Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические аналоги перераспре­деления благ




Л. Аналоги перераспределения благ в мире живот­ных

Можно привести аналоги перераспределения агрес­сивности и чувства удовлетворенности различных по­требностей в мире животных. Например, известно, что агрессия передается по иерархической цепочке — вниз, в частности, у голубей более «высокопоставленная» особь клюет менее «высокопоставленную», далее агрес­сия передается еще менее высокопоставленной и т.д., пока самая последняя в общей иерархии особь не клю­нет землю, примечательно, что у отверженных особей накапливается чувство подавленности, поэтому они ча­ще болеют и быстрее умирают (см. Дольник, 1994).

Похожие явления происходят и в человеческом об­ществе, когда, например, накопившаяся энергия стрес­са находит свой выход на близких людях, родственниках или подчиненных... Правда, у людей психофизиологи­ческие механизмы таких энергетических «обменов» час­то дополняются собственно социальными и психологи­ческими механизмами, иногда граничащими с откро­венной («глубокой») психиатрией...

Можно привести и некоторые социально-экономи­ческие аналоги перераспределения материальных цен­ностей между людьми, в частности, взгляды К. Маркса на «отчуждение труда от капитала». Общая логика рас­суждений К. Маркса следующая.

1. В процессе «живого труда» создается «продукт», который всегда можно выразить в «стоимости» на «рын­ке» товаров и услуг. Сама стоимость продукта труда (вы-

раженная в деньгах и капитале) представляет из себя уже «абстрактный труд».

2. Абстрактный (овеществленный, опредмеченный в виде стоимости, денег и капитала) труд может существо­вать независимо от человека, фактически создавшего эту стоимость.

3. При этом создается стоимость, необходимая для поддержания жизни работника, а также «прибавочная стоимость», которую владелец средствами производства и, соответственно, владелец труда работника может при­сваивать себе, создавая, таким образом, свой «капитал».

4. Следовательно, другие люди, не участвующие в со­здании самого продукта труда, могут присваивать саму эту стоимость, т.е. присваивать результаты труда данно­го человека-труженика.

5. Это присвоение возможно либо в результате актив­ности (и даже проявления талантов) другого человека, либо в результате приобщения этого другого человека к несправедливым механизмам перераспределения богат­ства (капиталов), например, получение сверхвысоких процентов, получение богатого наследства, использова­ние недостатков законодательства и т.п.

6. Таким образом, результаты труда просто «отторга­ются» от самого человека-труженика.

К сожалению, К. Маркс так и не ответил на вопрос, а ради чего человеку вообще нужны.капиталы (?)... Он лишь приблизился к психологическому пониманию смысла капитала, увязав главный результат труда с «со­зиданием свободного (нерабочего) времени» как глав­ном условии «активного бытия человека» и «пространст­ва его развития».

При этом К. Маркс отмечает, что, «с точки зрения непосредственного процесса производства, сбережение рабочего времени можно рассматривать как производст­во основного капитала, причем этим основным капита­лом является сам человек». Но далее К. Маркс пишет, что «в капиталистическом обществе свободное время одного класса создается посредством превращения всей жизни масс в рабочее время» (Маркс, Энгельс, Ленин, 1984). Недаром еще Ф.Ницше говорил, что «тот, кто не может располагать двумя третями дня лично для себя, должен быть назван рабом» (В поисках смысла. 1998. С. 274).

Таким образом, человек реально может не только производить товары и создавать капитал, но и «произво­дить» посредством этого чувство собственного достоин­ства, значимости собственной жизни, а в идеальных ва­риантах — и чувство элитарности, что также может не­справедливо «отчуждаться» от человека.

Как и в случае отторжения результатов труда, так и в случае отторжения чувства гордости за выполненную ра­боту существует целая система «обоснования» «справед­ливости» такого положения (через средства массовой информации, через различные «теории элит»1 и т.п.). Эта система обоснования также является частью общего механизма перераспределения капиталов (и по аналогии с ним чувства собственного достоинства, а в идеальных вариантах — и чувства элитарности).

 

1 В основе социально-политических теорий элитарности лежат пред­ставления о власти. Среди основных теорий элитарности выделяются: теория «правящего класса» Г. Моски; теория «циркуляции элит» В. Па-рето;теории «баланса элит» Дж.Голбрейса, Р. Арона; теория Д. Рисмана, где утверждается тезис о «множественности элит»; представление о «вла­ствующей элите» финансовых, политических и военных кругов Р. Мил-лса и др. (см. Ашин, 1966;'Коровин, 1977; Фролова, 1995).

Чтобы хоть как-то обосновать элитные различия между людьми, в различные Культурно-исторические эпохи возникали (и возникают) «те­ории обоснования элиты», среди которых можно выделить (см. Ашин. 1966. С. 26—56): а) «харизматическое» обоснование элиты: лидер — от Бога; лидер — харизматик не делает ошибок, эти ошибки так же священ­ны, как и сам лидер, «магия» лидера...(Ф. Аквинский, М. Вебер, Э. Леде-рер); б) биологическое обоснование: элита — это «цвет расы», а массы — это нечто безликое (С. Дарлингтон, Р. Уильяме, Г. Кон); в) психологиче­ские обоснования: масса должна подражать элите (Л. Бернард), элита — это люди, обладающие качествами, которые «рассматриваются как цен­ности в данную эпоху развития культуры» (Дж. Джиттлер), имеется под­сознательная жажда большинства людей иметь лидера, чтобы быть ведо­мыми, чтобы подчиняться власти (М. Гинсберг); г) технологическое обоснование: интересно, что если в XIX веке на первое место выдвига­лась «предпринимательская инициатива», то в XX веке — «организатор­ские способности»; еше в 20-е годы Т. Веблен призывал установить власть инженеров — «технократию» (сейчас это считается «примитив­ным романтизмом», сейчас элита — это менеджеры...); д) историческое обоснование: элиты, разделение людей на высших и низших в истории было всегда (А. Грин, Ж. Лакруа).

6. Заказ №3650

11.3. Аналоги перераспределения энергии в био-энер-го-информационных подходах. Образ «элитовампира»

Можно привести аналоги перераспределения энер­гии в био-энерго-информационных подходах, что по­зволит несколько переосмыслить их с позиций психоло­гии элитарности (и механизмов перераспределения ощущений собственной значимости) и даже по-новому взглянуть на проблему так называемых «энерговампи­ров».

Например, И.Е. Чернозубов считает, что «задача энерговампиров вывести вас из равновесия, вызвать раздражение, скандал, в результате чего биополе стано­вится в некоторых зонах более слабым», причем к энер­гетическим вампирам он относит и любителей «передо­вой моды», чья «вызывающая одежда, ее необычная рас­цветка и форма вызывают у окружающих раздражение, обильный выброс энергии, которую легче всего полу­чить» (Чернозубов, 1996. С. 31—37). Действительно, раз­ве многие модницы в ходе своеобразных «психологиче­ских дуэлей» не пытаются доказать другим подобным модницам свое превосходство, свою более элитную «га­лантерейную» привлекательность?

В предлагаемом нами механизме «оттягивания эли­тарности» ощущение собственной избранности (акку­мулирующей несостоявшиеся мечты обычных людей — массы) для многих «элитных» людей намного важнее, чем просто деньги, власть или комфорт... В результате такое стремление для какого-то уже «элитовампира» яв­ляется главной ценностью и регулятором его жизни...

Можно также выделить условия эффективности «элитовампира» и основные способы защиты от него:

1. Во-первых, должна быть одинаковая система цен­ностей, что часто способствует включению в «игру», в «психологический поединок», который возможен лишь при обоюдном принятии и стремлении к данным ценно­стям (к данному выигрышу).

Такие единые ценности, в том числе и единый эли­тарный идеал как общую ценность для людей, вступив­ших в «психологический поединок», можно было бы на­звать «эмоциональным стереотипом элитарности», кото-

рые выступают как своеобразная «разменная монета», как некий «приз», который можно как-то понять и, глав­ное, — прочувствовать.

Этот эмоциональный стереотип элитарности в чем-то близок к «психологическим купонам», которые как бы предписывают человеку, «что надо чувствовать при наступлении любых жизненных трудностей: оскорбление, вину, испуг, торжество и т.п.», выделен­ным Э. Берном (Берн, 1988. С. 247). Но особенность вы­деленного нами образного понятия в том, что оно пред­ставлено в сознании участников психологического пое­динка как главный «приз превосходства» или же как «символ приближенности к кругу избранных, сильным мира сего» и т.п. Подробнее об «эмоциональных стерео­типах элитарности» — в следующем разделе данной гла­вы (см. раздел 4 главы 14).

2. Во-вторых, должны быть общие правила взаимо­действия (единая «коммуникативная игра»), без кото­рых «психологический поединок» также маловероятен: в ситуации, когда один играет в «теннис», а другой — в «футбол», победителей не бывает.

Соответственно, для того, чтобы не стать жертвой «элитовампира», важно иметь свою (непонятную для не­посвященных) систему ценностей, уметь быть независи­мым от «эмоциональных элитарных стереотипов», а так­же не поддаваться на любые коммуникативные игры (не принимать безоговорочно правила игры потенциально­го «элитовампира»). Используемое нами понятие «эли-товампир» не имеет никакого отношения к традиционно понимаемым в мистике «вампирам» и является скорее полушутливым (уж слишком много «серьезного» за по­следние годы «сотворено» в психологии самоопределе­ния).

Заметим, что некоторые психологи уже используют близкие по своему смыслу метафоры. В частности, М.Е. Литвак написал даже книгу под названием «Психо­логический вампиризм», где рассматриваются различ­ные варианты «перекачивания психологической энер­гии» (основанные больше на известной схеме трансак-ционного анализа Э. Берна), а также выделяются и опи­сываются разнообразные типы «психологических вам­пиров» (Литвак, 1999). В нашем случае идея «психологи­ческого вампиризма» носит более конкретный характер и связана с «перекачиванием» («отторжением», «оттяги-

6* 163

ванием») чувства собственного достоинства, называе­мым нами «чувством (или ощущением) элитарности».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.