КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество Л.Н. Толстого 1 страница
(1828-1910) С именем Льва Николаевича Толстого связано представление о новом способе отображения действительности, о новом художественном методе, заявившем о себе к середине XIX столетия – методе психологического реализма. Две доминирующие в художественном методе Толстого, им самим поименованные категории: «генерализация» (общая, вневременная правда, диктуемая нравственным законом) и «мелочность» (правда отдельного мгновения жизни, в данный момент переживаемого человеком) – вступают в сложные соотношения, стремясь к единству в художественной целостности. У Толстого возникает совершенно новое определение характера как точки взаимодействия «генерализации» и «мелочности»: «...дело искусства отыскивать фокусы и выставлять их в очевидность. Фокусы эти, по старому разделению, – характеры людей, но фокусы эти могут быть характеры народов, природы» (Дневник. 25 июня/7 июля 1857 г.). Устремленность писателя к анализу, целью которого было, в конечном счете, творческое «восстановление нарушенного... единения между существами», обусловливалась во многом обстоятельствами его биографии: изначально – ранним сиротством, необходимостью самому решать нелегкие, побуждающие к размышлениям вопросы. Уважение к личности, к личному достоинству всегда поддерживалось в Толстом чувством родовой, национальной памяти, сословной гордости. Ему было немаловажно, что в семье Толстых пересеклись ветви двух заслуженных дворянских родов: со стороны матери – князей Волконских, ведущих род еще «от Рюрика»; со стороны отца – графов Толстых, получивших титул во времена Петра Великого. В героях Толстого, рассыпанных по разным произведениям, узнаваемы черты всех поколений его семьи: дедушек, бабушек, отца, матери, братьев, сестры. В некоторых чертах и обстоятельствах, определивших судьбу Марьи Николаевны (строгий и властный отец, позднее замужество, духовность – выше, чем у мужа), угадывается определенное сходство с матерью Николеньки («maman») из «Детства» и княжной Марьей Волконской из «Войны и мира». Лев Николаевич лишился матери, когда ему не было и двух лет, и, не зная ее (в доме не сохранилось ни одного портрета), очень дорожил своим идеальным представлением о ней. В возрасте восьмидесяти лет Толстой записал в Дневнике: «Не могу без слез говорить о моей матери». Отец писателя умер, когда мальчику еще не исполнилось и девяти. С этого времени начинается жизнь Толстого под опекой родных, из которых особенно близкой стала тетушка Т.А. Ергольская. Толстой живет то в Москве, то в Ясной Поляне, получает начальное домашнее образование. Его братья обучаются в Казанском университете, куда, по семейной традиции, должен поступать и юноша Толстой. С 1844 года он зачислен на факультет восточных языков, в следующем году переведен на юридический. Лето 1845 года стало эпохой в жизни молодого Толстого. Это время особенного увлечений философией – философией не книжной, но своей, изобретенной «для собственного употребления». Стремление во всем находить полноту правды, все соизмеряя с нравственной философией, где все явления оцениваются по отношению к главной цели жизни, усиливается в Толстом под влиянием идей Ж.-Ж. Руссо, в особенности, его книги «Исповедь», поразившей его «презрением к людской лжи и любовью к правде». С такими убеждениями будущий писатель не может принять университетскую науку: его живой интерес к истории развития человечества встречается с оторванным от жизни обучением, господствующим в университете. В 1847 году Лев Николаевич оставил университет; получив по разделу наследства Ясную Поляну, он полностью переключился на хозяйственную деятельность. В Толстом совершалась колоссальная внутренняя работа, которая на первый взгляд противоречила его поступкам. Внешнее поведение Толстого выглядит беспорядочным: начинаются и прерываются сдаваемые экстерном экзамены в Петербургском университете, их сменяет вскоре также отклоненный проект вступления в военную службу; затем появляется стремление к школьной педагогической деятельности. Увлекают Толстого и светские формы жизни, словно побуждая его идти проторенной колеей. Так впервые перед Толстым встает проблема постоянного несоответствия внешнего и внутреннего, видимого и происходящего в самой глубине души. Он – живой пример ложности убеждения, что о человеке можно однозначно судить по его поступкам. Открывая для себя эту закономерность, Толстой одновременно открывал и целую область творчества, предмет психологического анализа. Его лучшие, любимые герои тем и замечательны, что, всегда стремясь к гармонии внешнего и внутреннего, вовлекают читателя в процесс мучительного поиска, предполагающего неизбежные ошибки, отклонения от истины, проявления слабостей, а подчас и пороков. В ряд героев, тяжело переживающих разлад физического и духовного, входят не только Нехлюдов из ранних «Записок маркера» или «Юности», но и Пьер Безухов («Война и мир»), Федор Протасов («Живой труп»), Дмитрий Нехлюдов из позднего романа «Воскресение». «Перенесение мыслью» в героя возможно лишь при условии полного знания в нем хорошего и дурного и на этой основе сближения с ним, узнавания его черт в самом себе. В дневниковой записи от 19 октября 1852 года особенно выделена мысль: «Чтобы читатели сочувствовали герою, нужно, чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько и добродетели, добродетели – возможные, слабости – необходимые...» Летом 1849 года Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Это еще одно свидетельство того, что внутренняя работа в нем отмечена поиском высшей жизненной цели, стремлением к моральному совершенствованию. В Дневнике, начатом в 1847 году, множество записей, указывающих на то, что Толстой действительно «беспрестанно щупает пульс своим отношениям с людьми и собственным ощущениям», по выражению И.С. Тургенева. Дневник получает значение нравственного самоотчета, которым молодой Толстой занимается изо дня в день. На этой основе возникает замысел рассказа «История вчерашнего дня» (1851) – первого литературного опыта Толстого, оставшегося неоконченным, но ставшего творческим результатом периода экспериментирования и самонаблюдения. Здесь уже явственно обнаруживается преемственность по отношению не только к Руссо, но и к другому «любимому писателю» этих лет – А. Стерну. В том же году происходят два важных события во внешней и внутренней жизни Толстого: вслед за братом Николаем он едет на Кавказ, где вскоре поступает на военную службу; начинается активная работа над повестью «Детство», которая задумывалась как первая часть большого произведения «Четыре эпохи развития». Замысел тетралогии «Детство», «Отрочество», «Юность», «Молодость» мотивировался «генерализующей» нравственной посылкой, которая позднее прозвучала в одной из педагогических статей: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты», вместе с тем эта посылка должна была пройти «самоиспытание» действительностью во всей ее «мелочной» текучести, включая и социальные обстоятельства, и бытовые и нравственные факторы, с которыми в процессе становления неизбежно встречается всякий человек. Толстой избрал форму автобиографии, но при этом неизменно подчеркивал, что эта форма условна и сильно «стесняет» его. Посылая Н.А. Некрасову для публикации в «Современнике» первую часть своего сочинения, Толстой отметил, что она составляет начало большого романа. Каждая «эпоха развития» получала свое художественное содержание: «В детстве – теплота и верность чувства; в отрочестве – скептицизм, сладострастие, самоуверенность, неопытность и «начало тщеславия», гордость; в юности – красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе; в молодости – эклектизм в чувствах, место гордости и тщеславия занимает самолюбие, узнание своей цены и назначения, многосторонность, откровенность». Можно понять недовольство Толстого в связи с вмешательством Некрасова, переименовавшего «Детство» в «Историю моего детства» и тем самым сузившего замысел до мемуарного: «Кому какое дело до истории моего детства?..». Однако именно Некрасов точно определил характеризующее талант Толстого особенное двуединство: «...у Вас есть психологическая зоркость, есть поэзия в таланте...» Символически звучит название главы, завершающей произведете: «Я проваливаюсь». «Проваливается» вся «господская» философия Николеньки, основанная на принципах человека «comme il faut»; «проваливается» его тщеславное желание нравиться прежде всего другим и среди них – людям высшего круга. Николенька «проваливает» переводной экзамен в университет в то время, как его успешно выдерживают сокурсники-разночинцы. Но провал ложных представлений в финале вселяет надежду, что возобладает лучшее, отличающее эпоху юности. Этой надеждой преисполнен и герой трилогии, создававшейся с 1851 по 1856 год (последняя часть, «Молодость», осталась ненаписанной и отчасти воплотилась в рассказе «Утро помещика»). Одновременно с работой над трилогией Толстой создавал на Кавказе военные рассказы, которые образовали отдельный цикл: «Набег», «Рубка леса», «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный». Публицистической остротой особенно примечателен «Набег», имеющий, как и другие рассказы, сходство с очерком. Впервые со всей очевидностью здесь обозначился отрицательный взгляд Толстого на войну вообще. Завоевание Россией Кавказа интересует писателя в первую очередь как этическая и психологическая проблема. Если трилогия задумывалась как «роман человека умного, чувствительного и заблудившегося», то военные рассказы переносят тот же аспект проблемы на область войны; только теперь «заблуждение» распространяется на всех, кто видит одну лишь блестящую, парадную сторону войны. Тщеславием героизма заражены и поручик Розенкранц – «отчаянный храбрец» (от природы – «самый кроткий и добрый человек»), и юный прапорщик Алании, который нарушает приказ, так как его переполняет желание во что бы то ни стало «броситься на ура», добиться славы. В 1854 году Толстой попросил перевести его в Крымскую армию в связи с начавшейся русско-турецкой войной и осадой Севастополя. Больше года он находился в центре военных действий: полтора месяца командовал батареей в самом опасном месте обороны – на четвертом бастионе, написал записку в правительство о положении солдат, превращенных в «угнетенных рабов», создал проект журнала «Солдатский вестник», сложил песню про сражение на реке Черной – «Как четвертого числа...». В 1854-1856 годах создан цикл под общим названием «Севастопольские рассказы», состоящий из трех произведений, соответствующих разным периодам обороны Севастополя: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года». Война воспринимается Толстым как часть истории России, и автор сам мыслит себя ее участником. Поэтому во всех трех рассказах преобладающий ракурс изображения – «генерализующий», основанный на обобщении. Завершая первый рассказ, Толстой говорит об «эпопее Севастополя, которой героем был народ русский»; эпопея как жанр исключает психологическую «мелочность», «подробности чувства», и автор явственно подчеркивает это уже в начале цикла, создавая коллективный образ защитников Севастополя, слагая ему гимн. «Севастополь в декабре месяце». Рассказ является своеобразным «путеводителем» по осажденному городу. Это становится возможным благодаря не часто встречающейся в повествовании форл личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведет рассказ. «Вы» – это и повествователь, и присоединившийся к нему читатель: «Вы подходите к пристани...», «Вы отчалили от берега...», «Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости, – ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом...». Форма «вы» словно объединяет вокруг Севастополя русскую нацию, создает ощущение единства и единой точки зрения на смысл и исход войны – живой аналог того единства, которое еще мощнее и величественнее заявило о себе в Отечественной войне 1812 года. Подвиг «старого исхудалого солдата», с которым знакомится читатель, должен быть незаметен, так как иначе утратилось бы ощущение эпичности, грандиозности происходящего, война превратилась бы в личное дело каждого. Особенность Севастопольской обороны именно в коллективности переживания, в общем моральном пафосе: «Вы начинаете понимать защитников Севастополя; вам становится почему-то совестно за самого себя перед этим человеком. Вам хотелось бы сказать ему слишком много, чтобы выразить ему свое сочувствие и удивление; но вы не находите слов... и... молча склоняетесь перед этим молчаливым величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством». «Севастополь в мае». 2 сентября 1855 года Н.А. Некрасов писал Толстому: «Это именно то, что нужно теперь русскому обществу: правда – правда, которой со смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе». «Правда», поверяющая общепринятые представления и сама поверяемая ими, объявлена писателем главным «героем» второго севастопольского рассказа и, более того, – целью и смыслом творчества. Поиски «правды» затрагивают центральных лиц рассказа, их борьбу с собой в преодолении стремлений ложных, отвечающих не «голосу Бога», а зову «толпы». Правда о войне – это правда и о душе человека на войне: именно здесь она способна вырваться из пределов, поставленных существенностью, социальными условностями, предрассудками, имеющими сословный характер. Сначала кажется – ив этой «генерализации» уверен сам Толстой, что офицерство в Севастополе подвержено пороку «аристократизма» в столь сильной степени, что это исключает для него все побуждения, кроме стремлений тщеславия. Глядя на прогуливающихся по бульвару, высокомерно обособившихся адъютанта Калугина, ротмистра Праскухина, подполковника Нефедова, адъютанта князя Галицина, а также заискивающего в них штабс-капитана Михайлова, повествователь с болью восклицает: «Тщеславие, тщеславие и тщеславие везде – даже на краю гроба и между людьми, готовыми к смерти ради высокого убеждения. Тщеславие!» Как ни постыдны побуждения некоторых офицеров, которые привели их в Севастополь, они отступают перед главным, что впоследствии соединит Анатоля Курагина и Андрея Болконского на перевязочном пункте под Бородином («Война и мир»). Это главное, объединяющее дело – защита отечества – в конечном счете снимает все психологические, а отчасти и этические различия, потому что, на взгляд автора, есть одна, великая правда. О ней, во всей ее красоте и полноте, и говорит писатель, завершая рассказ: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души... и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда». «Севастополь в августе 1855 года». Третий, и последний, рассказ севастопольского цикла является и наиболее завершенным по форме, тяготея к новелле. Его сюжет связан с высоким самоотвержением двух офицеров, братьев Козельцовых, принявших гибель вместе с городом,; который героически встретил свое падение. Семнадцатилетний Володя I Козельцов прибывает в Севастополь в самые последние дни его осады: «Главное, я затем просился, что все-таки как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество». Ни Володя, этот «приятно-хорошенький мальчик», ни его старший брат Михаил, который «из чести служит», не должны были принять на себя все ужасы войны, итог которой вскоре будет хладнокровно обсуждаться дипломатами. Но «детская, запуганная, ограниченная душа» Володи «вдруг возмужала, просветлела» перед смертью, «увидала новые, обширные, светлые горизонты». Козельцов-старший, умирая, с «отрадным чувством» думает, что «хорошо исполнил свой долг... и ни в чем не может упрекнуть себя». Обыкновенные люди в обычной жизни встречают смерть без порабощающего страха и умирают как герои. «Генерализация» достигает здесь степени высокой трагедии и возвышающей душу правды. Правда эта была прочувствована самим писателем, участвовавшим в последней защите Севастополя: «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя...» Вторая половина 1850-х и начало 1860-х годов – время движения в различных творческих и жизненных направлениях. Возвратившись из Севастополя известным писателем, Толстой сближается с петербургскими литераторами – И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым, А.Н. Островским, И.А. Гончаровым, А.В. Дружининым, А.А. Фетом. На недолгое время его захватывает устремление найти успокоение в «мире моральном», изолированном от «скверной» действительности, в области «чистого искусства». Он даже предлагает приверженцу такого искусства, В.П. Боткину, создать «чисто художественный журнал». Но настроения эти оказываются непрочными, что обнаруживают толстовские сочинения, даже близкие по цели «искусству для искусства». Значительным явлением стала «кавказская повесть» «Казаки» (1852-1862). И в этом случае Толстой следовал Пушкину, создателю поэмы «Цыганы», осваивая полифонизм двух «правд»: правды «естественного человека» и человека развитого сознания, вступающих в неоднозначные и сложные отношения друг с другом. Начала цивилизации, носителем которых является Оленин, стремятся к согласованию с миром естественной природы и отступают, посрамленные. Но, несмотря на это, а точнее, именно в силу этого Оленин остается близким Толстому героем. Именно потребностью нравственного совершенствования, которая перестает находить удовлетворение в собственно литературной сфере, вызвано стремление Толстого «заниматься делом» – вместо «писанья таких повестей, какие я писал». В 1857 и 1860 годах Толстой совершает заграничные путешествия: им движет желание сравнить постановку педагогического дела в России и Западной Европе. В 1859 году в Ясной Поляне вновь начинает работу школа для крестьянских детей, самое активное участие в ней принимает Толстой; издается специальный педагогический журнал «Ясная Поляна», где писатель поместил статью, резко расходящуюся с воззрениями традиционной педагогики: «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Занимается Толстой и хозяйственной деятельностью, чутко улавливая веяния предреформенного времени. 23 сентября 1862 года состоялось его венчание с С.А. Берс. «Каждый исторический факт необходимо объяснять человечески» – так сформулировал Толстой свой взгляд на содержательность истории в самом начале творчества. На подступах к «Войне и миру», где философия жизни оказывается сложно связанной с философией истории, находятся такие произведения Толстого, как повесть «Два гусара», рассказ «Люцерн» и неоконченный роман «Декабристы» (1856–1860). Замысел романа «Война и мир» прошел не только те стадии, которые впрямую соотносились с его творческой историей. Он вырастал и из работы над другими произведениями, где указания на разные исторические эпохи знаменовали собой несовпадение разных по устремлениям моральных миров. Противостоящей славным эпохам созидательной деятельности дворянства в истории теперь осознается современность – период рубежа 1850 – 1860-х годов. В данный момент тревогу Толстого вызывают явные признаки духовного обмельчания дворянства, замкнувшегося в узкосословных интересах, отдалившегося от простого народа. В повести «Два гусара» (1856), первоначально названной Толстым «Отец и сын», проблема «отцов и детей», оставаясь семейной, становится, в сущности, исторической, вновь соотнося «эпохи» морального развития – но уже не в пределах истории личности, а общества в целом. Наконец, в незавершенном романе «Декабристы» Толстой совсем близко подошел к «Войне и миру». Эпоха и здесь исторически точно обозначена: «Это было недавно, в царствование Александра I, в наше время – время цивилизации, прогресса...» Тот же вопрос развернут здесь в обратной последовательности: от современности к прошлому, которое неожиданно вторгается в современность. «Я затеял... роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист», – писал Толстой А.И. Герцену, имея в виду возвращение декабристов из ссылки, через тридцать лет, как следствие либеральных реформ. «В «Войне и мире» любил мысль народную...» (Л.Н. Толстой). Личная и историческая судьба Пьера Безухова угадывается в «Эпилоге» «Войны и мира» (1863–1869). Действие в романе заканчивается в то время, когда создаются тайные антиправительственные общества, чья деятельность в итоге привела к событиям на Сенатской площади. Пьер – член тайной организации, которая надеялась воздействовать на правительство словом убеждения, став его помощником. Это, однако, не мешает Николаю Ростову твердо определить свое отношение к Пьеру и его товарищам: «...начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь». Но Пьер уже полностью захвачен «мыслью народной» – мыслью объединить всю русскую нацию на началах «независимости и деятельности»: «...надо как можно теснее и больше народу взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе». Такое «безумство» ведет к самоотвержению во имя морального спасения нации. И это не только одобрил бы давно ушедший из жизни князь Андрей, но и приветствует сегодняшний, юный представитель населившегося поколения дворян – Николенька Болконский. «Мысль народная» в «Войне и мире» – это не одна лишь мысль о забитом, простом народе, хотя и она имеет место («В судах воровство, в армии одна палка... мучат народ...» – говорит Безухое Николаю Ростову). Это толстовская мысль о распавшемся в эпоху либеральных реформ общенациональном единстве: «Возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя – деятельная добродетель». Романом «Война и мир» Толстой не только утверждал в глазах современников национальное значение подвига всех патриотов России в войне 1812 года. Содержанием романа он нес своему поколению урок гражданского мужества – социальный и нравственный. «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника». О жанре «Войны и мира» Толстой писал как о категории условной, которая бессильна выразить всю многоплановость и многозначность созданного им сочинения. Главным побуждением писателя было не разрушить традиционными приемами постигнутую всесторонне органику жизни: «Мне... хотелось захватить все, что я знаю и чувствую из этого времени». Устремления Толстого отвечают эпическому пониманию целей творчества. Недаром писатель утверждал в начале 1863 года: «Эпический род мне становится один естественен». Основа «мысли народной» была эпической, потому что сама эта «мысль» исходила из идеи неразложимости жизни, из ее коренных, исконных истоков, именно о них Толстой писал в «Люцерне», говоря об идеальной «ассоциации» людей, которую должно образовать «простое первобытное чувство человека к человеку». «Потребность инстинктивной и любовной ассоциации» находит выражение в «Войне и мире» в той нравственной общности, которую составляет «весь народ». Как эпопея «Война и мир» характеризуется не только «безмерно-широким планом» (Н.Н. Страхов), не только «множеством типов, схваченных живьем, из всех кругов общества» (И.С. Тургенев), но и особой мировоззренческой концепцией. Во сне, который видит Пьер после Бородина, она выражается малопонятным словом «сопрягать»: «Самое трудное... состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего». По мысли Ю.М. Лотмана, «одним из основных свойств эпической прозы... является патриархальный взгляд на жизнь, взгляд, которому еще не раскрылся трагизм внутренних социальных конфликтов общества, а народ все еще мыслится как некое национальное единство». Но если простой народ еще не постиг сложностей созданного цивилизацией мира, то интеллектуально развитые, близкие автору герои, Андрей Болконский и Пьер Безухов, уже преломили их в себе: сквозь них они должны прийти к простым и вечным началам жизни. Путь исканий Болконского и Безухова родствен духовному поиску Иртеньева, Нехлюдова, Оленина, Левина. Каждый из них должен пройти путь своего «морального развития» – в «Войне и мире» он прямо соотнесен с общим ходом истории. Исторические и социальные конфликты нарушают эпическую целостность мира, вторгаясь в нее как действие «индивидуальных воль». Это неизбежно осложняет древний жанр эпопеи, соединяя его с романом человеческих судеб. Роман-эпопею имел в виду Толстой, когда писал в одном из черновых набросков предисловия к «Войне и миру»: «...от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807,1812, 1825 и 1856 года». «Я старался писать историю народа...» Толстой много раз возвращался к этой мысли, потому что в ней находил объяснение принципов изображения героя в романе: почему один изображен «хорошо», а из другого ничего нельзя сделать, «кроме, карикатуры». С точки зрения истории народа «мир» в «Войне и мире» включает в себя тех, кто неспособен к постижению «мысли народной» (Наполеон, завсегдатаи салона Шерер, Курагины); собственно народ, носителей «простого сознания» (староста Дрон, Алпатыч, солдаты, рядовые офицеры Тимохин и Тушин, Платон Каратаев); тех редких людей, которые, принадлежа цивилизованному обществу, каким-то образом усваивают то, как чувствует и мыслит простой народ (Наташа Ростова, Кутузов); наконец, так называемых «ищущих» героев Толстого, предрасположенных к постижению «мысли народной», но разобщенных с ними положением в обществе, воспитанием, сосредоточенностью на личных моральных вопросах, но в конце концов преодолевших отграниченность от общих начал жизни «сопряжением» тех вопросов с началами народной этики и на новой основе пришедших к сознательному жизнетворчеству (Андрей Болконский и Пьер Безухов). Однако следует заметить, что понятие «народ» в «Войне и мире» выступает не только в своем этическом значении. С ним соотносится и объективный, собственно исторический смысл. В идеальном конечном соединении одних сословий с другими и всех людей вообще должно возникнуть то целое, в котором историческая значимость придет к согласию с нравственной. «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». С изображением Наполеона и Кутузова, как представителей двух крайних этических полюсов, в романе-эпопее связана одна из главных мыслей автора: мысль о ложном и подлинном человеческом величии. Создавая «историю людей» в противовес «истории героев», Толстой продолжал давний спор с «историей-наукой», называя разногласия с историками «не случайными, а неизбежными»: «Для историка, в смысле содействия, оказанного лицом какой-нибудь одной цели, есть герои; для художника, в смысле соответственности этого лица всем сторонам жизни, не может и не должно быть героев, а должны быть люди». Этот принцип особенно важен в связи с показом реальных исторических лиц. Для Толстого они значительны постольку, поскольку участвуют в созидательном процессе жизни, утверждают и преумножают своим участием ее гармонию и красоту. Противопоставление людей, которые произвольно хотят подчинить себе ход вещей, естественное течение событий, людям, которые «покорны Богу», признавая единый для всех «нравственный закон», для Толстого непосредственно связано с позицией двух исторических деятелей, сыгравших определенную роль в войне 1812 года: Наполеона и Кутузова. В отношении войны Кутузов придерживался того же взгляда, что и капитан Хлопов в «Набеге»: «...он, главнокомандующий, направлял все свои силы на то, чтобы убивать и истреблять людей, а не на то, чтобы спасать и жалеть их». Когда русская армия бежит под Аустерлицем, Кутузов на вопрос, не ранен ли он, отвечает, «прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих: «Рана не здесь, а вот где!» Перед Бородином именно Кутузов говорит о надевших белые рубахи ополченцах: «Чудесный, бесподобный народ!» Для писателя не может быть сомнений в том, что «источник этой необычной силы прозрения в смысл совершающихся явлений в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Поэтому, когда окончилась война за отечество, «представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер». Наполеон, в глазах Толстого, – не как восславленный историками «известный деятель, а человек» – не только жалок и ничтожен, но и смешон. Погоня за призраком жизни вместо самой жизни; самовлюбленность, тщеславие, комедиантство – эти черты Наполеона побуждают писателя к заключению: «...и никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде...» Искусственность поведения, основанная на отсутствии духовных качеств, подчеркивается сгущением «телесных» признаков, что явно преследует сатирическую цель: «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его голое тело». К Наполеону неприменим (как и к определенной категории героев позднего Толстого) метод «диалектики души», не имеющий в этом случае нравственного обоснования. Купленное ценой отсутствия «самых лучших, высших человеческих качеств» право вторжения в свободно и естественно текущее бытие вызывает отпор людей, единых в нравственном отношении, черпающих силы в родной земле. Именно они побеждают Наполеона и его армию, не признавая за ним подлинного, духовного величия – спутника гениальности. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» Каждая «эпоха развития» Андрея Болконского и Пьера Безухова приближает их к народу – через нелегкие испытания, которые оборачиваются бесценным духовным опытом.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |