911), где ярче всего проявилась народническая идеализация и романтизация общины, вполне отчетливо отражены нарастающие внутри нее противоречия, грозящие разрушить традиционный вековой уклад. Особенно это заметно в главном произведении писателя – романе «Устои» (подзаголовок – «История одной деревни»), который создавался в 1878-1883 годах и публиковался в редактировавшемся М.Е. Салтыковым-Щедриным журнале «Отечественные записки». В этом произведении писатель стремился отразить прежде всего новые процессы в крестьянской жизни и вместе с тем – борьбу старых традиций и новых веяний. В центре романа – история крестьянской семьи, разных ее поколений. Крестьянская среда в изображении Златовратского далеко не однородна. Основатель рода и целого поселка Мосей Волк, его сыновья и дочь, старый крестьянин Мин Афанасьич представляют старшее поколение деревни. Они – «хранители устоев». Внук Мосея Петр Волк, уже успевший оторваться от своих корней, возвращается из города в родной поселок с другим сознанием. Его появление таит в себе угрозу расшатывания, разрушения привычных устоев. Златовратский одним из первых обнаруживает утрату, распадение общинных начал. Однако писатель остается верен своему идеалу: корни устоев, по его мнению, не столько в самой общине, сколько в крестьянской душе, в незыблемой народной правде. Процессы обнищания и расслоения деревни находят отражение и в произведениях П.В. Засодимского (1843-1912) – романах «Кто во что горазд» (1878), «Степные тайны» (1880), очерках и рассказах, которые также печатались в демократических журналах «Отечественные записки» и «Русское богатство». В творчестве этого писателя отчетливо проявилась и такая характерная особенность народнической прозы, как тяготение к хроникально-очерковому стилю художественного письма. Именно в такой манере написан наиболее известный роман П.В. Засодимского – «Хроника села Смурина». Автор глубоко раскрывает социальные противоречия в жизни села. Впечатляюще нарисован образ главного героя – крестьянского вожака Дмитрия Кряжева, который пытается создать в деревне артель, наладить народное производство, но встречает противодействие со стороны помещиков и зажиточных слоев крестьянства. Одно из центральных мест в творчестве писателей-народников занимала проблема взаимоотношений интеллигенции и народа, отражавшая живые драматические коллизии, искания и судьбы передовых людей эпохи. Так, «хождению в народ» был посвящен роман П.В. Засодимского «По градам и весям». Главный герой, разночинец Феофан Верюгин, прототипом которого был друг писателя, арестованный за революционную деятельность и погибший в заключении, странствуя по Руси, несет людям народнические идеалы, пытаясь пробудить сознание крестьян; потерпев неудачу в деревне, отправляется в город, чтобы продолжить свое дело. Заметное место среди произведений о новых людях 70-х годов заняла повесть А.О. Новодворского (Осиповича) «Эпизод из жизни ни павы, ни вороны» (1877). Личность Преображенского – «ни павы, ни вороны» – противоречивое слияние черт рудинского и базаровского типа, «лишнего человека» и разночинца. Под влиянием прогрессивных веяний времени он идет в народ, но такие черты характера, как пассивная созерцательность, склонность к рефлексии и сомнениям, отвлеченная романтическая мечтательность, самолюбивое желание чувствовать себя героем, вознесенным над толпой, делают все его попытки начать реальное дело, перейти от слов и мечтаний к решительному поступку безуспешными и несостоятельными. Антиподом ему является другой герой повести – Печорица. Это настоящий тип мыслящего деятеля, здоровая, цельная натура, живущая с народом единой трудовой и духовной жизнью, пользующаяся у крестьян полным доверием и уважением. Это тип русского Инсарова, которого так мечтал увидеть Н.А. Добролюбов. Судьбы русской интеллигенции переломной эпохи исследуются и в одном из наиболее ярких явлений народнической прозы – романе А.И. Эртеля «Гарденины...». Полное название – «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги». По жанру это семейная хроника. О своем замысле «политического» романа Эртель писал так: «Мне хотелось изобразить в романе тот период общественного сознания, когда перерождаются понятия, видоизменяются верования, когда новые формы общественности могущественно двигают рост критического отношения к жизни, когда пускает ростки новое мировоззрение...» В романе «Гарденины...» воссоздан широкий социальный срез русского общества пореформенного времени, его разные слои, в которые проникли перемены. Симптоматичным для эпохи стал один из центральных персонажей романа Николай Рахманный, которого называют «героем безгеройного времени». В нем не нашлось решительности, чтобы сблизиться с революционным народничеством; демократ по убеждениям, он нашел им другое, «мирное» применение – стал законопослушным земским деятелем... Роман получил высокую оценку Льва Толстого, который написал к нему предисловие, где подчеркивал: «Для того, кто любит народ, чтение Эртеля – большое удовольствие». Органическим продолжением «Гардениных...» стал роман «Смена», в котором писатель запечатлел идею, предвосхитившую «Вишневый сад» А.П. Чехова, а именно вытеснение людей «вымирающего культурного слоя» агрессивными, напористыми дельцами. Вообще следует отметить, что в раскрытии внутренних причин духовной драмы русской интеллигенции, мучительно и часто безуспешно искавшей путь к народной правде, писатели-народники нередко предвосхищали художественно-психологические открытия, которые обычно связывают с именами А.П. Чехова и В.М. Гаршина. В частности, образам интеллигентов, созданным в произведениях Н.И. Наумова, свойственно такое же обостренное чувство вины и совести, что и чеховско-гаршиновским героям. К примеру, Осип Дегтярев из рассказа «Умалишенный», близкий по складу ума и души образу доктора Рагина из чеховской «Палаты № 6», не может смириться с окружающей действительностью и, будучи поначалу без оснований заключен в больницу для умалишенных, в итоге действительно сходит с ума. Таким образом, писатели-народники сумели сказать свое слово о современной им эпохе. К их слову, к их авторитетному мнению о русском народе неизменно прислушивались такие литературные корифеи, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов. Духовный и социальный опыт плеяды писателей 1870-х годов в постижении народной правды обогащал всю русскую литературу второй половины XIX века. Свою лепту в духовную жизнь эпохи внесли и поэты-народники. Народническая поэзия подразделялась на легальную и вольную. Ее особенностью являлось то, что подавляющее большинство авторов стихов были активными участниками революционного движения. Со стихами выступали и такие видные деятели-народники, как П. Лавров, Г. Лопатин, В. Фигнер. Многие произведения создавались в тюремных застенках. Один из сборников революционной «тюремной лирики», нелегально изданных за границей, так и назывался – «Из-за решетки». Основные жанры революционно-народнической поэзии – «тюремные думы» и «песни о неволе», лирическая исповедь, лирический дневник, поэмы о революционерах. Широкую известность получили «Новая песня» П.Л. Лаврова («Отречемся от старого мира...», называемое также «Марсельезой»), «Последнее прости!» («Замучен тяжелой неволей...») Г. Мачтета, «Волчонок» С.С. Синегуба, «У гроба» А.А. Ольхина, стихи А.К. Шеллер-Михайлова, И.В. Федорова-Омулевского, А.Ф. Иванова-Классика и др. Характерным явлением в поэзии 1870-х годов стало литературное движение «суриковцев» – поэтов, вышедших из широких слоев народа. Начало ему положил сборник произведений писателей-самоучек «Рассвет» (1872). Вдохновителем этого сборника стал известный поэт из народа Иван Захарович Суриков (1841-1880), создатель стихов, ставших народными песнями («Рябина», «В степи»); некоторые из них вошли в детские хрестоматии («Вот моя деревня...»). Творчество прозаиков, публицистов, поэтов народнической ориентации существенно обогатило русскую литературу новым жизненным материалом, глубоким знанием нужд и чаяний простых тружеников, драматическим опытом идейных исканий передовой интеллигенции. Наиболее ярко ведущие особенности народнической литературы проявились в сильном и самобытном таланте Г.И. Успенского.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |