КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
А.К. Толстой
(1817-1875) Общественная позиция Алексея Константиновича Толстого отличалась противоречивостью. В современной жизни поэт не видел гармонии, а лишь косность, скуку и прозу. Отворачиваясь от грубой повседневности, Толстой идеализировал Древнюю Русь времен Киева и Новгорода. Эта романтизация древности послужила основой для его аристократической оппозиции самодержавно-бюрократическому режиму, предопределившей три струи поэзии Толстого – лирическую, сатирическую и историческую. Главная тема поэта – природа и любовь. Конечно, современность часто вторгается в личный мир героя, но все же он сохраняет известную самостоятельность и не до конца подвластен ее разрушающему воздействию. Толстой не был поэтом узкого тематического или жанрового диапазона. Современная ему российская государственность и существовавший порядок не вызывали в нем добрых чувств. Наконец, обращаясь к историческому прошлому, Толстой противопоставлял прозаическую современность яркому романтическому и героическому прошлому, поэтизировал цельную личность, способную на протест. Эта позиция Толстого обусловила его особое место в литературной борьбе. Поэт не примкнул ни к одному лагерю и сам сказал о себе: Двух станов не боец, но только гость случайный... Романтизация старины, героического прошлого наложила отпечаток на пейзажную лирику Толстого. В природе поэт видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ родины. Пейзажные стихотворения включают в себя раздумья о живой связи поэта с родной землей, о битвах за независимость страны, о единстве славянских племен. В стихотворении «Колокольчики мои...» бег коня, несущего всадника, осмыслен лихим, неукротимым и диким непокорством. От него веет простором, размахом, волей. Созерцает ли поэт ночной пейзаж («Дождя отшумевшего капли...»), создает ли балладную ситуацию («Ой, стоги, стоги...») – повсюду «обман, и коварство, и зло» как бы заместили и вытеснили «светлые мысли», лишили теперешнего человека цельности, доброты. Стонут стога, еще недавно бывшие цветами, но уже скошенные острыми косами. Некогда они были одной семьей, а ныне их, разъединенных, одолевают галки да вороны. В этой символической картине поэт затронул мысль о всеславянском единстве. Пейзаж у него перерастает рамки простой зарисовки, превращаясь в философско-историческое раздумье. Толстого гнетет неподвижность современной ему жизни («По гребле неровной и тряской...», «Пустой дом»), но вместе с тем он всегда рад заметить искреннее чувство, подлинную силу души. Лучшие стороны русского характера сливаются с бескрайним простором, рисуемым Толстым в зримых конкретных чертах. В стихотворении «Край ты мой, родимый край...» голос певца гармонирует своими интонациями, призывными возгласами с внутренней, полной звуков, движенья жизнью природы. Родство между лирическим героем, персонажами, природой и страной становится особенно интимным благодаря фольклорным мотивам, широко вводимым Толстым. Поэт сознательно использовал народную образность, ритмы, интонации, стилизуя свою речь то под народную песню, то под былину, то под лубок. Рядом с пейзажами, выдержанными в народном духе и воссоздающими обобщенный образ многострадальной отчизны, в поэзии А. Толстого укрепился и другой тип стихотворений о природе, в которых передано его философско-лирическое отношение к ней. Его влечет тайная жизнь природы, за которой угадываются величие и мощь стихии, неизменно влияющей на все бытие человека. Созерцая природу, Толстой подмечает тонкие, конкретные детали. Он зорок и чуток. Отличительная особенность поэзии А. Толстого – искренний интимный тон, открытость лирического голоса, за которым угадывается сильная и незаурядная, но исключительно скромная натура. С какой-то деликатной нежностью поэт касается интимных сторон души или переживаний другого человека. Эти черты во многом определили успех его любовной лирики, где душевная чуткость и утонченный артистизм соединились с глубиной страсти и робкой застенчивостью. Любовь, как и природа, противостояли у Толстого тусклой обыденности. Но была у поэта еще одна заветная тема – русская история, где дорогие для него черты национального характера воплощались в объективных образах. Баллады А. Толстого носят очевидные следы стилизации, но сохраняются все свойства балладной ситуации: легендарность сюжета, роковое стечение обстоятельств, непримиримость характеров, приводящие к кровавой развязке. Толстой сосредоточивается на каком-либо одном эпизоде («Василий Шибанов», «Князь Михаиле Репнин»), но в нем стремится раскрыть эпоху и характеры в целом. Сюжеты, выбираемые поэтом из русской истории, как правило, героичны. В балладе «Василий Шибанов» Толстого увлек характер человека подневольного, по существу, раба, который, даже сознавая предательство князя, не изменяет долгу. Противоречивая сложность и цельность Шибанова подчеркнута и тем, что стремянный осуждает измену Курбского и кровавое правление Грозного, но не может нарушить ни слова, данного князю, ни стать предателем. Эти противоречия снимаются мольбой Шибанова за Курбского и за Грозного и смирением его души в любви и прощении. Верность Шибанова обусловлена не только его рабской натурой. Преданность князю совмещается с личным достоинством и честью. Толстой явно стремился преподать урок современникам, лишенным той цельности, а следовательно прочного духовного стержня, и готовым к неоправданным компромиссам, легким изменам, как только на пути к высоким целям они встречают жизненные преграды.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |