КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературно-общественное движение 1880–1890 годов
«Время громадной душевной боли» – эта оценка М.Е. Салтыкова-Щедрина своего времени может быть в первую очередь адресована 80–90-м годам XIX века, отразившим глубокий перелом в общественной и нравственной жизни России. И кстати заметим, что именно Салтыков-Щедрин, как никто другой из писателей, сполна осмыслил 1880-е годы в своем творчестве. Начало этого периода русской истории ознаменовано «эпохой безвременья», сменившей историю революционного народничества и обусловленной кризисом самодержавия на рубеже 1870–1880-х годов. Кризисное состояние самодержавной власти было вызвано всем ходом социально-экономического и политического развития страны, но причины его коренились главным образом в условиях крестьянской реформы и ее последствиях. Свидетельством кризиса самодержавной государственности явились правительственные репрессии, включившие, по мысли историка П.А. Зайончковского, переход от нормального законодательства к исключительным, чрезвычайным законам, обращение за поддержкой к «благомыслящим» слоям общества, гонение на печать и высшие учебные заведения. 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце прозвучал взрыв, организованный С. Халтуриным, за которым последовала разработка ряда новых мер, направленных на борьбу с революционным движением. Полагая, что путь репрессий недостаточен, правительство пытается осуществить некоторые реформы в экономической области, привлечь на свою сторону либеральную часть общества. В 1880-м и в начале 1881 года возник ряд новых органов либерального направления – газеты «Земство», «Страна», «Гласность», «Порядок», журналы «Русская мысль», «Земская школа», «Новое обозрение». В марте 1881 года народовольцами был убит Александр II. Наступило время политической реакции. Правительственный террор определил общую политическую атмосферу более чем десятилетнего периода русской истории – «эпоху безвременья», чьими опознавательными знаками стали слежка, доносы, цензура. Теперь все решал полицейский участок – что «можно» и что «нельзя» говорить, думать, писать. В конечном итоге реакция наложила характерный отпечаток на всю духовную жизнь 80-х годов, отличительными особенностями которой становятся разочарование в прежних идеалах, а также волны отчаяния и пессимизма. Эти настроения стали чуть ли не господствующим мироощущением людей 80-х годов. Но главное, политическая реакция порождает в обществе психологию «квартального», который, по словам Салтыкова-Щедрина, «во всех людях российских засел внутри». Писатель имел в виду укреплявшиеся в атмосфере реакции откровенно доносительские наклонности. В немалой степени этому способствовало возникновение тайной организации для искоренения «крамолы» – «Священной дружины» со своей сетью шпионов и провокаторов. В «Современной идиллии» Щедрина, содержащей множество наме ков на текущую историю России 1877–1883 годов, появляются везде сущее «гороховое пальто» (в котором ходили сыщики) и «невидимый» штаб-офицер; они почти нематериальны: буквально растворяясь в воз духе и снова возникая из него, но всегда вовремя оказываясь на страже «основ». Мания доносов распространяется во всех слоях общества. При этом правительственная реакция целенаправленно воспитывала в народе «охранительные инстинкты» (Щедрин), используя темноту его сознания в борьбе с «народными заступниками». У Щедрина в «Современной идиллии» присутствует тревожный мотив «ловли сицилистов» («Вон уж Усплень на дворе, – сообщает староста, – а мы, благослови Господи, сеять-то и не зачинали! – Что так? – Все сицилистов ловим. Намеднись всем опчеством двое суток в лесу ночевали, искали его – ан он, каторжный, у всех на глазах убег!»). Аналогичная ситуация присутствует и в «Заячьем ремизе» Н. Лескова. В центре лесковского рассказа – комическая и горестная история Оноприя Перегуда из Перегудов, заурядного обывателя, ревностно несущего службу станового, пользующегося уважением крестьян за бесстрашную ловлю конокрадов. Все в жизни Перегуда было мирно и спокойно, пока вышестоящие инстанции не потребовали от него «провидения настроения умов в народе» и поимки «сицилистов». Усердию героя в исполнении повеления нет предела. Чего только не делает он: строчит доносы, устраивает погони облавы, хватает невиновных. Не выдерживая обрушившихся на него ответственных забот, Перегуд сходит с ума. Но тихое помешательство становится для героя Лескова спасением от гнета жизни. Он уходит в свое безумие, как уходят в монастырь. И теперь, живя в сумасшедшем доме, Перегуд мирно вяжет шерстяные чулки для своих братьев-умалишенных. Немаловажное участие в активизации борьбы правительства с «неблагонадежными элементами» принимала реакционная печать, заклейменная Щедриным в «Современной идиллии». В XXIV главе романа («Злополучный пескарь, или Драма в кашинском окружном суде») появляется образ «лягушки-доносчицы», которая «квакает толково и даже литературно». Публикация этой главы имела тяжелые последствия для «Отечественных записок». На совете Главного управления по делам печати говорилось, что «настоящий очерк не есть простая сатира, а нахальное издевательство, неистовое глумление над правительством в деле преследования политических преступников». Журналу было объявлено второе предостережение, по сути решившее судьбу щедринского издания. 20 апреля 1884 года «Отечественные записки» были закрыты. Что касается литературы в эпоху 80 – начала 90-х годов, то нет оснований говорить о переживаемом ею кризисном состоянии. Для нее это было трудное время, но отнюдь не застойное. На эти годы приходится итоговый роман Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» (1879–1880) и шедевр драматургии А. Островского «Бесприданница», позже – пьесы «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые». Выходят первые рассказы А. Чехова (под псевдонимами). Подведены лирические итоги И. Тургеневым («Стихотворения в прозе») и А. Фетом («Вечерние огни»). Состоялось всероссийское торжесто в связи с открытием в Москве памятника А.С. Пушкину, на котором Ф. Достоевский произнес свою знаменитую речь. В эти годы расцветает творчество Д. Мамина-Сибиряка, В. Гаршина, С. Каренина, Г. Данилевского, К. Станюковича, С. Степняка-Кравчинского. Уверенно заявляет о себе В. Короленко («Сон Макара», «В дурном обществе», 1885, «Слепой музыкант», 1886), Л.Н. Толстой пишет «Смерть Ивана Ильича» и «Власть тьмы» (1886). В 1885 году С. Надсон публикует «Стихотворения», сделавшие его культовой фигурой среди современников. В трудное, поисковое время для России, литература 80 – начала 90-х годов была призвана осмыслять не только социальные, но и нравственные проблемы и конфликты. Это зачастую сопровождалось глубокими художественными и этическими исканиями писателей (к примеру, поздний Толстой), определением ими своего самобытного пути (среди прочих – особенно Лесков и Чехов, чья проза явится путеводной звездой для многих писателей XX века), сменой тональности повествования и стилевой манеры – так, произведения Салтыкова-Щедрина этого времени («Письма к тетеньке», «Мелочи жизни», «За рубежом») – становятся все более и более трагическими, а Чехов в 1888 году напишет такую неожиданную для него «Степь». С литературным движением этих лет связано осмысление проблемы натурализма в литературе. К писателям-натуралистам критика относила И.И. Ясинского, П.Д. Боборыкина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, хотя романы последнего во многом противостояли романам П. Боборыкина. В творчестве таких писателей, как Гаршин, Короленко, наблюдаются отчетливые романтические тенденции. Видоизменялись проблематика и художественные принципы реалистической литературы, однако реализм в 80 – 90-е годы не терял своей силы и значимости. Предельная мощь его критического пафоса отразилась в «Воскресении» (1889– 1899) Л. Толстого, романе, вобравшем негодование писателя по отношению к несовершенному миру и несовершенным людям, его населяющим. Роман был преисполнен социальной критики и открытой публицистичности. В целом же содержание литературного процесса этих лет свидетельствует о начале интенсивных художественных исканий (подтверждением тому явится поэзия 80 – 90-х годов), во многом выводящих литературу к новому – серебряному веку. Эпоха 80 – начала 90-х годов в определенной степени обусловила развитие системы литературных жанров, их соотношения и обновления. Главными жанрами этого времени становятся очерк, рассказ и повесть. Русский роман, будучи по преимуществу «персональным», не мог оставаться приоритетным жанром, как это было в предыдущие десятилетия, по вполне объективным причинам. «Эпоха безвременья» не дала ему героя, вокруг которого, собственно, и разворачивается романное повествование. В свою очередь, востребованность малых жанров была связана с актуализацией экономических вопросов в общественной жизни страны, с интенсивным формированием капиталистических отношений, быстрым ростом «среднего» слоя населения, поведение и психология которого станут чуть ли не главным объектом изображения в повестях и рассказах. Но, пожалуй, одним из самых активных жанров в литературе 80-х годов является очерк, предмет изображения в котором составила сама жизнь в ее разнообразных гранях и аспектах. Среди очеркистов – Вас. Ив. Немирович-Данченко с его обширным северным циклом, включающим очерки о жизни монастырей (Соловецкий, Валаамский), позже объединенные в сборник «Наши монастыри. Очерки и рассказы»; Ф.Д. Нефедов, журналист, этнограф, археолог, изъездивший с этнографическими экспедициями Поволжье, Кавказ, Крым, Урал, Башкирию; С.В. Максимов, сделавший главной задачей своих очерков, по мысли А.Н. Пыпина, «желание понять народный быт как он есть», «с особым ударением на мудрости и мудрености» («Бродячая Русь» и др.). В очерковой литературе заметное место принадлежит Д. Н. Мамину-Сибиряку, сосредоточенному по преимуществу на уральской теме (цикл путевых очерков «От Урала до Москвы», «Из жизни на Урале», «Люди и нравы в Зауралье» и др.). Из «уральских» очерков писателя прорастет сюжет «Приваловских миллионов» (1883), одного из самых значительных произведений Мамина-Сибиряка. Об Урале писал и Вас. Немирович-Данченко («Колыбель миллионов. Очерки из золотого царства», 1884). Не без влияния очеркового жанра с его «интересом» к бытовому «элементу», одной из характерных черт господствующих в литературе 80 – начала 90-х годов рассказов и повестей становится бытописательство, непосредственно связанное с главным предметом изображения в малых повествовательных жанрах этих лет – «средним» человеком. Как реакция на общественную ситуацию в России «эпохи безвременья», в литературе 80-х годов превалируют мрачные настроения пессимизма и скептицизма. В то же время суровая действительность способствует усилению нравственного пафоса в литературе «безвременья». Но это возникшее противоречие связано главным образом с различными подходами к восприятию и художественному осмыслению проблемы скептицизма. С одной стороны, время формирует тип «писателя-пессимиста»; его наиболее характерные представители М. Н. Альбов и К.С. Баранцевич, писатели с мироощущением придавленных тяжестью жизни людей, принимающих, говоря словами Салтыкова-Щедрина, «сложившееся положение вещей». Отсюда в их произведениях мотивы безысходности и обреченности на однообразную, скучную, бедную жизнь (К. Баранцевич, сб. «Под гнетом», 1883 г.), устойчивый тип героя – «забитого человека», образ города – фантома с его «тусклыми серыми» жителями (М. Альбов, трилогия «День за ночь», 1887–1903 гг.). Апологии пессимизма в прозе 80-х годов противостоит иной тип пессимистического мироощущения, осуществленный в творчестве В.М. Гаршина (1855–1888). Гаршинский пессимизм проистекает из «отчаяния найти правду» в мире человеческих страданий и бед, из осознания собственной беспомощности в противостоянии этому миру зла. Отсюда вполне закономерны трагические финалы рассказов писателя. Однако неизбывная нравственная мука, которую заключал в себе Всеволод Михайлович Гаршин, была сопряжена не только с глубокой грустью по поводу несовершенства окружающего мира. Эта мука свидетельствовала и о необычно высоком напряжении, с которым проживается чужое страдание, о неравнодушии к чужой боли, отношении к ней, как к своей собственной. Таким образом, пессимизм Гаршина заключал в себе тот нравственный пафос, который обрекает душу и сознание читателя на непокой, на его непременное сочувствие человеческому горю, разлитому в мире. С этим связывалась надежда писателя на духовное возрождение человека, на его внутреннюю стойкость и достойное поведение перед лицом несправедливости. Вглядываясь в несправедливый мир, явленный писателем в художественных образах, читатель должен внезапно прозреть и, по мысли Гаршина, пережить потрясение от осознания степени катастрофичности бытия. Вот почему такую важную роль писатель отводит людям искусства, ибо именно они своим талантом видеть и выражать могут пробудить мысль и совесть, разорвать круг обывательского покоя. Таким был сам Гаршин, способный представить в призме единичной судьбы («Происшествие») обобщенное социальное зло, разрушающее личность. Таков Рябинин («Художники»), заставляющий обернуться и застыть перед воплощенным в образе старого глухаря нечеловеческим страданием, исступленно зовущим людей «убить» в себе «спокойствие». Отсюда самоочевидна нравственная сила и высота ухода героев из жизни («Ночь»), не переживших ее жестокости и иллюзорности по сравнению с защитным самообманом и убаюканной совестью («Встреча»). Сознанию Гаршина было свойственно непреходящее томление по совершенному миру и неудержимый порыв к нему, не считающийся с законами здравого смысла. Поэтому пальму («Attalea Princeps») не могут остановить разумные доводы многочисленных обитателей оранжереи («рамы прочны», «придут люди с ножами и топорами, отрубят ветви, заделают рамы, и все пойдет по-старому»), ибо велика сила надежды на обретение желанной свободы («Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решетки и стекла...»), тем более что уже мысленно она пребывает в нем («...и я вижу!»). Сродни гордой пальме гаршинский высокий безумец, герой «Красного цветка». Его влечет идея избыть содеянное человечеством зло и умереть «как первый боец человечества, потому что до сих пор никто не осмеливался бороться разом со всем злом мира». Умереть или стать свободным, но не дать злу жить – этот нравственный максимализм, присущий героям Гаршина, сближал их с романтическими героями. Но вполне естественно, что не гаршинские «безумцы» стали героями литературы 80-х годов. В это время преимущественно в среде чеховской артели (как в то время называли прозаиков его школы – И. Ясинского, А. Лугового, Вл. Тихонова, Вл. Немировича-Данченко, К. Баранцевича, И. Потапенко и др.) рельефно обозначился поворот к изображению прямо противоположного художественного типа – «среднего» человека, названного писателем Потапенко «не героем». Именно «среднему» человеку суждено было стать подлинным героем времени, а также знамением целой литературной эпохи. В литературе 80-х годов этот тип представлен подчеркнуто заурядным человеком; в нем отсутствует всякая способность к порывам, мечте, протесту; единственной «средой обитания» «среднего» человека является его обыденная жизнь. При этом она расценивается авторами как вообще единственная действительность и, больше того, как единственно заслуживающий внимания объект изображения. К «среднему» человеку также обращаются Л.Н. Толстой («Смерть Ивана Ильича»), М.Е. Салтыков-Щедрин («Мелочи жизни»), А.П. Чехов. Однако их восприятие данного человеческого типа, равно как и его художественное осмысление, не совпадает с оценкой «восьмидесятников». В цикле «Мелочи жизни» Салтыкова-Щедрина повседневное существование «среднего» человека, «простеца», исполнено прежде всего нечеловеческой жестокости. Не случайно главной темой «россказней» Григория Авенирова («Портной Гришка») всегда было «битье». И именно оно составляет «главное содержание и язву его жизни». Причем у самого Гришки существует собственная теория его «горевого житья»: «...все... кого-нибудь бьют, точно лестница такая устроена... Только тот и не бьет, который на последней ступеньке стоит... «Он-то, – по мысли Гришки, – и есть настоящий горюн». Вот и живет щедринский «горюн» в постоянном страхе быть битым и каждодневной надежде уберечься от «искалечения». Этот выработанный инстинкт самосохранения бросает на жизнь героя отсвет трагической безысходности, но Гришка не сетует на такую судьбу. «Навстречу всем возражениям» повествователя «шла самая обыкновенная оговорка: сила вещей. Нигде она не написана, никем не утверждена, не заклеймена, а идет себе напролом и все на пути своем побеждает». Однако Щедрин, в отличие от «восьмидесятников», не ограничивает историю героя «сложившимся положением вещей», не довольствуется его заурядностью. В его «простеце» обнаруживается склонность к рефлексии. И тогда появляются «крамольные» Гришкины мысли о «правде» («Была же она когда-нибудь на свете, коли слово такое есть. Хоть при сотворении мира, да была»), о «новых странах», о безвыходности своего положения («идти дальше некуда»), о человеческом достоинстве... «Усредненность» героя нивелируется у Щедрина и ярко выраженной драматической тональностью повествования. Какой болью преисполнено его ерничанье по поводу собственной персоны: «И то, особенный я человек, а я что же говорю! Бьют меня – вся моя особенность тут!» Как беспомощен Гришка в отстаивании своих человеческих прав! И какая неизбывная тоска заключена в его рассказе о встрече со старым садом, подобно Гришке, запущенным, сиротливым, всеми оставленным. Последовательно нарастающий и усиливающийся трагизм обыденного существования щедринского «простеца», достигающий своей кульминации в сцене самоубийства героя, обнаруживал всю степень несовпадения образа Гришки со «средним» человеком «восьмидесятый- ков». Рассказ Щедрина, равно как и цикл «Мелочи жизни» в целом, являлся «поразительным по смелости и глубине актом заступничества за калечимых людей». Обращение Щедрина к «среднему» человеку вылилось в вынесение приговора действительности и обнаружение «громадной душевной боли» писателя при виде страданий, выпавших на долю его «простецов»-«горюнов». Вместе с тем было нечто общее, что сближало Шадрина, а также Чехова с прозаиками 80-х годов в решении темы «среднего» человека, – это движение вовнутрь души героя, обнаруживающее драматизм его обыденного существования. Данное обстоятельство распространяется и на рассказы о «среднем» человеке В. Короленко («Ат-Даван», «За иконой», «Яшка» и др.). Правда, такого рода опыты, как правило, сводились к эпизодам в творчестве писателей-«восьмидесятников» («Котел» К. Баранцевича, «Пожар» И. Ясинского, «Весною» В. Тихонова), но даже они уже позволяют говорить о развитии и углублении темы «среднего» человека. Хотя по-прежнему описываемое событие у этих авторов (к примеру, в рассказе «Весною» В. Тихонова) продолжает оставаться всего лишь случаем из жизни героя, в то время как у Чехова («Учитель словесности») рассказ о женитьбе Никитина на Манюсе Шелестовой заключает в себе раздумье писателя о жизни в целом, о том, как разрушаются иллюзии и человеку остается только одно: научиться жить в чужом для него мире. Больше того, вывод, вытекающий из чеховского рассказа, станет сквозным в его позднем творчестве. У Чехова, как известно, никогда не было ничего случайного. Всякая чеховская мелочь и деталь таили в себе некое знание о мире и человеке или «работали» на это «знание», тогда как у писателей-«восьмидесятников» мелочи и детали продолжали оставаться таковыми. В связи с намеченным интересом к внутреннему миру «среднего» человека в прозе 80-х годов обнаруживается и такая устойчивая тенденция, по мысли исследователя Е. Эткинда, как стремление авторов «озвучить безъязыкого» героя (А. Луговой, «Швейцар»; Вл. Тихонов, «Не пара»; Вл.И. Немирович-Данченко, «С дипломом» и др.). Одним из выразительных подтверждений этого процесса является рассказ А. Лугового «Швейцар» (1887) – целый рассказ о безъязыком Иване, старом, больном чахоткой швейцаре, харкающем кровью и вынужденном ночь напролет вставать и отпирать двери. Кроме нескольких привычных ворчливых выражений-бормотаний, Иван ничего больше вслух не произносит. Вся его речь уведена писателем внутрь старика. Таким образом, это рассказ, передающий его внутреннюю речь. И она по преимуществу звучит как прямая, настолько одинок этот старик. Он разговаривает мысленно то с самим собой, то с воображаемым собеседником. И как будто на мгновение отступают от Ивана тоска и одиночество. В конечном же счете получается, что автор «озвучивает» внутренний мир заурядного «среднего» человека, но каким необыкновенно своеобычным и значительным предстает этот мир перед читателем! Немаловажным обстоятельством литературного процесса 80-х годов явился расцвет и широкое распространение новой прессы, законодателем которой выступил все тот же «средний» человек, иначе, «средний» читатель. Отсюда пресса приобретает характер массовой, сориентированной на довольно большое в количественном отношении «среднее» сословие. Сотрудничество в подобных изданиях предполагало согласие с установленными ими правилами игры на удовлетворение вкусов и потребностей подписчиков. Одной из разновидностей массовой печати стала юмористическая журналистика («Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Свет и тени», «Спутник», «Мирской толк» и мн. др.). Среди них наиболее заметными считались «Осколки» Н. Лейкина, в которых сотрудничал молодой Чехов. Главными в материалах юмористической журналистики были тема и сюжет, непременно связанные с сегодняшним, текущим днем и делающие юмористический текст современным и злободневным. Как отмечает исследователь И.Н. Сухих, сегодняшность в изображаемом порождала эффект узнаваемости, привычности героев, ситуаций, образа жизни. Читатель погружался в знакомый ему мир. Возникало расположение к чтению, сопровождаемое приятием описываемого. Немаловажную роль в читательском успехе, по мысли А.П. Чудакова, играла сосредоточенность автора на новых фактах, явлениях, которые подогревали интерес к написанному. И вообще на первом месте в юмористическом издании всегда стоял расчет на кругозор читающей публики, который, как правило, не выходил за рамки конкретно-вещных ситуаций, быта. Все эти и многие другие «правила игры» были усвоены, успешно апробированы и незамедлительно нарушены А. Чеховым. Что же обусловило чеховскую «игру не по правилам»? Находясь в границах «малой прессы», Чехов стремится максимально использовать ее арсенал для выражения не усредненного (читательского), а собственного мировидения. Именно чеховский взгляд на мир спровоцировал нарушение законов юмористического произведения. Отличительной чертой литературы 80 – начала 90-х годов является обращение писателей к изображению разнообразных народных типов. В условиях кризиса народнических идей, вызванного реакцией 80-х годов, эта тенденция приобрела характер общественно значимый. Многие народники свое поражение связывали с тем, что они идеализировали народ, создали такой его образ, который не соответствовал действительности. Несомненно, в этом была своя правда. Но то, какие народные характеры сошли со страниц произведений 80 – начала 90-х годов, свидетельствовало о нескрываемой любви писателей к русскому народу и о намерении защищать его права и достоинство всюду, где можно это сделать пером. И прежде всего это была позиция одних из самых крупных писателей того времени – Н.С. Лескова и В.Г. Короленко., В 1880-е годы складывается лесковский цикл рассказов о «праведниках» («Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Русский демократ», «Инженеры-бессребреники», «Человек на часах» и др.) – людях, постигших истину (правду) жизни, провидимую и самим писателем. На них надеялся он, полагая, что ими будет спасена Россия. Истина (правда) жизни, по Лескову, заключается в евангельской беззаботливости о себе – постоянной готовности прийти на помощь к другому человеку, в чувстве сострадания, бескорыстном служении людям, ибо каждый из живущих нуждается в тепле, любви, добре, утешении и понимании. Но каждый из живущих должен сам научиться любить и утешать. «Беззаботливые о себе» у Лескова в большинстве своем простые люди, невысокого звания, скромные, незамечаемые. Однако все они удивительно красивые люди. Красота их неброская, невидимая глазам, явленная редкой нравственной чистоты душой. Таковы воспитатели и врачи петербургского корпуса («Кадетский монастырь»), привившие своим воспитанникам человеколюбие в условиях жесточайшего николаевского времени, и инженеры-бессребреники, не пожелавшие служить злу. Живет согласно Священному Писанию и собственной совести чудаковатый Однодум. Идут за советами люди к Головану, и «должно быть, его советы были очень хороши, потому что всегда их слушали и очень его за них благодарили». Но этот богатырского склада человек с «умными и добрыми» глазами и светящейся «в каждой черте его лица» «спокойной и счастливой улыбкой» не оставляет людей и заботой на деле. С самоотвержением и «изумительным бесстрашием» он входил в «зачумленные лачуги», чтобы хоть как-то облегчить положение обреченных на неминуемую смерть. В лесковской галерее праведников стоит и Селиван («Пугало»), несправедливо прослывший в народе «пугалом». Но праведничество героя, по Лескову, связанное с евангельской проповедью добра, просветляет глаза и сердца людей: «Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми». И все окружающие вдруг увидели, какое «прекрасное и доброе лицо» у «колдуна» и «злодея» Селивана. Праведники у Лескова не озабочены вниманием к себе окружающих, не стремятся к тому, чтобы их благородство было кем-то замечено. Так, завершая рассказ «Человек на часах», Лесков пишет: «Я думаю о тех смертных, которые любят добро, просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было. Эти прямые и надежные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви...» Любви и сострадания к другому человеку, нуждающемуся в них. В литературе этого времени герой-простолюдин, крестьянин представлен рассуждающим о себе, о своем бытье и одновременно пытающимся судить о жизни всего народа. Особенно ярко это проявилось в произведениях В. Г. Короленко (1853-1921). Чаще всего писателя привлекают люди яркие, активные, бесстрашные («Яшка», 1880; «Убивец», 1882 и др.), наделенные чувством собственного достоинства («В дурном обществе», 1883), стремящиеся осмыслить окружающий их мир и определить в нем свое место. Так, герой рассказа «Федор Бесприютный» (1885) пытается постичь «своим темным умом» «проклятые вопросы» «насчет жизни и о душе», и главный среди них – почему он обделен тем, что «как у всех люде» дом, отец, мать, сестра, что дается всем «с рождения, составляет как бы воздух, которым грудь дышит...». И когда в герое разбивают даже смутную надежду на то, что он может быть как все, видят в нем вечного бродягу-этапника, без роду и племени, то мир рушится для Федора. «Помутившийся от внутренней боли», он «рвался и бился, как бешеный зверь», изливающий на окруживших его каторжан всю силу страдания, тоски и обиды за свою несправедливо погубленную жизнь. А после, остаток ночи, Федор просидел на крыльце камеры, «опустив голову и не шевелясь», должно быть, замечает повествователь, «боялся, что стоит пошевелиться, и вновь проснется глухая тоска» в его наболевшей груди. Чувство жестокой неизгладимой несправедливости жизни овладевает и сознанием Макара («Сон Макара»,1883), представшего на небесный суд перед старым Тойоном. Чувствуя «стыд собственного существования», горемыка-пьяница вместе с тем «видит, что он родился, как другие, – с ясными, открытыми очами, в которых отражались земля и небо, и с чистым сердцем, готовым раскрыться на все прекрасное в мире». Но этого не случилось, и Макар понимает почему: «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засуха; гоняла промерзшая земля и злая тайга». И чем больше изливал свою душу Макар перед старым Тойоном, «ибо в сердце его истощилось терпение» нести «ужасное бремя» своей жизни, и «угасла надежда» «испытать лучшую долю», тем все легче становилась деревянная чаша его грехов, зато утяжелялась чаша труда и страдания. Владимир Галактионович Короленко никогда не терял веры в могучие силы народа. Показателен в этом отношении его рассказ «Река играет» (1889), в котором отчетливо проявилась убежденность писателя в необыкновенную, скрытую до поры мощь характера русского человека. Нетрезвый, ленивый и, казалось бы, равнодушный ко всему, что его окружает, герой рассказа, перевозчик Тюлин, никуда не торопится, даже когда требуют его обязанности. И все это знают и терпят, потому что он «дело свое знает» и, когда нужно, не подведет. И действительно, в минуты опасности и суровых испытаний, которые преподносит иной раз строптивая река, в нем пробуждается «богатырское» начало, смелость, отвага и стремление противостоять разбушевавшейся стихии. Писатель убежден, что точно так же, как и в Тюлине, в душе каждого русского человека могут пробудиться и взыграть такие силы, которые смогут двинуть жизнь вперед, несмотря ни на какие препятствия. Этой защитительной позиции по отношению к народу-многострадальцу Короленко придерживался неизменно: и когда, по словам самого писателя, «он был захвачен стройной системой революционного народничества», и когда уйдут многие иллюзии, но останется вера в народническую этику, вобравшую понятия идеала, справедливости, долга, «неоплатного долга» интеллигенции перед народом. Короленко не принял сменивших разгромленное «хождение в народ» идею террора и теорию «малых дел» (ее активно пропагандировала газета «Неделя»), не говоря об отказе от активной общественной позиции вообще. Во всем он руководствовался единственным для себя ценностным ориентиром: «Любить этот народ». При этом писатель разделил положение Г. Успенского и Н. Михайловского «встать на точку зрения крестьянина», трактуя его для себя расширительно: при изображении своих героев учитывать чужие точки зрения, включая точку зрения простого человека, что давало возможность всеобъемлюще представить исследуемый предмет, явление. В результате в произведениях Короленко приобретает устойчивость ситуация «крутого перелома», связанного с неким Событием, как правило Встречей, обусловившей обретение героем нового взгляда на мир и на себя и приводящей его от всезнания к сомнению. Этот «изменившийся взгляд» («точка зрения») становится принципиальным для Короленко. В «Чудной» (1880) для него важно было показать, как встреча жандарма Гаврилова с девушкой-революционеркой Морозовой обусловливает необратимые «изменения ума» прежде уверенного в себе и в том, что происходит в его жизни, человека, а теперь постоянно пребывающего в состоянии рефлексии. Отныне мир для Гаврилова видится и оценивается через призму случившегося События. Сомневающийся, рефлексирующий герой Короленко, а также герой, рвущийся на волю из связывающих его бесчеловечных жизненных обстоятельств («Соколинец», 1885), проявили коренную проблему творчества писателя – проблему личной и исторической активности человека, неразрывно связанную с проблематикой народнической литературы 80 – 90-х годов XIX века. Что касается судьбы литературного народничества в «эпоху безвременья», то она была глубоко драматичной. В среде писателей-народников происходило идейное размежевание, обусловившее заметное нивелирование у ряда авторов социального аспекта (П.В. Засодимский, Ф.Н. Нефедов, Н.И. Наумов). По сравнению с полемической заостренностью народнического романа 70-х годов теперь больше решаются нравственные проблемы, наблюдается устойчивое стремление идеализировать патриархальную деревню и мужика, некую «затаенную» «народную мудрость». Однако писатели-народники, и среди них – Н.Н. Златовратский, утверждающий идею крестьянской общины («Устои», 1883) и ставящий проблему интеллигенции именно в связи с решением общинного будущего, уже не видят в общине перспективы развития России. Утрачивается в литературе и идеал народнической героической личности, в частности «действующей личности» П.Л. Лаврова, о которой писал П.В. Засодимский в «Хронике села Смурина» (1874). Вместе с тем с поздненароднической литературой связано творчество С. Каренина (псевдоним – Н.Е. Петропавловский), А.И. Эртеля, С.М. Кравчинского (литературный псевдоним – Степняк), писателей, стремящихся осмыслить и художественно запечатлеть противоречивые тенденции исторического времени. Внимание по-прежнему концентрируется вокруг проблемы деревни и личности героя-борца. Со всей очевидностью осознается несостоятельность культурно-просветительских путей преобразования деревни (С. Каронин, «Борская колония», 1890; «Учитель жизни», 1891)..Процесс классового расслоения деревни, появление в ней нового типа – кулака – запечатлен в «Записках Степняка» (1879–1883) А. Эртеля. Писатель воссоздает образ царства кулацко-индивидуалистических вожделений, пришедшего на смену патриархально-общинному миру («Гарденины, их дворня, приверженцы и враги», 1889). Постепенно у А. Эртеля все более усиливается неверие в творческие силы народа («Смена», 1891). Его перу принадлежат выразительные картины духовной драмы демократической интеллигенции, утратившей в эпоху кризиса историческую перспективу. Наверное, поэтому в эти годы делаются попытки создания образа революционера («Андрей Кожухов» С. М. Кравчинского), с тем чтобы разобраться, осмыслить трагический опыт народнического дела в свете настоящего дня. Однако подобные книги не могли быть опубликованы в России, но лишь за границей и в вольной печати. В 90-е годы литературное народничество прекращает свое существование.
В 1880 – 1890-е годы в русскую литературу пришло поколение поэтов, творчество которых до сих пор по-разному оценивается в критике и филологической науке. Долгое время существовало довольно устойчивое мнение о том, что это поколение не дало поэзии ничего принципиально нового, не выдвинуло талант, равный по масштабу НА. Некрасову. По-разному пытались определить и само существо поэзии 80 – 90-х годов. Для одних это была поэзия «безвременья», с ее явными демократическими тенденциями; другие усматривали в ней поэзию предсимволизма; третьими за приоритет бралась школа К. М. Фофанова. В поэзии 80 – 90-х годов существовала целая плеяда революционных поэтов-народников, чьим ориентиром стала русская вольнолюбивая поэзия (В. Фигнер, Г. Лопатин, Ю. Богданович, П. Якубович, С. Синегуб, Ф. Волховский и др.). Они писали стихи под тюремными сводами, в одиночных камерах, в ссылке, и это была поэзия, выражающая мечты и чаяния борцов за судьбы народа: Нам выпало счастье – все лучшие силы В борьбе за свободу всецело отдать... Теперь же готовы мы вплоть до могилы За дело народа терпеть и страдать. (Ф.Н. Фигнер, «Лопатину», 1887) В 80-е годы взошла поэтическая звезда С.Я. Надсона, ставшего необыкновенно популярным в передовых слоях русского общества. Его поэзия соответствовала распространившемуся в то время настроению пессимизма. Поэтому лирика Надсона воспринимается неотъемлемой частью духовной атмосферы «безвременья». В поэзии Надсона – камертона времени – представлен новый идеал Поэта («Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат...», 1880; «Я плачу с плачущим, со страждущим страдаю, и утомленному я руку подаю...» («Грезы», 1883; «Братьям», 1880, и др.). Поэт сопричастен с «толпой», но он не властен ее учить: для этого у него отсутствуют достаточные внутренние силы и знание пути к светлой цели: ...Для толпы он велик, для толпы он пророк; Для себя он – ничто, для себя он – пигмей! Не молись на него: пред тобой не герой – Нет героев в наш жалкий, скудеющий век... Он – художник! И верь мне, не зависть они, А одно сожаленье должны возбуждать... Вот те боги, которых в печальные дни, В наши дни, мы привыкли цветами венчать! («Видишь, – вот он!..», 1885) Однако Надсон-поэт всей душой разделяет участь своих современников, живущих в столь горькую общественную пору. Больше того, он ощущает себя «капиллярным сосудиком» огромного организма России. И эта сопричастность с судьбой родины является источником его скорбно-высокого лирического чувства: ...Страна моя родная, Когда б хоть для тебя я мог еще пожить! Как я б любил тебя, всю душу отдавая На то, чтоб и других учить тебя любить! («Нет, муза, не зови...», 1884) Трагическое время 80-х годов отразилось и в лирике А. Н. Апухтина, во многом питаемой некрасовскими мотивами. Однако доминирующей темой апухтинской поэзии является тема больной души человека «безвременья» и сопутствующие ей мотивы «живого мертвеца», «пустыни жизни», кладбищенские мотивы. Хотя одновременно в поэте сильно желание обрести веру, счастье, преданную любовь. В целом для поэзии 80 – 90-х годов характерно немаловажное обстоятельство: засилие эпигонов, – которое свидетельствовало о том, что классическая (пушкинская) школа русской лирики исчерпала себя, исчерпали свои художественные резервы ее жанры, стили, элементы стиха, а новых еще не было создано. Интерес к поэзии падал. Последний при жизни А. Фета сборник стихов – четвертый выпуск «Вечерних огней» – вышел тиражом в 600 экземпляров, да и те не были распроданы. Но в то же время в поэзии появляются элементы новой, пред-модернистской культуры. Отсюда о 80–90-х годах говорят как о «переходном периоде» в истории русской поэзии (1880–1902), которому, как замечает С.В. Сапожков, была отведена особая миссия – заполнить тот культурный вакуум, какой остро чувствовался всеми участниками литературного движения в период смены классического стиля стилем новым, который «совместит в себе элементы декадентской и модернистской поэтики» и явится провозвестником принципиально нового художественного мышления, знаменующего эру символизма в русской поэзии. Предвестниками модернизма были прежде всего Ф. Тютчев и А. Фет. В то же время А. Фет вместе с Я. Полонским и А. Майковым завершали эпоху классического поэтического стиля. Поэтами «переходного времени» – от классической поэзии к модернизму – считают К. Случевского, А. Апухтина, К. Фофанова, А. Голенищева-Кутузова, Д. Мережковского, Н. Минского, С. Андреевского, Вл. Соловьева, М. Лохвицкую. Сложное, в сущности «пограничное», мироощущение поэтов 80–90-х годов, по мысли С.В. Сапожкова, отражает апухтинский символ «цветов запоздалых». «Это цветы, пышно распустившиеся глухой осенью, когда все уже вымерло и высохло. Цветущая жизнь на фоне пустынной, тронутой безжизненным холодом природы». В одном поэтическом ряду с «цветами запоздалыми» – образ «засохших листьев» К. Фофанова, «зимнего цветка» К. Случевского. Странная фантасмагория – жизнь в царстве смерти – становится центральной для поэтов «переходного времени». И вся поэзия 80–90-х годов была призвана выразить эту формулу жизни на рубеже веков. Многие из поэтов «эпохи безвременья» навсегда остались в ней; тем не менее переход к поэзии нового века состоялся во многом благодаря этим поэтам. Литература 80–90-х годов ознаменует и начало нового века русской прозы: в пору расцвета чеховского таланта на литературную авансцену вышло целое поколение писателей, чье творчество окажется связанным с художественными исканиями и открытиями XX столетия. Тем самым 80–90-е годы в истории русской литературы знаменательны не только как переходный период, но и как исток нового литературного века. Вопросы и задания 1. «Средний» человек в восприятии М. Е. Салтыкова-Щедрина. Почему он стал одним из центральных героев литературы 80–90-х годов? 2. Герои Гаршина. Что характеризует их? 3. Народные типы в русской прозе 80–90-х годов. С помощью материалов данного раздела и дополнительной литературы осмыслите эту проблему. 4. Подготовьте доклад о «чеховской артели». Расскажите о своеобразии творчества «спутников Чехова». 5. Почему поэзия С. Надсона снискала такой ошеломляющий успех в русском обществе? 6. Почему поэзию 80–90-х годов расценивают как «переходное» состояние в истории русской поэзии? Подготовьте сообщение об одном из поэтов. Литература Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870 – 1880 годов. М.: Изд-во МГУ, 1964. Затеева Т. В. Народнический роман XIX века: философские истоки. М.; Улан-Удэ, 1998. История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Л., 1983. История русской литературы XI–XX веков. М., 1983. Сапожков С. В. Русские поэты «безвременья» в зеркале критики 1880–1890-х годов. М.,1996. Спутники Чехова. М.: Изд-во МГУ, 1982.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |