Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Ф.М. Достоевского 1 страница




(1821-1881)

Имя великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой I литературы. Поисками ответа на «жгучие вопросы жизни» пронизаны и все произведения Достоевского. В них звучат раздумья писателя о со­циальной несправедливости, о судьбах России и русского народа, делаются попытки решить такие кардинальные проблемы времени, как добро и зло в социальном мире, вера и безверие, страдание и протест, со­отношение личности и общества, перспективы исторического развития человечества.

В романах и повестях Достоевского, его публицистических выступ­лениях и литературно-критических статьях отразилась тревога писателя за судьбу человечества, стремление предостеречь его от пагубных последствий учений радетелей призывавших пожертвовать всемирное счастье во имя торжества своих теорий.

Особенностью творчества Достоевского было то, что художническое начало в нем было теснейшим образом связано с началом философским. Поэтому Достоевского с полным основанием можно назвать писателем-мыслителем, писателем-философом. Его произведения не только оказа­ли огромное влияние на развитие мировой литературы, но и оставили глубокий след в духовном развитии человечества. Достоевский постоян­но обращался к фактам современной ему действительности. Вниматель­но изучая газетную хронику, писатель находил там материалы, которые служили ему не только источником многих сюжетов и образов, но и давали возможность проверить свои художественные и идеологически концепции живым материалом современности. Отталкиваясь от реальных фактов окружающей жизни, пытаясь осмыслить и обобщить их, Достоевский настойчиво искал выход из кричащих противоречий совре­менной действительности.

Достоевский – писатель во многих отношениях необычный и свое­образный. Он умел увлечь читателя, захватить его, сделать свидетелем и сопереживателем изображаемых событий, идеологических споров, ос­трых психологических столкновений.

Девизом всей жизни и творческой деятельности Достоевского была правда. Писатель был убежден, что только правда и приоритет общечеловеческих ценностей способны объединить людей и уберечь их гибели. «Правда выше Некрасова, выше Пушкина, выше народа, вы

ше России, выше всего, – писал он,– а потому надо желать одной правды и искать ее, несмотря на все выгоды, которые мы можем поте­рять из-за нее, и даже несмотря на все те преследования и гонения, ко­торые мы можем получить из-за нее».

Достоевский был и остается художником удивительно современным, помогающим нам с надеждой смотреть в будущее.

Родился Достоевский 30 октября 1821 года в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных.

Первоначальным обучением детей в семье занимались мать с отцом и приходящие учителя. В 1833 году Достоевский вместе с братом Ми­хаилом был отдан в полупансион француза Сушара (Н.И. Дращусова), а через год в пансион Л.Л. Чермака, где преподавали тогда известные московские ученые и педагоги.

Весной 1837 года отец отвез двух старших сыновей, Михаила и Фе­дора, в Петербург для подготовки к поступлению в Главное Инженер­ное училище, куда будущий писатель был зачислен в январе следующе­го года.

Годы, проведенные в Инженерном училище, были для Достоевского временем напряженной внутренней работы. Добросовестно изучая спе­циальные предметы, предусмотренные программой, он много занимался самообразованием. Своими мыслями о литературе, о своих духовных изысканиях и творческих планах Достоевский постоянно делился с бра­том. «Я в себе уверен,– писал он в одном из писем. – Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Тогда же Достоевский впервые взялся за перо. Известно, что в Ин­женерном училище им были написаны не дошедшие до нас исторические трагедии «Борис Годунов» и «Мария Стюарт».

В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен на служ­бу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку. Нача­лась жизнь литератора-труженика, жизнь, полная лишений и неуверен­ности в завтрашнем дне.

Почти год работал Достоевский над романом, который назвал «Бедные люди».

В центре романа Достоевского – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина к бедной девушке Вареньке Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную кра­соту и благородство своих героев, склад их мышления, суждения по

многим вопросам. В письмах Макара Девушкина и Вареньки перед читателем раскрывается широкая панорама столичной действительнос­ти, проходит целая галерея самых различных людей. Это и бедный сту­дент Покровский, и его отец, и выгнанный со службы чиновник Емельян Иванович, мелкий литератор Ратазяев и множество других. Люди они честные, деликатные, внимательные друг к другу, способные прий­ти на помощь ближнему.

Трогательно и нежно любит Девушкин Вареньку, хотя и понимает, что он, пожилой человек, совсем не пара молоденькой девушке, чувст­вует, что она умнее и образованнее его. На первый взгляд его не смуща­ет бедность, так как он давно решил, что «всякое состояние определяет­ся Всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в гене­ральских эполетах, этому служить титулярным советником, такому-то повелевать, такому-то... повиноваться». Однако стоит его задеть за живое, как подобные суждения сменяются совсем иными, и он спраши­вает: «Отчего это так все случается, что вот хороший-то человек в запу­стенье находится, а к другому кому счастие само напрашивается?» По­добные мысли редко возникают у Девушкина, и они пугают его. «Знаю, знаю... – говорит он, – что нехорошо это думать, что это вольнодум­ство; но по искренности, по правде-истине, зачем одному еще во чреве матери прокаркнула счастье ворона-судьба, а другой из воспитательно­го дома на свет Божий выходит?.. Грешно, маточка, оно грешно этак ду­мать, да тут поневоле как-то грех в душу лезет».

Роман «Бедные люди» открывал собой целый цикл произведений Достоевского, посвященных жизни различных слоев населения Петер­бурга. Одну за другой пишет он повести «Двойник», «Роман в девяти письмах», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и, наконец, несколь­ко повестей о «мечтателях». Появлению произведений о мечтателях предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием «Петербургская летопись» (1847), в которых он попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Не чувствуя в себе достаточных сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир фанта­зий и мечтаний. «...В характерах, жадных деятельности... – писал Достоевский, – но слабых, женственных, нежных, мало-помалу за­рождается то, что называют мечтательностию, и человек делается на­конец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем». Реальная жизнь страшит мечтателя, она производит на него «впечатление тяжелое, враждебное», и «он спешит забиться в свой заветный, золотой уголок, который на самом деле часто запылен, нео­прятен, беспорядочен, грязен. Мало-помалу проказник наш начинает

чуждаться толпы, чуждаться общих интересов, и постепенно, непримет­но, начинает в нем притупляться талант действительной жизни. Ему... начинает казаться, что наслаждения, доставляемые его своевольной фантазиею, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни».

Наиболее полно образ мечтателя Достоевский раскрыл в одной из самых своих поэтических повестей «Белые ночи», герой которой попы­тался уйти от действительности, забыться, погрузиться в вымышленный им самим мир. Герой «Белых ночей» неспособен к активному протесту и поэтому уходит в фантастический мир, который создал своим воображе­нием. Он живет вне времени и пространства.

Герой повести понимает, что рано или поздно наступит время, и ему придется столкнуться с реальным миром, и что жизнь сокрушит его при­зрачное счастье. Он понимает, что фантазия бессильна перед реальнос­тью, и говорит: «Как уныла и до пошлости однообразна пугливая фан­тазия, раба тени, идеи, раба первого облака...» Герой «Белых ночей» тя­нется к жизни, откликается на малейшее участие к своей судьбе со сто­роны других людей. Встреча с Настенькой всколыхнула в нем целый рой надежд, мечтаний, чувств. Он готов теперь уже отказаться от не­сбыточных фантастических грез и удовлетвориться маленьким счастьем. Но счастья не получилось. Настенька ушла из его жизни так же внезап­но, как и появилась.

Мечтатель «Белых ночей» потерпел поражение в первом же столк­новении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве за свое крошечное счастье. По мысли Достоевского, окружающая жизнь, страшная и огромная, полная противоречий, фор­мирует тип мечтателя, который хотя и видит в существующей жизни только зло, только пошлость, но вместе с тем сам неспособен бороться против них, уходит в себя, замыкается в фантастический мир отвлечен­ных мечтаний. Писатель осуждает мечтателей устами героя своей пове­сти. Достоевский говорит, что сам мечтатель «за один день этой жалкой (то есть реальной. – Н.Я.) жизни отдаст все свои фантастические го­ды...». Но сделать он этого не может, так как не проявляет ни настой­чивого желания, ни достаточной энергии.

Мысль с еще большей полнотой раскрыть образ мечтателя, пока­зать его происхождение, развитие характера не оставляла писателя. И он задумал написать уже не повесть, а роман под названием «Неточ­ка Незванова», который, к сожалению, остался незавершенным. Арест и ссылка помешали Достоевскому осуществить этот замысел.

В ранних произведениях Достоевского – «Хозяйка», «Белые ночи», «Слабое сердце» и «Неточка Незванова» – нельзя не видеть отражения

одного из важнейших вопросов, волновавших людей 30–40-х годов XIX столетия, а именно противоречий мечты и действительности, иде­ала и реальности. В 1840-е годы мечтатель стал общественным типом, получившим довольно широкое распространение в жизни. Негативное отношение к мечтательности у Достоевского сложилось под влиянием Белинского. Но, осуждая своих героев за оторванность от жизни, писа­тель вместе с тем сочувствует им, и поэтому протест против мечтатель­ности звучит у него приглушенно.

В произведениях, написанных в 40-е годы, Достоевский сумел по­ставить многие актуальные вопросы своего времени, стремился пробу­дить в читателе сочувствие к бедным людям, забитым и униженным, в страхе бегущим от жизни в мир фантазий или же становящимся жертва­ми социальной несправедливости. В его сочинениях этого периода отра­зились попытки решить многие проблемы, волновавшие писателя и его современников. Его произведения проникнуты беспредельной любовью к «маленькому человеку», болью за его безрадостное существование.

Творчество Достоевского в 1840-е годы проходило под сильнейшим воздействием Белинского. Критик принял живейшее участие в судьбе молодого писателя. Он ввел его в кружок передовых русских литерато­ров, во главе которого стоял сам, и, по словам Достоевского, «стал на­стойчиво обращать его в свою веру». Много лет спустя писатель вспо­минал: «Я уже в 46 году был посвящен во всю правду... грядущего «об­новленного мира» и во всю святость будущего коммунистического об­щества еще Белинским». А в другом месте утверждал: «Я страстно при­нял тогда все учение его». Однако вскоре наметились серьезные рас­хождения между взглядами Белинского и Достоевского, которые каса­лись как вопросов общественных, так и литературных. Так, например, Достоевскому казалось, что Белинский «силился дать литературе част­ное, недостойное ей назначение», видя в ней прежде всего средство ре­шения насущных проблем современности. Молодой писатель был убеж­ден, что задачи, стоящие перед литературой, гораздо шире и глубже, что она призвана постигнуть сложность и изменчивость характера человека, живущего в неустроенном и полном кричащих противоречий мире, про­никнуть в сокровенные тайники его сознания и понять, что мешает ему обрести собственное достоинство. Особенно непримиримо Достоевский относился к атеизму критика, отрицавшего бессмертие души и божест­венное происхождение Христа. Разногласия писателя с Белинским от­четливо проявились после выхода в свет повести «Двойник», которая была воспринята критиком достаточно сдержанно. А последующие про-

изведения молодого писателя – «Хозяйка» и «Господин Прохарчин» – были встречены им с явным разочарованием.

В начале 1847 года Достоевский разошелся с Белинским и его круж­ком. Но и после этого связи молодого писателя с передовым обществен­ным движением не прерывались. Еще в марте 1846 года Достоевский познакомился с бывшим служащим Министерства иностранных дел М.В. Буташевичем-Петрашевским, а начиная с весны 1847 года стано­вится постоянным посетителем его «пятниц». На собраниях, которые проходили на квартире Петрашевского, обсуждались политические, фи­лософские и социально-экономические вопросы, спорили об учениях со­циалистов-утопистов Фурье, Сен-Симона и т. п. Петрашевцы выдви­нули широкую программу демократических преобразований в России, включавшую отмену крепостного права, реформы суда, печати и т. п.

На собраниях у Петрашевского Достоевский читал знаменитое пись­мо Белинского к Гоголю, вольнолюбивые стихи Пушкина, принимал ак­тивное участие в обсуждении общественно-политических вопросов.

В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу Николая I все члены кружка Петрашевского были арестованы и заключены в Пе­тропавловскую крепость. Восемь месяцев провел Достоевский в сырых казематах Алексеевского равелина, но это не сломило его духа.

Во время следствия Достоевский держал себя с достоинством. Он отрицал все предъявляемые ему обвинения. О своих товарищах он во­обще отказывался давать какие-либо показания, ссылаясь на свою не­осведомленность. Однако это не помешало следственной комиссии признать Достоевского «одним из важнейших» преступников и потре­бовать вынесения ему сурового приговора «за участие в преступных за­мыслах, распространение одного частного письма (письма Белинского к Гоголю. – Н.Я.), наполненного дерзкими выражениями против пра­вославной церкви и верховной власти, и за покушение к распростране­нию, посредством домашней литографии, сочинений против правитель­ства». Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с двад­цатью другими петрашевцами приговорил его к расстрелу.

22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге над пет­рашевцами был совершен обряд подготовки к смертной казни, и только в последнюю минуту им сообщили окончательный приговор, согласно которому Достоевский был осужден на четыре года каторжных работ с последующим определением в солдаты.

Отправляясь на каторгу, Достоевский был уже во многом другим человеком. Одиночное заключение, страшные минуты ожидания смерти не прошли для него бесследно. В душу писателя стали закра-

дываться сомнения в истинности идей утопического социализма. До­стоевский ни в чем не раскаивался. Свое участие в кружках Белинского и Петрашевского, свой путь исканий он считал закономерным. И тем не менее он думает начать новую жизнь. «Я перерожусь к лучшему», – писал Достоевский брату накануне отправки в сибирскую каторгу.

Наказание писатель отбывал в Омской каторжной тюрьме, а затем в Сибирском линейном батальоне № 7, расквартированном в Семипа­латинске.

На каторге Достоевский впервые близко столкнулся с народом. «Да-с, дворян они не любят, – говорил Достоевскому один из каторж­ников, – особенно политических. Во-первых, вы и народ другой, на них не похожий, а во-вторых, они все прежде были помещичьи или из военного звания. Сами посудите, могут ли они вас полюбить-с?»

Процесс пересмотра прежнего мировоззрения происходил у Досто­евского очень сложно. Стройной и завершенной системы взглядов в пе­риод пребывания на каторге и в ссылке он так и не выработал. Достоев­ский весь в поисках, сомнениях, колебаниях. Не изменилось у него толь­ко резко отрицательное отношение к общественным язвам современной ему России и глубокое сочувствие ко всем обездоленным, угнетенным и обиженным.

Живя в Семипалатинске, Достоевский не оставляет мысли о возвра­щении в литературу и пробует начать писать, но работает беспорядочно, урывками: мешает казарменная обстановка, отсутствие связей с литера­турной средой. В начале 1854 года окончился срок каторги и он стал солдатом.

Оглядываясь на прожитые годы, Достоевский еще полон сомнений, неуверенности. «Я дитя века, – говорил он о себе, – дитя неверия и со­мнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки». И вот в этих сомнениях, колебаниях у Достоевского выработался, говоря его сло­вами, свой «символ веры», который сложился у него в те минуты, когда он был «совершенно спокоен» и чувствовал, что «любит и другими лю­бим». Сущность этого символа сводилась к следующему: «...верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но... и не может быть».

Если до каторги в сознании писателя противоречиво сочетались идеи утопического социализма и вера в Христа, то теперь он противопостав­ляет их. Достоевский убеждает себя в том, что Христос – это вопло­щение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего страдания во имя грядущего спасения человечества.

Готовясь к возвращению в литературу, Достоевский много думал над формой своих будущих произведений. Уже в Сибири он понял, что отныне должен писать иначе: «Короче. – Быстрым рассказом. – Юмористично, кратко, с меткими выражениями». Эти принципы пи­сатель попытался воплотить в «сибирских повестях» «Дядюшкин сон» (1854) и «Село Степанчиково и его обитатели» (1859).

В повести «Дядюшкин сон» писатель нарисовал яркую картину про­винциальной жизни. За внешней формой комического рассказа в этой повести скрывается злая ирония и презрение Достоевского к жизни го­рода Мордасова, где господствуют лицемерие, пошлость и цинизм, где душно человеку с возвышенными чувствами и благородным сердцем.

Повесть «Село Степанчиково и его обитатели» – произведение, в котором Достоевский, по его словам, создал «два огромных типических характера... характера вполне русских и плохо до сих пор указанных русской литературой».

Один из них – Фома Фомич Опискин. Рисуя этот образ, писатель, по всей вероятности, хотел ответить на вопрос почему часто самые ни­чтожные и невежественные люди оказываются вдруг в центре внима­ния, становятся вершителями чужих судеб?

Другой тип, выведенный в повести, – полковник Ростанев. Он продолжает собой галерею «слабых сердец», нарисованных Достоев­ским в произведениях 40-х годов. Основная его черта – сделать все так, чтобы всем было хорошо, чтобы никто не был в обиде. Злу, лице­мерию, лжи, царящим вокруг, Ростанев противопоставляет всепроще­ние и непротивленчество.

«Сибирские повести» – свидетельство глубоких раздумий Досто­евского о жизни, о сложности человеческих характеров и человеческих взаимоотношений. В них чувствуется стремление писателя, с одной стороны, в какой-то мере подвести итоги своим ранним исканиям, а с другой – подготовить, наметить многие образы своих будущих произведений.

В мае 1859 года Достоевский получил известие о том, что он «уволь­няется за болезнью от службы», и в начале июня навсегда покинул Си­бирь. После непродолжительного пребывания в Твери, где ему первона­чально было разрешено поселиться, Достоевский в конце 1859 года смог наконец вернуться в Петербург.

Россия в то время переживала мощный подъем освободительного движения, связанный с подготовкой и проведением крестьянской ре­формы. В стране обострились социальные противоречия, четко обозна­чилось идейное размежевание между различными направлениями обще-

ственной мысли. И Достоевский спешит принять непосредственное уча­стие в обсуждении политических и литературных вопросов. Он решил, что настало время, когда он должен высказаться и поведать людям о своем новом миропонимании, сложившемся в течение долгих лет катор­ги и ссылки и оформившемся теперь в стройную, как ему казалось, сис­тему взглядов.

Свои мысли по вопросам общественной жизни и литературы пи­сатель изложил на страницах журнала «Время», который начал изда­вать с 1861 года вместе с братом Михаилом.

Идейной платформой «Времени» стала теория «почвенничества», сущность которой была сформулирована Достоевским в «Объявлении о подписке на журнал «Время» на 1861 год» и в ряде публицистических статей, где, в частности, говорилось, что реформы Петра, несмотря на всю прогрессивность, явились причиной того, что между низшими и об­разованными классами неразделяемая пропасть, произошел трагический отрыв культурных слоев общества от народной «почвы». Если на опре­деленном этапе исторического развития этот разрыв был оправдан, то теперь настало время преодолеть его, образованные классы должны сблизиться с народом, вернуться к «почве». По мнению Достоевского, перед ними стоит задача уничтожить сословные различия, поделиться с народом знаниями и приобщить его к культуре, а самим, в свою очередь, воспринять от народа высокие моральные устои его жизни: идеи добра, справедливости, способность отзываться на чужое горе, стремление по­могать друг другу. Писатель считал, что Россия должна развиваться по особому, только ей свойственному, историческому пути, который помо­жет ей избежать революционных конфликтов и установления пагубного господства законов капиталистического общества. В России, утверждал писатель, никогда не исчезала духовная связь между правящими класса­ми и народом, и поэтому все социальные противоречия между различ­ными сословиями могут быть разрешены мирным путем, чему в немалой степени должна способствовать крестьянская реформа. Отсутствие «взаимной вражды сословий» Достоевский и другие «почвенники» объ­ясняли «самой природой» русского духа, сущностью «идеалов народ­ных». Свою задачу они видели также в том, чтобы сгладить противоре­чия между демократами и либералами, славянофилами и западниками, призвать их к «духовному примирению».

Первым крупным произведением, опубликованным Достоевским после возвращения из Сибири, был роман «Униженные и оскорблен­ные» (1861).

В основе сюжета романа лежат трагические истории двух семей: бедного дворянина Ихменева и фабриканта-англичанина Смита, разо­ренных и обездоленных богатым авантюристом князем Валковским. Рассказывая о судьбе дочери Смита и о его маленькой внучке Нелли, писатель замечает, что «это была... одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно сбывают­ся под тяжелым петербургским небом, в темных потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов угрюмого разврата, сокровенных преступле­ний, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни».

Миру «униженных и оскорбленных» в романе противопоставлена зловещая фигура князя Валковского. Человек он жестокий, злой, ци­ничный. Для него нет ничего святого, ради извлечения собственной вы­годы он не останавливается ни перед чем. Валковский ограбил и бросил свою жену с маленькой дочкой, обобрал сына и его невесту, ошельмовал и возбудил уголовное дело против своего бывшего управляющего – кристально честного Ихменева. Понятия «честь», «совесть», «порядоч­ность», «доброта», «сострадание» ему неведомы. «Все для меня, и весь мир для меня создан», – говорит Валковский. «Люби самого себя – вот одно правило, которое я признаю... Идеалов я не имею и не хочу иметь», – цинично заявляет он Ивану Петровичу.

Князь Валковский – это «герой-идеолог», четко и ясно формулиру­ющий свою «философию жизни». Его образ во многом предвосхищает более глубоко и тщательно разработанные характеры человека из подпо­лья, Свидригайлова, Петра Верховенского, Ставрогина и других героев произведений Достоевского, созданных в 60–70-е годы. Поэтому ро­ман «Униженные и оскорбленные» можно считать первым опытом рома­на нового типа, называть «идеологическим».

По-разному встретила критика появление нового произведения Достоевского. Наиболее полную и обстоятельную оценку «Униженным и оскорбленным» дал в своей статье «Забитые люди» Н.А. Добролюбов, назвавший автора романа «замечательным деятелем того направления», которое сложилось еще в 40-е годы и являлось «по преимуществу гуманическим». «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку» – вот идеал, сложившийся в душе ав­тора... как что-то составляющее часть его собственной натуры».

Одновременно с романом «Униженные и оскорбленные» Достоев­ский опубликовал знаменитые «Записки из Мертвого дома», одно из самых выдающихся своих произведений, в котором нашли отражение

впечатления писателя о страшных годах, проведенных в Омской ка­торжной тюрьме. В нем определились многие важные моменты нового мировоззрения художника.

«Записки из Мертвого дома» – это книга очерков, каждый из ко­торых логически завершен и воспринимается как нечто целое и закон­ченное. Единство всех глав-очерков определяет постепенное познание и осмысление автором всех сторон жизни каторги и ее обитателей. Книга написана от лица каторжника Александра Петровича Горянчикова, осужденного за убийство жены. Однако очень скоро писатель забывает о нем, и, уже начиная со второй главы, читатель узнает, что рассказчик попал на каторгу не за уголовное, а за политическое преступление. В его характере, взглядах, суждениях отчетливо проступили черты самого До­стоевского.

«Записки из Мертвого дома» нельзя рассматривать как просто вос­поминания или дневниковые записи. Это прежде всего художественное произведение, в котором писатель воспроизводил не только реальные события и образы конкретных людей, но и, опираясь на действительные факты, используя свои наблюдения над определенными лицами, созда­вал обобщенные характеры, домысливал и развивал отдельные эпизоды и ситуации. В то же время Достоевский стремился к тому, чтобы чита­тель воспринимал его книгу как достоверное свидетельство о действи­тельных, а не вымышленных событиях и людях.

В своей книге писатель рисует целую галерею обитателей каторги. Среди них было немало разбойников и убийц, но основную массу ка­торжников составляли люди, осужденные за то, что попытались проте­стовать против насилия и произвола, выступить в защиту поруганного человеческого достоинства. Поэтому Достоевский с полным основани­ем мог заявить, что на каторге он встретился не с худшими, а с лучши­ми представителями народа. Суровыми и горькими словами завершает свою книгу писатель: «И сколько в этих стенах погребено напрасно мо­лодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, неза­конно, безвозвратно. А кто виноват? То-то, кто виноват?»

«Записки из Мертвого дома» – глубоко гуманная книга, в которой чувствуется вера писателя в человека, его стремление в каждом преступ­нике, как бы низко он ни пал, увидеть или, говоря словами самого До­стоевского, «откопать человека», выявить то ценное, что сохранилось в нем, несмотря на ужасающие обстоятельства, окружающие его.

Летом 1862 года Достоевский впервые выехал за границу. Он по­бывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, посетил Лондон, где встретился с А.И. Герценом. Свои впечатления от заграничного путешествия писатель изложил в цикле очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), в которых высказал мысль, что Европа утратила способность к развитию, что у нее нет будущего, что там ни­когда не восторжествуют идеи социальной справедливости, поскольку люди, живущие на Западе, в силу господства в их среде эгоистических и индивидуалистических начал, лишены стремления к братству. Такие стремления, считал писатель, есть только в России, где народные мас­сы, не утратив своего исконного тяготения к общинным началам, сохра­нили «всемирное боление за всех», и поэтому только одна Россия может указать Западу путь к общечеловеческому единению и братству.

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» отчетливо проявилось несогласие Достоевского со взглядами революционных демократов, счи­тавших, что поведение человека зависит в первую очередь от социаль­ных условий, в которых он живет. По мнению Достоевского, общест­венное лицо человека формируется не только под влиянием обстоя­тельств, а прежде всего определяется его «натурой», сложившейся в оп­ределенных национально-исторических условиях на протяжении многих веков.

В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт за публикацию ста­тьи Н.Н. Страхова «Роковой вопрос», посвященной польскому восста­нию. Статья была написана с явно консервативных позиций и содержа­ла в себе осуждение польского национально-освободительного движе­ния. Но цензура усмотрела в ней взгляды, идущие вразрез с официаль­ной политикой правительства.

В 1864 году М.М. Достоевский получил разрешение на издание журнала под названием «Эпоха». К тому времени революционный подъем, охвативший русское общество в 1861–1862 годах, пошел на убыль. После ареста крупнейших деятелей революционно-демократиче­ского лагеря, Н.Г. Чернышевского, М.Л. Михайлова, Н.А. Серно-Соловьевича, и поражения польского восстания Достоевский начал актив­ную полемику против материализма и идей социализма. Причем поле­мическими выпадами против революционной демократии были прониза­ны не только публицистические статьи писателя, но и его художествен­ные произведения. Так, в 1864 году он опубликовал повесть «Записки из подполья», направленную против романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и теории «разумного эгоизма», разработанной в нем.

Зерно философской идеи, положенной в основу повести Достоев­ского, было изложено писателем еще в «Зимних заметках о летних впечатлениях», где проводилась мысль о том, что человеческую жизнь нельзя строить «на разумном основании». В «Записках из подполья» Достоевский развернул этот тезис в целую философскую концепцию, согласно которой социальное переустройство и обновление жизни невоз­можно, что мечты о будущем совершенном обществе бесперспективны, поскольку они продиктованы разумом. А разум человеческий противо­речив и обманчив, и поэтому на его основе ничего нельзя построить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.