Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.И. Успенский




(1843-1902)

Судьба Глеба Ивановича Успенского – одна из самых трагических в истории отечественной литературы и самых типичных для русских пи­сателей-демократов. «Любимым писателем поколения» называли его в революционной среде 70-х годов.

Г.И. Успенский родился в семье чиновника, сына сельского дьячка. В возрасте двадцати лет из-за смерти отца Г. Успенскому пришлось взять на себя заботу о семерых братьях и сестрах, познать голод и ли­шения.

Будущий писатель рано приобщился к чтению художественной лите­ратуры, эту склонность поддерживал в нем его старший двоюродный брат, также известный беллетрист-демократ Николай Васильевич Ус­пенский.

Переломным событием университетской юности Успенского стало присутствие на похоронах Н.А. Добролюбова в 1861 году, где он впер­вые услышал смелые и яркие речи Н.А. Некрасова и Н.Г. Чернышев­ского.

С первых шагов на литературном поприще главным духовным ориен­тиром для писателя стала формула Н.Г. Чернышевского «правда без прикрас».

Широкую известность Г. Успенскому принес цикл рассказов «Нра­вы Растеряевой улицы» (1866), получивший затем свое продолжение в «Очерках провинциальных нравов» (1867).

Писатель стремился погрузить читателя в глубинную толщу народ­ной жизни, показать, что первые пореформенные годы принесли народу вместо долгожданного освобождения новые лишения, повсеместное ра­зорение и нищету.

В своих «провинциальных» очерках и рассказах Г. Успенский высту­пил блестящим мастером художественной типизации, показал умение воссоздавать не только характеры и типы людей, но и типы самой жиз­ни. В истории русской литературы навсегда остались его образы-обоб­щения: «растеряевский человек», «растеряевские нравы», «растеряевская правда», «растеряевщина», в которых нашли свое отражение типи­ческие стороны русской пореформенной действительности.

Следуя принципу «правда без прикрас», Г.Успенский реалистически показывал, как растеряевский общественный быт формирует характеры обитателей Растеряевой улицы, как он калечит человеческую личность. Среди жителей Растеряевки есть свои тираны и свои жертвы, нет толь­ко тех, кто способен к решительному протесту против условий жизни. Люди мучаются, клянут свою судьбу, но постепенно смиряются со сво­ей трагической участью.

Среди них встречаются и действительно талантливые работники с развитым чувством собственного достоинства (мастеровой Игнатыч), и циничные стяжатели, наживающиеся на народном горе и унижении (Прохор Порфирыч), и мучители, утверждающие свою власть над

забитыми и несчастными людьми (Толоконников), и внутренне смирив­шиеся с бесчеловечным укладом жизни, вполне довольные своим суще­ствованием (Капитон Иванов).

Важно подчеркнуть новаторский характер «растеряевского» цикла с точки зрения его художественных особенностей. Писатель смело рефор­мирует стереотипные приемы беллетристики, отказывается от сюжетной занимательности, заменяя ее последовательностью жизненных картин, чередой характеров, связанных единством темы. «Растеряева улица» предстает как микромодель всей российской действительности.

В композиционном отношении произведение строится как портрет­ная галерея растеряевских типов. Именно в «Нравах Растеряевой ули­цы» Глеб Успенский впервые применил принцип циклизации, который в дальнейшем станет главным средством в сюжетно-композиционно1 ор­ганизации его произведений на протяжении всего творческого пути.

Зрелый период творчества Г. Успенского связан с журналом «Оте­чественные записки». Здесь он опубликовал один из самых известных своих рассказов – «Будка» (1868), в котором современники увидели символический смысл. Имя полицейского-будочника Мымрецова с тех пор приобрело нарицательное значение, а его принцип – «тащить и не пущать» – стал олицетворением антидемократической направленности тогдашней охранительной системы.

В очерковом цикле «Разоренье» (1869-1871) исследуются процес­сы социального расслоения и нравственного разложения, происходящие на начальном этапе становления капиталистических отношений внутри самой трудовой и разночинной среды. Одни разоряются, не сумев при­способиться к новым условиям (чиновники Птицыны и Черемухины), другие из бывших крепостных становятся лавочниками, крепкими сель­скими хозяевами, бывшая прислуга успешно промышляет ростовщиче­ством. Если при крепостном праве, по словам рабочего Михаила Ива­новича, процветало грабительство, «прижимка» и «обдерка», ставившая простого человека на грань выживания, то в новое время люди с граби­тельской психологией стали появляться изнутри самой трудовой среды и мучить тех, кто совсем недавно был равен им во всем.

В первой половине 70-х годов Г.Успенский совершает две зару­бежные поездки – в Париж и Лондон. За границей он общается с И.С. Тургеневым, идеологом народничества П.А. Лавровым, рево­люционером Г.А. Лопатиным.

На основе заграничных впечатлений Г.Успенский создает в 70-е го­ды такие произведения, как «Больная совесть», «Из памятной книж­ки», «Заграничный дневник провинциала» и др.

В последующем очерковом цикле «Новые времена, новые заботы» (1873-1878) он с тревогой следит за проникновением в русскую жизнь капиталистических тенденций, за утверждением новых принци­пов «грабительской морали» – стяжательства, эгоизма, корыстного расчета, которые, по мнению писателя, нравственно разлагают людей, превращают их в «полтинники».

Конец 70-х годов – поворотный момент в духовном и творческом развитии писателя. Как он признавался, «подлинная правда жизни» по­влекла его «к источнику, то есть к мужику».

Подобно многим демократически настроенным современникам, он «идет в народ». Живя в Новгородской губернии, наблюдая быт кресть­ян, он приходит к выводу о том, что в их жизни, в их укладе, привычках и традициях огромную роль играет «власть земли».

Из этой основополагающей идеи проистекает замысел его очерковой трилогии «Из деревенского дневника» (1877-1880), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882).

Отрыв от земли, по мысли писателя, губителен для крестьянина, в земле же – главный источник его духовной силы и жизненной проч­ности.

Г. Успенский пишет, что крестьянин «до тех пор сохраняет свой мо­гучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в са­мом корне его существования лежит невозможность ослушаться ее по­велений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они на­полняют все его существование» («Власть земли»).

Суровый аналитический дар писателя проявился и в других произве­дениях цикла. Стремление к «правде без прикрас» заставило его вскрыть иллюзорность народнических представлений о внутренней цельности деревенской общины, увидеть в ней противоречивые процес­сы, нарастающее социальное расслоение крестьян.

Вместе с тем, с любовью всматриваясь в крестьянские лица, Успен­ский стремился отыскать уцелевшие, живые народные характеры, со­хранившие в себе вековые крестьянские ценности и прежде всего – лю­бовь к земледельческому труду.

Писатель даже вводит понятие – «поэзия земледельческого тру­да», видя в ней сердцевину крестьянского бытия.

Образ крестьянина Ивана Ермолаевича из цикла «Крестьянин и крестьянский труд» художник наделяет лучшими свойствами народно­го характера – духовной щедростью, умением видеть красоту в при­роде, любовью к труду. Крестьянский труд наполняет богатым содер­жанием все его помыслы, дает ему чувство не только нравственного,

но и эстетического удовлетворения. Не случайно писатель называет своего героя «мужиком-поэтом».

Точно найденный Г. Успенским образ – «власть земли» – многое объяснял в сущности русского национального характера еще и потому, что он родился из соприкосновения с фольклорной традицией. Его на­роднопоэтической основой стала былина о Святогоре. В ней, как считал писатель, «таится вся сущность народной жизни», «тяга и власть земли огромны, – до того огромны, что у богатыря кровь алая выступила на лице, когда он попытался поколебать их на волос, а между тем эту тягу и власть народ несет легко, как пустую сумочку...».

В 1880-е годы творческий интерес Г. Успенского перемещается с крестьянской личности на массу. Массовый диалог, массовые сцены от­ныне становятся для него главным принципом художественной типиза­ции народной жизни.

В произведениях писателя этих лет на смену образу самостоятельно­го крестьянина, ведущего свое трудовое хозяйство, приходят массы лю­дей, оторвавшихся от своих корней под властью новых экономических отношений – безземельных и безлошадных крестьян, многочисленных переселенцев, ищущих далеко от родных мест лучшую долю («Письма с дороги», «Поездки к переселенцам»).

Новые грани таланта Г.И. Успенского раскрылись в цикле очерков «Живые цифры», созданном во второй половине 1880-х годов и нося­щем во многом итоговый характер. В очерках дается публицистическое осмысление сухих статистических закономерностей, которыми опериру­ет официальная экономическая наука и за которыми на самом деле скрываются живые люди с их драматическими судьбами.

Цикл открывается рассказом «Четверть лошади», в котором нарисо­вана тяжелая доля безлошадного крестьянина – одного из тех, о кото­рых в статистической таблице сказано: «1/4 лошади на крестьянский двор». Г.И. Успенский мастерски развертывает этот образ до уровня ос­трого публицистического гротеска, превращая свое произведение в объективное художественно-социологическое исследование трагедии крестьянского разорения.

Приемом живого олицетворения статистической цифры пользуется Г.И. Успенский и в рассказе «Квитанция», где он обвиняет жестокие общественные условия, обрекающие бесправных женщин-тружениц на тяжкий труд ради куска хлеба и отнимающие у них самую главную ра­дость – материнство. «Быть дробью, потерять самое право думать о своем существовании, как о чем-то напоминающем «целое», – удел

всякого живого существа в строе современной купонной жизни...» – к такому горестному выводу приходит писатель-обличитель, писатель-гуманист.

Одним из самых талантливых произведений последнего периода творчества Г. Успенского является рассказ «Выпрямила» (1885). Его главный герой, сельский учитель Тяпушкин, переживает острое непри­ятие современной ему действительности, тяготится ее фальшью, ощуща­ет трагический разлад между идеалом и реальной жизнью. Однако и ему суждено пережить однажды свой «момент истины». Таким счастли­вым духовным событием, своего рода откровением, становится для него «встреча» со статуей Венеры Милосской, которую он воспринимает как «каменную загадку», как идеал человеческого совершенства. Бедный деревенский учитель, который чувствовал себя до этого мига и не чело­веком вовсе, а какой-то «скомканной перчаткой», нравственно выпрям­ляется. Ему верится, что отныне он постиг высшую цель античного ху­дожника – напоминать каждому человеку, что и он может быть пре­красен, и заставлять его задумываться о своем несовершенстве. Испы­тав единственный раз в жизни счастье «ощущать себя человеком», ге­рой Успенского прозревает; теперь он способен замечать гармонию и красоту и в обычной жизни, в обычных людях. Идеал прекрасного ви­дится в рассказе сквозь призму мировосприятия труженика и демокра­та: внутреннюю духовную красоту Тяпушкин открывает в крестьянской женщине, работающей в поле, и в девушке «строгого монашеского ти­па», у которой на лице «печаль не о своем горе».

Последнее десятилетие жизни Г. Успенского глубоко трагично. Его «больная совесть», его чуткий, впечатлительный ум не выдержали мрачного, подавляющего воздействия суровой и нескладной русской действительности; его душа, принявшая в себя слишком много чужих страданий, оказалась в состоянии глубокого, необратимого надлома. В 1892 году писатель попал в психиатрическую лечебницу, так и не су­мев больше на протяжении всех последующих десяти лет подняться до полноценной жизни и творчества.

Похороны Г. Успенского в марте 1902 года превратились в настоя­щую политическую демонстрацию: с писателем пришли проститься ин­теллигенты-разночинцы, крестьяне, мастеровой люд, рабочие – все те, ради которых он жил и кому посвятил все свои творческие думы. Пи­сатель был похоронен рядом с М.Е. Салтыковым-Щедриным.

Наследие Г. Успенского было духовно воспринято последующими по­колениями. «Социальная ценность этих книг, – писал М. Горький, – не

утрачена и для наших дней, да и вообще рассказы Успенского не поте­ряли своего воспитательного значения».

1870-е годы вошли в отечественную историю как переломная, дра­матическая эпоха, когда, говоря словами толстовского героя Константи­на Левина, «все перевернулось и только укладывается». Это было вре­мя, когда творили великие писатели, принесшие всемирную славу рус­ской литературе: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский. Звучала вдохновенная лира выдающихся поэтов: Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютче­ва, А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова. Именно в эти годы были созданы классические произведения романного жанра: «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Подросток» и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина, вершин мастерства достигла проза Н.С.Лескова (роман-хроника «Со­боряне», повесть «Очарованный странник», рассказ «Запечатленный ангел»).

Произведения корифеев несли в себе высокий нравственно-эстети­ческий и философский потенциал, новый уровень осмысления социаль­но-исторического опыта народа, взаимоотношений личности и общест­ва, духовного самосознания нации на переломном этапе исторического развития.

Вопросы и задания

1. В чем состояли принципиальные отличия в идейных позициях революци­онеров 60 и 70-х годов XIX века?

2. Назовите основные положения народнической теории.

3. Кратко охарактеризуйте три основные течения в революционном народ­ничестве, назовите их идейных лидеров.

4. В чем обобщающее значение «Нравов Растеряевой улицы» Глеба Успен­ского? Какую роль в сознании русского крестьянина играет, по мнению Глеба Успенского, «власть земли»?

5. Назовите основные темы и преобладающие жанры народнической про­зы.

6. Какие устои крестьянской жизни отстаивали народники? Какую роль в осуществлении своих идеалов они отводили сельской общине?

7. Как освещалась в народнической прозе проблема «интеллигенция и на­род»? Какое отражение нашла в литературе 70-х годов массовая практика «хождения в народ»?

8. Назовите основные виды и жанры народнической литературы. Какие издания, выражавшие взгляды народников, были легальными, а какие – не­легальными? Назовите их.

9. Назовите основные темы и жанры народнической поэзии.

Литература

Агитационная литература русских революционных народников. Л., 1970.

Горячкина М. Художественная проза народничества. М., 1970.

Осьмаков Н.В. Поэзия революционного народничества. М., 1961.

Пруцков Н. И. Русская литература XIX века и революционная Россия. М., 1979. Спасибенко А. Писатели-народники. М., 1968.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.