КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая логика развития элитарных ориентации
Если опираться на описанную ранее структуру элитарности, то общую логику развития ее конкретных составляющих можно представить следующим образом. /. Представление об элитарности (когнитивная составляющая) меняется от более романтического (сказочного, мифологического) к более реалистическому. Но можно предположить, что представление об элитарном развивается и от более простого, конкретного (понятного) к более сложному, более обобщенному, абстрактному и даже противоречивому («принцесса» для ребенка и «то же мне прынцэсса» для взрослого — это не одно и то же). Можно также предположить, что для ребенка элитарный идеал представляется более достижимым (реальным), чем для «уже познавшего» сложности и несправедливости жизни взрослого человека. 2. Переживание (чувство) своего соответствия/или несоответствия элитарному идеалу развивается от простого, четко дифференцированного отношения («можно — нельзя», «хорошо — плохо») к более сложному и противоречивому, вызывая в своих наиболее развитых формах (например, в искусстве, в «муках творчества» выдающихся философов, писателей и публицистов) достаточно противоречивые и неоднозначные чувства. Например, Л.С. Выготский, рассматривая специфику «эстетической реакции» — писал, что всякое художественное произведение «заключает в себя непременное аффективное противоречие, вызывая взаимно противоположные ряды чувств», приводящие их к «короткому замыканию и уничтожению» (Выготский, 1987. С. 203). При этом анализ биографий творческих людей показывает, что многие из них строят свою судьбу как «поэму», т.е. относятся к построению своей жизни как к художественному произведению (см. Розин, 1992), что позволяет говорить о развитии чувства элитарности как о процессе его «эстетизации» и приближении к настоящему «искусству». 3. Третья составляющая — стремление к элитарности (готовность реализации элитарного идеала) в своем развитии во многом определяется общей социокультурной ситуацией и конкретными условиями воспитания данного человека. Также это развитие определяется сфор-мированностью представления о пространстве элитарности (можно было бы сказать, сформированностью «ориентировочной основы действия»), а также сформированностью готовности переживать свое несоответствие элитарному идеалу (как «энергетическая» основа действия по его реализации). Исходя из сказанного, можно определить важнейшее требование при формировании готовности человека к построению и реализации своего элитарного идеала в ходе профессионального и личностного самоопределения: человеку важно не предлагать уже имеющиеся образцы такого элитарного идеала, а помогать ему самостоятельно выстраивать возможные смыслы и пути реализации этих смыслов, т.е. формировать у самоопределяющегося человека готовность самостоятельно ориентироваться в пространстве смыслов (и в пространстве наиболее высоких, элитарных смыслов и идеалов). Например, в ходе учебного процесса со школьниками или студентами такие смыслы («ориентировочная основа») не столько преподносятся в готовом виде, сколько создаются совместными усилиями, т.е. здесь также важен не столько внешний результат (найденный смысл или созданный «элитарный идеал»), сколько процесс такого поиска, который имеет другой результат — форми- В одном случае это может быть явно эгоистическая ориентация, а в другом (более сложном и достойном) случае — это альтруистическая ориентация, ориентация на добро, на взаимопонимание и взаимопомощь между людьми. Таким образом, верхний полюс вертикальной оси уже предложенной ранее модели (см. главу 12, рис. 1) должен быть как бы расщеплен, в зависимости от нравственной ориентации конкретного (но все-таки творчески ориентирующегося) человека. Сложно говорить и о единообразном понимании «яркости» образа жизни (о внешних символах, атрибутах элитарности). Здесь также можно выделить по крайней мере две разновидности внешней яркости. Первая связана с изначально имеющимися у человека символами элитарности: богатое наследство, прекрасная наследственность («породистые люди», «красавицы», «силачи» и т.п.), удачное местожительство (например, где-то «на Арбате»), известные и высокообразованные родители, изначальная «элитная» среда и престижные знакомства, «родственники за границей» и т.п. Вторая разновидность связана с тем, что внешние признаки элитарности человек достигает, выстраивает собственными усилиями (приобретенные внешние атрибуты и символы элитарности): купленная «фирменная» и очень дорогая одежда, последняя марка автомобиля, роскошная квартира, престижные поездки за рубеж, интимные отношения со знаменитостями («полежать рядом с золотом»), Выработанные в ходе тренировки элитные интонации, тембр и манеры поведения и т.п. При этом важно, что активность, направленная на приобретение внешних символов элитарности, направлена не на собственное развитие (не на самоопределение в высоком смысле, не на «самопреодоление» и «выход за рамки самого себя»), а лишь на имитацию такого развития. Наконец, важной характеристикой ощущения элитарности является общее представление человека о том, как его воспринимают окружающие, независимо от его реального творчества и внешних символов элитарности. Ведь иногда в конкретной группе без каких-либо причин и обоснований некоторых людей определяют в мудрецы и авторитеты, а других — в отверженные (в «козлы отпущения» и т.п.) и только так хотят их воспринимать, иногда специально даже поддерживая эти искусственно созданные образы. Таким образом, чтобы не выстраивать сложные многомерные «пространства» самоопределения с учетом выделенных выше дополнений, можно было бы обозначить несколько видоизмененную (и более образную) модель элитарности — модель «элитарного образа-Я». Данная модель имеет вид пятиконечной звезды (люди, стремящиеся к ощущению собственной значимости, к элитарности, чем-то, действительно, похожи на большие и маленькие «звезды») (см. рис. 2). Каждый из пяти лучей обозначает только что выделенные характеристики (критерии).
2 — эгоистически ориентированное творчество (стремление к превосходству) 5 — общее («харизматичное») призна- ние человека как достойного ува- жения, независимо от элитарной атрибутики и реального уровня его творчества и 1 — альтруистически ориентированное творчество (доброта) 3 — изначально имеющиеся внешние символы элитарности 4 — приобретенные внешние символы элитарности
Рис. 2. Модель элитарности отдельного человека («человека-звезды»): — Каждый луч звезды — это характеристика элитарности в данный момент и в данной ситуации. — Величина (длина) луча — показатель субъективно понимаемой силы данной элитной характеристики. — Ширина (основание) луча — объективный показатель развитости данной элитной характеристики. — Пунктиром — прошлые заслуги (прошлые величины элитных характеристик), которые также иногда учитывается при общей «элитной» оценке человека. Можно также представить, что это образ элитарного идеала, к которому стремится данный человек, и тогда рассогласование между реальным «образом-Я» и образом своего элитарного идеала станет основой для переживаний человека, а может, и его активности для самосовершенствования. В целом величина звезды — это одновременно и представление человека о собственной значимости, и его восприятие другими людьми. Величина «звезды» меняется в каждой конкретной ситуации (в зависимости от того, как оценивают человека другие и как оценивает он себя сам, — это образ «мерцающей звезды»). Сама величина модели-звезды свидетельствует уже о реальной (объективной) значимости человека либо с точки зрения его имеющегося окружения, либо с точки зрения других людей, включая потомков.., поэтому звезды как бы постоянно «пульсируют», в зависимости от признания или непризнания их в каждый данный момент, а также в зависимости от самооценки данного человека. Как уже отмечалось, именно рассогласование между своими реальными и желаемыми (идеальными) элитарными характеристиками, а также рассогласование между самооценкой и оценками окружающих и составляет основу переживаний человека (как возможности, стимула для самосовершенствования) или же, при относительном разрешении этих рассогласований, составляет основу чувства элитарности, гордости и значимости собственной жизни.
Глава 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧУВСТВА ЭЛИТАРНОСТИ
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |