КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество Л.Н. Толстого 2 страница
Уже в первых главах Пьер и князь Андрей представлены как люди, которые вовлечены в поток истории, намерены найти в ней место и дело. Это отличает их от окружающих, интересующихся только тем, что клонится к их выгоде. В салоне Анны Павловны Шерер, который автор иронически сравнивает с «прядильной мастерской», они, единственные, кажутся «живыми людьми». Оба всерьез (безотносительно к личному интересу) заняты политическими вопросами: победами Наполеона, положением русской армии, гражданской и нравственной позицией дворянства. Здесь вскрываются и общность между ними, и существенные, хотя и не сразу явные внутренние различия. Мироотношение героев в целом соответствуют их разному положению в обществе, несхожему складу натуры, который отчасти отпечатывается и в их внешнем виде. Главное отличие близких друзей друг от друга состоит в том, что Болконский, как с восхищением замечает Пьер, «все читал, все знал, обо всем имел понятие». Его суждения и вопросы поражают точностью и определенностью формулировок, а отношения к людям имеют четкий, недвусмысленный характер. Похвала молодого человека старшему другу могла бы показаться правомерной, если бы не иронический подтекст автора, который словно нечаянно вмешивается в ход повествования: «Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу». Пьер менее занят проблемами собственного «я» и его соответствия идеалу, мыслями о гражданском долге, героизме, дворянской чести. Он изначально более погружен в себя – с одной стороны, а с другой – заметнее «растворен» в процессах общей жизни. Пьера не столько интересует собственное волеизъявление в мире, сколько сам этот мир. Главные толстовские вопросы: «Что хорошо? Что дурно?» – решаются Пьером исходя не из теории, а из самой жизни, то есть очень сложно, не прямолинейно, не догматически. Слишком твердое и определенное «знание» всегда настораживало Толстого – он не считал его истинным. Пьер, по-видимому, не ставит перед собой никаких конкретных задач. Его образ жизни вполне подтверждает характеристику, данную в вариантах романа: Пьер был «беззаботным, бестолковым и сумасбродным юношей». Это, однако, не мешает автору видеть в нем и иное, вызывающее безусловную симпатию: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд», улыбку, которая открывала «внутреннее» его лицо – «детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». «Детскость» и «умная наивность» графа делают его беспомощным во внешней, практической жизни, где превосходно ориентируются люди так называемого «света»: князь Василий, Анна Михайловна Друбецкая и ее сын Борис, красавица Элен. Убежденность Пьера в человеческой доброте и порядочности так велика, что он даже как-то чересчур наивно признает все проявления благожелательности к себе за истинно сердечные. После женитьбы Пьера на Элен его духовное развитие словно бы приостанавливается – к почти неуловимой иронии автора по этому поводу примешивается и легкая самоирония героя: «Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов...» В это время на пути князя Андрея к славе встречается моральное предостережение – в лице капитана Тушина. Возвышая подвиг как идеальную форму самовыражения личности, Болконский встречается с совсем другим пониманием подвига у простого офицера, героя Шенграбенского сражения. С самого начала Тушин (и этим он сродни Кутузову) показан как мирный человек, словно случайно попавший на войну и так и не привыкший к своему военному облику. В «маленьком, грязном и худом артиллерийском офицере» князя Андрея покоряет «что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Но что болезненно, неприятно поражает Болконского в поведении Тушина – так это стыдливый отказ признать свои заслуги в выигранном сражении и по возможности даже избегнуть самого упоминания о них. Поведение Тушина оскорбляет то понятие о героизме, которое вынашивает князь Андрей: «Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся». Война 1812 года поднимает на необыкновенную высоту в близких Толстому героях то лучшее, что проявлялось в них по временам в ходе обычной жизни, согласуясь с «мыслью народной». Война отменяет все житейские, привычные мерки и ценности, ведет к «распадению прежних условий жизни». Князь Андрей, который идет на войну, чтобы встретить и наказать своего обидчика, в условиях Отечественной войны забывает о личном чувстве: узнав в раненом на перевязочном пункте Анатоля Курагина, он с умилением открывает, что связывает их гораздо большее, чем разделяло когда-то. Теперь Болконский не ищет славы – он командует полком, и «устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его». В знаменательном разговоре перед Бородинским сражением Пьер предстает человеком более далеким по отношению к князю Андрею, чем простые солдаты и капитан Тимохин. Пьер, приехавший на бородинское поле, потому что ему было «интересно», не сразу постиг причину того веселого и словно бы легкомысленного настроения, с каким солдаты готовились встретить великие события. Но после разговора с другом и Тимохиным Пьеру открылось в народе то, что постиг молодой Толстой: «стыдливость перед собственным достоинством». «Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения... Он понял ту скрытую, как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел...» После сражения Пьер хочет сохранить и укрепить в себе это понимание, но останавливается перед вопросом: «...как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека?» Избавиться от бремени «внешнего человека» князю Андрею помогает близость смерти, которая оставляет его один на один с предвечными вопросами. Оказавшись перед выбором: остаться на той необыкновенной высоте «жалости и любви» ко всем, куда вознесли его испытанные страдания, или вернуться в жизнь с ее бесчисленными, не всегда возвышенными чувствами, – Болконский выбирает первое, то есть смерть. Таким образом, он остается до конца верен своим идеалам, но «все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию». Пьер скинул «бремя... внешнего человека», когда в захваченной французами Москве «вместо привычной роскоши и удобств жизни спал, не раздеваясь, на жестком диване и ел одну пищу с Герасимом». То, что война несовместима с естественными отношениями между людьми, Пьер постигает, помогая врагу – капитану Рамбалю, входя в странные, но бесспорно человеческие отношения с маршалом Даву, которые спасли ему жизнь. В плену Пьер проникся духом «простоты и правды», в существование которого всегда верил, но не находил претворения ему в фальшивых формах жизни своего круга. Обыкновенный для всех (но не для Пьера) солдат Платон Каратаев стал для него олицетворением этого духа, «олицетворением всего русского, доброго и круглого». «Торжественное благообразие», носителем которого неосознанно был этот человек, соединяло всех в одну неделимую общность, не зависящую ни от войны, ни от плена, ни от жизни и смерти, также составлявших содержание безграничного целого. Пьер угадывает в Каратаеве способность полного отказа от своего «я» ради жизни общей, внеличностный характер которой вполне соответствует присущему ему эпическому мировосприятию (не случайно Платон говорит в основном пословицами и поговорками, запечатлевшими начала народной мудрости). После плена Пьер не может и не хочет жить так, как Каратаев, – да этого и не требуется, потому что от Платона он взял главное: знание того, что «человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Дальнейшая жизнь Пьера проходит в стремлении свести к «благообразию» все стороны жизни, прежде всего семейную и общественную. Для любимого героя Толстого невозможно и не нужно быть буквальным подобием человека «простого сознания». Но нужно, подобно ему, отбросить рассудочный «страшный вопрос: зачем?» – и тогда возможно будет «радостно созерцать вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь». «Главное мое чувство – это сильная любовь к известному роду семейной жизни...» (Л.Н. Толстой). Женские образы романа-эпопеи по-своему выражают разные грани «великой, непостижимой» жизни. В каждом из них до органического завершения доводятся те возможности, которые были присущи им изначально: в Наташе – неуемная жажда жизни – «всем существом»; в княжне Марье – нравственный максимализм, целомудрие, любовь к Богу; в Элен – этическая вседозволенность, которую Пьер определяет словами «развратная женщина»; в Соне – самоотвержение, доходящее до отказа от жизни вообще, что, в глазах Толстого, равносильно пренебрежению жизнью, признанию себя «пустоцветом». Нравственная позиция героинь Толстого проявляется и в соотношении с «мыслью народной», сконцентрировавшейся в войне 1812 года: в органическом патриотизме Наташи и княжны Марьи – с одной стороны; в равнодушии к «общим интересам» людей, национальной гордости «красавицы Элен» – с другой. «В «Анне Карениной» любил мысль семейную...» (Л.Н. Толстой). Если в «Войне и мире» «мысль семейная» была непосредственно связана с эпической основой романа, где семья выступает как исходное начало «настоящей жизни людей», то в романе «Анна Каренина» (1873–1877) та же «мысль», напротив, должна показать, как разрушились и видоизменились условия, в которых единственно и могла существовать гармония семьи. Константин Левин, который «как бы повторяет путь Толстого», постепенно приходит к выводу, что его занятия хозяйством бесплодны оттого, что он стремится «переделать все на «считаемый лучшим образец». А мужики придерживаются естественного порядка вещей». Должна произойти «духовная революция», чтобы во всех сферах жизни, как говорит Левин, наступили «вместо вражды – согласие и связь интересов». Но сейчас, в 1870-е годы, Толстой, приступая «прямо к делу», в окончательном варианте завязывает сюжет по-пушкински лаконичной формулой: «Все смешалось в доме Облонских...», которая делает самые житейские вопросы общественно значимыми, узловыми для русской жизни: «...у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России». Толстой будто нарочно «рассыпал» в произведении многочисленные реалии текущего десятилетия. Однако только самые близорукие критики отказывались видеть в романе его вечный «пласт». Наблюдая, как разворачивается целое романа от части к части, публикуемых в журнале «Русский вестник», критики и просто читатели колебались между исходными точками отсчета – «полюсами» временного и вечного. В целом романа между этими двумя подходами обнаруживается органическая, нерушимая связь – ее создание и было в конечном счете главной задачей романиста. Фет очень близко подошел к толстовскому истолкованию евангельского эпиграфа к роману: «Мне отмщение, и Аз воздам»: «Наказывает только Бог, и то только через самого человека». Таким образом, ответственность за разрешение основных вопросов возлагалась на современного человека, который за все «злободневное» отвечал перед Богом. Мысль об ответственности, в первую очередь перед собственной совестью, – может быть, самая актуальная и для сегодняшнего дня в толстовском романе. Роман мыслился как «лабиринт сцеплений», однако «выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя, а можно) только посредственно – словами описывая образы, действия, положения». По-своему ее испытывают не только близкие Толстому герои – Анна Каренина и Константин Левин, но и Каренин, Кити, ее сестра Долли, Николай Левин и ухаживающая за ним, в прошлом «падшая» женщина Марья Николаевна. По отношению к «нравственному закону» роман позволяет возводить разные иерархические ряды, основанные как на внешнем отступлении от него, так и на внутреннем, изначальном следовании ему. К первой разновидности иерархической системы склоняется Б.М. Эйхенбаум: «Персонажи «Анны Карениной»... располагаются по своего рода нравственной лестнице: внизу стоят Стива Облонский, Бетси Тверская и пр. – светское дно, обитатели которого не знают никаких нравственных законов; над этим дном поднимаются Анна и Вронский, но они – рабы слепой эгоистической страсти и именно поэтому подлежат нравственному суду; Левин, тоже стоявший на краю пропасти, спасается, потому что живет всей полнотой жизни и стремится к осуществлению нравственного закона. Таков суд Толстого над современностью». Новое, к чему приходит Толстой 1870-х годов, связано с открытием взаимосвязи нравственного закона с христианством и его фиксированностью общепринятыми нормами. Ее выражают, например, слова Каренина, сказанные Анне в минуту, когда ее охватывает всепоглощающая сила страсти – и одновременно трагического заблуждения: «Твои чувства – это дело твоей совести; но я обязан пред тобою, пред собой, пред богом указать тебе твои обязанности. Жизнь наша связана, и связана не людьми, а Богом. Разорвать эту связь может только преступление...» Анну отвращает в этих словах пафос чиновничьего циркуляра, предписывающего человеку его дела и чувства. Она права со своей точки зрения, но ее «правду», как и всякую другую, нельзя считать абсолютной. Алексей Александрович Каренин, говоря привычные слова, сам преображается смыслом того о чем говорит, о котором не подозревал прежде. У него, как и у многих толстовских героев, природные и рассудочные «знания» не совпадают, что особенно подчеркнуто автором в сцене у постели умирающей Анны: «Он не думал, что тот христианский закон, которому он всю жизнь свою хотел следовать, предписывал ему прощать и любить своих врагов; но радостное чувство любви и прощения к врагам наполняло его душу». «Снятие покровов» – одна из самых обобщающих метафор в «Анне Карениной». И под «покровами», по-видимому, могут оказаться и мрак, и свет, приближающие к первоосновам бытия. Ослепительный свет видит Левин в «сияющем радостью и решимостью лице» Кити; когда приближается рождение ребенка. И предсмертный свет прозрения посылается Анне в ее последние минуты: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла». Анна принадлежит к тем героиням Толстого, которые неосознанно тяготятся «бременем... внешнего человека», ощущая в нем искусственность и фальшь, стремясь к гармоничной жизни, настоящей любви. Но желая самовольно (забывая о высшей воле) возместить все то, что не дала ей семья, что отняло общество, Анна вдруг сознает не абсолютность, не бесспорность: своих индивидуальных прав. В сцене болезни героини, составляющей еще один романный «узел», не только Каренин и Вронский, но и сама она постигает трагедию вины. Прав был современный Толстому критик: «Своим романом он словно открыл перед нами окно, через которое мы увидали таинственный мир сил, управляющих жизнью». Роман заканчивается не смертью Анны, а духовным перерождением Левина, который мог бы сказать вместе с Толстым, что «спасла» его j «природная любовь к простым людям» («Исповедь»), открытие «общего с мужиком знания». И «естественный порядок вещей» в конце концов должен преобразить «утопию» в бытие, образ которого уже носил в своей душе любимый герой Толстого: «Я освободился от обмана, я узнал хозяина». «Я чувствую, что погибаю – живу и умираю, люблю жить и боюсь смерти, – как мне спастись» (Л.Н. Толстой. Дневник. 1878).В годы, когда заканчивалась «Анна Каренина», наиболее устойчивой мыслью, которая связывала ее автора с уже наступающей для него эпохой, была мысль о необходимости иной системы ценностей: конец прежних представлений и верований означал в то же время и начало новой жизни, исключающей личное «участие» в «порабощении людей». Новым качеством мировоззрения Толстого, определившимся BJ 1881–1885 годах, стала социальность во взгляде на мир и художественное отображение действительности. Но социальность и борьба с «жестоким веком» совсем по-пушкински не означали признания насилия нормой – они оборачивались проповедью добра, отнюдь не равного в значении покорности и пассивности. Идея деятельного добра, которую всей жизнью воплощали Пьер и Константин Левин, теперь явилась как руководящая идея жизни не одних лишь «положительных» героев: к добру должен был устремиться весь социально и этически дезориентированный мир. То, что «спасение» людей теперь впрямую зависит от них самих, остро почувствовал и писатель, словно бы сбросивший с себя бремя всеобщего «безумия»: «Я вернулся во всем к самому прежнему, детскому и юношескому» («Исповедь»). В условиях, когда общество и государство оказываются во все более враждебных отношениях с народом, преступая законы «божеские и человеческие», собственная роль в судьбах людей и своей судьбе становится средоточием острейших проблем современности, итогом борьбы добра и зла. «Я понял, – писал Толстой, – что человек, кроме жизни для своего личного блага, неизбежно должен служить и благу других людей... Я понял, что несчастия людей происходят от рабства, в котором одни люди держат других людей...» Названия многочисленных в эти годы публицистических сочинений писателя не случайно имеют характер вопросов и ответов – сама природа толстовской мысли диалогична, полемична: «В чем моя вера?», «Стыдно!», «Не могу молчать!», «Не убий!», «Так что же нам делать?». В этих произведениях четко обозначены те «генерализующие» начала, которые теперь имеют однозначный социальный и моральный смысл. Ответы на вопросы: «Что хорошо? Что дурно?» – найдены, но теперь они зависят от того, в каких отношениях с народом оказывается «любимый» толстовский герой, способен ли он вместе с другими «участвовать в порабощении людей». Многочисленные персонажи разделяются на тех, кто глух к «нравственному закону» (теперь это представители официальных церковных и правительственных структур), и тех, кто может однажды перестать быть «глухонемым». Утрачивают нравственную глухоту, воспитанную рабством, люди из народа, а также те, кто, защищая народ, не смиряются с общественным злом. Таковы, по Толстому, «сектанты.... поляки, черкесы, бунтовавшие за свою независимость, таковы были и политические преступники – социалисты и стачечники, осужденные за сопротивление властям» («Воскресение»). Процент таких людей, «самых лучших общества», по замечанию героя романа Нехлюдова, «был очень большой». Они прошли сквозь все XIX столетие и встретились на страницах произведений позднего Толстого: старики с загадочной речью, которые ходят по свету в поисках смысла жизни («Божеское и человеческое»), поляки – Нигурский, Росоловский, Сироцинский, потерявшие свободу и отдавшие жизнь в борьбе за вольную Польшу («За что?»); группа исключительных людей; просветленные идеей человеколюбивая революционеры в «Воскресении», «Божеском и человеческом», «Фальшивом купоне» и других произведениях, написанных в 1890 – 1900-е годы. В какой-то момент, испытав отвращение к своей внешне благополучной среде, герои позднего Толстого сами заключают себя в четыре стены монастырской кельи («Отец Сергий»), надевают на себя рубище странника, как ассирийский царь Асархадон из одноименного рассказа-притчи, запирают себя в глухой, недоступной Сибири, подобно легендарному Федору Кузмичу (преобразившемуся Александру I) в «Посмертных записках старца Федора Кузмича», – все это люди, охваченные священным восторгом приобщения к высокому смыслу жизни. Смысл этот в том, «что вся жизнь человека должна состоять в борьбе со злом, что другого смысла в жизни нет...», как писал Толстой в 1901 году. Проблема «воскресения» определена исторически неизбежным столкновением сил, восходящих к «Богу» и «дьяволу», духовному и животному, живому и бездушному, имеющему внешне человеческий облик. Если в минуту, когда решалась его судьба, Пьер «Войны и мира» мог вдруг обнаружить возможность человеческих отношений с «известным своей жестокостью» и собиравшимся казнить его маршалом Даву, то в произведениях рубежа веков подобная,- не предусмотренная властными структурами связь оказывается, в сущности, невозможной. Пьер и Даву «поняли, что они оба дети человечества, что они братья». Генерал-губернатор, которому по должности назначено решать судьбу Светлогуба («Божеское и человеческое».1903–1904), сознательно «вызывает в себе жестокость, которой не было в его сердце», чтобы скорее решить вопрос: «Подписано – и кончено». Тема семьи, уже не требуя многостороннего романного воплощения, обретает тот же пафос, которым проникнуты немногим ранее написанные «Господа Головлевы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Образ «случайного семейства» у Ф.М. Достоевского и резкая позиция М.Е. Салтыкова-Щедрина: «У нас нет семьи», – находят отзвук в поздних произведениях Толстого: «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», «Фальшивый купон». Бесчеловечность внутри семьи, ведущая к своего рода овеществлению, механистической мертвенности в отношениях, предполагающих душевную теплоту и близость, потрясает в особой степени, когда в фальшивый мир вторгается естественная правда бытия, выводящая его на грань жизни и смерти. В повести «Смерть Ивана Ильича» (1886) перед лицом смерти чудовищно выглядит «прошедшая история жизни Ивана Ильича» – «самая простая и обыкновенная и самая ужасная». Все в ней в действительности было только оболочкой жизни, и лишь угроза смерти пробудила в преуспевающем чиновнике «что-то страшное, новое и такое значительное, чего значительнее никогда не было с Иваном Ильичом...». Но никто в семье словно не видит его положения, продолжая соблюдать «приличия», которым недавно еще служил он сам: «...сделалось то, что и жена, и дочь, и сын его, и прислуга, и знакомые, и доктора, и, главное, он сам – знали, что весь интерес в нем для других состоит только в том, скоро ли, наконец, он опростает место, освободит живых от стеснения, производимого его присутствием...» «Приличие» становится синонимом «лжи», которую до сих пор не замечал Иван Ильич: «Ложь, ложь эта, совершаемая над ним накануне его смерти, ложь, долженствующая низвести этот страшный торжественный акт его смерти до уровня всех их визитов, гардин, осетрины к обеду... была ужасно мучительна для Ивана Ильича». В минуту «нравственного прозрения» богатый купец Василий Брехунов спасает жизнь работнику Никите, отогревая его своим телом («Хозяин и работник», 1895). Вещественный мир представляется теперь ничтожным: «И он вспоминает про деньги, про лавку, дом, покупки, продажи и миллионы Мироновых; ему трудно понять, зачем этот человек, которого звали Василием Брехуновым, занимался всем тем, чем Он занимался. «Что ж, ведь он не знал, в чем дело, – думает он про Василия Брехунова. – Не знал, так теперь знаю. Теперь уж без ошибки. Теперь знаю». Художественным завещанием Толстого стала повесть «Хаджи-Мурат» (1896–1904) – сочинение, судьба которого оказалась особой, так же, как и место повести среди последних произведений писателя. Она напомнила ранние «Набег», «Рубку леса», «Казаки». Однако центром теперь стали не молодые, приехавшие на Кавказ романтизирующие дворяне, а «красивый и цельный тип настоящего горца», воплощение «поэзии особенной энергической горской жизни». В этой '«дикой» жизни все естественно – и любовь, и верность, и необходимая на войне суровость, и понятия о чести, добре и зле. Деспотизму и бесчеловечию власти противостоят олицетворяемые героем природные силы, которые связывают представителей мира природы и цивилизованного общества: Хаджи-Мурата с Марьей Дмитриевной и Бутлером. Одна из самых важных идей повести – идея преодоления искусственно насаждаемой ненависти между народами – сегодня звучит так, будто относится к ставшим незатухающей болью современного мира межнациональным конфликтам. Николай I и Шамиль, воплощающие «два полюса властного абсолютизма», европейский и азиатский, и являются, по Толстому, «двумя главными противниками той эпохи», в отличие от народов, одинаково страдающих от войны как в горских разрушенных аулах, так и в разоряющей их русской армии. Однако преодоление враждебных природе человека сил – пока за пределами его возможностей. Поэтому на судьбе Хаджи-Мурата лежит печать трагизма, а воля к жизни, побуждающая героя к бунту против унизительного подавления личности, обреченной быть орудием в войне тоталитарных сил, не может привести к победе. Тем сильнее восхищение Толстого перед пробивающейся вопреки всему стихии жизни. Не случайно замысел повести возник из впечатления писателя от увиденного в поле, чудом уцелевшего отростка «куста татарника»: «Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего. И один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее». «Переворот», который, по выражению Толстого, «давно в нем готовился», выразился и в создании произведений особого жанра – народных рассказах, напоминающих притчи и адресованных в первую очередь простому народу. В середине 1880-х годов Толстой и круг единомышленников организовали в Москве издательство «Посредник», которое задалось целью вытеснить с книжного рынка примитивную продукцию, навязываемую народу книгопромышленниками. Здесь (был напечатан рассказ «Чем люди живы» – один из первых опытов писателя в «народном» духе. «Простота, правда и совершенство» языка (В.В. Стасов) были отмечены современниками, а для самого Толстого означали движение к новому роду искусства, которое заявило о себе и в пьесах для народных театров, более всего в драме «Власть тьмы» (1886). Силы добра и зла уяснены здесь с народной точки зрения: власть денег, вытесняющая из патриархального народного уклада «власть земли» (Г.И. Успенский), представлена как бедствие, разрушающее крестьянский мир. В комедии «Плоды просвещения» (1890) глазами крестьян увидена и осмеяна фальшь и призрачность господской жизни, бесплодной, несмотря на все признаки внешней образованности. В 1900 году написана одна из самых волнующих пьес Толстого – «Живой труп», где подлинное сочувствие вызывает человек! «дурной», по общепринятым меркам, но при этом не переносящий j лжи, неспособный причинить зло другим. В самоубийстве Федору Протасову видится единственный выход, позволяющий разорвать путы тех ненормальных отношений, которые связывают его с его сословием, сохранив духовную чистоту и самой смертью проложив путь к добру. «Я пишу свое совокупное – многим – письмо в «Воскресение»...» Так определил Толстой значение своего последнего романа, объективно завершающего XIX (1889–1898). Неизменный герой толстовской прозы, исполненной внутреннего автобиографизма, Дмитрий Нехлюдов представлен на стыке двух эпох. С одной стороны, его образ дается в свете прошедшего: «Тогда он был бодрый, свободный человек, перед которым раскрывались бесконечные возможности...». С другой стороны, в свете настоящего, когда Нехлюдов не может быть показан иначе, как только сатирическими, обличающими красками. В 1895 году Толстой записал в Дневнике: «...Думал о двойственности Нехлюдова. Надо это яснее выразить». Социально-этические «генерализации» находят теперь соответствующее художественное воплощение: «...он вздохнул, бросив выкуренную папиросу, хотел достать из серебряного портсигара другую, но раздумал и, спустив с кровати гладкие белые ноги, нашел ими туфли, накинул на полные плечи шелковый халат и, быстро и тяжело ступая, пошел в соседнюю с спальней уборную, всю пропитанную искусственным запахом элексиров, одеколонов, фиксатуаров, духов». Метафора «тьмы» и «света», сквозная для «Анны Карениной», реализуется в «Воскресении» как антитеза «тени» и «предмета»: «... я понял, что надо начинать с жизни крестьян, что они предмет, они положительное, а то тень, то отрицательное». На глазах читателя Нехлюдов из «тени» преображается в «предмет», вновь заслуживающий внимания читателя, нравственно отвечающий методу «диалектики души». С точки зрения художественной Нехлюдов начинает восприниматься лишь после «нравственного прозрения», возвращения к детски невинному, неискушенному взгляду на вещи. Узнавший на суде – в качестве подсудимой – обольщенную им девушку из народа, Катюшу Маслову, Нехлюдов утрачивает не только право судить, но и способность вести прежнюю жизнь: он испытывает необходимость активного ее искупления и морального очищения. «Прозрение» ставит Нехлюдова в положение «путешественника», открывающего «новые земли». Истинность знания он обретает только в процессе посещения больниц, тюрем, каторги, кабинетов бюрократов-чиновников. Но не меньшим откровением является для героя и приобщение к «несомненному знанию» Евангелия. Нехлюдов «Воскресения» отражает позднюю стадию духовных исканий писателя: они продолжались «в двух направлениях. 1) Обвинительный акт и 2) наступление Царства Божия...» (Дневник, 7 июня 1889 г.). Каждое новое узнавание народа убеждает Нехлюдова, что во всей его прежней жизни не было и малой доли того духовного богатства, которое он нашел теперь, и что возврат к себе прежнему подобен смерти. Отрицание методов революционного насилия сложно сочетается с оправданием их – в той степени, в какой они отстаивают законы жизни, защищают единый для всех «нравственный закон». Христианство и революция для позднего Толстого – «как два конца несомкнутого кольца. Концы рядом, но более отдалены друг от друга, чем все остальные части кольца». Критика всех официальных государственных звеньев, преступных по отношению к народу, затрагивает в романе и Церковь, что, наряду с антиклерикальной публицистикой писателя, вызвало событие, на которое откликнулся весь цивилизованный мир: решение Святейшего Синода об отлучении Толстого от Православной Церкви. Это, однако, не поколебало позиции писателя относительно Церкви как учреждения, потворствующего интересам исключительно имущих классов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |