КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Правовые, организационные и экономические основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Законом РФ от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»104. Законом предусматривается всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств105. Не допускается использование на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную Законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Гарантируется Законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Законом) также возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных Законом (ст. 3). Владельцы транспортных средств обязаны в соответствии с Законом и за свой счет в качестве страхователей страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (ч. 1 ст. 4). При возникнове- 104 РГ. — 2002. —7 мая. 105 Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по Глава 7. Правовое регулирование имущественного страхования нии права владения транспортным средством (приобретение его в собственность, получение в хозяйственное ведение или оперативное управление, по праву аренды, на основании доверенности на право управления транспортным средством или распоряжения соответствующего органа о передаче данному лицу транспортного средства) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 5 дней после возникновения права владения (ч. 2 ст. 4). Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории РФ транспортных средств, за исключением случаев: 1) когда обязанность по страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства выполнена за него в соответствии с Законом иным лицом — страхователем (ч. 4 ст. 4); 2) нераспространения обязанности страховать гражданскую ответственность на владельцев: а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость б) транспортных средств, на которые по их техническим харак в) транспортных средств Вооруженных Сил РФ, за исключени г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных Условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительство-м РФ правилах обязательного страхования (ст. 5). Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности вла- 7.3. Правовое регулирование реализации страховых правоотношений дельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ (ч. 1 ст. 6). В качестве страхового риска поданному виду обязательного страхования Законом устанавливается наступление106 гражданской от-•ветственности владельца транспортного средства по обязательствам, указанным в ч. 1 ст. 6, за исключением возникновения ответственности вследствие: а) причинения вреда при использовании иного транспортного б) причинения морального вреда или возникновения обязанно в) причинения вреда при использовании транспортных средств д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск е) причинения вреда жизни или здоровью работников при испол ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызван з) причинения водителем вреда управляемому им транспортно и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также при движении транспортного средства по внутренней территории организации; к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культур- 106 Страховым риском является вероятная и случайная возможность наступления события (ответственности),а совершившееся событие — это страховой случай. Глава 7. Правовое регулирование имущественного страхования ное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности; л) обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами гл. 59 ГК РФ (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором) — ч. 2 ст. 6 Закона. При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в ч. 2 ст. 6 Закона случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 6). Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч рублей, а именно: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего (ст. 7). Страховые тарифы по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств (или их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Законом. При этом доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим (нетто-премия), не может быть менее 80 процентов от страховой премии. Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее 6 месяцев (ст. 8). Страховые тарифы состоят в соответствии с настоящим Законом из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по догово- 7.3. Правовое регулирование реализации страховых правоотношений рам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда (ч. 1 ст. 9). Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от: 1) территории преимущественного использования транспортного средства; 2) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортного средства в предшествующие периоды; 3) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств. Для случаев обязательного страхования ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие: 1) предусмотрено ли договором обязательного страхования усло 2) сезонное использование транспортного средства (ч. 2 ст. 9). страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты, которые применяются при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ч. 3 ст. 9): 1) сообщивших страховщику заведомо ложные сведения о запрошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее уплату в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцем транспортного средства достоверных сведений; 2) умышленно содействовавших наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказив- Глава 7. Правовое регулирование имущественного страхования ших обстоятельства наступления страхового случал в целях увеличения страховой выплаты; 3) причинивших вред при обстоятельствах, явившихся основанием предъявления регрессного требования (ст. 14). Указанные в ч. 3 ст. 9 коэффициенты применяются страховщиками при заключении или продлении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных здесь действий. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не должен превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов, установленных в соответствии с ч. 3 ст. 9, — ее пятикратный размер (ч. 4 ст. 9). Для осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, страховыми тарифами могут дополнительно предусматриваться базовые ставки и коэффициенты, которые должны применяться страховщиками (ч. 5 ст. 9). Срок действия договора обязательного страхования, установленный Законом, составляет 1 год. Договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления. Действие продленного договора не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии (в соответствии с действующими на момент ее уплаты страховыми тарифами) на следующий год не более чем на 30 дней (ч. 1 ст. 10). Договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, должны заключаться на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 дней. При приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и тому подобном) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования кместу регистрации транспортного средства. А затем владелец транспорт-
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |