КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элитарность как доступ к механизмам перераспределения чувства собственного достоинства
Обобщенная модель взаимообмена чувством элитарности Ниже предлагается образная модель «оттягивания (перераспределения) элитарности» (см. рис. 3), представленная в виде двух протянутых друг к другу рук (ладоней), которые образованы повернутыми в одну сторону лучами (к человеку, с которым осуществляется взаи- мообмен) ранее представленной модели «человека-звезды» (см. рис. 2).
Рис, 3. Обобщенная модель взаимообмена чувствами элитарности. — Номера соответствуют номерам названий лучей-пальцев (см. рис.2 — модель «человека-звезды»). — Длина пальцев — субъективно понимаемой силе каждого элитного достоинства (пальца-луча). — Ширина — объективной силе. — Пунктирный круг — пространство «психологической дуэли». •— Форма пальцев — степени изначальной открытости, готовности к добру, взаимодействию, близости (закругленные) или агрессивности, направленности на выяснение отношений, готовности к «психологической дуэли» (заостренные). В зависимости от ориентации взаимодействующих людей обмен ощущениями может носить эксплуататорский характер или быть направлен на совместное переживание (радость) успехов друг друга. В качестве заслуживающего внимания аналога возникновения чувства элитарности (как важнейшего жизненного смысла) можно использовать возникновение денег, капитала, что также выступает для многих людей высшим смыслом их жизни. Еще К. Маркс прекрасно показал, откуда берутся деньги и какова их роль в общественной жизни. В частности, К. Маркс писал, что «деньги — это «опредмечен-ный, овеществленный труд», где «всеобщее богатство существует предметно, как действительность» (в противоположность овеществленному труду К. Маркс выделяет «живой труд» как «всеобщую возможность богатст- ва, которая реализует себя в действии» (Маркс, Энгельс, Ленин, 1984. С. 19-20). При этом сами деньги (и возникающий на их основе капитал) далеко не всегда показывают реальную заслугу данного человека в производстве общественно-полезного продукта (К.Маркс прекрасно показал это на примере «отчуждения труда от капитала»). «Так как деньги в качестве существующего и действующего понятия стоимости смешивают и обменивают все вещи, — отмечает К. Маркс, — то они представляют собой всеобщее смешение и подмену всех вещей, следовательно, мир навыворот, смешение и подмену всех природных и человеческих качеств...»(Маркс, Энгельс, Ленин, 1984а. С. 16). Но деньги позволяют оперативно перераспределять блага между людьми, к сожалению, далеко не всегда справедливо, и также выступают в качестве важнейшего ориентира для стремящегося к ощущению элитарности человека. Таким образом, человек, обладающий множеством денег, как бы обладает и чужим трудом (затраченным временем, умственными, физическими и душевными усилиями), чувствами, переживаниями, несбывшимися надеждами множества самых разных людей... Обладатель капитала как бы обладает частичками души многих людей... Но, как отмечал уже Э. Фромм, проблема отчуждения человека от его труда, от выполняемого дела заключается в том, что вместо полноценной личности, где человек и его дело слитны (человек идентичен своему делу), при рыночной ориентации человек превращается в «пустоту, которую можно скорейшим образом наполнить желаемым свойством» в зависимости от потребностей «рынка личностей». «Рыночная личность, — пишет Э. Фромм, — должна быть свободна, свободна от всякой индивидуальности» (Фромм, 1992. С. 79—80). Однако в психологическом смысле обладание деньгами (капиталом) все-таки приносит многим людям удовлетворение и ощущение значимости собственной жизни (чувство элитарности), а некоторые люди даже используют денежные возможности для реального саморазвития, поэтому социально-экономический уровень рассмотрения проблемы элитарности важен и для понимания некоторых психологических особенностей ощущения элитарности. 4 При рассмотрении проблемы элитарности по аналогии с возникновением денег можно обозначить два основных варианта. В случае подлинной элитарности ценностью для человека является творчество, любовь, достоинство именно как процесс, как неотъемлемая часть жизни человека, наконец, как сама жизнь (аналогично «живому» труду — по К. Марксу или «неотчужденной личности» — по Э. Фромму). В другом случае человек больше ориентируется не на сам процесс творчества и даже не на результаты этого творчества, а на внешнее одобрение его труда, выражающееся в ориентации на внешние символы элитарности (формальная и реальная власть, положение в обществе, привилегии, одобрение и «обожание» часто некомпетентной в данном вопросе массы, предметы роскоши, различные «моды», наконец, на сами деньги и т.п.). Заметим, что деньги — это всего лишь один из символов элитарности. В этой ситуации само обладание внешними символами элитарности (в том числе и деньгами) создает в сознании даже многих неглупых людей «иллюзию элитарности». Такая иллюзия иногда выполняет психотерапевтическую роль, давая человеку хоть какой-то смысл в его жизни и труде, но часто эта иллюзия просто дезориентирует самоопределяющегося человека, позволяя решать сиюминутные проблемы, но создавая основу для «отчаяния» (по В.Франклу) в перспективе будущего развития. Кстати, одним из вариантов избежать такого отчаяния является отказ от размышлений над подобными вопросами (по принципу: «только бы не поумнеть», «только бы не прозреть»...). Таким образом, можно сделать вывод, что именно труд (в широком смысле) является одним из важнейших условий формирования и развития чувства собственной значимости человека, а в случае особо выдающихся достижений — также условием формирования и чувства элитарности. Но, как и в случае с деньгами, это чувство не всегда испытывают люди, действительно заслуживающие своими деяниями всеобщего уважения и собственной гордости. Поэтому проблема формирования и развития чувства элитарности связана с анализом тех психологических условий и механизмов, при которых данное чувство перераспределяется между людьми, к сожалению, не всегда по реальным заслугам. Но тогда получается, что фактически элитой называют не только людей, реально создающих что-то, действительно, достойное и общественно-полезное (а соответственно, и саму возможность появления чувства элитарности), но и людей, которые имеют доступ и владеют психологическими механизмами отчуждения, оттягивания (перераспределения) чувства элитарности от тех людей, которые более достойны таким чувством обладать, но не имеют доступ (или не владеют) этими механизмами отчуждения. Естественно, можно было бы предположить, что, положив в основу чувство собственного достоинства и рассмотрев механизмы перераспределения этого чувства между людьми уже на психологическом уровне, какой-нибудь «гений» (типа К. Маркса) предложит и модель более совершенного общества. Но тогда сразу возникает множество вопросов. Например, не будет ли такое общество заранее обречено на стагнацию, ведь у людей просто не окажется стимула для того, чтобы утверждать свое достоинство в активной деятельности (а иногда и в борьбе), т.к. все заведомо уже будут уважать друг друга? Другой вопрос: если чувство собственного достоинства заранее будет «справедливо распределено» между всеми людьми, то как оно вообще будет развиваться у конкретного индивида, ведь в своем развитии (особенно в личностном развитии) человек должен преодолевать множество кризисных моментов? И т.д. Вероятно, следует исходить из того, что сама идея справедливости не предполагает абсолютного равенства и отсутствия соперничества и борьбы. Но справедливым общество может быть названо такое, где человек не тратит множество своих сил, времени и энергии на преодоление «мнимых» преград, которых могло бы и не быть. В таком обществе всем людям должны быть обеспечены основные права (на пищу, на жилье, на безопасность и т.д.). Правда, и здесь возникает вопрос: а кто четко сможет определить, где мнимые преграды и где преграды истинные?.. Известно ведь, что самым страшным и тяжелым испытанием для самоопределяющейся личности являются не «великие» (очевидные) испытания, а рутина обыденной жизни, которая поглотила миллиарды потенциальных «гениев»... Глава 12. ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ЭЛИТАРНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |