КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12. Аудит в системе управления человеческими ресурсами
Модуль 3. Аудит и оценка эффективности управления человеческими ресурсами. Партисипативное управление базируется Управление посредством мотивации опирается на А) на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей сотрудников, Б)возможность интеграции мотивации с производственными требованиями и целями предприятия В) на изучение спроса и предложения на рынке труда А) на участии работников в управлении; Б) на делегировании руководителем основных функций управления; В) на мотивации и стимулировании труда работников. Задания студенту 1. Разработайте рекомендации по использованию новых технологий в изучении преподаваемых дисциплин студентом. 2. Дайте свои предложения по использованию новых технологий и методов преподавания изучаемых дисциплин.
Программная аннотация Место аудита в системе управления человеческими ресурсами. Объекты и возможности аудита персонала. Организационно-технологический, социально-психологический, экономический аспект аудита персонала. Уровни, содержание и основные параметры аудита персонала. Технология комплексного аудита системы управления персоналом. Инструментарий проведения аудита персонала. Аудиторское заключение и обратная связь в ходе аудита персонала.
Аудит персонала — это периодически проводимая экспертиза состояния дел в части управления персоналом, включающая систему мероприятий по сбору информации, ее анализу и оценке на этой основе эффективности деятельности организации, использования трудового потенциала и регулирование социально-трудовых отношений, а также разработку программы организационных изменений, касающихся работы с персоналом. Его суть сводится к диагностике причин возникающих в организации проблем, оценке их важности и возможностей разрешения, формулированию конкретных рекомендаций для руководства организации. Аудит персонала занимает особое место в рамках управленческого аудита. Являясь системным, он несопоставим с диагностикой отдельных сторон деятельности организации. Отражая интегрирующую роль управления персоналом, аудит персонала исследует следующие вопросы: - управление организацией в целом (подконтрольные высшему уровню управления организацией); - линейного управления подчиненными организационными функциями (трудовыми коллективами) в разрезе объектов и функциональной (технической) работы организационных функций (в том числе подразделения по управлению персоналом). Уровни управленческого аудита, взаимосвязанные с аудитом персонала, могут соответственно быть названы аудитом управления организацией, аудитом линейного управления и аудитом организационных функций (аудит организационной функции «управление персоналом») (рис.3.1): Организационно-кадровый аудит – оценка соответствия структурного и кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития. Проводится он с целью подготовки к принятию стратегических решений о развитии бизнеса, разработки программы реформирования организации. Оценке могут быть подвергнуты три основных аспекта организационной реальности: - кадровые процессы – направления деятельности организации по отношению к персоналу и те области формирования кадрового потенциала, которые существенны для конкретной организации; - строение организации (ее структура); - качественные и количественные характеристики персонала. Объект аудита персонала – система УЧР, персонал (труд) организации как социотехнической системы. Предмет аудита персонала – эффективность системы формирования, использования и развития трудового потенциала организации или эффективность системы управления персоналом. Цель аудита персонала – повышение эффективности функционирования системы управления человеческими ресурсами организации.
Рис.3. 1. Виды аудита персонала Аудит протекает в виде анализа системы социально-трудовых показателей, оценивает деятельность службы управления человеческими ресурсами организации и может охватывать отдельные подразделения или компанию в целом. Аудит дает представление линейным менеджерам о вкладе их подразделений в успех фирмы, формирует профессиональный образ менеджеров и специалистов службы управления персоналом (УП), помогает прояснить роль службы управления персоналом, что приводит к большей стабильности внутри фирмы. Наиболее важно, что он раскрывает проблемы и гарантирует согласие с многообразием законов. Итак, аудит персонала: - показывает вклад кадровой службы в достижение конечных целей организации; - повышает профессиональный имидж службы УП; - стимулирует рост ответственности и профессионализма работников службы УП; - уточняет права и обязанности службы УП; - обеспечивает соответствие стратегии, кадровой политики и практики ее реализации; - выявляет основные кадровые проблемы; - гарантирует постоянное соблюдение трудового законодательства; - обеспечивает оптимизацию затрат на осуществление кадровых мероприятий и содержание службы управления персоналом; - стимулирует прогрессивные нововведения в области управление персоналом; - оценивает систему информационного обеспечения кадровой работы организации. Аудит персонала позволяет: - систематизировать и интегрировать в систему управления организацией сложное многообразие работ по управлению персоналом, что предопределяет эффективность осуществляемой оптимизации управления персоналом; - сформировать стратегическое преимущество организации в сфере управления персоналом, влияет на эффективность управления организацией в целом; - организации быть лидером в своей области деятельности в любых ситуационных условиях и способствует построению «сильной организации», готовой к изменениям во внешней среде и обладающей возможностью адаптироваться к этим изменениям с пользой для себя. Классификация типов аудита персонала представлена в табл.3.1:
Таблица 3.1 Классификация типов аудита персонала
Аудит персонала может быть рассмотрен в организационно-технологическом аспекте. Это проверка документации и анализ показателей, свидетельствующих о легитимности и эффективности деятельности организации. В российской экономике труда анализ трудовых показателей рассматривается как неотъемлемый элемент организации труда и трудовых отношений. В западной практике аудит персонала обычно включает анализ данных, относящихся к программам развития трудовых ресурсов, в том числе показателей текучести кадров, жалоб, прогулов, невыходов на работу, производственного травматизма, отношения персонала к работе и степени удовлетворения трудом. Аудит персонала в социально-психологическом аспекте – это оценка социально-трудовых отношений на предприятии для выяснения основных факторов трудовой мотивации и нахождения резервов совершенствования деятельности фирмы с субъективных позиций работников. Экономический аспект аудита персонала – это определение: 1) конкурентоспособности предприятия в трудовой сфере, оцениваемой сравнением экономических и социальных показателей деятельности предприятия с законодательно установленными нормами и нормативами или со средними и лучшими в отрасли показателями на аналогичных предприятиях; 2) эффективности функционирования служб управления персоналом, выявление их роли в повышении конкурентоспособности предприятия; 3) экономической эффективности самого аудита, сравнение затрат на проведение аудиторской деятельности с ее результатами. Анализ и оценка какого-либо одного показателя или явления в отрыве от других не дают желаемого результата. Поэтому необходим комплексный анализ, предполагающий изучение уровня и динамики любого отдельного показателя в тесной взаимосвязи с изменениями уровня и динамики всех других. Основные параметры аудита по функциям управления персоналом представлены в таблице3.2. Таблица3.2
Основные параметры аудита по функциям управления персоналом
Сфера аудита персонала гораздо шире, чем только проверка деятельности функционального подразделения по управлению персоналом. Технология комплексного аудита системы управления персоналом представлена на рис 3.2 Деятельность по управлению персоналом включает стратегический, функциональный и линейный уровни. Аудит персонала должен осуществляться с точки зрения трех аналитических уровней. На стратегическом уровне изучается стратегия организации посредством интервьюирования ключевых руководителей, изучения бизнес-планов, систематизации внутренних и внешних факторов управления и определения динамики изменений. Повышение уровня конкурентоспособности персонала достигается: · ликвидацией имеющихся изъянов в структуре организации, препятствующих повышению трудового потенциала; · поиском уникальных черт организации, создающих притягательный для работников ее образ и формирующих индивидуальность системы управления человеческими ресурсами в каждой организации. Уникальность черт стимулирует развитие потребностей высшего порядка и развитие гордости и уважения коллектива к организации. Операционный уровень – проверка эффективности деятельности функционального подразделения по управлению человеческими ресурсами. На этом уровне аудитор отвечает на три вопроса:
Совершенствование аудита невозможно без развития его методов. Наиболее важные походы к прикладному исследованию состояния управления персоналом, которые могут быть использованы при проведении аудита, приведены в таблице3.3
Рис3.2. Технология комплексного аудита системы управления персоналом
Таблица3.3 Исследовательские подходы к аудиту персонала
Независимо от выбранного подхода аудиторам необходимо собрать данные относительно деятельности службы управления человеческими ресурсами организации. Это достаточно трудная задача. Основные инструменты, часто применяемые аудиторами: интервью, анкетные опросы и обзоры, анализ официальных документов, внешняя информация, эксперименты в области управления персоналом. Аудит персонала начинается на стратегическом уровне. Убедившись в удовлетворительном состоянии системы управления персоналом, делается переход к обследованию уровня функционального подразделения. На основании результатов аудита на стратегическом и функциональном уровнях выявляются причины неэффективности линейного управления персоналом по вскрытым симптомам неэффективности работы конкретных линейных руководителей. Важнейший этап аудита – предварительная диагностика, включающая предварительное анкетирование, анализ социального паспорта, анализ организационного поведения. Анкета позволяет составить общее представление об организации, ее социальной стратегии и существующей в ней регламентации. Общее представление предполагает сбор общей информации о фирме, изучение технических, коммерческих и финансовых характеристик. Анализ социального паспорта проходит по трем направлениям: социальная характеристика предприятия (персонал), социальная политика (управление персоналом), глобальная диагностика (несоответствия в осуществлении социальной политики). Анализ организационного поведения предусматривает оценку организационной культуры и адаптации организации к внешней среде. Аудит персонала заканчивается написанием отчета (аудиторское заключение). Это всестороннее описание действий по управлению персоналом, которое включает в себя как подчеркивание сильных сторон в работе с персоналом, так и рекомендации по улучшению методов, которые являются неэффективными. Баланс сильных и слабых сторон в работе с персоналом, а также определение угроз и выявление возможностей их предотвращения – цель аудиторского заключения. Чаще аудиторское заключение состоит из трех частей, предназначенных для линейных менеджеров, специалистов службы управления человеческими ресурсами и для менеджеров управления персоналом. Менеджер по управлению персоналом получает обратную связь относительно:
Критерии оценки состояния и эффективности процесса управления формированием персонала организации приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4 Критерии оценки состояния и эффективности процесса управления формированием персонала организации
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |