КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г.И. Успенский
(1843-1902) Судьба Глеба Ивановича Успенского – одна из самых трагических в истории отечественной литературы и самых типичных для русских писателей-демократов. «Любимым писателем поколения» называли его в революционной среде 70-х годов. Г.И. Успенский родился в семье чиновника, сына сельского дьячка. В возрасте двадцати лет из-за смерти отца Г. Успенскому пришлось взять на себя заботу о семерых братьях и сестрах, познать голод и лишения. Будущий писатель рано приобщился к чтению художественной литературы, эту склонность поддерживал в нем его старший двоюродный брат, также известный беллетрист-демократ Николай Васильевич Успенский. Переломным событием университетской юности Успенского стало присутствие на похоронах Н.А. Добролюбова в 1861 году, где он впервые услышал смелые и яркие речи Н.А. Некрасова и Н.Г. Чернышевского. С первых шагов на литературном поприще главным духовным ориентиром для писателя стала формула Н.Г. Чернышевского «правда без прикрас». Широкую известность Г. Успенскому принес цикл рассказов «Нравы Растеряевой улицы» (1866), получивший затем свое продолжение в «Очерках провинциальных нравов» (1867). Писатель стремился погрузить читателя в глубинную толщу народной жизни, показать, что первые пореформенные годы принесли народу вместо долгожданного освобождения новые лишения, повсеместное разорение и нищету. В своих «провинциальных» очерках и рассказах Г. Успенский выступил блестящим мастером художественной типизации, показал умение воссоздавать не только характеры и типы людей, но и типы самой жизни. В истории русской литературы навсегда остались его образы-обобщения: «растеряевский человек», «растеряевские нравы», «растеряевская правда», «растеряевщина», в которых нашли свое отражение типические стороны русской пореформенной действительности. Следуя принципу «правда без прикрас», Г.Успенский реалистически показывал, как растеряевский общественный быт формирует характеры обитателей Растеряевой улицы, как он калечит человеческую личность. Среди жителей Растеряевки есть свои тираны и свои жертвы, нет только тех, кто способен к решительному протесту против условий жизни. Люди мучаются, клянут свою судьбу, но постепенно смиряются со своей трагической участью. Среди них встречаются и действительно талантливые работники с развитым чувством собственного достоинства (мастеровой Игнатыч), и циничные стяжатели, наживающиеся на народном горе и унижении (Прохор Порфирыч), и мучители, утверждающие свою власть над забитыми и несчастными людьми (Толоконников), и внутренне смирившиеся с бесчеловечным укладом жизни, вполне довольные своим существованием (Капитон Иванов). Важно подчеркнуть новаторский характер «растеряевского» цикла с точки зрения его художественных особенностей. Писатель смело реформирует стереотипные приемы беллетристики, отказывается от сюжетной занимательности, заменяя ее последовательностью жизненных картин, чередой характеров, связанных единством темы. «Растеряева улица» предстает как микромодель всей российской действительности. В композиционном отношении произведение строится как портретная галерея растеряевских типов. Именно в «Нравах Растеряевой улицы» Глеб Успенский впервые применил принцип циклизации, который в дальнейшем станет главным средством в сюжетно-композиционно1 организации его произведений на протяжении всего творческого пути. Зрелый период творчества Г. Успенского связан с журналом «Отечественные записки». Здесь он опубликовал один из самых известных своих рассказов – «Будка» (1868), в котором современники увидели символический смысл. Имя полицейского-будочника Мымрецова с тех пор приобрело нарицательное значение, а его принцип – «тащить и не пущать» – стал олицетворением антидемократической направленности тогдашней охранительной системы. В очерковом цикле «Разоренье» (1869-1871) исследуются процессы социального расслоения и нравственного разложения, происходящие на начальном этапе становления капиталистических отношений внутри самой трудовой и разночинной среды. Одни разоряются, не сумев приспособиться к новым условиям (чиновники Птицыны и Черемухины), другие из бывших крепостных становятся лавочниками, крепкими сельскими хозяевами, бывшая прислуга успешно промышляет ростовщичеством. Если при крепостном праве, по словам рабочего Михаила Ивановича, процветало грабительство, «прижимка» и «обдерка», ставившая простого человека на грань выживания, то в новое время люди с грабительской психологией стали появляться изнутри самой трудовой среды и мучить тех, кто совсем недавно был равен им во всем. В первой половине 70-х годов Г.Успенский совершает две зарубежные поездки – в Париж и Лондон. За границей он общается с И.С. Тургеневым, идеологом народничества П.А. Лавровым, революционером Г.А. Лопатиным. На основе заграничных впечатлений Г.Успенский создает в 70-е годы такие произведения, как «Больная совесть», «Из памятной книжки», «Заграничный дневник провинциала» и др. В последующем очерковом цикле «Новые времена, новые заботы» (1873-1878) он с тревогой следит за проникновением в русскую жизнь капиталистических тенденций, за утверждением новых принципов «грабительской морали» – стяжательства, эгоизма, корыстного расчета, которые, по мнению писателя, нравственно разлагают людей, превращают их в «полтинники». Конец 70-х годов – поворотный момент в духовном и творческом развитии писателя. Как он признавался, «подлинная правда жизни» повлекла его «к источнику, то есть к мужику». Подобно многим демократически настроенным современникам, он «идет в народ». Живя в Новгородской губернии, наблюдая быт крестьян, он приходит к выводу о том, что в их жизни, в их укладе, привычках и традициях огромную роль играет «власть земли». Из этой основополагающей идеи проистекает замысел его очерковой трилогии «Из деревенского дневника» (1877-1880), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882). Отрыв от земли, по мысли писателя, губителен для крестьянина, в земле же – главный источник его духовной силы и жизненной прочности. Г. Успенский пишет, что крестьянин «до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушаться ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют все его существование» («Власть земли»). Суровый аналитический дар писателя проявился и в других произведениях цикла. Стремление к «правде без прикрас» заставило его вскрыть иллюзорность народнических представлений о внутренней цельности деревенской общины, увидеть в ней противоречивые процессы, нарастающее социальное расслоение крестьян. Вместе с тем, с любовью всматриваясь в крестьянские лица, Успенский стремился отыскать уцелевшие, живые народные характеры, сохранившие в себе вековые крестьянские ценности и прежде всего – любовь к земледельческому труду. Писатель даже вводит понятие – «поэзия земледельческого труда», видя в ней сердцевину крестьянского бытия. Образ крестьянина Ивана Ермолаевича из цикла «Крестьянин и крестьянский труд» художник наделяет лучшими свойствами народного характера – духовной щедростью, умением видеть красоту в природе, любовью к труду. Крестьянский труд наполняет богатым содержанием все его помыслы, дает ему чувство не только нравственного, но и эстетического удовлетворения. Не случайно писатель называет своего героя «мужиком-поэтом». Точно найденный Г. Успенским образ – «власть земли» – многое объяснял в сущности русского национального характера еще и потому, что он родился из соприкосновения с фольклорной традицией. Его народнопоэтической основой стала былина о Святогоре. В ней, как считал писатель, «таится вся сущность народной жизни», «тяга и власть земли огромны, – до того огромны, что у богатыря кровь алая выступила на лице, когда он попытался поколебать их на волос, а между тем эту тягу и власть народ несет легко, как пустую сумочку...». В 1880-е годы творческий интерес Г. Успенского перемещается с крестьянской личности на массу. Массовый диалог, массовые сцены отныне становятся для него главным принципом художественной типизации народной жизни. В произведениях писателя этих лет на смену образу самостоятельного крестьянина, ведущего свое трудовое хозяйство, приходят массы людей, оторвавшихся от своих корней под властью новых экономических отношений – безземельных и безлошадных крестьян, многочисленных переселенцев, ищущих далеко от родных мест лучшую долю («Письма с дороги», «Поездки к переселенцам»). Новые грани таланта Г.И. Успенского раскрылись в цикле очерков «Живые цифры», созданном во второй половине 1880-х годов и носящем во многом итоговый характер. В очерках дается публицистическое осмысление сухих статистических закономерностей, которыми оперирует официальная экономическая наука и за которыми на самом деле скрываются живые люди с их драматическими судьбами. Цикл открывается рассказом «Четверть лошади», в котором нарисована тяжелая доля безлошадного крестьянина – одного из тех, о которых в статистической таблице сказано: «1/4 лошади на крестьянский двор». Г.И. Успенский мастерски развертывает этот образ до уровня острого публицистического гротеска, превращая свое произведение в объективное художественно-социологическое исследование трагедии крестьянского разорения. Приемом живого олицетворения статистической цифры пользуется Г.И. Успенский и в рассказе «Квитанция», где он обвиняет жестокие общественные условия, обрекающие бесправных женщин-тружениц на тяжкий труд ради куска хлеба и отнимающие у них самую главную радость – материнство. «Быть дробью, потерять самое право думать о своем существовании, как о чем-то напоминающем «целое», – удел всякого живого существа в строе современной купонной жизни...» – к такому горестному выводу приходит писатель-обличитель, писатель-гуманист. Одним из самых талантливых произведений последнего периода творчества Г. Успенского является рассказ «Выпрямила» (1885). Его главный герой, сельский учитель Тяпушкин, переживает острое неприятие современной ему действительности, тяготится ее фальшью, ощущает трагический разлад между идеалом и реальной жизнью. Однако и ему суждено пережить однажды свой «момент истины». Таким счастливым духовным событием, своего рода откровением, становится для него «встреча» со статуей Венеры Милосской, которую он воспринимает как «каменную загадку», как идеал человеческого совершенства. Бедный деревенский учитель, который чувствовал себя до этого мига и не человеком вовсе, а какой-то «скомканной перчаткой», нравственно выпрямляется. Ему верится, что отныне он постиг высшую цель античного художника – напоминать каждому человеку, что и он может быть прекрасен, и заставлять его задумываться о своем несовершенстве. Испытав единственный раз в жизни счастье «ощущать себя человеком», герой Успенского прозревает; теперь он способен замечать гармонию и красоту и в обычной жизни, в обычных людях. Идеал прекрасного видится в рассказе сквозь призму мировосприятия труженика и демократа: внутреннюю духовную красоту Тяпушкин открывает в крестьянской женщине, работающей в поле, и в девушке «строгого монашеского типа», у которой на лице «печаль не о своем горе». Последнее десятилетие жизни Г. Успенского глубоко трагично. Его «больная совесть», его чуткий, впечатлительный ум не выдержали мрачного, подавляющего воздействия суровой и нескладной русской действительности; его душа, принявшая в себя слишком много чужих страданий, оказалась в состоянии глубокого, необратимого надлома. В 1892 году писатель попал в психиатрическую лечебницу, так и не сумев больше на протяжении всех последующих десяти лет подняться до полноценной жизни и творчества. Похороны Г. Успенского в марте 1902 года превратились в настоящую политическую демонстрацию: с писателем пришли проститься интеллигенты-разночинцы, крестьяне, мастеровой люд, рабочие – все те, ради которых он жил и кому посвятил все свои творческие думы. Писатель был похоронен рядом с М.Е. Салтыковым-Щедриным. Наследие Г. Успенского было духовно воспринято последующими поколениями. «Социальная ценность этих книг, – писал М. Горький, – не утрачена и для наших дней, да и вообще рассказы Успенского не потеряли своего воспитательного значения». 1870-е годы вошли в отечественную историю как переломная, драматическая эпоха, когда, говоря словами толстовского героя Константина Левина, «все перевернулось и только укладывается». Это было время, когда творили великие писатели, принесшие всемирную славу русской литературе: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский. Звучала вдохновенная лира выдающихся поэтов: Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова. Именно в эти годы были созданы классические произведения романного жанра: «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Подросток» и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина, вершин мастерства достигла проза Н.С.Лескова (роман-хроника «Соборяне», повесть «Очарованный странник», рассказ «Запечатленный ангел»). Произведения корифеев несли в себе высокий нравственно-эстетический и философский потенциал, новый уровень осмысления социально-исторического опыта народа, взаимоотношений личности и общества, духовного самосознания нации на переломном этапе исторического развития. Вопросы и задания 1. В чем состояли принципиальные отличия в идейных позициях революционеров 60 и 70-х годов XIX века? 2. Назовите основные положения народнической теории. 3. Кратко охарактеризуйте три основные течения в революционном народничестве, назовите их идейных лидеров. 4. В чем обобщающее значение «Нравов Растеряевой улицы» Глеба Успенского? Какую роль в сознании русского крестьянина играет, по мнению Глеба Успенского, «власть земли»? 5. Назовите основные темы и преобладающие жанры народнической прозы. 6. Какие устои крестьянской жизни отстаивали народники? Какую роль в осуществлении своих идеалов они отводили сельской общине? 7. Как освещалась в народнической прозе проблема «интеллигенция и народ»? Какое отражение нашла в литературе 70-х годов массовая практика «хождения в народ»? 8. Назовите основные виды и жанры народнической литературы. Какие издания, выражавшие взгляды народников, были легальными, а какие – нелегальными? Назовите их. 9. Назовите основные темы и жанры народнической поэзии. Литература Агитационная литература русских революционных народников. Л., 1970. Горячкина М. Художественная проза народничества. М., 1970. Осьмаков Н.В. Поэзия революционного народничества. М., 1961. Пруцков Н. И. Русская литература XIX века и революционная Россия. М., 1979. Спасибенко А. Писатели-народники. М., 1968.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |