КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество А.П. Чехова 4 страница
Стремление выдающихся русских художников слова к правде выражалось прежде всего в резко отрицательном отношении к окружавшей их действительности и существовавшим общественным порядкам. «Лик мира сего, – писал Ш.М. Достоевский, – мне самому даже очень не нравится». Но, внушая своим читателям мысль о том, что так больше жить нельзя, они настойчиво искали пути обновления жизни и духовного возрождения человека. Вместе с тем они понимали, что нельзя отрицать, не утверждая идеалов. И.С. Тургенев, например, говорил, что он «отрицает во имя прекрасного». И даже один из самых ярких обличителей самодержавно-крепостнической и буржуазной России М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал: «...Я не только не отрицаю идеалов, но даже нахожу, что без них невозможно дышать...». Именно стремлением к идеалу во многом объясняется появление в русской литературе целой галереи положительных героев, носителей высоких помыслов, стремившихся к нравственному самоусовершенствованию, чуждых самоуспокоенности и самодовольства. Это и пушкинская Татьяна, не стремившаяся ни к знатности, ни к богатству, для которой праздная светская жизнь всего лишь «ветошь маскарада», и обаятельные героини романов Гончарова и Тургенева, и «положительно-прекрасный» князь Мышкин, пытавшийся проповедью христианской любви добиться согласия и примирения людей, и вечно-ищущие и жаждущие постигнуть смысл жизни герои произведений Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова и А.П. Чехова. Всех их объединяло стремление к идеалу, познать истину и самих себя. Это было свойственно и самим писателям. «Художник... должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием... – писал Л.Н. Толстой. – Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках». На эту особенность творчества наших писателей обратил внимание С. Цвейг. Сравнивая героев произведений русских и западноевропейских романов, он писал: «Раскройте любую из 50 тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа, или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детворы. У Бальзака – замок с титулом пэра и «миллионами». И вслед за этим он спрашивал: «Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один. Они нигде не хотят остановиться – даже в счастье. Они всегда стремятся дальше, все они обладают «горячим сердцем», которое приносит им мучения». К этому можно добавить, что «горячее сердце» билось не только в груди героев Достоевского, но героев произведений Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева, Островского, Толстого, Чехова и др. Да и сами писатели мучились и страдали, пытаясь найти ответы на вечные вопросы бытия: как жить, что делать для того, чтобы приблизить будущее, которое мыслилось ими как царство добра и справедливости. Недаром эти вопросы стали даже названиями романов А.И. Герцена («Кто виноват?»), Н.Г. Чернышевского («Что делать?»), Ф.М. Решетникова («Где лучше?»). При всем критическом отношении к действительности наши отечественные писатели мечтали о будущем, о переустройстве мира на справедливых началах. Поэтому очень часто в их произведениях отчетливо проступали черты романтизма. «Одной из традиций русской литературы, – заметил М. Горький, – было то, что реализм в ней всегда сочетался с романтизмом: Пушкин, Тургенев, Толстой и даже Достоевский, «шестидесятники» и «семидесятники», – все это романтики». Следует только уточнить, что их романтизм не уводил от действительности и не был пассивно мечтательным. Наоборот, он носил жизнеутверждающий характер и был пронизан верой в великое будущее своей отчизны и своего народа. Всех их объединяло, по словам Л.Н. Толстого, стремление «понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». Русские писатели никогда не отделяли себя и свое творчество от судьбы своей страны, от нужд, помыслов и чаяний своего многострадального народа. «И неподкупный голос мой Был эхо русского народа», – писал А.С. Пушкин. Служение народу, «жгучее святое беспокойство» за его судьбу считал главным достоинством своей поэзии Н.А. Некрасов, который провозгласил: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен... Свою ответственность перед народом, стремление выступить в его защиту наши писатели считали своей священной обязанностью. «Я, – говорил, например, Л.Н. Толстой, – состою в звании, добровольно и самовольно принятом на себя, адвокатом 100-миллионного земледельческого народа. Всему, что содействует или может содействоать его благу, я сорадуюсь, всему тому, что не имеет главной цели и отвлекает от нее, я не сочувствую». В сознании великих русских художников слова любовь к народу органически сливалась с безграничной любовью к своей отчизне. А.С. Пушкин писал П.Я. Чаадаеву: «...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Но наиболее точно выразил свое отношение (да и не только свое, но и многих наших писателей) М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-нибудь, кроме России». Только на родине, в общении со своим народом русские писатели могли жить и работать. И даже на какое-то время по разным причинам покидая Россию, они не переставали думать о родной земле. Некрасов, например, писал, что, живя за границей, он «не небесам чужой отчизны», «песни родине слагал!». Русская литература поражает удивительным богатством своего содержания. Наверное, не,было ни одного вопроса, ни одной сколько-ни- будь важной проблемы, связанной со всеми сторонами жизни России, которые бы не затрагивали в своих произведениях наши великие художники слова. При этом многое из того, о чем они писали, касалось жизни не только в нашей стране, но и во всем мире. И с полным основанием М. Горький писал, что в русской литературе «чаще и сильнее, чем в других, возглашалось обечеловеческое» начало, и поэтому ее с полным основанием можно назвать «совестью человечества». Небывалая глубина и широта, многообразие и богатство содержания отечественной словесности требовало принципиально нового подхода к отображению действительности, создания новых, отличных от сложившихся в Европе жанровых форм, отступления от традиционных правил построения произведения. «История русской литературы со времени Пушкина, – писал Л.Н. Толстой, – не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного противного. Начиная от Мертвых Душ Гоголя и до Мертвого Дома Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести». Действительно, стоит лишь вспомнить такие произведения, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя, «Былое и думы» Герцена, «Война и мир» Толстого, «Записки из Мертвого дома» и «Братья Карамазовы» Достоевского, и многие другие, и мы увидим, что все они не укладываются в привычные жанровые формы литератур других стран мира. При всей своей всеобъемлемости и глубине содержания произведения великих деятелей отечественной словесности были понятны и доступны широким кругам читателей, что лишний раз свидетельствовало об их величии. Недаром же Л.Н. Толстой писал, что «великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем». Знакомясь с величайшими созданиями русской литературы, мы находим в них многое, что созвучно нашему беспокойному времени. Они помогают нам осмыслить происходящее в современной действительности, лучше понять самих себя, осознать свое место в окружающем мире и сохранить человеческое достоинство. Содержание Предисловие...........................................................................................................3 Введение.................................................................................................................5 Древнерусская литература Особенности древнерусской литературы........................................................ 11 Зарождение и формирование средневековой русской литературы.............................................................................................15 Литература Киевской Руси Русское летописание XI – XII веков «Повесть временных лет»..................................................................................18 Ораторская проза.................................................................................................23 Агиографическая литература..............................................................................27 «Слово о полку Игореве»...................................................................................32 Героическая тема в русской литературе XIII – XIV веков..................................................................................................37 Литература русского Предвозрождения...........................................................42 Основные закономерности литературного процесса на Руси в XVI столетии.......................................................................................46 Традиционное и новое в русской литературе XVII века...................................53 Русская литература XVIII века Вступление.............................................................................................................66 Литература петровского времени........................................................................70 Литература русского классицизма......................................................................77 Литература 1760 – начала 1770-х годов............................................................92 Литература последней четверти XVIII века.......................................................99 Русская литература XIX века Вступление............................................................................................................120 Литературно-общественное движение первой четверти XIX века (1801–1825).........................................................................................121 Писатели-декабристы........................................................................................134 Творчество И.А. Крылова (1769–1844)...........................................................................................................140 Творчество В.А. Жуковского (1783–1852)..........................................................................................................146 Творчество К.Н. Батюшкова (1787–1855)..........................................................................................................156 Творчество А.С. Грибоедова (1795–1829)..........................................................................................................162 Творчество А.С. Пушкина (1799–1837)..........................................................................................................176 Творчество поэтов пушкинской поры...............................................................225 Литературно-общественное движение 1826–1840 годов...............................................................................................238 Творчество М.Ю. Лермонтова (1814–1841).......................................................................................................249 Творчество Н.В. Гоголя (1809–1852).......................................................................................................266 Литературно-общественное движение 1840–1855 годов...............................................................................................296 Творчество А.И. Герцена (1812–1870)....................................................................................................305 Литературно-общественное движение 1856–1866 годов..............................................................................................314 Творчество Н.А. Некрасова (1821–1877)....................................................................................................340 Творчество И.А. Гончарова (1812–1891)......................................................................................................363 Творчество И.С. Тургенева (1818–1883).....................................................................................................377 Творчество А.Н. Островского (1823–1886)......................................................................................................393 Русская поэзия второй половины XIX века.................................................407 Литературно-общественное движение 70-х годов XIX века........................................................................................427 Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826–1889)......................................................................................................443 Творчество Ф.М. Достоевского (1821–1881)......................................................................................................458 Творчество Н.С. Лескова (1831–1895)....................................................................................................491 Творчество Л. Н. Толстого (1828–1910).....................................................................................................508 Литературно-общественное движение 1880–1890-х годов..........................................................................................533 Творчество А.П. Чехова (1860–1904)......................................................................................................551 Заключение......................................................................................................585
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |