КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономические аналоги перераспределения благ
Л. Аналоги перераспределения благ в мире животных Можно привести аналоги перераспределения агрессивности и чувства удовлетворенности различных потребностей в мире животных. Например, известно, что агрессия передается по иерархической цепочке — вниз, в частности, у голубей более «высокопоставленная» особь клюет менее «высокопоставленную», далее агрессия передается еще менее высокопоставленной и т.д., пока самая последняя в общей иерархии особь не клюнет землю, примечательно, что у отверженных особей накапливается чувство подавленности, поэтому они чаще болеют и быстрее умирают (см. Дольник, 1994). Похожие явления происходят и в человеческом обществе, когда, например, накопившаяся энергия стресса находит свой выход на близких людях, родственниках или подчиненных... Правда, у людей психофизиологические механизмы таких энергетических «обменов» часто дополняются собственно социальными и психологическими механизмами, иногда граничащими с откровенной («глубокой») психиатрией... Можно привести и некоторые социально-экономические аналоги перераспределения материальных ценностей между людьми, в частности, взгляды К. Маркса на «отчуждение труда от капитала». Общая логика рассуждений К. Маркса следующая. 1. В процессе «живого труда» создается «продукт», который всегда можно выразить в «стоимости» на «рынке» товаров и услуг. Сама стоимость продукта труда (вы- раженная в деньгах и капитале) представляет из себя уже «абстрактный труд». 2. Абстрактный (овеществленный, опредмеченный в виде стоимости, денег и капитала) труд может существовать независимо от человека, фактически создавшего эту стоимость. 3. При этом создается стоимость, необходимая для поддержания жизни работника, а также «прибавочная стоимость», которую владелец средствами производства и, соответственно, владелец труда работника может присваивать себе, создавая, таким образом, свой «капитал». 4. Следовательно, другие люди, не участвующие в создании самого продукта труда, могут присваивать саму эту стоимость, т.е. присваивать результаты труда данного человека-труженика. 5. Это присвоение возможно либо в результате активности (и даже проявления талантов) другого человека, либо в результате приобщения этого другого человека к несправедливым механизмам перераспределения богатства (капиталов), например, получение сверхвысоких процентов, получение богатого наследства, использование недостатков законодательства и т.п. 6. Таким образом, результаты труда просто «отторгаются» от самого человека-труженика. К сожалению, К. Маркс так и не ответил на вопрос, а ради чего человеку вообще нужны.капиталы (?)... Он лишь приблизился к психологическому пониманию смысла капитала, увязав главный результат труда с «созиданием свободного (нерабочего) времени» как главном условии «активного бытия человека» и «пространства его развития». При этом К. Маркс отмечает, что, «с точки зрения непосредственного процесса производства, сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек». Но далее К. Маркс пишет, что «в капиталистическом обществе свободное время одного класса создается посредством превращения всей жизни масс в рабочее время» (Маркс, Энгельс, Ленин, 1984). Недаром еще Ф.Ницше говорил, что «тот, кто не может располагать двумя третями дня лично для себя, должен быть назван рабом» (В поисках смысла. 1998. С. 274). Таким образом, человек реально может не только производить товары и создавать капитал, но и «производить» посредством этого чувство собственного достоинства, значимости собственной жизни, а в идеальных вариантах — и чувство элитарности, что также может несправедливо «отчуждаться» от человека. Как и в случае отторжения результатов труда, так и в случае отторжения чувства гордости за выполненную работу существует целая система «обоснования» «справедливости» такого положения (через средства массовой информации, через различные «теории элит»1 и т.п.). Эта система обоснования также является частью общего механизма перераспределения капиталов (и по аналогии с ним чувства собственного достоинства, а в идеальных вариантах — и чувства элитарности).
1 В основе социально-политических теорий элитарности лежат представления о власти. Среди основных теорий элитарности выделяются: теория «правящего класса» Г. Моски; теория «циркуляции элит» В. Па-рето;теории «баланса элит» Дж.Голбрейса, Р. Арона; теория Д. Рисмана, где утверждается тезис о «множественности элит»; представление о «властвующей элите» финансовых, политических и военных кругов Р. Мил-лса и др. (см. Ашин, 1966;'Коровин, 1977; Фролова, 1995). Чтобы хоть как-то обосновать элитные различия между людьми, в различные Культурно-исторические эпохи возникали (и возникают) «теории обоснования элиты», среди которых можно выделить (см. Ашин. 1966. С. 26—56): а) «харизматическое» обоснование элиты: лидер — от Бога; лидер — харизматик не делает ошибок, эти ошибки так же священны, как и сам лидер, «магия» лидера...(Ф. Аквинский, М. Вебер, Э. Леде-рер); б) биологическое обоснование: элита — это «цвет расы», а массы — это нечто безликое (С. Дарлингтон, Р. Уильяме, Г. Кон); в) психологические обоснования: масса должна подражать элите (Л. Бернард), элита — это люди, обладающие качествами, которые «рассматриваются как ценности в данную эпоху развития культуры» (Дж. Джиттлер), имеется подсознательная жажда большинства людей иметь лидера, чтобы быть ведомыми, чтобы подчиняться власти (М. Гинсберг); г) технологическое обоснование: интересно, что если в XIX веке на первое место выдвигалась «предпринимательская инициатива», то в XX веке — «организаторские способности»; еше в 20-е годы Т. Веблен призывал установить власть инженеров — «технократию» (сейчас это считается «примитивным романтизмом», сейчас элита — это менеджеры...); д) историческое обоснование: элиты, разделение людей на высших и низших в истории было всегда (А. Грин, Ж. Лакруа). 6. Заказ №3650 11.3. Аналоги перераспределения энергии в био-энер-го-информационных подходах. Образ «элитовампира» Можно привести аналоги перераспределения энергии в био-энерго-информационных подходах, что позволит несколько переосмыслить их с позиций психологии элитарности (и механизмов перераспределения ощущений собственной значимости) и даже по-новому взглянуть на проблему так называемых «энерговампиров». Например, И.Е. Чернозубов считает, что «задача энерговампиров вывести вас из равновесия, вызвать раздражение, скандал, в результате чего биополе становится в некоторых зонах более слабым», причем к энергетическим вампирам он относит и любителей «передовой моды», чья «вызывающая одежда, ее необычная расцветка и форма вызывают у окружающих раздражение, обильный выброс энергии, которую легче всего получить» (Чернозубов, 1996. С. 31—37). Действительно, разве многие модницы в ходе своеобразных «психологических дуэлей» не пытаются доказать другим подобным модницам свое превосходство, свою более элитную «галантерейную» привлекательность? В предлагаемом нами механизме «оттягивания элитарности» ощущение собственной избранности (аккумулирующей несостоявшиеся мечты обычных людей — массы) для многих «элитных» людей намного важнее, чем просто деньги, власть или комфорт... В результате такое стремление для какого-то уже «элитовампира» является главной ценностью и регулятором его жизни... Можно также выделить условия эффективности «элитовампира» и основные способы защиты от него: 1. Во-первых, должна быть одинаковая система ценностей, что часто способствует включению в «игру», в «психологический поединок», который возможен лишь при обоюдном принятии и стремлении к данным ценностям (к данному выигрышу). Такие единые ценности, в том числе и единый элитарный идеал как общую ценность для людей, вступивших в «психологический поединок», можно было бы назвать «эмоциональным стереотипом элитарности», кото- рые выступают как своеобразная «разменная монета», как некий «приз», который можно как-то понять и, главное, — прочувствовать. Этот эмоциональный стереотип элитарности в чем-то близок к «психологическим купонам», которые как бы предписывают человеку, «что надо чувствовать при наступлении любых жизненных трудностей: оскорбление, вину, испуг, торжество и т.п.», выделенным Э. Берном (Берн, 1988. С. 247). Но особенность выделенного нами образного понятия в том, что оно представлено в сознании участников психологического поединка как главный «приз превосходства» или же как «символ приближенности к кругу избранных, сильным мира сего» и т.п. Подробнее об «эмоциональных стереотипах элитарности» — в следующем разделе данной главы (см. раздел 4 главы 14). 2. Во-вторых, должны быть общие правила взаимодействия (единая «коммуникативная игра»), без которых «психологический поединок» также маловероятен: в ситуации, когда один играет в «теннис», а другой — в «футбол», победителей не бывает. Соответственно, для того, чтобы не стать жертвой «элитовампира», важно иметь свою (непонятную для непосвященных) систему ценностей, уметь быть независимым от «эмоциональных элитарных стереотипов», а также не поддаваться на любые коммуникативные игры (не принимать безоговорочно правила игры потенциального «элитовампира»). Используемое нами понятие «эли-товампир» не имеет никакого отношения к традиционно понимаемым в мистике «вампирам» и является скорее полушутливым (уж слишком много «серьезного» за последние годы «сотворено» в психологии самоопределения). Заметим, что некоторые психологи уже используют близкие по своему смыслу метафоры. В частности, М.Е. Литвак написал даже книгу под названием «Психологический вампиризм», где рассматриваются различные варианты «перекачивания психологической энергии» (основанные больше на известной схеме трансак-ционного анализа Э. Берна), а также выделяются и описываются разнообразные типы «психологических вампиров» (Литвак, 1999). В нашем случае идея «психологического вампиризма» носит более конкретный характер и связана с «перекачиванием» («отторжением», «оттяги- 6* 163 ванием») чувства собственного достоинства, называемым нами «чувством (или ощущением) элитарности».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |