Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слушание как необходимое условие диалога




Вопрос 3

Для того чтобы диалог состоялся, важно знать некоторые условия эффективного слушания.

Французский писатель-моралист Ж. Лабрюйер как-то сказал: «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами».

Эффективность слушания у большинства людей составляет 25%, то есть 75% услышанной информации утрачивается. Нам мешают слушать собственные мысли, которые уводят в сторону от темы разговора, направлены на возражение собеседнику. Порой мы перебиваем партнера в самом неподходящем месте соответствующим рассказом: «А вот я…», договариваем за него конец фразы, потому что «и так уже все ясно», делаем критические замечания, даем советы: «Ты бы лучше…». Еще хуже, когда говорящий читает на лице собеседника мученическое терпение, скрывающее равнодушие. Когда мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то, как правило, прекращаем слушать и ждем своей очереди высказаться, готовим достойный ответ. А когда начинаем спорить, то увлекаемся обоснованием своей точки зрения и не слышим собеседника.

Мешает тому, кто говорит, и отсутствие каких-либо эмоций на лице собеседника, его привычка смотреть в сторону, преувеличение в отражении чувств собеседника, излишние собственные эмоции по поводу услышанного.

Умение слушать – необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, залог успешного ведения судебного заседания, переговоров, беседы, существенный элемент культуры делового общения. Умение слушать позволяет понять партнера; получить от него полную информацию; воспринять советы и предложения. Приятному в общении собеседнику охотнее идут навстречу в самых серьезных деловых вопросах. Умение слушать помогает произвести хорошее впечатление. Если человек чувствует, что его понимают, он испытывает доверие к собеседнику.

Полноценное слушание требует определенных сознательных усилий, которые со временем становятся навыками. Умение слушать – это умение общаться.

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.

Различают два стиля слушаниямужской и женский.

Мужской стиль слушания. Мужчины чаще сосредотачиваются на содержании разговора, чем на самом процессе. Мужчины любят слушать самих себя. Они склонны быстро давать готовые ответы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов. В разговоре мужчина перебивает женщину почти в 2 раза чаще. Само слушание длится 10—15 секунд. Как только становится ясно, о чем идет речь, они начинают делать критические замечаниях, перебивают собеседника.

Женский стиль слушания. Примерно одну треть времени женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход прерванного разговора. Женщины больше внимания уделяют эмоциональной стороне сообщения, самому процессу общения, а не содержанию разговора. Женщины лучше понимают чувства говорящего, видят его как личность, реже перебивают.

Оба стиля слушания имеют достоинства и недостатки.

Мужской стиль слушания может вызвать у собеседника дискомфорт, помешать ему высказаться; женский стиль в отдельных ситуациях может быть малоэффективен.

Тем, кто обнаружил у себя недостатки мужского стиля слушания - следует уделить внимание собеседнику, дать ему возможность высказаться, поскольку не все могут сразу точно выразить суть дела. Если говорящего перебивать, он может смутиться, замкнуться в себе, обсуждение вопроса на этом закончится.

Если вы поддаетесь эмоциональному влиянию другого человека, склонны идти на поводу у эмоций говорящего, поддаваться его настроению, то вам следует сосредоточиться на информационной стороне разговора, расположиться немного дальше обычного от эмоционального собеседника, вслушиваться в смысл его слов, а не в интонацию.

Чем объясняется невнимание? Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту. Но человек может воспринимать речь, произносимую со скоростью в четыре раза выше обычной, до 400 слов в минуту. Различие между скоростью речи и умственной деятельностью (скорость мышления в 4 раза превышает скорость говорения) и является причиной невнимания, у слушателей остается «свободное время», особенно если говорят медленно и неинтересно.

Одна из американских методик слушания рекомендует: «Слушай, что человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать». Но как слушать в разных ситуациях? Как слушать, чтобы собеседник был доволен вами?

Прежде всего необходимо знать условия и установки эффективного слушания. Среди основных выделяют следующие:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.