КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество А.П. Чехова 2 страница
Изначально с темой неведомого мира связана и тема страха человека перед жизнью. Окружающий мир неведом человеку и потому страшит его, поскольку «страшно то, что непонятно» (эту формулу в своих произведениях Чехов повторит несколько раз). Первый рассказ, «Страх» (1892), опубликованный в мелиховский период, посвящен этим темам. Главный герой произведения Дмитрий Петрович Силин «болен боязнью жизни». Его существование – сплошной ужас. Для него жизнь не более понятна, а потому не менее страшна, чем, по его словам, мир привидений и мертвецов. Непонятны ему не только и не столько загадочные явления природы или неординарные события человеческой жизни, а жизнь в своем обычном течении. В окружающем мире Дмитрию Петровичу все страшно, поскольку все непонятно. В том числе и он сам, его поступки, его семейная жизнь. Страх – тотальная реакция героя на мир, во многом определяющая его жизнедеятельность. Чехов в рассказе показывает, что люди действительно не знают и не понимают себя и окружающий мир. Силин не болен, он просто узнал эту истину, в которой единственно невозможно усомниться. Все же остальные, живущие миражами и не подозревающие об этом, похожи на страусов, прячущих головы в песок. Незнание «настоящей правды» о жизни – удел человека, и поэтому страх – естественная для него реакция на действительность. Как же ведет себя боящийся окружающего мира человек? Прежде всего он стремится защититься от его страшных угроз, и проще всего тут – спрятаться от жизни, свести ее к минимуму. Так и поступает Силин. «Испугавшись», он бросает службу в Петербурге и уединяется в усадьбе, оставив возле себя только двух человек: жену и друга. При этом Дмитрий Петрович ежедневно изнуряет себя тяжелой работой, чтобы не думать о страшной действительности. Надо отметить, что писатель оправдывает мироощущение своего героя. Как Силин ни прятался от жизни, она все-таки наносит ему страшный удар: единственные люди, которых он оставил возле себя, и именно близкие люди, жена и друг, изменили ему. Многие герои Чехова, хотя бы бессознательно, боятся жизни. Отказ от борьбы, от активной жизненной позиции, столь частый у героев писателя, может быть объяснен и их страхом перед жизнью. В 1898 году писатель создает свою знаменитую трилогию о «футлярных людях», которую открывает рассказ «Человек в футляре». Образ «футляра», «футлярной жизни» стал одним из центральных в творчестве Чехова. В чеховедении существуют различные понимания этого образа. Конечно, в формировании «человека в футляре» большую роль сыграла эпоха реакции, но этот образ гораздо шире, нежели отражение реакции, которая к моменту написания рассказа была уже позади. Что значит футляр для самого Беликова? И темные очки, зонтик, калоши, которые он надевал даже в сухую погоду, и неукоснительное следование разного рода циркулярам, предписаниям, общепринятым представлениям – все это преследует одну цель: «как бы чего не вышло», – и все это есть защита от страшного мира. И дома под одеялом ему было страшно, он боялся даже того, что его зарежет повар Афанасий. «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге... он прятался от действительной жизни» – так говорится в рассказе. Футляр есть бегство, прятание от жизни из-за страха перед ней. Беликов боится жизни. А чего именно он боится? Что значат его бесконечные «как бы чего не вышло»? Что может «выйти»? Что может выйти из того, что кто-то опоздал на молебен, что классную даму видели поздно вечером с офицером, что кто-то скажет, что Беликов не соблюдает постов? Что такого до смерти страшного могло произойти оттого, что Варенька и две дамы видели, как Коваленко спустил с лестницы Беликова? Парадоксально: он так сильно боялся, как бы чего не вышло, что вышло самое страшное – он умер. Его восприятие происходящего и реакций неадекватны ситуации. Сила его страха не соответствует возможным последствиям происшествия. За реальной ситуацией для Беликова таится как бы что-то большее, от каждой мелочи – страх чуть ли не крушения мироздания. Его жизнь – постоянное ожидание катастрофы. Его страх неопределенный. Чего он боится: начальства, воров, черта, – всего и одновременно ничего конкретного. Он боится жизни вообще. Его душой владеет иррациональный, темный, первобытный страх жизни. Он воспринимает мир как враждебное и страшное начало и всеми силами стремится защититься от него. Защита от жизни сводится в основном к установлению и строгому исполнению Регламента, определяемого циркулярами, предписаниями, житейскими и иными нормами и т. п. Невыполнение мельчайшего требования может привести к непоправимому (за Регламентом страшный мир), поэтому Беликов так напряженно относится к каждой мелочи: «Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело?» В конечном итоге Регламент начинает исполняться ради самого же Регламента. все делается именно так, потому что должно делаться именно так. Пе^ дагог должен посещать своих коллег, и вот Беликов придет в гости. посидит молча час-два и уйдет. Утрачивается содержание, и остается одна мертвая форма. Жизнь омертвляется. Точнее, во всей его жизни, во всех поступках остается одно содержание и одна функция – защита от страшного мира. Жизнь страшна и враждебна, но в ней надо жить. В миллионах различных ситуаций возможно множество вариантов поведения. Какой же избрать? Понятно, что тот, который много раз использовался и не привел к нежелательным результатам. Такое поведение закрепляется в виде житейских норм, обычаев и т. п. Отсюда рождается консерватизм Беликова, страх перед всем новым. Но жизнь постоянно меняется, в ней возникают новые ситуации. Что делать? Здесь Беликова, не могущего самостоятельно разрешить эту проблему, поскольку, что ни придумай, всегда нетрудно найти что-нибудь, что из этого может выйти, может спасти только слепая вера в авторитет. Авторитет для него – мудрое начальство, которое все знает и найдет спасительный выход из положения. Начальство издает соответствующие циркуляры, предписания, рекомендации, строгое исполнение их – единственный способ спастись в жутком мире. Циркуляр, в котором что-либо разрешается, недостаточно однозначен, разрешение почти всегда можно реализовать разными способами. Опять неясность, опять тревога. Циркуляр запрещающий однозначен. Нельзя – и точка! Отсюда любовь Беликова ко всему запрещающему. Вообще, лучший способ защититься от жизни – свести ее к минимуму. Чем меньше жизнь, тем меньше опасность. Идеал здесь – не жить, идеал – смерть. Лучший футляр – гроб, в который с кротким, приятным, даже веселым, «точно он был рад», выражением лица лег Беликов. Мы традиционно считаем «человека в футляре» проводником реакции. Но Беликов как общественное явление намного более значим. К чему он стремится? Итогом его деятельности было бы общество, полностью лишенное свободы, в котором жизнь была бы втиснута в узкие берега разрешенного и освященного указами, законами, в котором царствует незыблемая вера в авторитет, воплощенный в государственной власти, и слепое подчинение авторитету. Это было бы общество единообразия и единомыслия. Все это напоминает нам о тоталитарном режиме. Чехов показывает, как практически без силового давления власти сами же люди, боящиеся жизни и, соответственно, боящиеся свободы, – сами же эти люди могут установить такой режим. Защищаясь от жизни, герой становится душителем ее, душителем свободы. Нудно, мелочно, въедливо он тиранил весь город, становясь неизбежным проводником всего самого консервативного и реакционного. Образ «футлярной жизни», черты которой обнаруживаются в самых разных произведениях писателя, оказывается тесно связанным со страхом перед жизнью. Этот страх, часто бессознательный, является одной из важнейших движущих сил поведения и ориентации человека в мире в прозе Чехова. Во втором рассказе трилогии, в «Крыжовнике», Чимша-Гималайский рассказывает о своем брате, бедном чиновнике, весь смысл существования которого свелся к мечте о покупке маленькой усадебки, в которой обязательно должен расти его собственный крыжовник. Он осуществил свою мечту. Когда к нему приезжает рассказчик, он видит своего счастливого брата: «...постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло». В этот день Николаю Ивановичу в первый раз подали его собственный крыжовник: он не мог говорить от волнения, смотрел вокруг с торжеством ребенка, жадно ел и все повторял: «Ах, как вкусно!» На самом деле крыжовник был жесткий и кислый. Осуществление мечты обернулось деградацией человека. Почему? С одной стороны, понятно, что виноваты ложные общепринятые жизненные ориентиры. А с другой стороны, рассказчик, признавая естественность желания человека жить на лоне природы, видит здесь и пример не только бегства из города, но и бегства «от борьбы, от житейского шума», от активного участия в жизни. Он утверждает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Но что движет Николаем Ивановичем в первую очередь? В конце концов забитый бедняга чиновник покупает неказистое име- \ ние, в котором не было ни фруктового сада, ни любимого им крыжовника, ни пруда с уточками, а вода в реке была цвета кофе. Но это нимало его не опечалило. Все, что он сделал, – посадил двадцать кустов крыжовника. Он стал вполне счастливым человеком. Из этого ясно, что не прелести деревенской жизни, не сельский уют, не красоты природы, а что-то другое тянуло его в имение. Этот «кроткий и добрый человек» стал скрягой, недоедал, недопивал, одевался, словно нищий, женился из-за денег и, держа жену впроголодь, за три года свел ее в могилу, положив ее деньги в банк на свое имя. При этом он ни разу не подумал о том, что был причиной смерти жены. «Добрый и кроткий человек» может так себя вести только тогда, когда его преследует серьезная опасность и он всеми силами стремится от нее избавиться. В городе герой был «робким беднягой чиновником», который даже для себя лично не смел иметь собственные взгляды. Теперь же, в имении, он говорит одни лишь истины, и говорит их тоном министра. В городе он жил посреди того, что «страшно в жизни», и страдал. В имении он вполне счастлив. А счастливый человек, по словам брата героя, счастлив прежде всего потому, что не видит и не слышит «страшное» в жизни. Стремление бежать из страшного для него мира – вот что во многом определило поведение Николая Ивановича. Так объясняет Чехов деградацию Николая Ивановича, а несколько ранее «Крыжовника» он пишет рассказ «Ионыч» (1898), в котором причиной еще большей деградации молодого врача становится пошлая, обывательская среда, незаметно, но неумолимо «засасывающая» главного героя. В третьем рассказе трилогии, названном «О любви», главный герой, Алехин, полюбил замужнюю женщину, и она его полюбила. Но он все не признавался ей в любви, мучимый нравственными соображениями и заботой о ней. В итоге он погубил их любовь, их счастье. Что же скрывалось за его рассуждениями? Например, он думает: «Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную». Но неужели Анне Алексеевне нужна «красивая жизнь» или он в качестве «знаменитого ученого»? Нет, ей нужен он сам, она любит Алехина таким, каков он есть. В его рассуждениях открывается главное: неуверенность в себе, нерешительность, страх перед смелым, ответственным поступком. И когда Алехин говорит: «...я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь...» – становится понятным, что это не более чем переделка бе-ликовского: «ах, как бы чего не вышло»! В рассказах «маленькой трилогии» Чехов исследует проявления страха перед жизнью в важнейших областях человеческой деятельности: в общественной жизни, выработке и осуществлении жизненной программы, любви. Жизнь, как она есть, приносит людям страдание, и в некоторых произведениях Чехова звучит мотив нелепости самого устройства жизни, абсурдности ее. В повести «Три года» наследник миллионного купеческого состояния Алексей Лаптев полюбил Юлию Сергеевну. Она его не любит, но когда Лаптев сделал ей предложение, она согласилась, не из-за денег разумеется. Герой повести тяжело страдает оттого, что жена его не любит, ему тягостна и скучна его деловая деятельность. Амбар купцов Лаптевых представляется ему застенком, склепом. Как и многие герои Чехова, Алексей мечтает об иной жизни – бросить все и уйти: «...он радостно смеялся и воображал, какая бы это могла быть чудная, поэтическая, быть может, даже святая жизнь». Но как и большинство персонажей писателя, он не в состоянии этого сделать и по инерции, томясь и изнывая, продолжает тащить на себе непосильный для него груз, который, собственно, и есть его жизнь. В зрелом периоде творчества Лаптев – наиболее яркий представитель одного из характернейших для Чехова типов героев. Этот тип – обычно средние русские интеллигенты, слабые, нерешительные, неуверенные в себе, робкие люди. Они неспособны на смелые, ответственные поступки, страдая в жизни, они ничего не могут изменить в ней. Прошло три года, родились дети, и Юлия полюбила мужа. А Лаптев обнаружил, что он ее, по сути дела, уже не любит. Когда она объяснялась ему в любви, «у него было такое чувство, как будто он был женат на ней уже десять лет, и хотелось ему завтракать». В самом конце повести он думает: «...быть может, придется жить еще тринадцать, тридцать лет... И что придется пережить за это время? Что ожидает нас в будущем?» Человек страдал, мучался оттого, что жена его не любит, а когда она полюбила, выяснилось, что он ее уже разлюбил, и впереди у него лишь все та же тоска и томление духа. Кто в этом виноват? Никто. Это просто трагическая нелепость жизни, ее горькая ирония. Тему нелепости жизни продолжает рассказ «Случай из практики» (1898). Доктор Королев выезжает по вызову к владельцам большой фабрики. Приехав, он, прежде никогда не бывавший на фабриках, видит рабочих, которые пугливо сторонились его, и уже по их походке угадывает «физическую нечистоту, пьянство, нервность, растерянность». И это ему понятно, хозяева живут за счет рабочих. Но оказывается, что несчастны и хозяева: мать и дочь. Богатство, роскошь не дали им, хорошим людям, счастья. Довольна жизнью лишь одна неумная, ограниченная гувернантка. И доктор начинает думать о том, что закон жизни – «это логическая несообразность, когда и сильный, и слабый одинаково падают жертвой своих взаимных отношений, невольно покоряясь какой-то направляющей силе, неизвестной, стоящей вне жизни, посторонней человеку». Герою даже начинает казаться, что два багровых окна фабрики – это глаза дьявола, который смотрит на него, и весь этот абсурд – дело его рук. Многообразная и активная деятельность Чехова по улучшению жизни народа нашла свое отражение в рассказе «Дом с мезонином» (1896). В этом произведении любовная и идеологическая сюжетные линии развиваются параллельно, сложно взаимодействуя друг с другом. Главный герой, художник, рассказывает о своей встрече с сестрами Волчаниновыми, о любви к младшей (Мисюсь) и идейном столкновении со старшей (Лида), заканчивающимися тем, что Лида, земский деятель, разлучает влюбленных, заставляя сестру и мать немедленно уехать в Пензенскую губернию. Довольно неожиданно Чехов, сам активно участвовавший в земском движении, изображает старшую сестру честным и искренне стремящимся помочь страдающему народу, но в то же время и деспотичным, прозаическим и даже отчасти ограниченным человеком. А праздный и стремящийся всячески оправдать свою праздность художник выглядит намного привлекательнее. Более того, в идейном столкновении с Лидой главный герой рассказа утверждает чуть ли не вредность для народа тех «малых дел», которыми занимается Лида. Он говорит о том, что «народ опутан цепью великой», а земцы не рубят эту цепь, а лишь добавляют к ней новые звенья; он говорит о том, что «нужны не школы, а университеты», что необходимо устранить тяжелый физический труд вообще. Лида упрекает героя за то, что он, пейзажист, не отражает в своих произведениях народных нужд, а он отвечает, что «настоящие» наука и искусство «стремятся не к временным, не к частным целям, а к вечному и общему», они ищут правду, Бога, смысл жизни, а «когда их пристегивают к нуждам и злобам дня, к аптечкам и библиотечкам, то они только осложняют, загромождают жизнь». В итоге он приходит к отказу от деятельности, так как оказывается, что современный художник на самом деле работает «для забавы хищного нечистоплотного животного, поддерживая существующий порядок». Как обычно, Чехов не становится на сторону одного из героев. Следуя принципу равнораспределенности в конфликтах, он показывает как достоинства, так и недостатки их обоих. А главное – он осуждает их категоричность, императивность и неспособность выслушать и понять друг друга. Писатель подводит читателя к мысли о необходимости гармоничного сочетания помощи конкретным людям в конкретных ситуациях и деятельности по разрешению (хотя бы и на теоретическом уровне) проблемы тяжелого положения народа в целом. Абсолютизация, Лидой и художником, одного из двух полюсов работы по оказанию помощи народу приводит героев рассказа к взаимному непониманию и вражде. Тема мечты обыкновенного человека, тоскующего в серой и пошлой действительности об иной жизни, яркой и полноценной, об ином себе нашла наиболее яркое и неожиданное воплощение в рассказе «Черный монах» (1894). Утомившийся и расстроивший себе нервы магистр Коврин приезжает в усадьбу Песоцких. У него развивается мания величия, ему в галлюцинациях является черный монах и убеждает главного героя в том, что он великий ученый, избранник Божий, один из тех, благодаря которым человечество на несколько тысяч лет раньше станет достойным Царства Божия. Речи черного монаха льстят не самолюбию героя, а всей его душе, всей его натуре, и мы можем рассматривать его галлюцинацию как воплощение подсознания Коврина. То, что говорит монах, очевидно, соотносится с идеями Шопенгауэра, Ницше, Мережковского, с модными тогда теориями, утверждавшими неразрывную связь гениальности и сумасшествия. Но позиция автора произведения не сводится к полемике с концепциями «великого человека», сверхчеловека, с книгой Ц. Ломброзо «Гениальность и помешательство». Больной Коврин, несмотря на то, что почти не спит, испытывает прилив сил и бодрости, он весел, счастлив, уверен в своей гениальности, работает, по его мнению, над великим научным трудом. В этом состоянии он ярок, оригинален. Когда же его вылечили, он вновь стал самим собой – обыкновенным человеком, посредственным ученым, он тоскует, скучает в серой обыденности. Магистр упрекает близких и докторов: «Зачем, зачем вы меня лечили? <...> Я видел галлюцинации, но кому это мешало?» Когда он умирал от туберкулеза, он вновь увидел черного монаха, «невыразимое, безграничное счастье наполнило все его существо», и он умер с блаженной улыбкой на устах. Коврин упрекал за то, что его вылечили. Все, что он написал в болезненном состоянии, не имело никакой цены, но ведь во время приступа мании величия он бы не знал этого, был бы уверен в противоположном. Магистр был готов пожертвовать всей реальной жизнью ради больной иллюзии гениальности, ради ощущений радости и счастья, которых не было в его обычной жизни. Для Чехова мечта человека об иной жизни и об ином себе – естественная реакция на серую, грубую действительность и собственную заурядность. Но эта мечта, могущая стать страшно притягательной, в своих крайних проявлениях превращается в нечто похожее на наркотик, оказывается губительной, разрушительной для самого человека и для его близких, что и показывает писатель в «Черном монахе». Страстная жажда необыкновенного, яркого, выдающегося, выраженная в крайней степени в образе Коврина, присуща и другим героям рассказа, она оказывается едва ли не всеобщей и приводит к непоправимым разрушениям в их жизни. «Я приняла тебя за необыкновенного человека, за гения, я полюбила тебя, но ты оказался сумасшедшим...» – говорит Таня Песоцкая, его бывшая жена. Ее отец тоже считал магистра необыкновенным человеком, гордился им и тем, что его дочь вышла за него замуж. В итоге дело его жизни, сад, погибает. В рассказе «Попрыгунья» (1892), написанном также в мелиховский период, увлечение Ольги Ивановны «необыкновенными людьми», ее мечта о себе как о великой художнице тоже оказываются разрушительными – гибнет ее муж. В повести «Мужики» (1897) отразились мелиховские впечатления и наблюдения над жизнью русской деревни, опыт общения с крестьянами. Беспощадно правдивое изображение темноты, невежества, пьянства, грубости крестьянской жизни противостояло идеализации народа, искаженному представлению о нем, столь частым в русской литературе XIX века. Это произведение стало событием не только в литературе, но и в общественной жизни, породившим множество откликов и бурные споры о народе, о его месте и роли в жизни России. В марте 1897 года у Чехова начинается обильное легочное кровотечение, он ложится в больницу профессора А.А. Остроумова, где ему ставят диагноз – туберкулез. Это заболевание стало развиваться у писателя, видимо, еще в начале 90-х годов, но кровохаркание у него бывало и раньше. Врачи требовали, чтобы Чехов в холодное и дождливое время года не жил в Подмосковье, и писатель перебирается в Ялту, в которой строит себе дом. С осени 1898 года начинается последний, ялтинский, период жизни и творчества Чехова. В мае 1901 года он женится на актрисе МХТ Книппер О.Л., которая, продолжая свою сценическую карьеру в Москве, редко могла видеться со своим мужем. Это было слишком позднее счастье, Чехов не мог не понимать, что он обречен. Но тяжелобольной писатель не оставляет забот о других людях, всячески стремится помочь больным, как и он, приговоренным к «теплой ссылке» в Крыму. В ялтинский период Чехов пишет пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», такие рассказы, как «Душечка», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста». Писатель был одинок в Ялте и тосковал. Одним из выдающихся произведений, повествующих об одиночестве человека, стал рассказ «Архиерей» (1902). Преосвященный Петр, сын дьякона из бедного села, добился всего, что было возможно человеку в его положении, но он томится и тоскует, ему не с кем поговорить по душам. Другие люди видят в нем только архиерея и робеют, чувствуют себя рядом с ним скованно, а во многих он возбуждал даже страх, несмотря на то, что был тихим и скромным человеком. И приехавшая к нему мать, которую он очень долго не видел, робеет и стесняется, когда она говорит с ним, у нее «почтительное, робкое выражение лица». Петру скучны и тягостны его обязанности, часто мелкие и ненужные. «Какой я архиерей? Мне бы быть деревенским священником, дьячком... или простым монахом...», – мечтает он. Только когда Петр умирал от тифа, перед самой смертью его мать уже не помнила, что он архиерей, и целовала его, как ребенка, как своего Павлушу (Павел – имя героя в миру). «А он уже не мог выговорить ни слова, ничего не понимал, и представлялось ему, что он, уже простой, обыкновенный человек, идет по полю быстро, весело, постукивая палочкой, а над ним широкое небо, залитое солнцем, и он свободен теперь, как птица, может идти куда угодно!» Опять же мы видим едва ли не трагическую иронию. Сбылось то, о чем мечтал страдающий герой, но это оказалось лишь предсмертным видением, а мать смогла увидеть в нем сына только тогда, когда он уже ничего не понимал. «Через месяц был назначен новый викарный архиерей, о преосвященном Петре уже никто не вспоминал». А потом и совсем забыли. И когда мать иногда начинала рассказывать о том, что у нее был сын архиерей, она говорила робко, боясь, что ей не поверят. Ей и в самом деле не все верили. Жил человек, мучался, страдал, мечтал, а итог – забвение, как будто и не жил. Но, как всегда у Чехова, рассказ не производит абсолютно безотрадного впечатления. Этому мешают и воспоминания детства и юности героя, и картины природы, и описание после смерти Петра праздничной Пасхи, заставляющей вспомнить торжество Христа над смертью. Явно связан с любовью писателя к О.Л. Книппер один из лучших рассказов Чехова о любви «Дама с собачкой» (1899). Это рассказ о том, как немолодой уже мужчина, женатый, донжуан по натуре, привыкший к легким и частым победам над женщинами, полюбил впервые в жизни по-настоящему совсем молодую замужнюю женщину. Первая половина рассказа разворачивается в Ялте, она похожа на обычный курортный рома», не раз уже описанный в литературе до Чехова. В этой части произведения Гуров выглядит не более чем одним из обаятельных, но легкомысленных покорителей дамских сердец, а Анна Сергеевна, изменившая мужу, потому что страстно «хотелось пожить», внешне похожа на одну из очередных падших женщин. Но во второй части мы видим совсем иное: рассказ ориентирован на «Крейцерову сонату» и «Анну Каренину» Толстого, но, вопреки мнению великого писателя, «блудник» Гуров оказывается способным на чистое и высокое чувство, а Анна Сергеевна, соотнесенная с Анной Карениной, не заканчивает жизнь страшной трагедией и не осуждается автором. Эта незаконная любовь меняет героев рассказа к лучшему, возвышает их. Любовь Гурова приводит его к открытию сложности жизни, к глубоким мыслям о ней и людях. Рассказ о любви сопрягается с рядом чеховских тем и мотивов. Страстное желание героини «пожить» соотносится с мечтой героев писателя об иной жизни: «Мой муж, быть может, честный, хороший человек, но ведь он лакей (по натуре, а не по социальному положению. – П.Д.)... ведь есть же <...> другая жизнь. Хотелось пожить!» – говорит о себе Анна Сергеевна, и потому нам так трудно осудить ее поступок. Символом «бескрылой жизни», в которой существует дама с собачкой, становится забор, серый, длинный, с гвоздями. А в конце произведения мечта о новой, прекрасной жизни сопровождается осознанием героями рассказа того, что до конца еще далеко-далеко и что «самое сложное и трудное только еще начинается». Вновь звучит мотив трагической нелепости жизни. Отчего Гуров полюбил по-настоящему только тогда, когда голова уже начинала седеть; для чего он женат, а она замужем? Они чувствуют себя, как «две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках». Итоговым по отношению к теме ухода стал рассказ «Невеста» (1903). Юная Надя Шумина, в отличие от других чеховских героев, осознав пошлость окружающей ее жизни, нашла в себе силы порвать с ней, расстаться с родными, отказаться от свадьбы и уехать в Петербург. В советскую эпоху многие исследователи творчества писателя видели в этом рассказе яркое выражение оптимизма Чехова в эпоху, предшествующую первой русской революции. В последние десятилетия все большее внимание чеховедов привлекает к себе заключительная фраза рассказа: «...покинула город – как полагала, навсегда». В этой фразе пытаются увидеть скептицизм писателя: только сама героиня думает, что она смогла порвать с обывательской средой, а сам Чехов в этом далеко не уверен. Но сопоставление с пьесой «Три сестры», законченной за два года до рассказа, позволяет увидеть и другой смысл этих слов: уехать проще, чем остаться и духовно противостоять пошлости, как это сделали героини пьесы. Наиболее высоким поступком Нади было бы именно возвращение после учебы в Петербурге. Пьесы Чехова стали новым этапом развития русской и мировой драматургии, многое отличает их от произведений его предшественников, главной фигурой среди которых в России был Островский. Как и во многих прозаических произведениях, Чехов изображает в своих пьесах повседневность, быт. Событий происходит мало, и обычно автор убирает их за сцену. Так поступает Чехов, например, с, по сути дела, единственным событием в «Вишневом саде», с аукционом, на котором был продан сад Раневской и Гаева, на сцене мы видим лишь реакции героев на это событие. А в «Дяде Ване» происходит из ряда вон выходящее происшествие: главный герой стреляет в профессора Серебрякова. Но это покушение на убийство просто ничего не изменило. «Все будет по-старому», – заверяет Войницкий в конце пьесы того же Серебрякова. «А выстрел ведь не драма, а случай», – говорил Чехов об этом эпизоде своего произведения. Для него жизнь разрешается не в событиях. Дядя Ваня мог дойти до такой степени отчаяния, что стрелял в профессора, а мог и не дойти. Это случайность, стечение обстоятельств, а не случайна сама драма жизни главного героя. Очень точно определил эту особенность драматургии писателя А.П. Скафтымов: «Чехов не ищет событий, он, наоборот, сосредоточен на воспроизведении того, что в быту является самым обыкновенным. В бытовом течении жизни, в обычном самочувствии, самом по себе, когда ничего не случается, Чехов увидел совершающуюся драму жизни». Эта драма не проявляется в необычных, ярких поступках или в эффектных жестах, она обнаруживается в неброских, повседневных проявлениях. Многое из текста Чехов убирает в подтекст, который должны почувствовать и передать актеры и режиссер спектакля. Чехов-драматург отказывается от внешней интриги, борьбы группы персонажей вокруг чего-либо (например, наследства, замужества или женитьбы), основывающейся на противоречиях и столкновениях различных людских интересов и страстей, борьбе воль. Например, в «Вишневом саде» не только нет этих противоречий или столкновений, но наоборот, все персонажи пьесы хорошо расположены к Раневской и хотели бы ей помочь; в пьесе нет, кроме лакея Яши, отрицательных героев, и разорение Любови Андреевны не было итогом деятельности чьей-либо злой воли.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |