КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество Н.А. Некрасова 1 страница
(1821–1877) Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной болью, как Николай Алексеевич Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. В его стихах отразился могучий, не сломленный веками рабства, свободолюбивый дух русского человека, его мечты и надежды, молодецкая удаль, бесстрашие и неуемная жажда воли. В своей любви к народу поэт находил нравственную опору, укреплялся духом и видел исход всему, что тревожило и мучило его. Как ни один русский поэт, Некрасов был восприимчив к страданиям людей. Чувство сострадания к ближнему переполняло его сердце. Он не мог спокойно смотреть на бедствия и мучения людей. И с полным основанием Ф. М. Достоевский говорил о Некрасове, что это «было раненое сердце, раз и на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его». Творческое наследие Некрасова – одна из самых ярких и драгоценных страниц в отечественной литературе. Его поэзия не потеряла значения и для нашего смутного и тревожного времени. Стихи Некрасова помогают нам лучше понять самих себя, глубже осознать неотделимость своего существования от судьбы нашей многострадальной родины, свою сопричастность и свою ответственность за все происходящее в стране. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губернии, на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в сознании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства. И поэтому позднее, когда Некрасов снова и снова возвращался в Грешнево, его каждый раз охватывали противоречивые чувства. С одной стороны – чувство беспредельной любви к родному краю («Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор»), а с другой – его постоянно преследовали воспоминания о подневольной жизни крепостных крестьян, о мрачном помещичьем доме, в котором безраздельно господствовал отец-самодур и подвергалась унижениям и оскорблениям его горячо любимая мать. Много горя и страданий видел поэт в детстве. Но это не ожесточило его душу. И в немалой степени этому способствовало то, что рос он в непосредственной близости к простому народу. Очень рано услышал он от своей крепостной няни старинные русские сказки и песни, общаясь с крестьянами, усвоил богатую и образную народную речь. В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию. Обучение там было поставлено плохо. Преподаватели не вызывали у него ни уважения к себе, ни интереса к дисциплинам, которые они вели. Некрасов много, хотя и довольно беспорядочно читал. Книги он брал в гимназической библиотеке, иногда обращался к учителям гимназии. Однажды дома, копаясь в «заброшенном шкафу», Некрасов нашел там рукописный список оды А.С. Пушкина «Вольность». Пушкинское произведение произвело на него сильное впечатление, и он выучил наизусть чуть ли не всю оду. В то же время он познакомился с произведениями В.А. Жуковского, с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Стал читать и журналы, среди которых были лучшие издания того времени – «Московский телеграф» и «Телескоп». Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Как он сам говорил, «писать стихи начал с семи лет». Но до поступления в гимназию писал стихи лишь от случая к случаю. И конечно же это были слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк. Теперь же к поэзии он стал относиться серьезнее. Сначала Некрасов пробовал писать сатиры на своих товарищей, а потом и лирические стихотворения. «А главное, – вспоминал поэт, – что ни прочту, тому и подражаю». Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию, поскольку его учебные успехи были более чем скромны. По многим предметам он оказался неаттестованным, к экзаменам не был готов. Ко всему прочему отец отказался платить за обучение сына. v' Целый год Некрасов прожил дома, в Грешневе. И все это время его неотступно преследовала мысль: что делать дальше? Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заведение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом. Ему не было еще семнадцати лет, когда он, преисполненный самых радужных надежд, приехал в Петербург. Но неласково встретила юношу столица, в которой у него не было ни родных, ни знакомых, ни покровителей. Деньги, привезенные из дома, быстро таяли. Узнав, что сын нарушил его волю и не собирается поступать в Дворянский полк, отец отказал ему в помощи. «Я был один-одинешенек в огромном городе, наполненном полумиллионом людей, которым решительно не было до меня никакой нужды», – писал Некрасов в своем автобиографическом романе «Жизнь и приключения Тихона Тростникова». Тяжелое наступило время. В университет поступить не удалось: слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались помочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Несколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын отечества», «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и позже в «Библиотеке для чтения». Но начинающим авторам там платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они и так должны быть довольны, увидев свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что были «для него такие тяжелые месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или за кусок хлеба писал крестьянам письма, прошения, а в случае неудачи на площади отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек». Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нем страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Однако, несмотря на помощь друзей, осуществить свою мечту ему так и не удалось. Правда, Некрасов был принят вольнослушателем и даже был освобожден от платы за слушание лекций, но, как он сам потом писал, «учиться и зарабатывать хлеб [было] трудно, и я бросил...». А жить действительно становилось все труднее и труднее. И только крепкий от природы организм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой талант, в свое предназначение. По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Сборник вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами Н.Н. Книга успеха не имела, хотя некоторые критики отозвались о ней в целом довольно благосклонно. Только В. Г. Белинский, по словам поэта, «обругал» его. Неудачный литературный дебют не обескуражил Некрасова. Он отлично понимал, что ему ничего не остается делать, как только работать. Работать не покладая рук, работать, чтобы во весь голос заявить о себе в литературе, и, наконец, работать, чтобы не умереть с голоду. «Господи! сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал», – вспоминал Некрасов позднее. Сам поэт очень сурово судил свое раннее творчество. «Я писал из-за хлеба много дряни, – отмечал он в «Автобиографических записях», – особенно повести мои, даже поздние, очень плохи – просто глупы...» Но в неустанном труде вырабатывался мастер, среди огромного количества слабых и несовершенных произведений попадались вещи, отмеченные печатью подлинного таланта. В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с Белинским. К тому времени великий критик находился в центре литературного движения. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он увидел в Некрасове незаурядную личность и всячески способствовал развитию его таланта. «Белинский видел во мне, – вспоминал Некрасов, – богато одаренную натуру, которой недостает развития и образования. И вот около этого-то и держались его беседы со мною... имевшие для меня значение поучения». Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал советами, старался привлечь его к активному сотрудничеству в журнале «Отечественные записки», где возглавлял критический отдел. Однажды Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение «В дороге», в котором говорилось о печальной судьбе простой крестьянской девушки, воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по-своему доброго парня-ямщика. Прослушав стихотворение, Белинский, по словам И.И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого находили свое отражение важнейшие принципы «натуральной школы»: интерес к жизни простого народа, и в первую очередь трудового крестьянства и городских низов, ненависть к крепостному праву, ко всякого рода бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам. В новых стихах Некрасова проявилось редкое умение проникнуть в мир другого человека, передать строй его мыслей, раскрыть движение и развитие его чувств. В лирике поэта наряду с авторским сознанием почти всегда существует другое сознание, отличающееся от него, а порой открыто ему противостоящее. Тем самым лирика Некрасова перестала быть монологичной, выражением только авторских мыслей, чувств и переживаний. Некрасовская лирика становится многогеройной и многоголосой. Некрасов сумел войти в мир многих людей, стать поэтом толпы. Появление в стихах Некрасова разного рода героев привело к существенному изменению структурообразующих начал в его лирике, где важную роль начинает играть повествовательный сюжет. Это привело к тому, что многие произведения превратились в стихотворные рассказы или стихотворные новеллы (например, «В дороге», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной...» и др.). Некрасов не только расширил тематический диапазон поэзии и наполнил ее новым содержанием, но и внес существенные изменения в весь строй поэтической речи. Он обогатил язык поэзии словами, конструкциями и оборотами национального языка, смело ввел в свои стихотворения элементы простонародного говора, избежав при этом неоправданного использования диалектизмов и арготизмов. Опираясь на достижения поэзии Пушкина и Лермонтова, Некрасов сумел преодолеть обособленность поэтического языка и сблизить его с языком прозы. В середине 1840-х годов началась активная деятельность Некрасова как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Он почувствовал, что пришло время более тесно сплотить ряды передовых русских литераторов, объединить их вокруг одного печатного органа с единой идейной и художественной платформой. И в этом его поддержал и оказал самую существенную помощь Белинский. В 1844–1845 годах Некрасов выпустил два тома альманаха «Физиология Петербурга», а в 1846-м – «Петербургский сборник», которые были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского. Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное предприятие – издавать свой собственный журнал, который должен был стать, по его мнению, оплотом передовой русской общественной и литературной мысли. С помощью друзей поэт вместе с писателем И.И. Панаевым в конце 1846 года взял в аренду журнал «Современник», основанный еще А.С. Пушкиным. Его ведущими сотрудниками стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.С.Тургенев, И.А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени. Первый номер обновленного «Современника» вышел из печати в январе 1847 года. Это было событие огромного общественного и литературного значения. В России появился наконец журнал, открыто выступавший за освобождение крестьян и возглавивший борьбу лучших сил передовой русской интеллигенции против мерзостей «гнусной расейской действительности» (В.Г. Белинский). Уже в первые два года издания «Современника» на его страницах были опубликованы такие выдающиеся произведения русской классической литературы, как «Кто виноват?», «Из записок доктора Крупова» и «Сорока-воровка» А.И. Герцена, «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, первые рассказы И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника», годовые обзоры В.Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года» и другие статьи и рецензии, стихотворения Некрасова «Тройка», «Нравственный человек», «Псовая охота», «Еду ли ночью по улице темной...», стихи Н.П. Огарева и много других произведений. Летом 1848 года царское правительство под влиянием революционных событий во Франции и участившихся выступлений крестьян против помещиков в России предприняло ряд суровых мер для борьбы с любыми проявлениями свободомыслия. Трудное время наступило для «Современника». Порой положение казалось отчаянным. Но Некрасов не терял присутствия духа. Ценой невероятных усилий ему все-таки удалось сохранить лицо «Современника» и опубликовать на его страницах в период «мрачного семилетия» произведения таких известных русских писателей, как И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Ш. Писемский, Д.В. Григорович, В.И. Даль, таких поэтов, как Н.П. Огарев, Я.П. Полонский, А.А. Фет и др. Понимая, что цензура может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848–1849). Позднее ими был написан еще один роман – «Мертвое озеро» (1851). Совместная работа сблизила поэта с А.Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой. И хотя многое объединяло Некрасова и Панаеву – общие духовные интересы, совместная литературная работа, глубокое уважение и искренняя привязанность друг к другу, – тем не менее их совместная жизнь была трудной, отношения не были гладкими и ровными. Панаевой Некрасов посвятил целый цикл стихотворении, в котором запечатлел историю своей сложной, радостной, а порой и мучительной любви. Интимная лирика Некрасова явилась новым словом в поэзии. Она разрушала привычные представления о любовных стихотворениях, поскольку у некрасовского лирического героя был свой особый интимный мир, свое отношение к любимой женщине. В лирике Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем: у каждого из них позади нелегкая судьба, каждому довелось много пережить и выстрадать. Но это не мешает им любить друг друга пусть трудной, не сдержанной в выражении чувств, но глубокой и самоотверженной любовью. И поразительно, как всю это гамму сложных чувств и переживаний, смену настроений – переход от замкнутости к примирению, от охлаждения к бурной страсти, от равнодушия к застенчивой нежности – Некрасов умел передать необычайно емко, кратко и выразительно (например, «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Давно – отвергнутый тобою...», «Застенчивость» и др.). «Мрачное семилетие» осталось позади. После смерти Николая I и окончания Крымской войны «Современник» вздохнул свободнее. Стремясь сделать свой журнал органом борьбы за социальные преобразования в России, Некрасов пригласил к сотрудничеству Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Их деятельность стала во многом определять общественно-политическое и литературное лицо журнала и помогла Некрасову сделать «Современник» лучшим печатным органом России. Еще в начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяжелого, изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год. Открывало сборник программное стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин», где отчетливо прозвучала мысль о том, что поэзия – это важное общественное дело, что поэт не имеет права уклоняться от борьбы за прогрессивные идеалы, что его долг – быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»: Будь гражданин! служа искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви... В этом стихотворении Некрасов выразил свой взгляд на назначение поэта как активного участника революционной борьбы, взгляд, совпадавший с эстетическими принципами Белинского и Чернышевского. Это произведение стало своеобразным поэтическим знаменем для всей русской революционно-демократической поэзии второй половины XIX века. Композиция сборника была глубоко продумана поэтом. В начале его Некрасов поместил произведения, рисующие жизнь представителей народа. Это такие стихотворения, как «В дороге», «Влас», «Огородник», «Забытая деревня» и др. Второй раздел сборника составили произведения, в которых изображены те, кто эксплуатировал и порабощал народ: помещики, чиновники, буржуа-капиталисты. Это были, как правило, сатирические стихотворения: «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Современная ода», «Нравственный человек» и др. В третий раздел Некрасов включил поэму «Саша», в которой он одним из первых в русской литературе поставил вопрос о том, что в условиях мощного общественного подъема, наступившего в стране, необходим новый герой. Прошло время, когда руководящая роль в общественной жизни принадлежала дворянской интеллигенции. Она оказалась нестойкой в своих убеждениях и не смогла претворить слово в дело. В поэме нарисован обаятельный образ девушки Саши, стремящейся найти свое место в жизни и быть полезной людям. Завершал сборник цикл лирических стихотворений. Здесь перед нами своеобразная поэтическая биография поэта. В ряде стихов Некрасов говорит о своем безрадостном детстве («В неведомой глуши...», «Родина»), о трудной юности («Последние элегии», «Еду ли ночью по улице темной...»). Пишет поэт и о своих интимных переживаниях. Но идейным центром этого раздела являются произведения, в которых Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал свое собственное творчество. В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый поэт...», «Замолкни, Муза мести и печали!..» и некоторых других выражены литературно-эстетические позиции поэта-гражданина, певца народного горя и страданий. В стихотворении «Муза» Некрасов говорит, что это «плачущая, скорбящая и болящая» Муза, ведущая его «чрез бездны темные насилия и Зла», что она Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила... Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» имел громадный успех. Все издание разошлось в несколько дней. Такого в русской литературе, по словам Тургенева, «не бывало со времени Пушкина». Появление книги Некрасова вызвало переполох в правительственных кругах и в лагере реакции. Министр просвещения Норов запретил переиздание сборника и всякое упоминание о нем в печати. Летом 1856 года Некрасов уехал на лечение за границу и пробыл там почти целый год. Он побывал в Германии, Австрии, Италии, Франции, с интересом всматривался в незнакомую ему жизнь, в которой многое нравилось, а многое оставляло равнодушным. На родину Некрасов вернулся в конце июня 1857 года и с головой окунулся в работу: занимается журнальными делами, пишет стихи, закончил поэму «Тишина», в которой передал свою радость от свидания с родиной и свою благодарность ей за душевный покой, за благоговейную «тишину», исцеляющую и дающую силы выдержать жизненные невзгоды. Своеобразным продолжением поэмы «Тишина», в конце которой поэт говорил о своем намерении поселиться в «родной глуши», явилось написанное чуть позже стихотворение «На Волге», где автор передал свои впечатления и чувства от пребывания в этой «родной глуши». Еще в первые годы пребывания в Петербурге Некрасова поразили социальные контрасты большого города. С горечью наблюдал он, как бедные труженики надрывались на непосильной работе ради куска хлеба, в каких ужасных условиях они жили, сколько страданий выпадало на их долю. А рядом он видел праздную жизнь богатых бездельников. Во многих своих стихах поэт запечатлел трагически безысходное существование «маленьких людей». О судьбе «униженных и оскорбленных», об обитателях ночлежных домов, подвалов и чердаков Некрасов писал не с чужих слов. Ему самому пришлось испить горькую чашу нищеты и голода. Поэтому с такой болью и состраданием поэт рассказывал в своих произведениях о несчастном бедняке, который, мучимый голодом, украл калач у торговца, о солдате, несущем под мышкой гроб безвременно умершего ребенка, о смешном Ваньке – извозчике, украдкой чистящем бляхи на сбруе своей облезлой клячи в надежде привлечь седока побогаче (цикл «На улице»). Как болезненный стон, вырываются из груди поэта слова: «Мерещится мне всюду драма». Пишет Некрасов и о «честном бедняке-сочинителе», угасающем на больничной койке, где рядом с ним умирает «старикашка-актер», крестьянине, тоскующем о семействе, покинутом в деревне, и о других несчастных («В больнице»). Но главной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьянской жизни. Недаром поэта называли певцом народа-пахаря, крестьянским демократом. О тяжелой, безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. Горькой доле деревенского трудящегося люда поэт посвятил многие свои произведения: «Несжатая полоса», «Забытая деревня» и др. Свои стихи Некрасов называл «свидетелями живыми» народных страданий, родившимися «в минуты роковых душевных гроз». Но при этом Некрасова никогда не покидала вера в исполинские силы многомиллионных масс русского крестьянства. Он был убежден, что настанет время, когда «поток живой и чистый Еще немых народных сил...», скованный «вековым недугом» долготерпения, в конце концов сумеет пробиться наружу и народ сбросит с себя тяжкие оковы многовекового рабства. Эта страстная убежденность поэта отчетливо слышится в его знаменитом стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858), в котором прозвучала мысль о необходимости покончить со смирением и покорностью и выступить против общественного строя, порождающего страдания и горе народа. Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?.. – с надеждой и одновременно с глубокой верой спрашивал поэт. В конце 1850-х годов в «Современнике» сложилась очень сложная обстановка. Появление в составе редакции Чернышевского и Добролюбова, все возрастающее влияние их на направление журнала вызвало недовольство со стороны таких достаточно умеренно настроенных сотрудников «Современника», как Тургенев, Григорович, Л.Н. Толстой. Они настороженно относились к излишне радикальным суждениям Чернышевского и Добролюбова, убежденных, что социальные преобразования в России можно провести только путем крестьянской революции, и считали, что нельзя превращать литературу в средство политической борьбы и пропаганды, забывая об ее высшем предназначении. Летом 1862 года «за вредное направление» «Современник» был приостановлен на восемь месяцев. По Петербургу ходили слухи, что Некрасову больше не разрешат издавать журнал, что он отрекся от прежних своих сотрудников (имелись в виду умерший Добролюбов и арестованный Чернышевский). Все это рождало у поэта невеселые мысли об окружающей жизни и о самом себе. Тогда-то и было написано одно из самых пронзительных и предельно искренних стихотворений Некрасова «Рыцарь на час», явившееся своеобразной исповедью не только самого поэта, но и целого поколения, которое захватило «трудное время Не готовыми к трудной борьбе». Вспоминая пройденный путь, поэт видел, как много было совершено ошибок. Он мучается оттого, что не сумел воплотить в жизнь свои мечты и стремления, судит себя с беспощадной суровостью и в то же время желает покаяния. Некрасов жаждет найти человека, который смог бы понять и облегчить его страдающую душу. Но не нашлось такого человека, и исповедоваться поэт смог только перед светлым обликом покойной матери, ей поведать о своих душевных страданиях и муках совести. Ни один русский поэт не писал о матери с такой страстной, доходящей до исступления любовью, как Некрасов. Он носил в своем сердце неизбывную вину за то, что не сумел еще при жизни матери отплатить ей за все, что она сделала для него, за то, что не успел проститься с ней перед смертью и даже опоздал на похороны. К святому для него образу матери поэт обращался на протяжении всего своего творчества. О ней он писал в стихотворении «Родина» (1846), в поэме «Несчастные» (1856), о ней постоянно думал и вспоминал на смертном одре, когда писал поэму «Мать» и колыбельную песню «Баюшки-баю». Именно к матери обратился он со своей страстной исповедью в «Рыцаре на час». Мать для поэта была воплощением всего самого возвышенного и святого, что только есть в человеческой жизни («чистейшей любви божество!»). Она научила его Музу «не робеть пред царицею-правдою», «силу свободную, гордую» заложила ему в грудь, ей отдает он себя на суд, веря, что этот суд поможет очиститься, наставит его «на правый путь». Слишком сурово и не совсем справедливо судил себя поэт. Не был он «мертвым для дела», а служил ему беззаветно и преданно. Но в «Рыцаре на час», несомненно, отразилось настроение определенной части русского общества, оказавшегося неготовым «к трудной борьбе», а его «благие порывы» так и не претворились в реальное дело. Некрасову удалось преодолеть чувство растерянности и вопреки слухам и наветам своих недоброжелателей, проявив упорство и настойчивость, добиться разрешения продолжить издание «Современника». Он сформировал новую редакцию, куда, кроме него самого, вошли М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.З. Елисеев, М.А. Антонович, А.Н. Пыпин, и пригласил новых авторов. 3 апреля 1886 года студент-революционер Д. В. Каракозов стрелял в царя Александра II. В столице начались аресты и обыски. Некрасов понимал, что над журналом нависла смертельная угроза. Желая спасти «Современник», он написал сначала стихи, посвященные О. Миссарову, который якобы помешал Каракозову убить царя, а затем хвалебную оду в честь Муравьева. Трудно представить, какие муки пришлось испытать Некрасову. Враги злорадствовали, и даже друзья поэта отвернулись от него. До конца своих дней он не мог простить себе этого «неверного» звука, который исторгла его лира. Спасти «Современник» не удалось. Его судьба была предрешена. В мае 1866 года «по высочайшему повелению» журналы «Современник» и «Русское слово», «вследствие доказанного с давнего времени вредного их направления», были закрыты навсегда. В годы, последовавшие после отмены крепостного права, творчество Некрасова продолжало развиваться в направлении все более глубокого отображения народной жизни и народных характеров. При этом поэт старался писать не только о народе, но и для народа. Именно таким произведением явилась поэма «Коробейники» (1861), которая открывалась посвящением: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)». Ничего подобного еще не знала русская поэзия. Некрасов не только посвятил свою поэму крестьянину, но и как бы отдавал «Коробейников» ему на суд, а через него и на суд массового народного читателя. В центре поэмы находятся образы коробейников Ваньки и Тихоныча, Катерины и убийцы-лесника. К каждому из них у Некрасова свое отношение. Одних он любит, к другим относится с презрением, об одних говорит с уважением, отдавая должное их душевной щедрости и мудрости (например, о Катерине), о других – с горечью и неприязнью. И в этих суждениях мы чувствуем отношение к персонажам поэмы не только самого поэта, но и самого народа. Здесь происходит слияние мнения поэта с народным мнением. И это обусловило особенность художественной формы «Коробейников». Некрасов не только использовал в поэме живой разговорный язык народа, но и включил в художественную ткань произведения различные элементы фольклора: пословицы, поговорки, приметы. Все это придало поэме подлинно народный характер, а отдельные ее части стали народными песнями (например, «Коробушка»). В одну из поездок на родину Некрасов познакомился с крестьянкой, которая поведала ему «печаль свою великую» о гибели единственного сына. Ее рассказ поэт положил в основу небольшой поэмы «Орина, мать солдатская» (1863). По своему характеру поэма «Орина, мать солдатская» очень близко к жанру народных причитаний. В скупой, лаконичной форме Некрасов удалось показать не только трагическую участь русского солдата, мордованного палочной дисциплиной, но и безмерное горе матери, потерявшей единственного кормильца. При этом страдания Иванушки и муки Орины поэт воспринимает как каплю в «чаше вселенского горя».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |