КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кризисы разочарования» как возможная основа построения периодизации развития элитарных ориентации
По мнению некоторых авторов, в основу «кризисов разочарования» может быть положен изначальный конфликт между «сыном и отцом». Например, С. Московичи пишет, что многие «легенды рассказывают нам о нашем детстве», где главный герой описывается часто как «сын знатной или королевской четы», вынужденный поначалу воспитываться в семье незнатной. «Воспитанный этой заимствованной семьей, ребенок вырастает, становится сильным и смелым, — пишет С.Московичи. — Затем начинается жизнь, полная опасностей и ри- скованных приключений, в процессе которых раскрывается его героическая натура. В итоге он заставляет истинную благородную семью признать себя. Потом он мстит своему отцу и вновь воссоединяется со своей родиной. Он поднимается на трон, который ему принадлежал с самого рождения. Именно потому, что сын бросает вызов отцу и побеждает его, он и становится героем» (Московичи, 1996. С. 388—389). «Как машина, которая работает лишь тогда, когда есть разница между теплым и холодным источниками энергии, так и индивид выковывает свои качества, которые сделают из него исключительное существо, но только при условии существования разницы между социальными уровнями двух семей, — рассуждает далее С. Московичи. — Все должно разворачиваться таким образом. В истинной семье он рождается, в заимствованной семье он рождается вновь или заставляет себя рождаться в воображении. Не утверждают ли индийцы, что индивиды, принадлежащие к высшим кастам, «рождены дважды»?.. Двойное родство делает из ребенка большого человека в его глазах и в глазах других... Легенды и исключения из них обеспечивают различным народам именно то, в чем они нуждаются, чтобы объяснить, почему они состоят из двух классов людей, и оправдать различия между ними» (Московичи, 1996. С. 390—392). Но «легенды» нужны не только для «оправдания» социального неравенства, но и для «обоснования» перспектив своего более достойного развития, неизбежно предполагающего и «разочарования», и частичный отказ от того, что еще совсем недавно было образцом для подражания. Можно предположить, что «кризисыразочарования» в предшествующем элитарном идеале являются опорными точками ценностно-смыслового развития личности. При этом само аффективное переживание «кризиса разочарования» определялось бы степенью реалистичности данного элитарного идеала и его соответствием нравственным установкам личности. Сама реалистичность идеала выступает прежде всего не в объективной форме, а в субъективной, позволяющей сделать его лич-ностно значимым (реальным) для данного человека. Также и нравственная состоятельность идеала важна не в плане всеобщей морали (или так называемых «общечеловеческих ценностей»), а именно применительно к нЪ-146 личному этическому развитию данного человека, что также позволяло бы говорить о личностной значимости идеала. Кроме того, переживание «кризиса разочарования» в данном элитарном идеале определялось бы рассогласованием реалистичности и нравственной приемлемости идеала. Например, в случае высокой реалистичности идеала, но его явной нравственной сомнительности у некоторых (совестливых) людей вполне может наступить разочарование в данной элитарной ориентации. Тогда сам «кризис разочарования» преодолевался бы в случае повышения степени реалистичности и нравственной состоятельности данного или уже нового элитарного идеала, а само ценностно-смысловое развитие переходило бы в стадию освоения нового элитарного идеала (или раскрытие новых особенностей в старом идеале) и постепенного накопления отрицательных впечатлений об этом идеале как условии последующего разочарования и поиска нового, более совершенного и личност-но привлекательного элитарного идеала и т.д. Особые проблемы в поиске (и развитии) элитарного идеала возникают тогда, когда ориентация и реализация нового идеала создает для человека огромные проблемы в его реальной жизни (непонимание и даже осуждение со стороны окружающих и близких людей). В одних случаях это может стать причиной патологических нарушений личностного развития (вплоть до «расщепления личности», когда старые и новые элитарные ориентации вступают в противоречие), в других случаях — основой для действительного личностного роста через выбор и преодоление противоречия между различными элитарными ориентациями. В наиболее сложных случаях человек вынужден вести своеобразную «двойную игру». Например, если он осознал личную значимость для себя нового элитарного идеала, но прекрасно понимает, что его открытая (смелая) реализация этого идеала создаст ему множество проблем, то само развитие этой новой элитарной ориентации будет проходить скрытно, на фоне внешней реализации старого (и уже несовершенного, с точки зрения самого человека, но не его окружения) элитарного идеала. Если бы люди во всех случаях открыто заявляли бы свои новые элитарные ориентации, то многим из них вряд ли удалось бы сделать свою карьеру и вообще че- го-то добиться в жизни. В этой связи Г. Селье с сожалением отмечает, что нередко «из вузов уходят весьма талантливые и оригинальные мыслители, не желающие или не умеющие приспособиться к устоявшейся рутине учебного заведения... но в любом случае студент, если он достаточно сильная личность, может приспособиться к своим преподавателям в той мере, в какой это необходимо, и не тратить время на роптания по поводу неизбежного... типичный «кандидат на отсев» не ленив, он просто не гибок...» (Селье, 1987. С. 53—54). Другим примером вынужденной «двойной игры» является феномен «поведенческого двуязычия» российской интеллигенции в годы тоталитаризма, когда на работе говорилось одно, а дома, в кругу семьи и друзей, — другое. Рассматривая особенности интеллигенции советского периода, К.Г. Барбакова и В.А. Мансуров пишут, что между тогдашней элитой и интеллигенцией существовали своеобразные «рыночные отношения», когда идеологическая система «регулирует рынок, на котором спрос обеспечивается продукцией советской интеллигенции» и когда «большинство представителей интеллигенции даже испытывали чувство благодарности властям за то, что они обеспечивали их работой за щедрое вознаграждение» (Барбакова, Мансуров, 1991. С. 167). Но, с другой стороны, именно способность отстоять свое представление о достойной жизни (мы бы сказали, утвердить свое представление о новом элитарном идеале) часто вызывает восхищение и даже гордость у окружающих, способствуя созданию не только индивидуальных, но и общих (общественных) условий для личностного развития различных людей. Это соотносится с проблемой манипуляции общественным и индивидуальным сознанием. Э. Шостром выделяет «манипулятора», когда сам человек «превращается в вещь», обычно «очень занятую» и «ориентированную на рынок», и «актуализатора», для которого характерна «личностная цельность». «Актуализатор, например, свободен в том смысле, что, играя в игру жизни, он осознает, что играет, — отмечает Э. Шостром. — Он понимает, что иногда манипулирует, а иногда манипулируют им. Короче, он осознает манипуляцию» (Шостром, 1992. С. 67). В ситуации профессионального и личностного самоопределения, связанного и с выбором элитарного идеа- ла, человек также может избрать для себя вариант «манипулятора» или «актуализатора». В случае более сложного и достойного выбора (с ориентацией на «актуализацию» — по Э. Шострому) человек должен именно осознавать, в каких случаях манипулируют им (например, представители элиты или псевдоэлиты и подыгрывающие им средства формирования массового сознания), а в каких случаях он сам превращается в манипулятора. Все это определяет сложнейшие проблемы, возникающие перед профконсультантом, пытающимся помочь человеку в наиболее полноценной профессионализации и построении своей карьеры. Поэтому одной из задач профессионального консультирования становится формирование готовности самоопределяющегося человека к разумным (а часто и неизбежным) компромиссам на пути к своему элитарному идеалу. Анализ сущности элитарных ориентации позволяет выделить их интересную особенность. Многие люди, реально оценивая свои возможности, стремятся не столько самим стать «элитой», сколько просто приблизиться к ней, почувствовать самим и рассказать окружающим о своей сопричастности к элите. Этому возможно следующее объяснение. Если простой человек переходит на следующий уровень социальной иерархии (попадает в более элитную группу), то он неизбежно сталкивается с тем, что межлюдские отношения значительно для него усложняются (известно, что чем престижнее «тусовка», тем в большей степени проявляются в ней «волчьи законы», основанные на зависти и интригах). Попав в более престижную среду, такой человек скорее всего вынужден будет довольствоваться довольно скромной социальной ролью, и ему придется сильно постараться (в том числе и пойти на определенные внутренние компромиссы), чтобы занять в этой группе более привилегированное положение. И далеко не все на это способны (в элитных группах происходит довольно жесткий естественный отбор). И тогда многим людям гораздо проще бывает, лишь соприкоснувшись с элитной группой (просто «отметившись» там), вновь вернуться в свою прежнюю, менее престижную группу, и занять в ней если и не самую главную, но все равно довольно приемлемую для него социальную роль, постоянно напоминая всем о том, что он «избранный», что его «приняли» в более престижной «тусовке», и, естественно, получать с этого определенные психологические выигрыши. Возможность стать настоящей элитой многих просто пугает. Следует заметить, что лица, занимающие самую высокую иерархическую ступеньку (например, царь или сам Господь Бог), с элитой обычно не отождествляются, поэтому многие даже в мыслях себе не могут представить, что могут стать «самыми лучшими из лучших». Примечательно, что в качестве «нижней границы» элитарности можно выделить откровенное слабоумие, когда вообще нет никаких претензий быть «лучше, чем ты есть на самом деле». И в этом смысле (в смысле непривлекательности для большинства) верхняя иерархическая ступенька и самая нижняя как бы сливаются. Поэтому когда кто-то заявляет о своей претензии стать «са-мым-самым», то о нем говорят, что он, видимо, просто «свихнулся»... И тогда обычный человек готов даже много «заплатить», чтобы его, ни дай Бог, кто-то не поставил на более высокую иерархическую ступеньку... Быть самым лучшим — это значит взять на себя огромную ответственность и постоянно выступать образцом совершенства. Но для многих людей (включая и представителей различных элит) важно сохранить за собой право на несовершенство (на различные слабости и пороки, от которых трудно отказаться). Быть просто сопричастным элите очень выгодно, т.к. от ее имени и под ее покровительством можно решать множество вопросов. Но при этом человек неизбежно сознательно ставит себя ниже некоего более высокого существа, под покровительством которого он действует. Для кого-то такое положение уже является фактом ущемления собственного достоинства, а для кого-то это вполне нормальное состояние. Но о последних почему-то принято говорить как о «холуях», как о «придворных», как о «слугах», как о «шестерках» и т.п., т.е. как о людях, не имеющих своего лица и своего мнения... И это тоже их плата за «успех». Если брать за основу построения периодизации развития элитарных ориентации смену «кризисов разочарования», то здесь во многом можно опираться на известные в отечественной возрастной психологии критерии: социальную ситуацию развития, смену ведущей деятельности и личностные новообразования (по Л.С. Выготскому, Д.Б. Эльконину и др.). Например, в раннем дошкольном детстве, если малыш не ходит в детсад, то он быстро усваивает и ориентируется на образ «хорошего домашнего ребенка». В старшем дошкольном возрасте, если ребенка отправляют в детсад, то он сталкивается с тем, что его прежний образ «хорошего мальчика» вступает в противоречие с новыми требованиями изменившейся социальной ситуации и ведущей деятельности. И тогда дошкольник начинает все больше ориентироваться на образ «хорошего воспитанника», способного не только радовать своих родителей, но и строгих воспитательниц, и даже своих сверстников, с которыми он играет в групповые ролевые игры. При переходе в школу вновь меняются социальная ситуация и ведущая деятельность, и тогда ребенок вынужден «разочаровываться» в образе хорошего «детсадовского мальчика» и быстро осваивать роль «хорошего ученика» и т.д. Примечательно, что такие «разочарования» нередко сопровождаются у самих детей стремлением даже высмеивать то, что совсем недавно было образцом для подражания. Например, в подростковом возрасте многие проходят через высмеивание (или хотя бы легкую иронию) по отношению к образу «хорошего ученика» или «послушной девочки»... А в подростковом возрасте некоторые девочки даже начинают специально изображать из себя «уже разочаровавшихся» в любви, в мужчинах и вообще в жизни, как бы подчеркивая свою готовность быть взрослыми (для них часто взрослый — это «уже успевший разочароваться»). Исходя из этого, сами такие «кризисыразочарования» (как и вообще возрастные кризисы) должны быть взяты под контроль. Главное — это обеспечить такое развитие элитарных ориентации, которое бы не отвергало целиком предшествующий идеал (доводя его до полного осмеяния), а лишь постепенно показывало бы ребенку его ограниченность и заставляло бы его искать другой идеал, всего лишь дополняющий прежний и больше соответствующий изменившейся жизненной ситуации ребенка. Развитие элитарных ориентации зависит также от общей социально-экономической и духовной ситуации в обществе. Можно даже предположить, что в условиях тоталитарной (моностилистической) культуры основные этапы развития элитарных ориентации (и соответ- ствующие «кризисы разочарования») будут у большинства детей почти одинаковыми, тогда как в более свободном обществе (в условиях полистилистической культуры) у многих детей периоды развития элитарных ориентации будут достаточно вариативны. Более того, в условиях полистилистической культуры возможно мирное сосуществование людей, для которых определенные «образы» достойного человека будут оцениваться прямо противоположно: кто-то воспримет такой «образ» как идеал и будет к нему всячески стремиться, а для кого-то этот «образ» будет символом деградации, и он, наоборот, будет стремиться удаляться от него. Примером может служить образ «самодовольного жлоба», преуспевшего в жизни благодаря своей беспринципности, что почти совпадает с образом «нового русского», на который пока еще ориентируются очень многие молодые люди, но, слава Богу, не все...
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |