КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основа возникновения и реализации
M Глава 5. Система страхового права и система страхового законодательства Ведомственные нормативные акты (и в первую очередь нормативные акты федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью), регулирующие отношения в сфере страхования, преобладают в общем объеме подзаконных актов. Ведомственные акты издаются в форме положений, правил, инструкций, приказов, писем, распоряжений, разъяснений и др. Однако не все ведомственные нормативные акты могут служить основанием для установления и реализации правоотношений, применения санкций к их субъектам, а также разрешения споров в судебном порядке. Указ Президента РФ от 23.05.96 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»40 определяет порядок государственной регистрации в Минюсте РФ нормативных правовых актов министерств и ведомств, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. Такие ведомственные акты подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 10 дней после регистрации в Минюсте в определенных изданиях41 (в частности, в «Российской газете»). Только зарегистрированные в Минюсте РФ и официально опубликованные ведомственные нормативные правовые акты влекут правовые последствия. Из зарегистрированных в Минюсте РФ и официально опубликованных в последние годы наиболее важных ведомственных актов, регулирующих общественные отношения в сфере страхования, можно назвать, например, следующие: 1. Правила размещения страховщиками страховых резервов42 (утверждены приказом Минфина РФ от 22.02.99 г. № 16н, зарегистрированы в Минюсте РФ 02.04.99 г. № 1744). 2. Положение о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями (утверждено приказом Минфина РФ от 16.05.00 г. № 50н, зарегистрировано в Минюсте РФ 13.07.00 г. № 2305). 3. Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на террито- 40 СЗ РФ. — 1996. — № 22. — Ст. 2663. 41 Белых B.C., Кривошеее И.В. Страховое право. — М.: Норма. — С. 30. 42 РГ. — 2000. — 3 августа. 5.2. Источники страхового права и их классификация рии РФ43 (утверждено приказом Минфина РФ от 17.07.01 г. № 52н, зарегистрировано в Минюсте РФ 04.09.01 г. № 2924). 4. Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств44 (утверждено приказом Минфина РФ от 02.11.01. г. № 90н, зарегистрировано в Минюсте РФ21.12.01 г. № 3112). Значительное количество нормативных правовых актов было принято Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзором, действовавшимдо конца 1996 г.) еще до Указа Президента РФ от 23.05.96 г. № 763, которые еще не регистрировались в Минюсте, но публиковались в различных изданиях. Их роль в регулировании общественных отношений в сфере страхования трудно переоценить. Среди таких нормативных актов необходимо указать, в частности, следующие: 1. Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ45 (утверждены приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 г. № 02-02/08). 2. Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни46 (утверждены приказом Росстрахнадзора от 18.03.94 г. № 02-02/04). Приказом Минфина РФ от 11.06.02 г. № 514 (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.07.02 № 3584) утверждены новые Правила формирования страховых резервов по страхованию иному чем страхование жизни (РГ. — 2002. — 23 июля) 3. Временное положение о ведении реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ47 (утверждено приказом Росстрахнадзора от 09.02.95 г. № 02-02/03). От нормативных правовых актов страхового законодательства следует отличать индивидуальные правовые акты, принимаемые в сфере страхования. Индивидуальные правовые акты не содержат норм, предписания которых подлежат выполнению всеми субъектами общественных отношений или определенной их категорией, а посвящаются разрешению конкретного дела (спора) или деятельности отдельного лица. Такими индивидуальными правовыми актами являются, например, отзыв лицензии страховщика, предусмотрен- 43 РГ — 1999. — 15 апреля. 44 РГ. — 2001. — 12 сентября. 46 ЭЖ. — 1994. — № 16—18. 47 ФГ. — 1995. — №8. Глава 5. Система страхового права и система страхового законодательства ный решением ФОНСД, или решение суда по конкретному страховому спору. Для обеспечения страховой деятельности страховщиков ФОНСД издается достаточно большое количество инструктивно-методических, разъяснительных документов, позволяющих достигать единообразия в реализации предписаний норм многих нормативно-правовых актов. К таким документам относятся, например, следующие: 1. Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования4" (утверждена распоряжением Росстрахнадзора от 08.07.93 г. № 02-03-36). 2. О структуре страховых тарифов и определении базовой страховой премии по договорам противопожарного страхования49 (письмо Минфина РФ от 29.12.98 г. № 24-09/07). 3. О порядке лицензирования правил страхования лиц, выезжающих за границу50 (письмо Минфина РФ от 07.10.97 г. № 24-11/05). 4. Об отдельных вопросах лицензирования страхования финансовых рисков51 (разъяснение Росстрахнадзора от 06.03.95 г.№ 09/1-5Р/02). 5. О лицензировании комбинированных видов страхования52 (разъяснение Росстрахнадзора от 15.03.95 г. № 09/1-6р/02). 6. О порядке оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ53 (утвержден приказом Минфина РФ от 24.12.96 г. № 108 и приказом Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24.12.96 г. № 235). В страховой деятельности применяются также локальные нормативные правовые акты, регулирующие внутренние (корпоративные) отношения страховых организаций. Основными актами подобного рода являются уставы этих организаций, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, коллективные договоры и др. Важнейшими локальными нормативными актами, регулирующими непосредственно страховые отношения, являются стандартные (типовые) правила страхования страховщиков, утвержденные ими размеры страховых тарифов и их структура по видам (подвидам) страхования. 48 ЭЖ. — 1995. — №5. 49 Страховое дело. — 1999. — 50 Страховое дело. — 1998. — 51 ЭЖ. — 1995. — №12. 52 ЭЖ. — 1995. — №13. 53 Страховое дело. — 1997. — №2. №1. №1. 5.2. Источники страхового права и их классификация Правила страхования определяют общие порядок и условия страхования данного вида (например, страхования имущества граждан или гражданской ответственности владельцев транспортных средств и др.), права и обязанности субъектов страховых правоотношений, их юридическую ответственность. Конкретные персонифицированные страховые правоотношения устанавливаются (возникают), как указывается в §4.1, при заключении договора страхования. Для заключения конкретного договора страхования с определенными предметами страховой защиты, условиями, правами и обязанностями сторон (и третьих лиц) страховщики применяют также стандартные (типовые) формы договоров (страховых полисов, свидетельств или сертификатов). Правила страхования, страховые тарифы и их структура по видам страхования разрабатываются (изменяются при необходимости), утверждаются страховщиком и согласовываются с государственным органом страхового надзора (ФОНСД). Вместе с правилами страхования в орган страхового надзора страховщиком представляются при получении лицензии (или изменении, дополнении действующих правил страхования) также типовые формы договоров (страховых полисов или свидетельств, сертификатов), страховые тарифы и их структура ло видам (подвидам) страхования. Правила страхования, являющиеся локальными нормативно-правовыми актами, должны соответствовать действующему законодательству. Примерные правила страхования, разрабатываемые объединениями страховщиков (ВСС, РСС и др.) или ФОНСД, имеют рекомендательный характер и преследуют цель — установление единого методологического подхода в разработке страховщиками своих правил страхования соответствующих видов. Положения примерных правил страхования становятся обязательными после включения их в правила страхования страховой организации. Например, приказом Росстрахнадзора от 20.06.96 г. № 02-02/17 одобрены и рекомендованы к применению Примерные правила страхования жизни с условием выплаты страховой ренты54. По сфере действия нормативные правовые акты страхового законодательства могут подразделяться на общие и специальные. Общие нормативно-правовые акты страхового законодательства охва- 54 Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету.— 1996. — №8. Глава 5. Система страхового права и система страхового законодательства тывают регулирующим воздействием, например, всех субъектов страховых отношений как имущественного, так и личного страхования на всей территории Российской Федерации. Такими общими нормативными актами являются Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и ГК РФ (гл. 48). Специальные нормативные правовые акты содержат правовые нормы, регулирующие отношения юридических, физическихлиц, в том числе субъектов страховых отношений, в определенной области деятельности. При этом среди специальных нормативных актов страхового законодательства можно выделить акты, содержащие нормы, регулирующие практически все организационные, правовые и экономические аспекты осуществления страхования в определенной области деятельности (жизни), т.е. посвященные полностью регулированию страховых отношений. К таким нормативно-правовым актам относятся, например: 1. Закон РФ от 28.03.98 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»55. 2. Указ Президента РФ от 07.07.92 г. № 750 (в редакции Указов Президента РФ от 06.04.94 г. № 667 и от 22.07.98 г. № 886) «Об обязательном личном страховании пассажиров»56. 3. Закон РФ от 28.06.91 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ»57. Вторая группа специальных нормативных правовых актов содержит обычно от одной до нескольких статей (пунктов), посвященных страхованию тех или иных лиц, их жизни, здоровья либо имущества, гражданской ответственности, в форме предписаний о необходимости обязательного страхования на определенную страховую сумму, а иногда и с указанием, от каких страховых рисков (случаев). В целом же такие нормативно-правовые акты издаются для регулирования общественных отношений в областях деятельности различной направленности и значительной опасности для людей и имущества. К этой группе законов могут быть отнесены, например: 55 РГ. — 1998. — 7 апреля. 56 САПП. — 1992. — № 2. — Ст. 32; Страховое дело. — 1998. — № 9. 67 ВСНД и ВС РФ. — 1991. — № 21. - Ст. 920; 1993. - № 17. - Ст. 602. 5.2. Источники страхового права и их классификация 1. Закон РФ от 21.12.94 г. № 69-ФЗ (в редакции Закона от 22.08.95 г.) «О пожарной безопасности»58 — ст. 28. 2. Закон РФ от 22.08.95 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»59 — ст. 31. 3. Закон РФ от 21.07.97 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»60 — ст. 20. 4. Закон РФ от 26.06.92 г. № 3132-1 (в редакции законов от 21.06.95 г. и от 20.12.01 г.) «О статусе судей в РФ»61 — ст. 20. 5. Основы законодательства о нотариате62 (утверждены ВС РФ 11.02.93 г. № 4462-1)-ст.18. 6. Закон РФ от 15.04.93 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»63 — ст. 30. 7. Кодекс торгового мореплавания РФ64 от 30.04.99 г. 8. Воздушный кодекс РФ65 от 19.03.97 г. По признаку состава норм одной или разных отраслей права в одном нормативно-правовом акте, которые регулируют соответственно однородные или разнородные общественные отношения, нормативные правовые акты страхового законодательства могут быть разделены на однородные и комплексные. В страховом законодательстве, как отмечалось выше, преобладают комплексные нормативные акты. К однородным нормативным правовым актам страхового законодательства относятся, например: 1) ГК РФ (гл. 48); 2) Указ Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров»; 3) Закон РФ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». 58 СЗ РФ. — 1994. — № 35. - Ст. 3649. 59 СЗ РФ. — 1995. — № 35. — Ст. 3503. 60 РГ — 1997. — 5 августа. 61 Российская юстиция. — 1995. — № 11; РГ. — 2001. — 20 декабря. 62 ВСНД и ВС РФ. — 1993. — № 10. — Ст. 357. 63 ВСНД и ВС РФ. — 1993. — № 20. — Ст. 718. 64 РГ. — 1999. — 1—5 мая. 65 Воздушный кодекс РФ. — М.: Норма. — 1999. Глава 5. Система страхового права и система страхового законодательства По субъектам, издающим нормативные правовые акты страхового законодательства, могут быть выделены две основные группы: 1) нормативные правовые акты, принятые и изданные федеральным органом государственной представительной власти (Федеральным Собранием РФ) — федеральные законы; 2) подзаконные нормативные акты, принятые федеральными органами государственной исполнительной власти — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ, в том числе в преобладающей части акты государственного органа страхового надзора (ФОНСД). Важное место в регулировании страховых отношений занимают локальные нормативно-правовые акты, разрабатываемые, утверждаемые страховщиками и согласовываемые ими с государственным органом страхового надзора в тех случаях, когда соответствующие документы требуются для получения ими лицензии на осуществление страховой деятельности или по отдельному новому виду страхования. Эти акты разрабатываются в соответствии с требованиями действующего законодательства и не должны ему противоречить. К локальным нормативно-правовым актам страховых организаций следует отнести прежде всего стандартные (типовые) правила страхования и договоры страхования (страховые полисы, свидетельства). Составной частью правил страхования являются страховые тарифы, их структура. Локальными нормативными актами страховых организаций являются также: 1) устав страховой организации (или учредительный документ другого вида); 2) положение о внутреннем распорядке рабочего дня; 3) положение об оплате труда штатных и нештатных работников; 4) коллективный договор между администрацией и персоналом страховщика; 5) различные инструктивно-методические руководства; 6) должностные инструкции и др. Вторым источником страхового права является «обычай делового оборота». В статье 5 ГК РФ дается определение понятия обычая делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательский деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством независимо от того, зафиксировано ли оно в ка- 5.2. Источники страхового права и их классификация ком-либо документе». Как пример применения обычая делового оборота в добровольном страховании от несчастных случаев можно привести широко применяемый страховщиками порядок оценки вреда, причиненного застрахованному лицу страховым случаем, по количеству дней временной нетрудоспособности и выплаты страхового обеспечения, исходя из этой оценки и установленного правилами (договором) страхования размера выплачиваемого ежедневного пособия в рублях или в процентах от страховой суммы (при наличии определенного ограничения). Третий источник страхового права — судебный прецедент — в российской страховой практике не нашел сколь-либо заметного применения. Однако он находит достаточно широкое применение, например, в Англии, США и некоторых западноевропейских странах (Германия, Швейцария). Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом РФ, то применяются правила международного договора. В данном случае имеются в виду различного рода международные пакты о правах человека, конвенции, соглашения, ратифицированные РФ. В регулировании страховых отношений международные конвенции, соглашения занимают значительное место прежде всего в страховании транспортных средств, отправляющихся за границу, ответственности перевозчиков грузов и пассажиров, имущества за причинение им вреда в процессе доставки до пункта назначения, а также в медицинским страховании лиц, выезжающих за рубеж. Положения этих соглашений распространяются на граждан РФ, пребывающих за границей. Правовые аспекты регулирования страховых отношений в осуществлении этих видов страхования освещаются в гл. 8 и 9. К таким международным правовым актам, в частности, относятся: 1) Римская Конвенция «О возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли»66 (Рим, 7 октября 1952 г.). 66 ВВС РФ (СССР). — 1989. — № 7. — Ст. 3007. Глава 5. Система страхового права и система страхового законодательства 2) Варшавская Конвенция «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок»67 (Варшава, 12 октября 1929 г.; Гаагский протокол к Конвенции 1955 г.; Мальтийское соглашение по изменению лимитов ответственности 1976 г.); 3) Международное соглашение (Универсальный договор «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств»68 от 1 января 1953 г. (дополнения от 29.06.84 г., Женева); 4) Конвенция «О договоре международной дорожной перевозки грузов по дорогам»69 (Женева, 1956 г.) и протокол к Конвенции от 05.07.78 г. 5.3. О некоторых чертах действующего страхового законодательства В общем плане состояние страхового законодательства весьма точно было определено в «Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998— 2000 годах»70, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.98 г. № 1139. В первом же разделе этого документа сказано, что работа по совершенствованию страхового законодательства ведется бессистемно и с очевидным запаздыванием. В этом документе указывались и основные направления, в которых должна вестись правотворческая деятельность, нормативные правовые акты которой обеспечивали бы конкретизацию условий допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок, а также регламентацию деятельности иностранных перестраховщиков, брокеров и иных субъектов страховых отношений. Основными направлениями намечалось также создание нормативных правовых и организационных основ для совершенствования государственного надзора за страховой деятельностью, включая совершенствование условий лицензирования страховой деятельно- 67 Международное воздушное право. Книга II. — М.: Наука, 1980. — 68 Страхование от А до Я / Под редакцией Л.И. Корчевской, К.Е. Турби 65 Сборник международных договоров и других документов. — М.: ТПО СССР, 1991. 70 РГ. — 1998. — 17 октября. 5.3. О некоторых чертах действующего страхового законодательства сти и предъявления санкций к страховщикам за нарушение законодательства и требований добросовестной конкуренции. Необходимо отметить, что к началу 2002 г. были приняты важные нормативные правовые акты, регулирующие значительную часть общественных отношений в указанных сферах страховой деятельности, в том числе: 1) Закон РФ от 20.11.99 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ»71; 2) Положение о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями72 (утверждено приказом Минфина РФ от 16.05.00 г. № 50н, зарегистрировано в Минюсте РФ 13.07.00 г. № 2305); 3) Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг73 (утвержден приказом Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 06.05.00 г.№ 346а, зарегистрирован в Минюсте РФ01.06.00г.№ 2244); 4) Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ74 (утверждено приказом Минфина РФ от 17.07.01 г. № 52н, зарегистрировано в Минюсте РФ 04.09.01 г. № 2924); 5) Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств75 (утверждено приказом Минфина РФ от 02.11.01 г. № 90н, зарегистрировано в Минюсте 21.12.01 г. № 3112). Однако до сих пор остаются действующими Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ (1994 г.), хотя необходимость в приведении их в полное соответствие с сегодняшними реалиями развития страхового рынка и нормами гл. 48 ГК РФ очевидна. В первую очередь это касается приложения 2 Условий, в котором дается классификация видов страховой деятельности и видов страхования. Представляется необходимым как для страховой защиты имущественных интересов юридических и физических лиц, так и для даль- 71 РГ. — 1999. — 23 ноября. 72 РГ. — 2000. — 3 августа. 73 БНА. - 2000. — №11. 74 РГ. — 2001. — 12 сентября. 75 РГ. — 2001. — 26 декабря. Глава 5. Система страхового права и система страхового законодательства нейшего развития страхового рынка принятие не только Закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств», но и ряда других законов, регулирующих страхование ответственности. В частности, сейчас неоправданно сужена возможность страхования ответственности за нарушение договора статьей 932 ГК РФ. Этой статьей ГК РФ допускается страхование риска ответственности за нарушение договора только в случаях, предусмотренных законом. А таких случаев обнаруживается всего два (норма ч. 2 ст. 27 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» нами в счет не принимается в силу указанного в §2.1 нестрахового характера отношений субъектов договора перестрахования). Статьей 587 ГК РФ предусматривается обязанность плательщика ренты страховать риск ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства перед рентополучателем по договору ренты, и ст. 39 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» предусматривается по существу пока взаимное страхование ответственности коммерческих банков за неисполнение обязательств по вкладам граждан путем осуществления специальных отчислений в резервный фонд, созданный в ЦБ РФ. Некоторые банки (в том числе Сбербанк) создают для этих целей и свои резервные фонды. Однако ст. 38 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» устанавливается необходимость создания Федерального фонда обязательного страхования вкладов граждан на основании соответствующего закона (законопроект находится на рассмотрении в Госдуме). Представляется, что крайне необходимо принять закон об обязательном страховании ответственности предпринимательских структур за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договорам купли-продажи, строительства объектов, выполнения работ и оказания услуг. Высказываемые предложения о том, что такие риски можно страховать по нормам страхового законодательства и правилам страхования предпринимательских рисков, абсолютно неверны. Ведь при страховании ответственности предпринимателя за нарушение договора страхуется его имущественный интерес, связанный с возникновением обязательства за причинение вреда другой стороне договора, который подлежит возмещению виновным лицом за счет своих средств (его имущество становится обремененным возникшим обязательством). 5.3. О некоторых чертах действующего страхового законодательства При страховании же его (предпринимателя) предпринимательского риска осуществляется страховая защита на случай причинения убытков (вреда) самому предпринимателю, его имуществу, результатам деятельности событиями, определенными в общем виде п. 3 ч. 2 ст. 929 ГК РФ. В интересах защиты имущественных интересов юридических и физических лиц в связи с причинением им вреда стихийными бедствиями, техногенными авариями, катастрофами, пожарами, а также для развития видов страховых услуг и формирования дополнительного источника средств на ликвидацию последствий таких неблагоприятных событий необходимо принять также законы об обязательном страховании имущества юридических лиц и граждан (жилых помещений, домов, квартир в первую очередь). Намечавшееся субъектами правотворчества построение стройной системы страхового законодательства на основе важнейших положений Закона РФ «О страховании» не было достигнуто в связи с принятием ГК РФ и его гл. 48 «Страхование». Глава 48 ГК РФ содержит более полный и конкретизированный (в некоторой степени) по отраслям, подотраслям страхования перечень правовых норм по заключению и исполнению договоров обязательного и добровольного страхования. Поэтому гл. 2 «Договор страхования» из Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», как отмечалось выше, была исключена. Правы B.C. Белых и И.В. Кривошеее, считающие, что для систематизации страхового законодательства необходимо принятие соответствующего кодифицированного акта76. Комплексный характер большинства нормативных актов страхового законодательства не противоречит, как отмечается выше, теоретико-методологическим основам создания страхового кодекса. Кроме отсутствия требующейся системности страхового законодательства, его нормативным правовым актам присуща определенная внутренняя несогласованность, в некоторых случаях противоречивость отдельных норм, а иногда очевидное их несоответствие сущности регулируемых страховых (экономических) отношений и исторически сложившейся практике построения последних. В частности, можно указать, например, на следующие из них. 1. О несоответствии ст. 967 ГК РФ, предписывающей применять к договору перестрахования правила страхования предприниматель- 76 Белых B.C., Кривошеее И.В. Страховое право. Краткий учебный курс. — М.: Норма, 2001. —С. 27. Глава 5, Система страхового права и система страхового законодательства ских рисков, основаниям возникновения отношений между перестрахователем и перестраховщиком и их экономическому содержанию, не идентичному страховому отношению, достаточно подробно и аргументированно говорится в §2.1. 2. Допускается смешение в ч. 2 ст. 929 ГК РФ таких понятий, как «имущественный интерес» и «риск». Как видно из определений этих понятий, представленных в §1.1, они не идентичны и не являются синонимами77. Такое же смешение допускается в отношении понятий конкретное «имущество» и «имущественный интерес» вч. 1 ст. 929 и п. 1 ч. 1 ст. 942 ГК РФ. Таким образом, вопреки логике и мировой практике страхования объектами страхования (и страховых правоотношений) признаются не только имущественные интересы страхователя (застрахованного лица, выгодоприобретателя), предметами которых являются конкретные материальные, нематериальные ценности (в том числе различные виды имущества согласно ст. 128 ГК РФ), но и сами материальные ценности (т.е. имущество). 3. В составе существенных условий договора страхования не указана страховая премия, ее размер (или страховой тариф, умножая который на страховую сумму можно определить и страховую премию). Страховая премия является основой формирования страховых фондов (страховых резервов) страховщика, из которых и осуществляются им страховые выплаты при наступлении страховых случаев. Размер страховой премии по договору страхования имеет решающее значение как для страховщика, так и для страхователя. Конечно, согласно норме абз. 2 ч. 1 ст. 432 ГК РФ то условие, относительно которого по заявлению одной из сторон договора должно быть достигнуто соглашение, может считаться существенным. Но в данном случае логичнее было бы включить страховую премию в состав согласовываемых существенных условий договора страхования. 4. Не отвечает условиям страхования гражданской ответственности норма абз. 2 ч. 2 ст. 962 ГК РФ, определяющая порядок возмещения страховщикам расходов страхователя, произведенных с целью уменьшения убытков при наступлении страхового случая. Эта норма предусматривает возмещение таких расходов пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости, независимо оттого, что вме- 77 Более подробно об основных понятиях, применяемых в страховании и страховом праве, см.: ШиховА.К. Страхование. Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 2000. - С. 24-50. 5.3. О некоторых чертах действующего страхового законодательства сте с возмещением других убытков они могут превысить страховую сумму. Здесь совершенно упущено из вида, что при страховании гражданской ответственности страховая стоимость не определяется и не может быть определена, т.к. неизвестно, кому и какой размер ущерба может быть причинен страхователем (иным лицом, ответственным за нанесение вреда другим лицам) в момент заключения договора страхования (исключением может быть лишь договор страхования перевозимых грузов). Поэтому и страховая сумма при заключении договора страхования ответственности определяется в соответствии с ч. 3 ст. 947 ГК РФ сторонами договора по их усмотрению. 5. В соответствии с ч. 2 ст. 939 ГК РФ страховщик вправе потребовать от выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда выгодоприобретателем является застрахованное лицо, выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о страховой выплате по страховому случаю. Риск последствий невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей, которые должны были быть выполнены ранее, несет выгодоприобретатель. В этой части можно лишь предполагать, что речь идет о тех обязанностях, которые возлагаются нормами гл. 48 одновременно на страхователя и выгодоприобретателя, т.к. о невыполнении лежащих только на страхователе обязанностей выгодоприобретатель к моменту наступления страхового случая мог и не знать. Судя же по тексту ч. 2 ст. 939 ГК РФ, договором обязанности, лежащие на страхователе, согласно ч. 1 ст. 939 на выгодоприобретателя не возлагались. В соответствии с правовыми нормами гл. 48 ГК РФ страхователь обязан: 1) уплатить страховую премию (сумму взносов) страховщику за страхование (ч. 1 ст. 934, ч. 2 ст. 936 ГК РФ); 2) при заключении договора страхования сообщить страховщику все известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от него (ч. 1 ст. 944 ГК РФ); 3) при страховании по генеральному полису разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) сообщать страховщику обусловленные таким полисом сведения о каждой партии имущества в установленный срок (ч. 2 ст. 941 ГК РФ); Глава 5. Система страхового права и система страхового законодательства 4) принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры для уменьшения убытков от страхового случая, строго следуя при этом указаниям страховщика, если таковые имели место (ч. 1 ст. 962 ГК РФ). На страхователя и на выгодоприобретателя, когда договор страхования заключен в пользу последнего (ч. 1 ст. 939 ГК РФ), возлагаются законом следующие обязанности: 1) в период действия договора имущественного страхования сообщать незамедлительно страховщику о ставших известными значительных изменениях в обстоятельствах, сообщенных при заключении договора (ч. 1 ст. 959 ГК РФ); 2) уведомить страховщика незамедлительно или в срок и способом, указанными в договоре страхования (в случае смерти застрахованного лица при личном страховании или повреждении его здоровья — в срок не менее 30 дней) о наступлении страхового случая (ч. 1 ст. 96) ГК РФ); 3) передать страховщику все документы и доказательства, сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления права требования к виновному лицу, переходящего по суброгации в части выплаченной страховщиком суммы страхового возмещения страхователю (выгодоприобретателю), согласно ч. 3 ст. 965 ГК РФ. Данные обязанности страхователя (выгодоприобретателя) по закону (кроме обязанности страхователя уплатить страховую премию), конечно, отличаются от обязанностей сторон (страхователя и страховщика) по основному страховому обязательству (основному страховому правоотношению) договора страхования. В рассматриваемом случае дополнительную обязанность страхователя (выгодоприобретателя) по закону нельзя представлять как юридическую конструкцию, описывающую только изолированное, вне связи с другими лицами, поведение обязанного лица78. Во-первых, дополнительные обязанности по закону обусловлены заключением договора страхования и направлены на исполнение основного страхового обязательства. Во-вторых, этим обязанностям в большей части указанных выше статей (и ст. 945 ГК РФ) соответствуют установленные их нормами права страховщика и правовые последствия невыполнения обязанностей. В процессе исполнения обязанностей страхователя 78 Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. Учебно-практическое пособие. — М.: БЕК, 1999. — С. 55—56. 5.3. О некоторых чертах действующего страхового законодательства (выгодоприобретателя) по закону и осуществления соответствующих прав страховщика возникают и реализуются вторичные (производные) страховые правоотношения, направленные на осуществление основного страхового правоотношения. Такая трактовка указанных норм и их действия (в части исполнения обязанностей и осуществления прав) имеет правовое основание. В части 1 ст. 8 ГК РФ говорится о том, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами. В данном случае права и дополнительные обязанности закреплены непосредственно в нормах закона, а основаниями для установления этих прав и обязанностей являются действия страхователя и страховщика по заключению и исполнению договора страхования в соответствии с нормами п. 8 ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 927, ч. 1 ст. 936 ГК РФ. В целях обеспечения реального установления и реализации вторичных (производных) страховых правоотношений страховщик может определенные законом дополнительные (т.е. вытекающие не непосредственно из договорного обязательства) обязанности страхователя, выгодоприобретателя и права страховщика предусмотреть в правилах страхования, являющихся неотъемлемой частью договора страхования и/или в самом договоре. Так же страховщик вправе поступить согласно норме абз. 1 ч. 4 ст. 42) ГК РФ по тем его правам, которые отсутствуют в ст. 941 и 962 ГК РФ, но необходимы для требования исполнения дополнительных обязанностей страхователем. В целом нормы ч. 2 ст. 939 ГК РФ содержат весьма неопределенные предписания, не согласующиеся не только с общими нормами обязательственного права, но даже и с ч. 1 этой статьи. Например, уплата страховой премии как обязанность по страховому обязательству должна осуществляться в соответствии с договором страхования страхователем, т.к. исполнение этой обязанности на выгодоприобретателя, как следует из ч. 2 ст. 939 ГК РФ, договором не возлагается. Неуплата страховой премии страхователем при заключении договора страхования, хотя согласно ч. 1 ст. 934ич. 2ст. 936 ГК РФ он обязан это сделать, влечет недействительность договора (ст. 168 ГК РФ). Если уплата страховой премии предусмотрена договором страхования в рассрочку и очередной взнос просрочен, то последствия неуплаты согласно ч. 2 ст. 954 ГК РФ определяются договором (в том числе согласуясь с нормами ст. 450 и 453 ГК РФ). Глава 5. Система страхового права и система страхового законодательства Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (ч. 3 ст. 308 ГК РФ). Поэтому возложение нормой ч. 2 ст. 939 ГК РФ выполнения обязанности по обязательству страхователя уплатить страховую премию (или страховые взносы, в том числе просроченные) на выгодоприобретателя (без соответствующего согласованного сторонами решения в договоре страхования) не согласуется и с нормой ч. 1 ст. 313 ГК РФ. Последняя норма допускает возложение должником (страхователем) исполнения обязательства на третье лицо (выгодоприобретателя), если из закона или условий обязательства, его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Из закона и условий обязательства, его существа (ч. 1 ст. 934, ч. 2 ст. 936 ГК РФ) следует, что уплачивать страховую премию (взносы) обязан страхователь. В случае же возложения договором страхования исполнения обязанности страхователя по уплате страховой премии (страховых взносов) на выгодоприобретателя он обязан это сделать согласно норме ч. 1 ст. 939 ГК РФ. В этом случае выгодоприобретатель несет и риск последствий за невыполнение обязанности в соответствии с ч. 2 ст. 939 и ст. 403 ГК РФ. Однако если возложение исполнения этой обязанности не предусмотрено договором страхования на выгодоприобретателя, то выгодоприобретатель, во-первых, не может знать, уплачена ли страховая премия (взносы) страхователем, и, во-вторых, он не должен нести риск последствий за невыполнение данной обязанности страхователя согласно ч. 3 ст. 308 ГК РФ. В отношении выполнения дополнительных обязанностей, возложенных на выгодоприобретателя нормами соответствующих статей гл. 48 ГК РФ и ч. 2 ст. 939, таких вопросов, как с уплатой страховой премии, не возникает. Выгодоприобретатель обязан их выполнять (в том числе когда они предусмотрены и в договоре страхования параллельно с правами страховщика) и нести соответствующую ответственность за их невыполнение. Недостаточная четкость и правовая неопределенность предписаний ст. 939 ГК РФ позволяют толковать ее, например, Ю.Б.Фо-гельсону79 совершенно иначе. 79 Фогельсон Ю.Б. Комментаоий к страховому законодательству. — М.: Юристъ, 1999. — С. 128—130. ПО 5.3. О некоторых чертах действующего страхового законодательства Контрольные вопросы 1. Что понимается под системой страхового права? 2. Чем определяются единство и согласованность системы страхового права? 3. Какие основания имеются для представления страхового права в качестве подотрасли гражданского права? 4. Что понимается под источником права и каковы источники страхового права? 5. По каким признакам классифицируются нормативные правовые акты страхового законодательства? 6. Что следует понимать в качестве страхового законодательства? 7. Какие классификационные группы законов регулируют страховые отношения? 8. Какие виды подзаконных актов регулируют страховые отношения? 9. Что следует понимать под локальными нормативными правовыми актами, применяемыми в сфере страхования?
10. Чем отличается страховое право от страхового законодательства? 11. Какие основные черты присущи действующему страховому законодательству? Глава б ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ -
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |