Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Н.А. Некрасова 2 страница




О трагическом и бесправном положении русской женщины-кресть­янки Некрасов пишет и в одном из лучших своих произведений 1860 годов – поэме «Мороз, Красный нос» (1864). Судьба главной repoни поэмы Дарьи во многом сродни судьбе Орины. Обе они потеря кормильцев. Одна – сына, другая – мужа, обе страдают, обеих огы дает нищета и горькая участь. Но в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов решил изобразить не только суровую долю русской крестьянки но показать ее выносливость, величие и самоотверженность. Ему хоте­лось, чтобы читающая публика прониклась уважением и любовью к простой крестьянке, увидела в ней воплощение лучших черт русского народного характера. В самом начале произведения – подлинный гимн во славу русской женщины:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков. Крестьяне, лишенные земельных наделов, вынуждены были отправляться на поиски работы. Они шли на заводы и фабрики, на строительство железных и шоссейных дорог. Вот о них-то и рассказал Некрасов в своем стихотво­рении «Железная дорога» (1864).

В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842-1851 годах Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Стихотворение

«Железная дорога» прозвучало как ответ поэта на лживые утверждения генерала («в пальто на красной подкладке»), что дорога была построена графом Клейнмихелем. Некрасов в своем произведении убедительно по­казал, что истинным строителем железной дороги является многостра­дальный народ России. Эта мысль проходит через все стихотворение.

Первая часть стихотворения – неторопливый рассказ поэта о кар­тинах природы, мелькающих за окнами вагона. Во второй части «Же­лезной дороги» очарованию лунной ночи противопоставлена беспощад­ная правда о нечеловеческих страданиях строителей-мужиков.

Из огромной толпы строителей Некрасов выделяет рабочего-бело­руса. Этот образ – своего рода обвинительный акт всем тем, кто по­винен в гибели тысяч людей, кто довел народ до положения рабочего скота.

В последних строках песни-плача, песни-причитания строителей со­держится призыв к исторической справедливости, вере в то, что жизнь и труд их не напрасны. И эта уверенность, как это часто бывает у Не­красова, выражена в форме вопроса: «Все ли нас, бедных, добром по­минаете Или забыли давно?..»

Заключительные слова второй части стихотворения «Да не робей за отчизну любезную...» обращены не только к случайному спутнику Ва­не, а ко всему молодому поколению 1860-х годов, которое только что пережило гонения и террор, тюрьмы и ссылки.

Поэт понимал, что нельзя надеяться на скорую победу народа, кото­рый слишком забит, темен и угнетен.

И все-таки стихотворение «Железная дорога» – произведение оп­тимистическое, так как оно звало к преобразованию жизни. Именно так воспринимали его передовые люди того времени, современники поэта.

После закрытия «Современника» Некрасова не оставляла мысль об издании нового журнала. Летом 1867 года он начал вести перего­воры об аренде журнала «Отечественные записки», издававшегося А.А. Краевским.

Уже первый номер обновленного журнала, вышедший в начале 1868 года, дал ясно понять читателям, что в нем возрождается дух за­прещенного «Современника». Недаром писатель П.Д. Боборыкин писал: «Современник» возобновил свое существование в виде «Оте­чественных записок».

Действительно, новый журнал во многом походил на «Современ­ник». То же демократическое направление, тот же боевой дух, то же не­примиримое отношение ко всем отвратительным сторонам жизни само­державного государства и, наконец, та же редакция, те же сотрудники.

Творчество Некрасова в 1868-1877 годах отличалось удивитель­ным разнообразием. В поэмах «Дедушка», «Русские женщины» поэт обратился к событиям 14 декабря 1825 года. Работая над поэмами, Не­красов стремился ни в чем не отступать от исторической правды, и в то же время каждый исторический факт или событие получали в его произ­ведениях определенное истолкование.

В поэме «Дедушка» (1870) нарисован величественный образ декаб­риста, вернувшегося из далекой сибирской ссылки. Его не сломили жиз­ненные невзгоды, от остался верен своим прежним убеждениям. Де­душка любит свой народ и верит в его лучшее будущее. Он стремится открыть глаза своему внуку Саше на «зрелища бедствий народных», внушить ему мысль о необходимости служения добру и правде. И речи старого декабриста падают на благодатную почву. Общаясь с дедушкой, Саша по-иному начинает смотреть вокруг, его характер мужает:

Время проходит. Исправно

Учится мальчик всему –

Глупых и злых ненавидит,

Бедным желает добра,

Помнит, что слышит и видит...

Дедушка старается воспитать в нем будущего борца за народное сча­стье. В этом заключалась актуальность и злободневность поэмы, ее связь с теми задачами, которые ставила перед собой радикально настро­енная часть русского общества.

Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей – «Княгиня Трубецкая» (1872) и «Княгиня М.Н. Волконская» (1873).

В первой Некрасов воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа-декабриста. Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с ир­кутским губернатором, который получил строжайший приказ: любыми средствами удержать ее и не разрешить последовать за мужем. Губерна­тор говорит княгине о тех ужасах, которые ожидают ее в пути и на ка­торге, о том, что она должна «отречение подписать» от всех прав, иму­щества и стать «женщиной простой». Но Трубецкая убеждена, что она должна быть рядом с мужем, что она сумеет помочь ему, поддержать в трудную минуту.

Работая над поэмой «Русские женщины», Некрасов узнал, что у его давнего знакомого М.С. Волконского, сына сосланного декабриста, хранятся записки его матери Марии Николаевны Волконской. Поэт

попросил разрешения ознакомиться с ними. «Записки М. Н. Волкон­ской» и легли в основу второй части поэмы. Однако Некрасов не про­сто переложил в стихи основные события, о которых говорилось в «За­писках...». Многие эпизоды поэт опустил, отдельные факты высветил, углубил. Главное внимание поэт уделил рассказу о том, как под влияни­ем происшедших событий изменился характер Волконской, как из жен­щины, в сущности очень далекой от общественно-политической жизни, она стала сознательной гражданкой, убежденной в правоте дела, кото­рому посвятил себя ее муж-декабрист.

Некрасов в поэме говорит о доброте и бескорыстии простых людей, той посильной помощи, которую оказывали они Волконской во время ее нелегкого пути в Сибирь. И как гимн во славу русского народа и его вы­соких моральных качеств прозвучали слова княгини:

...Хочу я сказать

Спасибо вам, русские люди!

В дороге, в изгнанье, где я ни была,

Все трудное каторги время,

Народ! я бодрее с тобою несла

Мое непосильное бремя.

Поэма «Княгиня М.Н. Волконская» имела исключительный успех у читателей. «Моя поэма «Кн[ягиня] Волконская», – сообщал поэт сво­ему брату Ф.А. Некрасову! – которую я написал летом в Карабихе, имеет такой успех, какого не имело ни одно из моих прежних писаний... Литературные шавки меня щиплют, а публика читает и раскупает».

Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над глав­ным произведением своей жизни – поэмой «Кому на Руси жить хоро­шо». Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: «Я задумал изло­жить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне приве­лось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно назвать «энциклопедией крестьянской жизни». Поэт поставил перед собой задачу рассказать о тяжелом положении крестьянства, которое и после отмены крепостного права осталось таким же бесправным и угнетенным. Вместе с тем Не­красов решил показать, что народ не сломлен, что в нем растет осозна­ние своей силы и мощи.

Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь му­жиков в надежде найти счастливого человека, «кому живется весело,

вольготно на Руси». Множество людей повстречали мужики во время своего путешествия и каждого спрашивали, каково живется ему. Не на­шли они счастливых среди духовенства, не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян/

Некрасов намеревался свести своих мужиков и с другими кандида­тами в «счастливцы» – с «купчиной толстопузым», чиновником, «вельможным боярином» и даже с самим царем. Но и среди них они то­же вряд ли сумели бы найти таких, кто был бы доволен своей жизнью. Ведь у каждого из них свое представление о счастье. Мало похожее на то, о котором мечтают некрасовские странники-правдоискатели. Впро­чем, они и сами толком не знают, каково оно, это счастье, в чем его суть.

Сталкивая своих странников со множеством людей, Некрасов не только раскрывает характеры предполагаемых «счастливцев», но и по­казывает, как крестьяне относятся к ним. Если сетования встреченного попа на свою жизнь в какой-то мере вызывают сочувствие мужиков, по­скольку испокон веков деревенские священники живут среди крестьян и являются свидетелями всех их невзгод, то жалобы помещиков Оболт-Оболдуева и Утятина не вызывают ничего, кроме неприязни и скрытой насмешки. По-разному смотрят они и на своего брата крестьянина. И это понятно. Ведь крестьянская масса никогда не была однородной. Были среди них люди, о которых в рассказе «Про холопа примерного – Якова верного» сказано:

Люди холопского звания – Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа.

Были и предатели вроде Глеба-старосты, который «на десятки лет, до недавних дней Восемь тысяч душ закрепил, злодей»; были и такие, как «любимый раб» князя Переметьева, который с хвастливой гордос­тью рассказывал мужикам о своей «благородной» болезни – подагре и о том, как ему довелось лизать тарелки «с французским лучшим трюфе­лем» и допивать из рюмок «напитки иностранные».

Но главная задача Некрасова заключалась в том, чтобы показать, как постепенно пробуждается народ от вековой спячки, как в его среде все чаще и чаще начинают раздаваться голоса, свидетельствующие о не­довольстве крестьян своим положением. Так, речь Якима Нагого звучит как обвинительный акт против существующего правопорядка. В его ус­та Некрасов вкладывает знаменательные слова, в которых уже слышит­ся проснувшееся самосознание:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Глядишь, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Среди множества персонажей поэмы Некрасов выделяет в первую очередь крестьян, которые вступают в открытую борьбу против своих угнетателей. Таков, например, Савелий, богатырь святорусский, человек мужественный и бесстрашный. Его не сломили ни каторга, ни ссылка. Он по-прежнему убежден в силе и могуществе «богатырства русского».

В чем-то близок Савелию и образ разбойника Кудеяра, не сумевше­го искупить своих тяжких прегрешений раскаянием и молитвами, но по­лучившего прощение после того, как убил Глуховского, «пана богатого, знатного, Первого в той стороне».

Особое место в галерее крестьянских типов занимает в поэме образ Матрены Тимофеевны. Ее судьба – это судьба многих тысяч деревен­ских женщин. Ошиблись мужики, надеясь найти счастливую среди кре­стьянок. «Не дело между бабами Счастливую искать!..» – говорит им Матрена.

Наиболее четко и определенно вера в несокрушимость народа и в ко­нечное торжество его победы над злом и насилием прозвучала в речах Гриши Добросклонова, одного из самых обаятельных и привлекатель­ных образов поэмы, который мечтает о том, чтобы его землякам и каж­дому крестьянину «жилось вольготно, весело на всей святой Руси...».

В характере Гриши Добросклонова Некрасов воплотил типичные черты представителей передовой демократической молодежи 1870-х го­дов. Рисуя образ Гриши, Некрасов сознательно придал ему определен­ное сходство с Добролюбовым. Их многое роднит: происхождение, об­разование, трудная, полуголодная юность, ненависть к угнетателям и желание посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье. Гриша ви­дит многие недостатки, характерные для крестьянской среды: заби­тость, темноту, корыстолюбие. Вместе с тем он верит в то, что уходит в прошлое «невежества мрак» и «удушливый сон непробудный», что

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Именно Гриша явился в поэме тем самым счастливцем, которого так долго искали странники, хотя его впереди ожидают нелегкие испытания, «чахотка и Сибирь». И все-таки Гриша счастлив, потому что

Слышал он в груди своей силы необъятные.

Услаждали слух его звуки благодатные,

Звуки лучезарные гимна благородного –

Пел он воплощение счастия народного!..

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – одно из самых совершен­ных произведений во всей русской литературе. Некрасову удалось в ней добиться гармоничного слияния формы и содержания. Рассказывая о народной жизни, стремясь сделать свое произведение доступным и по­нятным широким читательским массам, Некрасов использовал в поэме все богатство устного народного творчества и живого разговорного язы­ка. В поэме мы встречаем множество образов, почерпнутых поэтом из народных сказок и былин, в ней отчетливо слышны отголоски народных песен, причитаний. Некрасов смело вводит в свое произведение посло­вицы, поговорки, загадки. И все это слито в единое целое, подчинено единому замыслу.

В середине 1870-х годов Некрасов заболел. Врачи долго не могли поставить диагноз. Лекарства не помогали. Не помогла и поездка в Крым, предпринятая по совету известного врача С. П. Боткина. С каж­дым днем болезнь прогрессировала и причиняла поэту тяжелые страда­ния. Но, несмотря на это, Некрасов по-прежнему много сил и времени уделял «Отечественным запискам», принимал участие в деятельности Литературного фонда и, как всегда, много писал. Уже будучи тяжело­больным, Некрасов создал поэму «Современники» (1875). Продолжал он работать и над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Однако силы поэта таяли, и все чаще ему приходили в голову мысли о приближаю­щейся смерти.

Только в конце 1876 года врачи определили болезнь – рак. По их настоянию поэту была сделана операция, он она только на несколько ме­сяцев отсрочила смерть.

В редкие минуты, когда боль отступала, Некрасов продолжал рабо­тать. Он писал свои предсмертные стихи, названные им «Последними песнями». Большинство из них было опубликовано в журнале «Отече­ственные записки». А в марте 1877 года из печати вышел сборник, ко­торый поэт так и назвал – «Последние песни». Композиционная структура сборника глубоко продумана. В первый отдел Некрасов включил лирические стихи, во второй – сатирическую поэму «Совре­менники», в третий – отрывки из поэмы «Мать» и стихотворение «Ба-юшки-баю». В результате сборник приобрел удивительно целостный и идейно-тематически законченный характер.

Сборник – это своеобразное поэтическое завещание Некрасова, в котором он попытался подвести итоги своей жизни и творчества и за­тронул важнейшие темы и проблемы, волновавшие его, отразил основ­ные конфликты эпохи, думы и настроения современников, поведал о своих взглядах и убеждениях, об ошибках, вольно или невольно совер­шенных им.

И в то же время это лирический дневник, где поэт записывает то, что он чувствовал и переживал, свои физические и нравственные страдания («Борюсь с мучительным недугом, Борюсь – до скрежета зубов...»; «Скоро стану добычею тленья...»; «Я примирился с судьбой неизбеж­ною, Нет ни охоты, ни силы терпеть...»). О том, что «Последние пес­ни» – это действительно дневник, свидетельствует то обстоятельство, что многие стихотворения в сборнике имеют точную дату (а иногда и ча­сы) написания: «18 мая 1876» («3(и)не»), «4-го декабря 1876, ночь («3(и)не»: «Двести уж дней...»), «Ночь с 7 на 8 января 1877» («При­говор»), «1877, марта 3-го» («Баюшки-баю»).

Поэт понимал, что дни его сочтены, что ему не удастся увидеть но­вую жизнь, о которой он так страстно мечтал. Но мысль его устремле­на в будущее, к друзьям-единомышленникам. Им адресованы слова по­эта:

Сейте разумное, доброе, вечное.

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

Русский народ...

(«Сеятелям»)

Лирические стихотворения, вошедшие в сборник, – это страстная исповедь поэта, стремившегося с предельной искренностью рассказать о себе, о своем прошлом, о своих переживаниях и муках, которые ему пришлось испытать.

Но, желая излить свою душу, объяснить некоторые свои поступки, в чем-то покаяться, Некрасов заботился прежде всего о том, чтобы по­нять самого себя, понять тех, с кем ему довелось встречаться на жизнен­ном пути, разобраться в тех обстоятельствах, с какими ему пришлось столкнуться. И поэтому в его исповедальных стихах органически слива­лись глубоко личные и гражданские мотивы.

Источником покаянных настроений Некрасова была мысль о своем долге перед народом. Поэт и раньше писал о том, что ему не всегда хва­тало сил и стойкости, что он всего лишь «рыцарь на час», не сумевший влиться в когорту борцов «за великое дело любви». Об этом говорилось в таких его стихотворениях, как «Рыцарь на час», «Что ни год –

уменьшаются силы...», «Умру я скоро...» («Я к цели шел колеблю­щимся шагом Я для нее не жертвовал собой...»), «Зачем меня на части рвете...» («Я жить в позоре не хочу, Но умереть за что – не знаю...») и др.

Но слишком уж строго судил себя поэт. Причину же того, почему ему многого не удалось совершить, он сам достаточно ясно разъяснил:

Мне борьба мешала быть поэтом

Песни мне мешали быть бойцом.

(«3(и)не»)

В ряде стихотворений, вошедших в «Последние песни», Некрасов не один раз обращается к своей многострадальной Музе. О ней он го­ворил также в стихах, написанных в дни предсмертной болезни, но не вошедших в сборник «Последние песни» («Угомонись, моя Муза за­дорная...», «Подражание Шиллеру»), среди которых было и самое по­следнее стихотворение, созданное поэтом и наиболее полно отразившее сущность и неповторимость некрасовской Музы:

О Муза! я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба –

Не плачь! завиден жребий наш,

Не надругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский – взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

Принципиально важной, прозвучавшей в «Последних песнях», яви­лась тема, связанная с созданием образа активного общественного дея­теля, защитника народа и борца за его счастье. О таком герое Некрасов писал в стихотворениях «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Доб­ролюбова» (1864), «Не рыдай так безумно над ним...» (1868), в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В сборник «Последние песни» поэт включил стихотворение «Пророк» (1874), посвященное Чернышевско­му, в котором воспел подвиг человека, убежденного, что нельзя «слу­жить добру, не жертвуя собой».

«В «Последние песни» органически вписалась поэма «Современни­ки», поскольку сатира всегда являлась неотъемлемой частью поэзии Некрасова. Используя жанры сатирических песен, водевильных куп­летов, пародий, памфлетов, язык газетных статей и разговорную речь, жаргонные слова и выражения, «торжественный» стиль официальных речей и поздравлений, постоянно меняя стихотворный размер (56 раз!), Некрасов блестяще воспроизвел в поэме атмосферу корруп­ции, обмана, нечистоплотных махинаций, взяточничества, преступле­ний, в которую погрузилось русское общество, нарисовал целую гале­рею портретов разного рода финансовых и промышленных воротил, банкиров, ростовщиков, продажных журналистов, либеральных пусто­звонов и т. п. Наиболее выразительные и психологически завершенные фигуры новых «деятелей» поэт изобразил во второй части поэмы, на­званной «Герои времени».

«Последние песни» завершались отрывками из поэмы «Мать» и стихотворением «Баюшки-баю». По словам сестры поэта А. А. Буткевич, Некрасов «в эту поэму и в «Баюшки-баю» <... > вложил всю свою истерзанную душу».

Стихотворение «Баюшки-баю» является своеобразным эпилогом поэмы «Мать» и всего сборника. Поэт снова слышит голос матери, в котором звучит уверенность, что ее сын, «страдалец терпеливый», уви­дит свою родину «свободной, гордой и счастливой», что в конце концов «уступит свету мрак упрямый» и он услышит «песенку свою Над Вол­гой, над Окой, над Камою».

Во время предсмертной болезни Некрасова часто посещали груст­ные мысли. Ему казалось, что жизнь им прожита напрасно, что его борьба, его страдания остались непонятыми и никому не нужными. По­рой в стихах Некрасова звучали поистине трагические ноты:

Я настолько же чуждым народу

Умираю, как жить начинал.

Но жизнь показала, что Некрасов в данном случае ошибся. Поэт никогда не был чуждым народу, а народ никогда не забывал о нем. Ког­да в печати появились первые стихи из цикла «Последние песни», из ко­торых читатели узнали о тяжелой болезни поэта, со всех концов страны к нему стали приходить письма и телеграммы с выражением сочувствия. На квартиру Некрасова приходили незнакомые люди, чтобы справить­ся о состоянии здоровья поэта.

Осенью 1877 года Некрасову стало совсем плохо. В один из но­ябрьских дней двоюродный брат Чернышевского А. Н. Пыпин принес

письмо от «вилюйского узника», в котором великий революционер-де­мократ выражал свое горе по поводу болезни Некрасова, писал о сво­ей любви к нему и высказывал уверенность, что «слава его будет бес­смертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благо­роднейшему из всех русских поэтов». Прослушав письмо, Некрасов попросил Пыпина: «Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень бла­годарю его, я теперь утешен – его слова дороже мне, чем чьи-либо слова».

Вечером 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому сти­лю) Некрасов скончался. Проститься с любимым поэтом пришло свы­ше пяти тысяч человек.

Это были даже не похороны, а, скорее, политическая демонстрация, в которой приняли участие не только представители передовой русской интеллигенции и учащаяся молодежь, но и простые люди.

Над могилой Некрасова выступили с речами много лет знавший по­эта Панаев, писатели Засодимский, Достоевский. Все они говорили о подвиге поэта-гражданина, все творчество которого было посвящено служению идеалам добра и счастья народа, о высоком нравственном об­лике покойного. В своей речи Достоевский сказал о великой и самоот­верженной любви поэта к народу, о его горячем сочувствии ко всем страждущим, обиженным и угнетенным.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные виды деятельности Некрасова в 1840-е го­ды. Что принципиально нового внес поэт в лирику, какие темы он в ней затра­гивал?

2. Чем отличается интимная лирика Некрасова от любовных стихотворе­ний других русских поэтов?

3. По какому принципу построен сборник Некрасова «Стихотворения. 1856»? Какие произведения вошли в него?

4. В каких произведениях и как воспроизвел поэт образ матери?

5. Почему такое большое внимание в своем творчестве Некрасов уделил образу русской женщины? В каких произведениях он это делает?

6. Каков был замысел эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» и в какой сте­пени Некрасову удалось его воплотить?

7. Какую цель преследовал Некрасов при составлении сборника «Послед­ние песни»? Назовите важнейшие произведения, которые в него вошли.

Литература

Евгеньев-Максимов В.Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова: В 3 т. М.; Л., 1947.

Жданов В.В. Некрасов. М., 1971; Жизнь Некрасова. М., 1981.

Прокшин В.Г. «Где же ты, тайна довольства народного?..»

М., 1990.

Розанова Л. А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. М., 1970; О творчестве Н.А. Некрасова. Книга для учителя. М., 1988.

Скатов Николай. Некрасов. М., 1994.

Чуковский Корней. Мастерство Некрасова. М., 1952 (и последую­щие издания).

Якушин Н. Тропа к Некрасову. М., 1987.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.