Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. коллоидные растворы




В а р и а н т 20

В а р и а н т 19

 

1. Ионные уравнения. Образование осадка. Произведение раст­воримости.

2. Гидролиз солей. рН растворов гидролизуемых солей.

3. Напишите в ионной форме следующие уравнения:

MgCl2 + KOH ®

AgNO3 + Na2CrO4 ®

4. Написать уравнения гидролиза солей в молекулярном и ионном виде: а) магний иодида; б) калий силиката; в) аммоний сульфида.

5. К 100 мл 0,1 н. раствора HCOOH прилили 300 мл 0,2 н. раствора HCOOK. Вычислить рН образовавшегося буферного раствора. (Кд(HCOOH)=1,77×10-4).

 

 

1. Теория электролитической диссо­циации. Диссоциация электролитов с различным характером его химических связей.

2. Гидролиз солей. Степень и константа гидролиза.

3. Напишите в ионной форме следующие уравнения:

ZnCl2 + NH4OH ®

AgNO3 + H3PO4 ®

4. Написать уравнения гидролиза солей в молекулярном и ионном виде: а) барий нитрита; б) натрий сульфида; в) магний ацетата.

5. Вычислить рН 2 л буферного раствора, содержащего 140 г NH4OH и 214 г NH4Cl. (Кд(NH4OH)=1,79×10-5).

 

Система, в которой одно вещество раздроблено и распреде­лено в массе другого вещества, называется дисперсной системой.

Вещество, распределенное в виде отдельных частиц (твер­дых частиц, капель жидкости, пузырьков газа и т. д.), называет­ся дисперсной фазой. Вещество, в котором распределена дис­персная фаза, – дисперсионной средой. Дисперсная фаза нера­створима в дисперсионной среде и отделена от нее по­верхностью раздела. Дисперсные системы различаются степе­нью дробления дисперсной фазы. Степень измельчения (дроб­ления) вещества называется степенью дисперсности. По сте­пени дисперсности дисперсные системы разделяются на три вида.

Дисперсные системы. (1 нм=10-9м)

1. Грубодисперсные (суспензии, эмульсии и т. д.) 100 нм

2. Коллоидные 1–100 нм

3. Молекулярно-ионные (истинные растворы) 1 нм

В зависимости от агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды грубодисперсные системы классифи­цируют следующим образом:

Суспензии – это системы, состоящие из твердых частиц, взвешенных в жидкости. Частицы твердого вещества видны в микроскоп и имеют размер 100–1000 нм. Суспензии (например, взвесь глины в воде) не фильтруются через бумажные фильтры, не обладают осмотическим давлением и являются седиментационно неустойчивыми, частицы дисперсной фазы выпадают на дно сосуда под действием тяжести.

Эмульсиями называются дисперсные системы, в которых дисперсная фаза и дисперсионная среда – жидкие. Для получения эмульсии необходимо взять две взаимно нерастворимые жидкости (или ограниченно нерастворимые) и диспергировать одну в другой в виде мелких капель. Например, эмульсия: масло в воде. Обычно одна из фаз эмульсий – вода, Другой фазой может быть любая органическая жидкость, нерастворимая в воде: масло, бензол, бензин и т. п. Для повышения устойчивости эмульсий вводят особые вещества, называемые эмульгаторами. Эмульгатор, адсорбируясь на поверхности капель дисперсной фазы, образует пленки, препятствующие слиянию капель друг с другом. В качестве эмульгаторов в большинстве случаев применяют соли высокомолекулярных жирных кислот – мыла.

Пенами называют высококонцентрированные связные дисперсные системы, в которых дисперсная фаза – газ, а дисперсионная среда – жидкость, вытянутая в тонкие пленки. Если эти пленки способны отвердеть, то можно получить практически безгранично устойчивую твердую пену (пенобетоны, пенопласты, микропористая резина и т. д.).

Дымы и туманы представляют собой дисперсные системы с газообразной дисперсионной средой. Дым – это твердые частицы, распределенные в газе, а туман – весьма мелкие капельки жидкости, также распределенные в газе. Устойчивые неоседающие дымы и туманы имеют весьма мелкие размеры частиц дисперсной фазы. Поэтому их объединяют под общим названием аэрозоли независимо от агрегатного состояния дисперсной фазы.

Коллоидные системы представляют собой вид дисперсных систем с размером частиц дисперсной фазы от 1 до 100 нм. Диспергирование (дробление) растворенного вещества в истинных растворах происходит до молекул и ионов. В коллоидных системах частицы дисперсной фазы представляют собой относительно крупные агрегаты, состоящие из сотен и тысяч молекул, ионов и атомов.

Жидкие коллоидно-дисперсные системы называются коллоидными растворами или золями. От истинных растворов коллоидные растворы отличаются рядом специфических свойств: они относительно неустойчивые, частицы дисперсной фазы не проходят через мембрану, обладают малой скоростью диффузии, способны рассеивать свет.

Если направить пучок света через коллоидный раствор, то частички растворенного вещества рассеивают свет, – в жидкости наблюдается светящийся конус (конус Тиндаля). Это свойство коллоидных растворов отличает их от истинных, которые свет не рассеивают.

Частица дисперсной фазы в коллоидном растворе называется мицеллой. Мицелла в целом электронейтральна. В центре мицеллы находится ядро. Ядро мицеллы представляет собой совокупность кристаллически или аморфно упакованных молекул труднорастворимого соединения. Ядро коллоидной частицы прочно адсорбирует на своей поверхности ионы определенного заряда электролита-стабилизатора, которые называются потенциалопределяющими ионами. Ионы противоположного знака, компенсирующие заряд частицы, называются противоионами. Одна часть противоионов располагается за счет электростатического взаимодействия в адсорбционном слое в непосредственной близости к ядру и удерживается частицей при ее передвижении по раствору, а вторая часть противоионов находится в диффузном слое и слабо связана с частицей. Ядро вместе с адсорбционным слоем (потенциалопределяющие ионы совместно с частью противоионов) называется гранулой. Гранула имеет заряд. Знак заряда гранулы определяется потенциалопределяющими ионами, прочно адсорбированными на поверхности ядра коллоидной частицы. Мицелла в целом электронейтральна за счет диффузного слоя.

В качестве примера рассмотрим строение мицеллы иодида серебра в избытке KI.

адсорбционный диффузный

слой слой

{m[АgI] nI -(n-х)K +} xK+


ядро потенциал- противоионы

определя­ющие

ионы

 
 


коллоидная частица (гранула)

 

мицелла

Коллоидная частица имеет отрицательный заряд, поэтому гранула при электрофорезе будет двигаться к аноду.

Коллоидные растворы на практике получаются двумя способами: а) дроблением более крупных частиц до коллоидных размеров (дисперсионный метод); б) соединением мелких частиц в более крупные до коллоидных размеров (конденсационный метод). Высокая степень дисперсности вещества в коллоидных растворах ведет к увеличению общей суммарной поверхности частиц и обуславливает легкопротекающие процессы адсорбции на их поверхности. Коллоидные частицы адсорбируют на своей поверхности катионы и анионы, приобретая таким способом одноименный электрический заряд, противодействующий их соединению в более крупные агрегаты. Находясь во взвешенном состоянии, частицы распределяются в дисперсионной среде, образуя коллоидный раствор.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.