КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоциональные стереотипы» элитарности
Эмоциональный стереотип элитарности также выступает своеобразной «валютой», позволяющей совершать сделки, торговаться, накапливать свои чувства в запас, а также просчитывать, прогнозировать исход того или иного поединка за обладание элитным превосходством. В своей основе «эмоциональный стереотип элитарности» имеет внешние символы элитарности, которые и определяют его «силу» в психологическом «поединке». Таким образом, часто единые внешние символы элитарности (как ценности) и основанные на них «эмоциональные стереотипы элитарности» во многом предопределяют исход таких «поединков», поэтому люди либо стремятся побольше приобрести символов элитарности (и, соответственно, увеличить потенциальную силу своего «стереотипа»), либо построить свою систему ценностей, и тогда «психологическая дуэль» во многом потеряет смысл («ничего не понимающая жертва» «элито-вампира» просто не поймет и не воспримет его притязания). Нарушение эмоциональных элитарных стереотипов обычно жестоко осуждается. Например, многим хорошо знакомы ситуации, когда новичка в каком-либо коллективе (особенно подростковом) первоначально проверяют именно на наличие (или отсутствие) собственного достоинства. Самым любимым «развлечением» в примитивных сообществах является не столько физическая или даже финансовая дискриминация, а именно «моральное уничтожение» человека, когда ему «объясняется», какое место он должен занимать (и «не высовываться»). Больше всего возмущают различного рода «тиранов», когда в их присутствии кто-то «осмеливается» проявлять большее достоинство или большую радость, счастье, поскольку часто принято считать, что «счастливее всех (!)» должен быть именно тиран (лидер, признанная очаро-вашка, человек, находящийся в «особых» отношениях с кумиром толпы, супербогач, начальник и т.п.). !64 Фактически «эмоциональные стереотипы элитарности», основанные на одобрении/или неодобрении «внешних символов элитарности», и являются аналогом «денег» в экономических системах, а их накопление и использование в своей жизни может рассматриваться как своеобразный аналог «капитала». Получается, что сами деньги (как разновидность внешних символов элитарности) при психологическом рассмотрении превращаются скорее в товар, которому еще должна быть определена его «психологическая стоимость» в зависимости от того, кто определяет. Например, для гордых и внутренне независимых людей деньги (как экономическая категория) являются второстепенной ценностью (психологическая стоимость невысокая), тогда как для людей алчных и стандартизированных массовыми предрассудками деньги часто выступают как высшая ценность, и психологическая стоимость их достаточно высока. В последнем случае отсутствие денег (как внешних символов элитарности) может очень сильно переживаться элитарно-ориентированным человеком. Важнейшей характеристикой «эмоционального стереотипа элитарности» является его постоянная изменчивость. Он меняется в зависимости от ситуации, например, в компании, где собрались представители настоящей элиты, человек будет вести себя иначе, чем в компании простых людей, т.е. даже стереотип имеет свои варианты на разные случаи (если сравнивать это с деньгами как экономической категорией, то рубль в России — это не то же самое, что рубль в США). «Эмоциональный стереотип элитарности» развивается вместе с развитием личности. В своих наиболее развитых, высших вариантах он почти исчезает, как бы освобождая человека для реального проявления творчества и достоинства (немыслимых для человека, «стандартизированного» стереотипами массового сознания, в том числе и различными эмоциональными стереотипами поведения). Если и здесь провести аналогию с деньгами, то рубль в Российской Федерации периода «демократических реформ» сильно отличается от рубля в СССР (правда, здесь уместнее говорить уже не о развитии, а о деградации). Так же, как деньги, эти чувства («эмоциональные стереотипы элитарности») представляют некоторое ограниченное «пространство» («оптимум элитарности»), ведь и «пространство» капитала не безгранично, иначе бы капитал просто обесценился. Например, Дж. Хо-манс, рассматривая социальное поведение как «обмен» материальными (деньгами) и нематериальными (знаками одобрения, престижа) ценностями, отмечает, что чем «больше человек приобретает, тем менее ценна для него каждая дополнительная единица этого качества» (Хо-манс, 1984. С. 85). Он отмечает далее, что «статусная конгруэнтность группы» возможна тогда, когда реализуется «равновесие или баланс между обменами»; когда человек, стремящийся к своей выгоде, «следит за тем, чтобы никто из его группы не получал большей выгоды», а сама «стоимость и ценность того, что он отдает и получает, меняются в зависимости от количества того, что он отдает и получает». При этом «стоимостью» является то, что человек отдает (например, свою ответственность), «вознаграждением» — то, что он получает в результате обмена (например, деньги, знаки одобрения или престижа), а само его поведение «меняется в меньшей степени, если «выгода», т.е. вознаграждение, за вычетом стоимости сохраняет максимальное значение» (Хоманс, 1984. С. 89-90). Вели какая-то элитарная ценность (или идеал) будут слишком сильно эксплуатироваться, то произойдет некоторое «пресыщение» «рынка» такого рода ценностей, и они вообще перестанут быть «ценностями» для многих людей, стремящихся к особому, т.е. редкому, труднодоступному чувству. Значимость людей, которые не сумели сориентироваться в изменившейся конъюнктуре психологического «рынка» (рынка элитарности), быстро снизится в глазах окружающих обывателей. Например, нечто подобное происходит с такими понятиями, как «добро», «справедливость» «совесть», «интеллигентность», поскольку от слишком частого употребления, а также от явной дискредитации этих понятий людьми, никакого отношения ко всему этому не имеющими (откровенными негодяями и прохиндеями, притворяющимися «добрыми», «благородными» и т.п.), эти понятия также начинают терять свое исходное значение и даже приобретают ироничный оттенок. Таким образом, «экономические» модели оказываются вполне состоятельными при психологическом рассмотрении элитарности и механизмах перераспределения чув- ства элитарности между различными людьми. К счастью, чувство подлинной элитарности подчиняется другим, более сложным закономерностям, когда более приоритетным становится не столько «оттягивание» этого чувства у других, а, наоборот, щедрое взаимоодаривание, взаимообогащение этим чувством близких по духу людей. Психологическая (и даже консультационная) проблема заключается в том, что чувство элитарности не всегда является результатом действительно творческого и общественно-полезного труда и от консультанта (профконсу-льтанта, психотерапевта) иногда ждут помощи и содействия в построении (или «обосновании») такой карьеры, когда при сравнительно небольших душевных и интеллектуальных затратах хочется получить от жизни все или хотя бы больше, чем получают всякие там «дураки», «быдлы», «лентяи» и т.п. Например, критикуя современных американских «отсталых педагогов», Р. Миллс пишет: «Они не являются активными глашатаями норм и образцов высокой культурной жизни и интеллектуальной разборчивости. Вместо этого они часто преподносят учащимся пустяки и пошлости, относящиеся к ловким приемам достижения успеха на профессиональном поприще и к искусству «приспособления к жизни», т.е. к растительной жизни стандартных людей» (Миллс, 1959. С. 426). Проблема самоопределения и стремления к элитарному идеалу превращается прежде всего в нравственную проблему^ осложняющуюся тем, что, с одной стороны, человек хочет жить хорошо (богато, сытно, ярко), но, с другой стороны, хочется прожить свою жизнь самобытно, неповторимо, достойно, личностно, т.е. не по стандарту, не в качестве чьей-то «тени»... Но такая более творческая и достойная жизнь предполагает не столько «оттягивание» чувства собственной значимости (в идеале — элитарности) у других людей (или иное его «перераспределение»), сколько собственное творчество по производству этого чувства у самого себя, т.е. подлинную элитарность. Поэтому необходимо специально рассматривать возможные пути стремления к элитарному идеалу, включающие как «эксплуататорские» ориентации, близкие к только что рассмотренному «оттягиванию чувства элитарности», так и другие, более достойные варианты.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |