КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема взаимосвязи (гармонии) составляющих элитарности в контексте построения своего счастья
Опираясь на выделенные «составляющие», можно было бы примерно так описать схему реализации эли-^ тарного идеала. На уровне когнитивной составляющей у человека возникает представление об идеале, на уровне аффективной составляющей этот идеал делается лично-стно значимым и образуется энергия для активности по достижению этого идеала, а уже на уровне поведенческой составляющей человек выстраивает конкретные стратегии достижения идеала и реализует эту активность в конкретных действиях. Но если бы все было так просто... Кто-то очень удачно подметил, что часто мы «делаем не то, что думаем, думаем не о том, о чем хотели бы думать, а хотим не то, о чем мечтаем...». Но если было бы иначе, то мир был бы скучен и даже омерзителен, т.к. один из важнейших смыслов жизни как раз и заключается в вечном стремлении к соответствию и гармонии. Но при этом сама такая «гармония» — это почти смысловая смерть, т.к. теряется важнейший стимул жизни. «Важно не обладание счастьем, а постоянное стремление к нему», — говорят хотя и очень разные, но очень умные люди (см. В поисках смысла, 1998. С. 291—342). «Стремление к счастью — это стремление стремлений», — писал Л. ейербах (там же. С. 291). «Стремлюсь к чему-то луч- шему, значит, существую», — можно было бы продолжить эту логику. Часто бывает и так, что человек по-настоящему боится даже приблизиться к своему элитарному идеалу, поскольку такого человека вполне устраивает сам факт наличия этого идеала. Вероятно, здесь срабатывает заложенный во многих людях «инстинкт психологического самосохранения», предохраняющий их от постоянных разочарований, ведь известно, что самое страшное — это разочарование в том, что (или кого) ранее считал идеалом. Уж проще сделать все, чтобы жить иллюзиями, чтобы не разочаровываться... Но тогда получается, что идеалы многих людей - иллюзорны. А раз так, то иллюзорными (не настоящими) становятся и переживания, и действия по достижению таких идеалов-иллюзий. Известно, что многие люди часто лишь имитируют активность по достижению каких-то результатов (написание диссертации, создание шедевра, поиск «настоящей любви» и т.п.), чем реально ко всему этому стремятся, но окружающие, как правило, более уважительно воспринимают таких людей. Известна даже «эффективная рекомендация» для начинающих предпринимателей: «Вы всегда должны выглядеть лучше, чем есть на самом деле, и тогда окружающие будут воспринимать, вас еще лучше...». Если бы все разворачивалось по приведенной в начале этого раздела схеме, то личность должна была бы реа-лизовывать прежде всего «адаптивную функцию», стремясь лишь реализовать давно намеченные и определенные (иногда даже не самим человеком, а кем-то посторонним) пути к своему успеху. Но нередко человек действует как бы вопреки сложившейся традиции поведения, постоянно усложняя для себя жизнь и фактически ориентируясь на все усложняющиеся цели и смыслы, т.е. реализует то, что В. А. Петровский называет «неадаптивной активностью» (см. Петровский, 1996). «Фундаментальным признаком человеческой деятельности является то, что она не только реализует исходные жизненные отношения субъекта, но и порождает новые жизненные отношения; раскрывает свою несводимость к первоначальным зафиксированным жизненным ориен-тациям за счет включения «надситуативных» моментов» (Петровский, 1996. С. 87). «Основная трудность заключается в том, что необходимо задать некоторый критерий неадаптивности, — пишет далее В.А. Петровский. — Такой критерий, на наш взгляд, мог бы быть построен на основе соотнесения цели и результата деятельности субъекта. Адаптивность — в самом широком смысле — характеризуется соответствием результата деятельности индивида принятой им цели. Неадаптивность — расхождением, а точнее — противоположностью результата деятельности индивида ее цели. Следовательно, речь идет не только об избыточном действовании (надситуативность в широком смысле), но и о существовании конфронтационных отношений между запланированным и достигнутым. Основной вопрос касается возможности намеренных предпочтений неадаптивной стратегии действования адаптивной» (там же. С. 91). Все это сильно перекликается с идеями «иерархического роста хаоса, ограниченного специфическими внешними и внутренними условиями», характерного для любой развивающейся системы, что часто и обеспечивает переход на новый уровень развития этой системы по принципу перехода количественных изменений (в виде накопления «аккумулированной избыточной энергии») в новое качественное развитие (см., например, Ха-зен, 1998. С. 16—17). И если развивающийся человек, преодолевая различные трудности (самостоятельно создаваемые себе «муки творчества), еще и осознает свое развитие, то только это делает его по-настоящему счастливым. «Для счастья нужно устать», — писал Б. Шоу (см. В поисках смысла, 1998. С. 311). К сожалению, не только среди большинства людей, но и среди некоторых специалистов существует убеждение, что только «люди, не имеющие внутренних конфликтов, счастливее других» и что к таким конфликтам прежде всего относится «расхождение между достижениями и притязаниями» (см. Аргайл, 1990. С. 302). Удивительно то, что данная точка зрения по-своему справедлива, но только по отношению к части людей (и, вероятно, даже к большей части). «У дурака и счастье глупое», — гласит китайская пословица (см. Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 564). Но по-настоящему творческий человек («неадаптивная личность») просто не сможет существовать в рамках такой «бесконфликтной» внутренней гармонии. Таким образом, по крайней мере для части самоопределяющихся людей важны не просто результаты («успехи») жизни, выражающиеся в непременном достижении или в приближении к когда-то поставленным целям, но и сам процесс постоянного уточнения, улучшения этих целей, И уже потом, по возможности, достижение этих целей, но только для того, чтобы искать еще более интересные и сложные образы того «лучшего», к которому стоит стремиться. Часто люди получают жизненное вдохновение именно «образом» чего-то достойного и прекрасного, и в этом смысле «образ» становится более существенной психологической реальностью, чем так называемые конкретные (реальные) «жизненные успехи». Как отмечал О. Голдсмит, «ожидание счастья — то же счастье», а К.Г. Паустовский писал, что «ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше этих самых дней» (см. Энциклопедия афоризмов, 1998. С. 298). Однако хотя бы даже частичное пребывание в состоянии «творческого напряжения» («неадаптивной активности» — по В.А. Петровскому) заставляет человека много переживать и даже страдать. Это обстоятельство выдвигает на первый план среди составляющих элитарности именно аффективную составляющую, т.е. позволяет выстраивать определенную иерархию даже в структуре самой элитарности. Глава 8. ЧУВСТВО ЭЛИТАРНОСТИ КАК ВЫСШЕЕ БЛАГО
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |