КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие представлений об элитарности в общественном сознании
Проблема возникновения чувства элитарности ЭЛИТАРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Таким образом, чувства во многом определяют смысл тех или иных человеческих стремлений, включая и стремления к элитарному идеалу как специфической ценности. Но возникает вопрос: откуда берется чувство элитарности, что лежит в его основе? Некоторые авторы считают даже, что в природе изначально имеется определенный «социальный архетип», который существует «вне времени и вне видовой принадлежности, даже вне типов организмов», но именно этот универсальный социальный архетип создает «жизнеспособную организацию» и может быть положен «в основу теории социальной обусловленности поведения любого существа» (Плюснин, 1990. С. 202—206). Существуют многочисленные свидетельства того, что уже в мире животных имеется много сходного в способах самоутверждения среди своих «сородичей», близкого к способам самоутверждения людей: взгляды в упор; стремление занять более высокое пространственное положение; «ритуальные поединки» между самцами одного вида, выполняемые по строго определенным правилам, и т.д. Очень часто даже обладание лучшей пищей или спаривание с наиболее привлекательными самками отвечает не столько насущным биологическим потребностям особи, сколько является еще одним подтверждением (символом) собственной значимости, ее более высокого (более «элитного») места в общей иерархии (Дольник, 1994). В человеческом обществе взаимоотношения между людьми приобретают гораздо более сложный, а главное — опосредованный характер, не закрепляемый врожденными биологическими программами. Правда, К.Г. Юнг говорит об «архетипе» («коллективном бессознательном») и об «индивидуации» человека (как о «процессе 136 выявления особенного», но уже изначально «заложенного а рпоп в наклонностях существа») (Юнг, 1986), но он же говорит и о преодолении в себе «коллективного бессознательного толпы» как о «главной проблеме души» (Юнг, 1994. С. 294). Чувство элитарности возникает и постепенно формируется в результате социализации личности и познания ею того, что такое «элитарность», а также в самом процессе (деятельности) по стремлению к элитарному идеалу или его реализации. Поскольку в человеческом обществе в формировании образа элитарного идеала важную роль играет социальная среда, то можно рассматривать развитие чувства элитарности как в онтогенетическом плане (на уровне конкретного индивида), так и в плане развития образа элиты в конкретных социально-профессиональных системах. На уровне развития общественного представления об элитарном можно выделить две линии анализа. Первая линия связана с исследованием изменения представлений о социальном неравенстве, выражающемся в соотношении массы и элиты. В истории наблюдаются периодические колебания от отрицания неравенства до его безусловного принятия. Важно осознать, на гребне какой волны находится сейчас наше общество. По всей видимости, после резкого «осуждения привилегий старой элиты (партноменклатуры и ее «идеологов») наступает традиционное для эпохи «смены элит» «обоснование» привилегий «новой элиты», т.е. укрепление и даже «обожествление» в общественном сознании идеи социального и прочего неравенства. Вторая линия связана с анализом развитием «омас-совления» всего общества, которое захватывает даже часть властной элиты, ведь отмечал же А.Менегетти, что «все вожди, слугами какой бы группы они себя ни называли, более всего боятся, что эта группа может неожиданно сорваться с цепи и истребить все», и что анализ даже «лучшей молодежи» в разных странах показывает ее «ограниченность рамками индивидуального потребите- льства», для которого «недостижимо обретение смысла, порыва, направленности, позитивной альтернативы» (Менегетти, 1996. С. 35). С. Московичи отмечает, что «мы сегодня присутствуем при глобализации масс, при создании массы мирового масштаба» (Московичи, 1996. С. 21). При этом сама масса постепенно превращается в «публику» (как новый тип толпы — «нематериальной, распыленной, домашней), где конкретные люди — читатели, слушатели, телезрители, могут и не собираться в реальные сборища и группы, но под воздействием средств коммуникации они превращаются в «членов некой массы». «Оставаясь каждый у себя дома, они существуют все вместе, — пишет С. Московичи. — При всей непохожести они подобны» (Московичи, 1996. С. 241).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |