КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество Ф.М. Достоевского 3 страница
На этот вопрос, по мнению Достоевского, революционеры ответить не могут, поскольку у них нет большей идеи, кроме как обеспечить людей материально. А этого мало. Но свои надежды понять мир, получить ответы на «роковые вопросы» Аркадий связывает с Версиловым. Это один из наиболее сложных образов романа, являющийся, как и многие другие герои произведений Достоевского, носителем определенной «идеи». Если в Аркадии Долгоруком писатель попытался показать искания, умственную жизнь молодого поколения, «детей», то Версилов – это представитель «отцов». Достоевский раскрыл внутреннюю противоречивость, неопределенность, неустойчивость его взглядов. Мечтая о золотом веке человечества, о гармонии и счастье всех людей, он одновременно питает глубокое недоверие к идее возможности изменить мир насильственным путем. Ему кажется, что революция разрушит все духовные ценности, созданные человечеством. Он высказывает мысль о том, что дворянство, потеряв после крестьянской реформы определенные права, «не замыкаясь уже в отдельную касту», может остаться хранителем «чести, света, науки и высшей идеи». Но все это лишь прекраснодушные иллюзии, поскольку сам Версилов неспособен ни на решительные поступки, ни на какое-нибудь дело. И поэтому он не может ничему научить сына Аркадия, помочь ему найти себя. В качестве положительного героя в романе представлен простой человек из народа, «странник» Макар Долгорукий, бывший дворовый Версилова, когда-то глубоко обиженный своим барином. В нем Достоевский попытался снова, как и в образе князя Мышкина, воплотить свое представление об идеальном человеке, наделенном «чрезвычайным чистосердечием и отсутствием малейшего самолюбия». Как и Мышкин, Макар Долгорукий выступает проповедником идей христианского смирения, любви и сострадания, словом и делом утверждает преимущество и реальность духовного богатства перед материальным. Неопровержимыми для него являются слова Христа: «Поди и раздай твое богатство и стань всем слуга». «Вот тогда, – говорит он Аркадию, – и станешь богат паче прежнего в бессчетно раз; ибо не пищею только, не платьями ценными, не гордостью и не завистью счастлив будешь, а умножившеюся бессчетно любовью. Уж не малое богатство, не сто тысяч, не миллион, а целый мир приобретешь!» Именно эта мысль противопоставлена в романе «ротшильдовской» идее Подростка, и она же помогла ему начать новую жизнь. Главную мысль своего романа Достоевский определил как историю «самого милого, самого симпатичного существа», «его исканий, надежд, разочарований, порчи, возрождения, науки». И писатель убежден, что «жизнь сама учит, но именно его, Подростка, потому что другого не научила бы». В течение двух лет (1876-1877) Достоевский сам издавал «Дневник писателя», жанр которого был определен еще в период редактирования «Гражданина». Только теперь «Дневник писателя» печатался отдельными ежемесячными выпусками, а не входил в состав журнала, как это было раньше. Темы, затронутые Достоевским в «Дневнике писателя», широки и разнообразны: вопросы внутренней и международной политики, размышления о нравственном состоянии общества, об атеизме и христианстве, суждения о литературе и искусстве. Пожалуй, нигде так четко и определенно писатель не высказал своих философских и политических взглядов, как на страницах «Дневника...». Но взгляды эти были глубоко противоречивы. Оставаясь писателем-гуманистом, мечтающим о счастье своего народа и всего человечества, Достоевский во многих вопросах разделял позиции консервативных кругов русского общества. Одновременно Достоевский по-прежнему высказывает сочувствие к угнетенному положению трудящихся масс. «Не может одна малая часть человечества, – говорит писатель, – владеть всем остальным человечеством, как рабом...» Вместе с тем Достоевский сомневался в том, что избавить человечество от эксплуатации можно насильственным путем. Идеям революции и социализма писатель противопоставлял свою, согласно которой путь ко всеобщему человеческому братству лежит через духовное единение всех людей на основе религиозных идеалов. При этом Достоевский считал, что ведущую роль в установлении всемирного братства и духовного примирения всех людей должен сыграть русский народ, сохранивший в своем сознании отзывчивость к чужому горю и способность понимать идеалы и стремления других народов. Писатель возлагал надежды на творческую мощь русского народа и был убежден в его великом будущем. Роман Достоевского «Братья Карамазовы», над которым писатель работал последние два года своей жизни, явился самым значительным созданием художественного гения великого писателя, подводившим итоги его многолетних размышлений о человеке, о судьбах своей родины и всего человечества. По своему жанру – это социально-психологический роман. Положив в основу своего произведения изображение конкретной социальной среды и сложных человеческих характеров, Достоевский попытался связать их с решением всемирных проблем, имеющих общечеловеческое значение. В центре романа находится история семьи Карамазовых, одного из вариантов «случайного семейства», семьи разлагающейся, где даже ближайшие родственники ненавидят друг друга и становятся смертельными врагами. В семье Карамазовых нашли отражение наиболее характерные черты морального состояния русского пореформенного дворянства, его бездуховность и необузданность эгоистических устремлений. Все, что совершается в карамаэовском семействе, Достоевский связывал и соотносил с процессами, происходившими во всем мире. Повсюду писатель видел хаос, внутреннее разложение, социальную деградацию, распад семьи, рост эгоизма и своеволия, полную утрату нравственных норм и духовных ценностей. Наиболее полно все это воспроизведено в образе главы «карамазовской семейки» Федоре Павловиче Карамазове. Подлость, корыстолюбие и алчность, цинизм и сладострастие – вот далеко не полный перечень черт, характеризующих его. Где-то в глубине души у него есть и нечто светлое, что-то человеческое. Он по-своему любит жизнь и даже способен на глубокое чувство к Грушеньке. Но и эти человеческие начала приобретают у него уродливые формы. У Федора Павловича четыре сына: три родных (Дмитрий, Иван, Алексей) и один незаконнорожденный – Смердяков, прижитый им от идиотки Лизаветы Смердящей. И в каждом из них отразились разные черты «карамазовщины». Родные сыновья были брошены Федором Павловичем в раннем детстве на произвол судьбы. Став взрослыми, они ничего, кроме неприязни и даже ненависти, к своему отцу не испытывают. Старший из братьев, Дмитрий, – характер необузданный, страстный, самолюбивый и одновременно добрый и великодушный. В нем сочетаются противоположные начала: добро и зло, благородство и низость. Он выражает «карамазовщину», если так можно выразиться, в «психологическом» плане. Отца своего Митя ненавидит, считая, что тот ограбил его. К тому же Федор Павлович мешает ему добиться благосклонности Грушеньки. И не один раз в раздражении Митя говорил, что может убить отца. Преступления он не совершил. Однако Митя осознает свою вину уже потому, что у него могла возникнуть мысль об отцеубийстве. Он приходит к выводу, что подобная идея могла возникнуть только в жестоком и несправедливом мире. А раз так, то виноват не только он, все виноваты за всех и во всем. Во сне ему привиделась страшная картина вселенского горя, и он спрашивает: «...почему это стоят погорелые матери, почему бедны люди, почему бедно дите, почему голая степь, почему они не обнимаются, не целуются, почему не поют песен радостных, почему почернели так от черной беды, почему не кормят детей?» Митя начинает осознавать свою ответственность за происходящее и необходимость самому исправить зло, царящее в мире, «сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дите, не плакала и черная иссохшая мать дити, чтобы не было вовсе слез от сей минуты ни у кого». Он решает пострадать за всех, потому что все виноваты. «За всех и пойду, потому что надобно же кому-нибудь и за всех пойти, – говорит Митя брату Алеше. – Я не убил отца, но мне надо пойти. Принимаю!...Да здравствует Бог и Его радость! Люблю Его!» Здесь опять звучит мысль писателя об очищающем страдании, через которое можно снова обрести Бога. Мите во многом противопоставлен брат Иван. Он в чем-то сродни и Раскольникову, и Ставрогину, и Версилову. По мысли Достоевского, Иван Карамазов – это представитель радикально настроенной интеллигенции. Когда-то он исповедовал идеи утопического социализма, но теперь это в прошлом. Иван – мыслитель, философ, стремящийся познать «порядок вещей», понять смысл жизни. Он страстно, как истинный Карамазов, любит жизнь. И в то же время не приемлет мир, созданный Богом. «Я не Бога не принимаю, я мира, Им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять», – говорит Иван Алеше. Он допускает, что когда-нибудь, после того как люди, испытав множество страданий, простят друг друга, и на земле установится «вечная гармония». Но Иван считает, что никакое блаженство, никакая гармония не могут быть искуплены ценой мирских слез и мучений людей, и прежде всего невинных детей, ценой «слезок ребеночка». «Я не хочу, чтобы страдали большие, – говорит Иван. – И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены». Свой страстный монолог Иван завершает словами: «Не Бога я не принимаю, я только билет ему почтительнейше возвращаю». На что Алеша ответил: «Это бунт». Действительно, это был бунт, в котором ставилось под сомнение существование Бога. В рассуждениях Ивана звучит мысль о том, что в мире никогда не будет установлена справедливость, что человечество никогда не сможет стать счастливым, так как счастье и гармонию будущих поколений невозможно купить ценой горя и зла, которые переживут люди, добиваясь этой гармонии. Иван – человек искренний и глубоко убежденный в правоте своих убеждений. Все, о чем он говорит, звучит порой достаточно убедительно и неопровержимо. Но только на первый взгляд. Достоевский писал: «Эти убеждения есть именно то, что я признаю синтезом современного русского анархизма. Отрицание не Бога, а смысла Его создания. Весь социализм вышел и начал с отрицания смысла исторической действительности и дошел до программы разрушения и анархизма. Основные анархисты были, во многих случаях, люди искренне убежденные». Как видим, писатель напрямую связывал рассуждения Ивана с теориями современных ему революционеров, считая, что в их основе лежит не только неприятие мира, созданного Богом, но и Его самого. Бунт Ивана – это бунт индивидуалиста. Не веря в мировую гармонию и, по существу, не желая ее («Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству не хочу»), он освобождает себя от всех нравственных норм и приходит к выводу, что «все позволено». Но Иван – теоретик, далекий от практических дел, и не совершает ничего преступного. Он ненавидит своего отца (как, впрочем, и брата Митю) и хочет, чтобы «один гад съел другую гадину», но отважиться на отцеубийство не решается. Однако его скептические рассуждения, проповедь «вседозволенности» находят отклик в душе озлобленного лакея Смердякова. Иван знает, что Смердяков собирается убить отца, но не пытается помешать ему и тем самым как бы поощряет преступление. Убийство Федора Павловича Смердяковым, по мысли Достоевского, явилось следствием рассудочной «карамазовщины», «карамазовщины» «философской», воплощенной в образе Ивана, результатом безверия и нигилизма. Смердяков – наиболее отвратительное проявление «карамазовщины». У него нет ни принципов, ни утверждений. Он ненавидит весь мир: людей, Россию, человечество. В нем Достоевский воспроизвел самое низменное проявление мещанского духа, лакейство, цинизм и нравственное падение личности. Особая роль в романе отведена младшему из братьев – Алеше Карамазову, которого писатель намеревался сделать положительным героем. Воспитанный старцем Зосимой, который учил его «высшей правде жизни», Алеша выступает в романе как носитель кротости, всепрощения, смирения, нравственной чистоты и любви к людям. И хотя он тоже Карамазов, но стремится преодолеть в себе «карамазовщину». Алеша очень близок к таким героям Достоевского, как Соня Мармеладова и князь Мышкин. Как и они, Алеша пытается примирить людей, помочь им найти себя, обрести покой и душевное равновесие. «...Дар возбуждать к себе особенную любовь он заключал в себе, так сказать, в самой природе, безыскусственно и непосредственно», – писал об Алеше Достоевский. К нему тянутся все страждущие и обиженные люди, и особенно его любят дети. Именно к ним обращается Алеша в конце романа с призывом быть всегда «добрыми, смелыми и честными». И в этих словах звучала надежда Достоевского на молодое поколение. Но Алеша показан в самом начале своего жизненного пути. Он делает пока только первые шаги. Достоевский намеревался написать продолжение романа, где собирался провести своего героя через радости и тревоги жизни и в конце концов привести его в лагерь революционеров. «Он совершил бы политическое преступление, – говорил писатель А.С. Суворину. – Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером...» Этот замысел, по всей вероятности, возник у Достоевского под влиянием бурного развития революционных событий конца 1870-х годов. Особое место в романе «Братья Карамазовы» занимает поэма «Легенда о великом инквизиторе», сочиненная Иваном. Сущность ее Достоевский изложил во вступительном слове перед чтением поэмы студентам Санкт-Петербургского университета в декабре 1879 года. Он сказал: «Один страдающий неверием атеист в одну из мучительных минут своих сочиняет дикую, фантастическую поэму, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников – Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно оттого, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского Православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист. Смысл тот, что если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разум утратится и весь смысл христианства, ум, несомненно, должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждет-ся лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему. Изложено в виде разговоров двух братьев. Один брат, атеист, рассказывает сюжет своей поэмы другому». В своем пространном монологе, обращенном к Христу, вновь пришедшему на землю, Великий инквизитор убеждает Его в том, что данная им людям свобода выбора ни к чему хорошему привести не может. «...Ты не захотел лишить человека свободы... Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он за Тобою, прельщенный и плененный Тобою». Но людям не нужна свобода. По мнению Великого инквизитора, любовь должна выражаться в несвободе, поскольку свобода тягостна, она порождает зло и возлагает на человека ответственность за содеянное зло, а это непереносимо для человека. Инквизитор убежден, что свобода станет для человека не даром, а наказанием, и он сам откажется от нее. Он обещает людям взамен свободы мечту о земном рае: «...Мы дадим им тихое смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они созданы....Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, невинными плясками». Инквизитор отлично осознает, что все это противоречит подлинному учению Христа, но он озабочен устройством земных дел и сохранением власти над людьми. По его мнению, Бог, не совершая зла, допускает его, и, следовательно, Он ответствен за него. Поэтому инквизитор и отступается от Бога: «Мы исправили подвиг Твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо и что с сердец их снят наконец столь страшный дар, принесший им столько муки...» Иначе говоря, освободили людей от ответственности за все, что они совершают, что и без их согласия можно руководить ими, подчинив воле некоего «авторитета». «Инквизитор твой не верует в Бога, вот и весь его секрет», – говорит Алеша Ивану, выслушав его поэму. И горестно воскликнул: «И ты вместе с ним, и ты?» В рассуждениях инквизитора Достоевский провидчески усмотрел возможность превращения людей «как бы в звериное стадо», озабоченное получением материальных благ и забывших, что «не хлебом единым жив человек», что, насытившись, он рано или поздно задаст вопрос (об этом уже говорил Версилов в романе «Подросток»): вот я наелся, а что же дальше? В поэме «Великий инквизитор» Достоевский вновь ставит глубоко волновавший его вопрос о существовании Бога. При этом в уста инквизитора писатель вкладывал порой достаточно убедительные аргументы в защиту того, что, может быть, действительно лучше позаботиться о земном, реальном счастье и не думать о вечной жизни, отказавшись во имя этого от Бога. О том, как мучительно размышлял над этим вопросом писатель, сам он незадолго до смерти записал для себя: «Карамазовы». Мерзавцы дразнили меня необразованною и ретроградною верою в Бога. Этим олухам и не снилось такой силы отрицания Бога, какое положено в Инквизиторе и в предшествовавшей главе (речь идет о главе «Бунт». – Н.Я.), которому ответом служит весь роман. Не как дурак же, фанатик, я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием. Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицания, какое прошел я» Роман «Братья Карамазовы» явился свидетельством упорных поисков Достоевским ответов на важнейшие вопросы человеческого бытия, его размышлений о путях и перспективах развития и преобразования общества. Последним крупным событием в жизни и творчестве Достоевского стала его знаменитая «Речь о Пушкине», которую он произнес 8 июня 1880 года на торжественном заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника Пушкину в Москве. Писатель много и серьезно работал над ней, надеясь в концентрированной форме высказать свои мысли о значении наследия гениального художника для последующих поколений и попытаться раскрыть национальный характер творчества Пушкина и его мировое значение. Но Достоевский говорил не только о великом поэте. Он снова высказал свои заветные мысли о возвышенных социально-этических идеалах справедливости и братства, сохранившихся в сознании широких крестьянских масс, об их умении сострадать и сочувствовать горю всех народов, о самоотверженной способности русской интеллигенции жить «не для себя, а для мысли», о стремлении лучших представителей образованного общества не к узколичному и даже не к национальному, а ко всеобщему, всечеловеческому счастью, о необходимости слияния интеллигенции с народной массой. Приведя слова Гоголя о том, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», Достоевский добавил – «и пророческое», поскольку его творчество «сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом». Одной из величайших заслуг поэта Достоевский считал создание двух обобщающих типов, в которых, по его мнению, нашли свое воплощение главные особенности русского национального характера. Это, с одной стороны, Алеко (он же Онегин) и, с другой, – Татьяна. В образе Алеко, развивал свою мысль Достоевский, Пушкин изобразил «того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца», который появился «в оторванном от народа обществе нашем» еще в 20-е годы и до настоящего времени «продолжает свои скитания». Алеко – «гордый человек», благородный мечтатель, думающий о благе всего человечества. В его образе воплотились искания передовой русской общественной мысли. Но Алеко несчастен, потому что оторван от народной почвы и не может указать народу правильный путь, по которому следует идти. Алеко чужд своему народу, он не понимает его. Иное дело Татьяна. В ней Достоевский увидел подлинно национальный характер русского человека. Она лишена гордыни и свято выполняет нравственные законы, и прежде всего свой долг перед мужем и семьей. Сила ее в смирении. Речь кончалась страстным и вдохновенным призывом, обращенным ко всем беспочвенным скитальцам, оторванным от народа, ко всем «гордым» индивидуалистам, с которыми отождествлялись революционеры: «Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве». В этих словах звучал призыв отказаться от насильственных методов борьбы с существующими порядками во имя труда «на народной ниве». Кроме того, Достоевским была высказана мысль об особой миссии русского народа, который, по его убеждению, призван указать путь к единению всех людей мира и «изречь окончательное слово великой общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону». Речь Достоевского произвела огромное впечатление. Он был увенчан громадным лавровым венком. В ту же ночь писатель отправился к памятнику Пушкину и положил венок к ногам «своего великого учителя и поклонился ему до земли». Умер Достоевский 28 января 1881 года. Свыше ста лет прошло со дня смерти Достоевского. И все это время вокруг его личности и творчества не утихала и не утихает напряженная борьба. По-разному оценивалось литературное наследие великого писателя. О его произведениях было высказано немало противоречивых суждений. Но в большинстве своем критики с самого начала отметили своеобразие творений Достоевского, их правдивость, искренность и гуманизм. Лучшие произведения Достоевского, пронизанные идеями гуманизма, являются гордостью русской литературы и величайшим вкладом в сокровищницу мирового искусства. Слава великого писателя далеко перешагнула границы нашей страны, его сочинения сегодня читают в самых отдаленных уголках земного шара. Людям всего мира дорог писатель, гневно осуждавший любые проявления насилия и произвола, с такой щемящей болью писавший о тяжелой доле всех «униженных и• оскорбленных» и высказавший глубокое убеждение в конечном торжестве идей добра и справедливости, в наступлении всемирного человеческого братства. Вопросы и задания 1. Какое место занимает образ Макара Девушкина в галерее образов «маленького человека», созданной русскими писателями? 2. Раскройте смысл названия романа «Преступление и наказание». Объясните, в чем заключается сущность «теории» Раскольникова. 3. В какой степени Достоевскому удалось реализовать в романе «Идиот» замысел о создании образа «положительного прекрасного человека»? 4. Какие исторические события России XX века пророчески угадал Достоевский в романе «Бесы»? 5. В чем заключается философский смысл романа «Братья Карамазовы»? Какую роль в раскрытии идейного содержания произведения играет «Легенда о Великом инквизиторе»? 6. Выделите основные моменты в речи Достоевского о Пушкине и объясните, почему она произвела такое сильное впечатление на слушателей. Литература Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М., 1979. Бурсов Б.И. Личность Достоевского: Роман-исследование. Л., 1974. Волгин И. Последний год Достоевского. М., 1990. Гроссман Л. Достоевский. М., 1965. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1978. Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь (1821–1859). М., 1969; Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1974. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Достоевского. М., 1979. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М., 1979. Селезнев Ю.И. Достоевский. 3-е изд. М., 1990. Туниманов В.А. Творчество Достоевского. М., 1980. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.;Л., 1964.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |