КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы стратегического анализа и его связь со стратегическим управлением
Стратегический анализ включает следующие этапы: анализ мисси и цели; анализ внутренней среды; анализ внешней среды; анализ среды в целом. Первый этап стратегического анализа — анлиз миссии и цели, следующие три — изучение среды фирмы. Порядок анализа внутренней или внешней среды большого принципиального значения не имеет. Все равно придется одновременно идти итерационным путем: анализ ряда сторон внутренней среды вызывает необходимость обращения к внешней, а изучив некоторые аспекты внешней среды, надо обратиться к внутренней и т.д. Тем не менее, опыт показывает, что эффективнее начинать с предприятия, т.е. внутренней среды, а затем знакомиться с его окружением. Тогда резко ограничивается объем перерабатываемой информации. В табл. 1. представлена характеристика этапов стратегического анализа. На втором этапе - анализ внутренней среды выводится оценка стратегического потенциала в рамках поставленной цели: насколько по количеству и качеству ресурсов, состоянию функций и проектов предприятие отвечает целевым требованиям. Здесь стратегически й потенциа л рассматривается как совокупность ресурсов и возможностей фирмы, которые определяют ожидаемые (прогнозные) показатели её развития при различных сценариях внутренней и внешней среды. Анализ внутренней среды включает: Анализ эффективности бизнес–процессов; оценку стоимости компании; анализ стратегических показателей. Проводися анализ фактического и нормативного потенциалов (или сравниваем себя с главным конкурентом, если оцениваем свои конкурентные преимущества). По окончании анализа проясняется картина сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны — это возможные ключевые факторы стратегического успеха. Сратегический успех это результаты работы фирмы, которые в течение длительного времени превосходят показатели работы конкурентов. На третьм этапе - анализ внешней среды фирмы, выполненного относительно цели и круга продуктовых бизнес-процессов, оценивается стратегический климат или стратегические условия, создаваемые внешней средой, т.е. оценить возможности и угрозы. Анализ ни в коем случае не заканчивается тремя этапами. Четвертый этап- это анализ среды вцелом обеспечивает совместное исследование потенциала и климата, или оценку стратегической позиции предприятия в пространстве из двух координат. Погоризонтальной откладывается значение потенциала, а по вертикальной - состояние климата (привлекательности условий внешней среды). Произведение стратегического потенциала (Пот) и климата (Кл) дает основной результат аналитической стадии — значение стратегической позиции (Поз) предприятия: Пот x Кл = Поз. Стратегическая позиция предприятия — всего лишь статическая "масса". Ее реальная сила определится лишь при определенном уровне стратегической активности руководства, специалистов и всего персонала. Можно сказать, что именно произведение стратегической позиции (Поз) на стратегическую активность (Акт) даст некую стратегическую силу (или определит так называемый стратегический успех), которую часто называют конкурентным преимуществом (Кпр): Поз x Акт = Кпр. Здесь напрашивается аналогия: произведение массы на ускорение дает силу. У Ансоффа эта величина называется "конкурентным статусом фирмы" и вычисляется как произведение уровня стратегических капиталовложений, стратегического норматива (по существу, качества стратегии), норматива возможностей (мобилизованного активностью руководства потенциала фирмы). Каждый этап стратегического анализа требует соответствующего методического обеспечения. В табл.1 приведен наиболее часто применяемый набор инструментов — методов, моделей, схем циклов, концепций, графиков. На первом этапе, прежде всего, необходимо иметь системное представление о фирме в виде модели производственно-хозяйственной и стратегического управления. Затем необходима детализация цели и положения фирмы на уровне подцелей. При анализе среды в разрезе каждого этапа (оценки потенциала, условий и позиции фирмы) представлен состав рекомендуемых методов и моделей стратегического анализа.
Таблица.1 Характеристика этапов стратегического анализа на фирме
Условные обозначения: Здесь следует обратить внимание на специфику использования метода SWOT, обобщающего большой объем работы по диагностике позиции фирмы. Обычно предлагается такой порядок: выявляются сильные стороны (S), слабые стороны (W), возможности движения к цели (O), угрозы со стороны окружения (T), согласуются силы и возможности для формирования стратегий развития. Логичнее эти операции выполнять на основе использования концепции ключевых факторов успеха (КФУ). Выявленные на отраслевом рынке КФУ сравниваются с сильными и слабыми сторонами предприятия и только после этого определяются, какие параметры стратегического потенциала реально сильны или слабы. Далее уточняются выводы, на основе сопоставления с возможностями и исходящими извне угрозами. Весь технологический процесс стратегического управления развитием фирмы, включающий стратегический анализ, представлен на рис 3. Таким образом, стадия стратегического анализа, вклющая разработку миссии и цели, оценку стратегического потенциала, климата (условий), позиции и конкурентного преимущества фирмы, является важнейшим элементом технологического процесса стратегического управления развитием фирмы. Стадия выбора стратегии развития состоит в подготовке альтернативных и каталога базовых (эталонных) стратегий, а также выбора и принятия предпочтительной цели (как правило, представляющей собой комбинацию разного вида и уровня задач). Стадия реализации стратегий предусматривает организационные меры по реализации выбранной стратегии: разработку проекта и плана, реструктуризацию, контроль (мониторинг) аналитического процесса, реализацию решений. Конкурентное преимущество зависит не только от позиции фирмы. Его можно считать реальной и движущей силой лишь при должной активности руководства, функциональных специалистов и всего персонала. Эту активность характеризуют воля и целеустремленность руководства и персонала, качество выбираемых и реализуемых путей развития, уровень мобилизации потенциала; способность привлекать капиталовложения, методы, культура проведения изменений, адекватная реакция на изменения ситуации; скорость (темп) адаптации к изменениям. Важнейшим аспектом активности развития является качество реализуемой стратегии. Как продукт деятельности стратегия имеет потребительские свойства, соответствующие цели развития, миссии и предназначению фирмы, ценностным ориентациям руководства и персонала, внешним и внутренним возможностям, глубине проникновения в сложившуюся ситуацию. Качественная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности фирмы.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 9048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |