Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я.П. Полонский




А.А. Григорьев

(1822-1864)

Центральной темой творчества поэта и видного критика Аполлона Александровича Григорьева стал конфликт современного ему человека с прозаическим миром. Его лирический герой – горожанин, романти­ческие мечты которого гибнут в пошлом меркантильном окружении. И это вызывает в нем резкий протест. Напряженная драматичность ха­рактеризует строй его души. Неразрешенность внутреннего конфликта порождает настроение мрачного отчаяния и горького скептицизма. Ап. Григорьев вводит в русскую поэзию надрывный цыганский романс, оттеняющий тяжкую, похмельную тоску человека, разуверившегося в прекрасных иллюзиях и не находящего счастья, которого всей душой жаждет.

(1819-1898)

Подлинным гуманизмом проникнуто творчество замечательного и тонкого лирика Якова Петровича Полонского. Поэт сочувствует бедно­му человеку, внимательно всматривается в его переживания, умея пере­дать их намеком, через случайные впечатления и отрывочные воспоми­нания. Ему близки простая речь, разговорная интонация разночинца, и он широко использует поэтические формы, популярные в этой среде, – городской песенный фольклор, цыганский романс.

И по своему социальному, и по имущественному положению, и по психологическому облику он ощущал свое родство с разночинной сре­дой. Вот почему и трудовое население России привлекало его своими переживаниями. Так входят в лирику Полонского крестьянки («Жни­цы»), бескрайняя степная дорога («Дорога»), убогие нищие, поющие цыганки, беглые каторжники, скромные девушки-разночинки, неуютно чувствующие себя в барских гостиных. Их окружает простая, неказис­тая природа, приметы которой воспроизводятся поэтом точно и зримо, без прикрас и в немногих деталях. Полонский подмечает, как хочется людям живого участья, настоящей любви, как глубоки и богаты их чув­ства, как чисты их желания. Этим героям и этой обстановке созвучны и эмоции самого автора, покоряющего свежестью, естественной разго­ворностью и почти прозаичностью интонации.

Герои Полонского мечтают о светлой любви, о простом счастье, в них живет порыв к чистой жизни, но они скованы условиями, средой, и потому им очень трудно сбросить груз привычек и отдаться своему чувству легко и безмятежно. В стихотворении «Вызов» девушка за­перта в четырех стенах, ее сторожит ханжа-богомолка, и только «хит­рость», обман дадут ей случай увидеться с любимым. В старом доме с высокой темной лестницей, с завешенным окном такой же затворни­цей тоскует другая «чудо-девушка», мечтающая стать, подобно Кате­рине из «Грозы» Островского, вольной птицей, но и она не властна над своей судьбой.

И тихо слезы капали –

И поцелуй звучал –

И ветер занавескою

Тревожно колыхал.

Полонский умеет воссоздавать неприхотливую обстановку, окружа­ющую бедных людей, наивность их сознания, душевные муки, обречен­ность и вместе с тем неисчезающую жажду лучшей доли. В стихотво­рении «Колокольчик» все приметы вечера слагаются в одну неразъем­ную картину живой надежды и отчаяния: игра лучей зари с морозом на стекле оттеняет убогое жилище (самовар на дубовом столе, печь, огонь которой озаряет кровать за цветной занавеской). Героиня отгорожена от широкого и просторного мира (за морозным окном даже не видна вишня, а рядом ворчливая старуха), и самая ее жизнь оказывается «и тесна, и темна», но из ее сердца не уходят мечты о любимом, о заре, ос­тавшейся за четырьмя стенами ее холодного дома.

Полонскому оказались близки чаяния радикальной молодежи 1870-х годов. Он тоже желал гармоничных общественных отношений, устра­нения противоречий, но искал выхода из них не на путях борьбы, а в на­дежде на торжество гуманных чувств, апеллируя к изначально гармо­ничной «детской» душе, сохраняемой, по его убеждению, каждым че­ловеком до старости. Общность конечных целей, разделяемая Полон­ским и нетерпеливой молодежью, и обусловила отклик поэта на судеб­ный процесс В. И. Засулич в стихотворении «Узница», в котором со­здан «страдальческий образ» самой молодости, заточенной в душную тюрьму. Однако поиски гармонии в жизни на путях воскрешения дет­ски наивного сознания были, конечно, иллюзорны. И в этом заключа­лась драма не только Полонского, но и многих талантливых поэтов се­редины и конца XIX века.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.