КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество Н.А. Некрасова 2 страница
О трагическом и бесправном положении русской женщины-крестьянки Некрасов пишет и в одном из лучших своих произведений 1860 годов – поэме «Мороз, Красный нос» (1864). Судьба главной repoни поэмы Дарьи во многом сродни судьбе Орины. Обе они потеря кормильцев. Одна – сына, другая – мужа, обе страдают, обеих огы дает нищета и горькая участь. Но в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов решил изобразить не только суровую долю русской крестьянки но показать ее выносливость, величие и самоотверженность. Ему хотелось, чтобы читающая публика прониклась уважением и любовью к простой крестьянке, увидела в ней воплощение лучших черт русского народного характера. В самом начале произведения – подлинный гимн во славу русской женщины: Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц... Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков. Крестьяне, лишенные земельных наделов, вынуждены были отправляться на поиски работы. Они шли на заводы и фабрики, на строительство железных и шоссейных дорог. Вот о них-то и рассказал Некрасов в своем стихотворении «Железная дорога» (1864). В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842-1851 годах Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Стихотворение «Железная дорога» прозвучало как ответ поэта на лживые утверждения генерала («в пальто на красной подкладке»), что дорога была построена графом Клейнмихелем. Некрасов в своем произведении убедительно показал, что истинным строителем железной дороги является многострадальный народ России. Эта мысль проходит через все стихотворение. Первая часть стихотворения – неторопливый рассказ поэта о картинах природы, мелькающих за окнами вагона. Во второй части «Железной дороги» очарованию лунной ночи противопоставлена беспощадная правда о нечеловеческих страданиях строителей-мужиков. Из огромной толпы строителей Некрасов выделяет рабочего-белоруса. Этот образ – своего рода обвинительный акт всем тем, кто повинен в гибели тысяч людей, кто довел народ до положения рабочего скота. В последних строках песни-плача, песни-причитания строителей содержится призыв к исторической справедливости, вере в то, что жизнь и труд их не напрасны. И эта уверенность, как это часто бывает у Некрасова, выражена в форме вопроса: «Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..» Заключительные слова второй части стихотворения «Да не робей за отчизну любезную...» обращены не только к случайному спутнику Ване, а ко всему молодому поколению 1860-х годов, которое только что пережило гонения и террор, тюрьмы и ссылки. Поэт понимал, что нельзя надеяться на скорую победу народа, который слишком забит, темен и угнетен. И все-таки стихотворение «Железная дорога» – произведение оптимистическое, так как оно звало к преобразованию жизни. Именно так воспринимали его передовые люди того времени, современники поэта. После закрытия «Современника» Некрасова не оставляла мысль об издании нового журнала. Летом 1867 года он начал вести переговоры об аренде журнала «Отечественные записки», издававшегося А.А. Краевским. Уже первый номер обновленного журнала, вышедший в начале 1868 года, дал ясно понять читателям, что в нем возрождается дух запрещенного «Современника». Недаром писатель П.Д. Боборыкин писал: «Современник» возобновил свое существование в виде «Отечественных записок». Действительно, новый журнал во многом походил на «Современник». То же демократическое направление, тот же боевой дух, то же непримиримое отношение ко всем отвратительным сторонам жизни самодержавного государства и, наконец, та же редакция, те же сотрудники. Творчество Некрасова в 1868-1877 годах отличалось удивительным разнообразием. В поэмах «Дедушка», «Русские женщины» поэт обратился к событиям 14 декабря 1825 года. Работая над поэмами, Некрасов стремился ни в чем не отступать от исторической правды, и в то же время каждый исторический факт или событие получали в его произведениях определенное истолкование. В поэме «Дедушка» (1870) нарисован величественный образ декабриста, вернувшегося из далекой сибирской ссылки. Его не сломили жизненные невзгоды, от остался верен своим прежним убеждениям. Дедушка любит свой народ и верит в его лучшее будущее. Он стремится открыть глаза своему внуку Саше на «зрелища бедствий народных», внушить ему мысль о необходимости служения добру и правде. И речи старого декабриста падают на благодатную почву. Общаясь с дедушкой, Саша по-иному начинает смотреть вокруг, его характер мужает: Время проходит. Исправно Учится мальчик всему – Глупых и злых ненавидит, Бедным желает добра, Помнит, что слышит и видит... Дедушка старается воспитать в нем будущего борца за народное счастье. В этом заключалась актуальность и злободневность поэмы, ее связь с теми задачами, которые ставила перед собой радикально настроенная часть русского общества. Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей – «Княгиня Трубецкая» (1872) и «Княгиня М.Н. Волконская» (1873). В первой Некрасов воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа-декабриста. Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ: любыми средствами удержать ее и не разрешить последовать за мужем. Губернатор говорит княгине о тех ужасах, которые ожидают ее в пути и на каторге, о том, что она должна «отречение подписать» от всех прав, имущества и стать «женщиной простой». Но Трубецкая убеждена, что она должна быть рядом с мужем, что она сумеет помочь ему, поддержать в трудную минуту. Работая над поэмой «Русские женщины», Некрасов узнал, что у его давнего знакомого М.С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери Марии Николаевны Волконской. Поэт попросил разрешения ознакомиться с ними. «Записки М. Н. Волконской» и легли в основу второй части поэмы. Однако Некрасов не просто переложил в стихи основные события, о которых говорилось в «Записках...». Многие эпизоды поэт опустил, отдельные факты высветил, углубил. Главное внимание поэт уделил рассказу о том, как под влиянием происшедших событий изменился характер Волконской, как из женщины, в сущности очень далекой от общественно-политической жизни, она стала сознательной гражданкой, убежденной в правоте дела, которому посвятил себя ее муж-декабрист. Некрасов в поэме говорит о доброте и бескорыстии простых людей, той посильной помощи, которую оказывали они Волконской во время ее нелегкого пути в Сибирь. И как гимн во славу русского народа и его высоких моральных качеств прозвучали слова княгини: ...Хочу я сказать Спасибо вам, русские люди! В дороге, в изгнанье, где я ни была, Все трудное каторги время, Народ! я бодрее с тобою несла Мое непосильное бремя. Поэма «Княгиня М.Н. Волконская» имела исключительный успех у читателей. «Моя поэма «Кн[ягиня] Волконская», – сообщал поэт своему брату Ф.А. Некрасову! – которую я написал летом в Карабихе, имеет такой успех, какого не имело ни одно из моих прежних писаний... Литературные шавки меня щиплют, а публика читает и раскупает». Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно назвать «энциклопедией крестьянской жизни». Поэт поставил перед собой задачу рассказать о тяжелом положении крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось таким же бесправным и угнетенным. Вместе с тем Некрасов решил показать, что народ не сломлен, что в нем растет осознание своей силы и мощи. Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь мужиков в надежде найти счастливого человека, «кому живется весело, вольготно на Руси». Множество людей повстречали мужики во время своего путешествия и каждого спрашивали, каково живется ему. Не нашли они счастливых среди духовенства, не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян/ Некрасов намеревался свести своих мужиков и с другими кандидатами в «счастливцы» – с «купчиной толстопузым», чиновником, «вельможным боярином» и даже с самим царем. Но и среди них они тоже вряд ли сумели бы найти таких, кто был бы доволен своей жизнью. Ведь у каждого из них свое представление о счастье. Мало похожее на то, о котором мечтают некрасовские странники-правдоискатели. Впрочем, они и сами толком не знают, каково оно, это счастье, в чем его суть. Сталкивая своих странников со множеством людей, Некрасов не только раскрывает характеры предполагаемых «счастливцев», но и показывает, как крестьяне относятся к ним. Если сетования встреченного попа на свою жизнь в какой-то мере вызывают сочувствие мужиков, поскольку испокон веков деревенские священники живут среди крестьян и являются свидетелями всех их невзгод, то жалобы помещиков Оболт-Оболдуева и Утятина не вызывают ничего, кроме неприязни и скрытой насмешки. По-разному смотрят они и на своего брата крестьянина. И это понятно. Ведь крестьянская масса никогда не была однородной. Были среди них люди, о которых в рассказе «Про холопа примерного – Якова верного» сказано: Люди холопского звания – Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. Были и предатели вроде Глеба-старосты, который «на десятки лет, до недавних дней Восемь тысяч душ закрепил, злодей»; были и такие, как «любимый раб» князя Переметьева, который с хвастливой гордостью рассказывал мужикам о своей «благородной» болезни – подагре и о том, как ему довелось лизать тарелки «с французским лучшим трюфелем» и допивать из рюмок «напитки иностранные». Но главная задача Некрасова заключалась в том, чтобы показать, как постепенно пробуждается народ от вековой спячки, как в его среде все чаще и чаще начинают раздаваться голоса, свидетельствующие о недовольстве крестьян своим положением. Так, речь Якима Нагого звучит как обвинительный акт против существующего правопорядка. В его уста Некрасов вкладывает знаменательные слова, в которых уже слышится проснувшееся самосознание: Работаешь один, А чуть работа кончена, Глядишь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин! Среди множества персонажей поэмы Некрасов выделяет в первую очередь крестьян, которые вступают в открытую борьбу против своих угнетателей. Таков, например, Савелий, богатырь святорусский, человек мужественный и бесстрашный. Его не сломили ни каторга, ни ссылка. Он по-прежнему убежден в силе и могуществе «богатырства русского». В чем-то близок Савелию и образ разбойника Кудеяра, не сумевшего искупить своих тяжких прегрешений раскаянием и молитвами, но получившего прощение после того, как убил Глуховского, «пана богатого, знатного, Первого в той стороне». Особое место в галерее крестьянских типов занимает в поэме образ Матрены Тимофеевны. Ее судьба – это судьба многих тысяч деревенских женщин. Ошиблись мужики, надеясь найти счастливую среди крестьянок. «Не дело между бабами Счастливую искать!..» – говорит им Матрена. Наиболее четко и определенно вера в несокрушимость народа и в конечное торжество его победы над злом и насилием прозвучала в речах Гриши Добросклонова, одного из самых обаятельных и привлекательных образов поэмы, который мечтает о том, чтобы его землякам и каждому крестьянину «жилось вольготно, весело на всей святой Руси...». В характере Гриши Добросклонова Некрасов воплотил типичные черты представителей передовой демократической молодежи 1870-х годов. Рисуя образ Гриши, Некрасов сознательно придал ему определенное сходство с Добролюбовым. Их многое роднит: происхождение, образование, трудная, полуголодная юность, ненависть к угнетателям и желание посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Гриша видит многие недостатки, характерные для крестьянской среды: забитость, темноту, корыстолюбие. Вместе с тем он верит в то, что уходит в прошлое «невежества мрак» и «удушливый сон непробудный», что Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином. Именно Гриша явился в поэме тем самым счастливцем, которого так долго искали странники, хотя его впереди ожидают нелегкие испытания, «чахотка и Сибирь». И все-таки Гриша счастлив, потому что Слышал он в груди своей силы необъятные. Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного – Пел он воплощение счастия народного!.. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – одно из самых совершенных произведений во всей русской литературе. Некрасову удалось в ней добиться гармоничного слияния формы и содержания. Рассказывая о народной жизни, стремясь сделать свое произведение доступным и понятным широким читательским массам, Некрасов использовал в поэме все богатство устного народного творчества и живого разговорного языка. В поэме мы встречаем множество образов, почерпнутых поэтом из народных сказок и былин, в ней отчетливо слышны отголоски народных песен, причитаний. Некрасов смело вводит в свое произведение пословицы, поговорки, загадки. И все это слито в единое целое, подчинено единому замыслу. В середине 1870-х годов Некрасов заболел. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Не помогла и поездка в Крым, предпринятая по совету известного врача С. П. Боткина. С каждым днем болезнь прогрессировала и причиняла поэту тяжелые страдания. Но, несмотря на это, Некрасов по-прежнему много сил и времени уделял «Отечественным запискам», принимал участие в деятельности Литературного фонда и, как всегда, много писал. Уже будучи тяжелобольным, Некрасов создал поэму «Современники» (1875). Продолжал он работать и над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Однако силы поэта таяли, и все чаще ему приходили в голову мысли о приближающейся смерти. Только в конце 1876 года врачи определили болезнь – рак. По их настоянию поэту была сделана операция, он она только на несколько месяцев отсрочила смерть. В редкие минуты, когда боль отступала, Некрасов продолжал работать. Он писал свои предсмертные стихи, названные им «Последними песнями». Большинство из них было опубликовано в журнале «Отечественные записки». А в марте 1877 года из печати вышел сборник, который поэт так и назвал – «Последние песни». Композиционная структура сборника глубоко продумана. В первый отдел Некрасов включил лирические стихи, во второй – сатирическую поэму «Современники», в третий – отрывки из поэмы «Мать» и стихотворение «Ба-юшки-баю». В результате сборник приобрел удивительно целостный и идейно-тематически законченный характер. Сборник – это своеобразное поэтическое завещание Некрасова, в котором он попытался подвести итоги своей жизни и творчества и затронул важнейшие темы и проблемы, волновавшие его, отразил основные конфликты эпохи, думы и настроения современников, поведал о своих взглядах и убеждениях, об ошибках, вольно или невольно совершенных им. И в то же время это лирический дневник, где поэт записывает то, что он чувствовал и переживал, свои физические и нравственные страдания («Борюсь с мучительным недугом, Борюсь – до скрежета зубов...»; «Скоро стану добычею тленья...»; «Я примирился с судьбой неизбежною, Нет ни охоты, ни силы терпеть...»). О том, что «Последние песни» – это действительно дневник, свидетельствует то обстоятельство, что многие стихотворения в сборнике имеют точную дату (а иногда и часы) написания: «18 мая 1876» («3(и)не»), «4-го декабря 1876, ночь («3(и)не»: «Двести уж дней...»), «Ночь с 7 на 8 января 1877» («Приговор»), «1877, марта 3-го» («Баюшки-баю»). Поэт понимал, что дни его сочтены, что ему не удастся увидеть новую жизнь, о которой он так страстно мечтал. Но мысль его устремлена в будущее, к друзьям-единомышленникам. Им адресованы слова поэта: Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ... («Сеятелям») Лирические стихотворения, вошедшие в сборник, – это страстная исповедь поэта, стремившегося с предельной искренностью рассказать о себе, о своем прошлом, о своих переживаниях и муках, которые ему пришлось испытать. Но, желая излить свою душу, объяснить некоторые свои поступки, в чем-то покаяться, Некрасов заботился прежде всего о том, чтобы понять самого себя, понять тех, с кем ему довелось встречаться на жизненном пути, разобраться в тех обстоятельствах, с какими ему пришлось столкнуться. И поэтому в его исповедальных стихах органически сливались глубоко личные и гражданские мотивы. Источником покаянных настроений Некрасова была мысль о своем долге перед народом. Поэт и раньше писал о том, что ему не всегда хватало сил и стойкости, что он всего лишь «рыцарь на час», не сумевший влиться в когорту борцов «за великое дело любви». Об этом говорилось в таких его стихотворениях, как «Рыцарь на час», «Что ни год – уменьшаются силы...», «Умру я скоро...» («Я к цели шел колеблющимся шагом Я для нее не жертвовал собой...»), «Зачем меня на части рвете...» («Я жить в позоре не хочу, Но умереть за что – не знаю...») и др. Но слишком уж строго судил себя поэт. Причину же того, почему ему многого не удалось совершить, он сам достаточно ясно разъяснил: Мне борьба мешала быть поэтом Песни мне мешали быть бойцом. («3(и)не») В ряде стихотворений, вошедших в «Последние песни», Некрасов не один раз обращается к своей многострадальной Музе. О ней он говорил также в стихах, написанных в дни предсмертной болезни, но не вошедших в сборник «Последние песни» («Угомонись, моя Муза задорная...», «Подражание Шиллеру»), среди которых было и самое последнее стихотворение, созданное поэтом и наиболее полно отразившее сущность и неповторимость некрасовской Музы: О Муза! я у двери гроба! Пускай я много виноват, Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба – Не плачь! завиден жребий наш, Не надругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! Не русский – взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу... Принципиально важной, прозвучавшей в «Последних песнях», явилась тема, связанная с созданием образа активного общественного деятеля, защитника народа и борца за его счастье. О таком герое Некрасов писал в стихотворениях «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864), «Не рыдай так безумно над ним...» (1868), в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В сборник «Последние песни» поэт включил стихотворение «Пророк» (1874), посвященное Чернышевскому, в котором воспел подвиг человека, убежденного, что нельзя «служить добру, не жертвуя собой». «В «Последние песни» органически вписалась поэма «Современники», поскольку сатира всегда являлась неотъемлемой частью поэзии Некрасова. Используя жанры сатирических песен, водевильных куплетов, пародий, памфлетов, язык газетных статей и разговорную речь, жаргонные слова и выражения, «торжественный» стиль официальных речей и поздравлений, постоянно меняя стихотворный размер (56 раз!), Некрасов блестяще воспроизвел в поэме атмосферу коррупции, обмана, нечистоплотных махинаций, взяточничества, преступлений, в которую погрузилось русское общество, нарисовал целую галерею портретов разного рода финансовых и промышленных воротил, банкиров, ростовщиков, продажных журналистов, либеральных пустозвонов и т. п. Наиболее выразительные и психологически завершенные фигуры новых «деятелей» поэт изобразил во второй части поэмы, названной «Герои времени». «Последние песни» завершались отрывками из поэмы «Мать» и стихотворением «Баюшки-баю». По словам сестры поэта А. А. Буткевич, Некрасов «в эту поэму и в «Баюшки-баю» <... > вложил всю свою истерзанную душу». Стихотворение «Баюшки-баю» является своеобразным эпилогом поэмы «Мать» и всего сборника. Поэт снова слышит голос матери, в котором звучит уверенность, что ее сын, «страдалец терпеливый», увидит свою родину «свободной, гордой и счастливой», что в конце концов «уступит свету мрак упрямый» и он услышит «песенку свою Над Волгой, над Окой, над Камою». Во время предсмертной болезни Некрасова часто посещали грустные мысли. Ему казалось, что жизнь им прожита напрасно, что его борьба, его страдания остались непонятыми и никому не нужными. Порой в стихах Некрасова звучали поистине трагические ноты: Я настолько же чуждым народу Умираю, как жить начинал. Но жизнь показала, что Некрасов в данном случае ошибся. Поэт никогда не был чуждым народу, а народ никогда не забывал о нем. Когда в печати появились первые стихи из цикла «Последние песни», из которых читатели узнали о тяжелой болезни поэта, со всех концов страны к нему стали приходить письма и телеграммы с выражением сочувствия. На квартиру Некрасова приходили незнакомые люди, чтобы справиться о состоянии здоровья поэта. Осенью 1877 года Некрасову стало совсем плохо. В один из ноябрьских дней двоюродный брат Чернышевского А. Н. Пыпин принес письмо от «вилюйского узника», в котором великий революционер-демократ выражал свое горе по поводу болезни Некрасова, писал о своей любви к нему и высказывал уверенность, что «слава его будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов». Прослушав письмо, Некрасов попросил Пыпина: «Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его, я теперь утешен – его слова дороже мне, чем чьи-либо слова». Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) Некрасов скончался. Проститься с любимым поэтом пришло свыше пяти тысяч человек. Это были даже не похороны, а, скорее, политическая демонстрация, в которой приняли участие не только представители передовой русской интеллигенции и учащаяся молодежь, но и простые люди. Над могилой Некрасова выступили с речами много лет знавший поэта Панаев, писатели Засодимский, Достоевский. Все они говорили о подвиге поэта-гражданина, все творчество которого было посвящено служению идеалам добра и счастья народа, о высоком нравственном облике покойного. В своей речи Достоевский сказал о великой и самоотверженной любви поэта к народу, о его горячем сочувствии ко всем страждущим, обиженным и угнетенным. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте основные виды деятельности Некрасова в 1840-е годы. Что принципиально нового внес поэт в лирику, какие темы он в ней затрагивал? 2. Чем отличается интимная лирика Некрасова от любовных стихотворений других русских поэтов? 3. По какому принципу построен сборник Некрасова «Стихотворения. 1856»? Какие произведения вошли в него? 4. В каких произведениях и как воспроизвел поэт образ матери? 5. Почему такое большое внимание в своем творчестве Некрасов уделил образу русской женщины? В каких произведениях он это делает? 6. Каков был замысел эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» и в какой степени Некрасову удалось его воплотить? 7. Какую цель преследовал Некрасов при составлении сборника «Последние песни»? Назовите важнейшие произведения, которые в него вошли. Литература Евгеньев-Максимов В.Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова: В 3 т. М.; Л., 1947. Жданов В.В. Некрасов. М., 1971; Жизнь Некрасова. М., 1981. Прокшин В.Г. «Где же ты, тайна довольства народного?..» М., 1990. Розанова Л. А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. М., 1970; О творчестве Н.А. Некрасова. Книга для учителя. М., 1988. Скатов Николай. Некрасов. М., 1994. Чуковский Корней. Мастерство Некрасова. М., 1952 (и последующие издания). Якушин Н. Тропа к Некрасову. М., 1987.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |