КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая подготовка
Уроки хореографии для групп высшего спортивного мастерства Таблица 19 Календарный план практических занятий по хореографии для групп высшего спортивного мастерства
На этом этапе закрепляются программные движения предыдущих этапов, и осваиваются новые наиболее сложные хореографические элементы. Продолжается работа над пластическими интонациями тела, свободой и естественностью в исполнении движений, умением через пластику передать содержание музыкального материала. Преподаватель пользуется словесным заданием знакомых движений, что позволяет развивать внимание, хореографическую память и сообразительность, новые программные движения по-прежнему показываются преподавателем. Гимнастки могут проводить занятия хореографией с детьми младших возрастных групп.
Упражнения у опоры 1. Гран темп ролевэ. 2. Гран темп ролевэ ан дэор и ан дэдан. 3. Темп ролевэ с туром ан дэор и ан дэдан. 4. Гран ронд жамб жэтэ ан дэор и ан дэдан. 5. Фуэтэ ан турнан на 45° ан дэор и ан дэдан. 6. Флик-фляк ан турнан 180° ан дэор и ан дэдан. 7. Девлопэ томбэ (впреред, назад, в сторону). 8. Гран батман жэтэ балянсэ (вперед, назад).
Упражнения на середине зала 1. Тур на ку-дэ-пье со 2 позиции на 45°. 2. Темп ролевэ с туром ан дэор и ан дэдан. 3. Батман девиз ин куартэ ан дэор и ан дэдан. 4. Гран фуэтэ ан фас (спереди назад и сзади вперед) 5. Тур фуэтэ на 45° 6. Туры в больших позах 7. Тур на 2 позиции на 90° ан дэор, ан дэдан.
Подготовительные упражнения и туры в больших позах
1. Тур в позе аттитюд круазэ (влево). 2. Тур в позе круазэ вперед (влево). 3. Тур в позе 1, 2 арабеска. 4. Тур в позе аттитюд ан фас. 5. Тур в позе круазэ вперед. 6. Тур на ку-дэ-пье с глубокого плие (1, 5 позиции), ан дэор, ан дэдан.
Аллегро
1. Пас кабриоль. 2. Ам буатэ. 3. Тур ан Лер. 4. Жэтэ фондю на 90. 5. Гран фуэтэ сутэ. 6. Гран кабриоль фуэтэ. 7. Гран па дэ баск. Художественная гимнастика - высокоэмоциональный вид спорта, требующий от спортсмена предельных психических напряжений с мгновенным переходом от крайнего напряжения к быстрому спаду. Для успешных выступлений на соревнованиях необходимо осуществление психологической подготовки спортсменов. Психологическая подготовка - это система мероприятий направленных на формирование умения сохранять оптимальное психологическое состояние (спокойствие, самообладание) при сильном нервном напряжении: усталости, серьезной конкуренции, неудачах, лидировании. Кроме этого, психологическая подготовка решает задачи формирования и совершенствования основных психических качеств и умений, воспитательные и образовательные задачи. В основе психологической подготовки лежат с одной стороны психологические особенности вида спорта, а с другой индивидуально-типологические особенности спортсмена. Для достижения высоких спортивных результатов в художественной гимнастике важным является развитие следующих функций, качеств и свойств личности: - высокая активность анализаторов - зрительного, слухового, вестибулярного и двигательного. - сосредоточенность внимания, четкость представлений, хорошая память (зрительная, двигательная, музыкальная), быстрота, глубина и гибкость мышления, богатое воображение. - высокий уровень координационных способностей. - музыкальные способности: слух, чувство ритма, умение слушать и понимать музыку. - выразительные способности: эмоциональность, выразительность и артистизм. - морально-нравственные качества: любовь к художественной гимнастике, дисциплинированность, организованность, исполнительность, чувство долга, личной ответственности, коллективизма, уважения к тренерам, подругам, соперникам и судьям. - волевые качества: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка, терпеливость и самообладание, самостоятельность и инициативность. - эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах, независимость и самостоятельность. - способность к саморегуляции психологических состояний, умение сосредоточиться и противостоять неблагоприятным воздействиям. Содержание конкретных средств и методов, применяемых в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация (Таблица 19). По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на: - мобилизующие, направленные на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят: словесные средства (самоприказы, убеждения); психорегулирующие упражнения («психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию); физиологические воздействия (возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж). Таблица 20 Средства и методы психологической подготовки гимнасток
- корригирующие (поправляющие), которые относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. Ими могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целеполагания, прием рационализация, (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К.С. Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.). - релаксирующие (расслабляющие), направлены на снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты психорегулирующей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий массаж. По содержанию средства и методы психологической подготовки делятся на следующие группы: - психолого-педагогические средства относятся к компетенции не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена: убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные; - преимущественно психологические, это средства, применяемые в работе с гимнастками психологом: суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные; - преимущественно психофизиологические, это средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное: аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения. По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на: - средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями); - средства воздействия на интеллектуальную сферу; - средства воздействия на волевую сферу; - средства воздействия на эмоциональную сферу; - средства воздействия на нравственную сферу. По времени применения эти средства и методы делятся на: - предупреждающие; - предсоревновательные; - соревновательные; - постсоревновательные. По характеру применения их подразделяют на: - саморегуляцию (аутовоздействия) - гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса — тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.). На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена. Значительный раздел средств психологической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки). В психологической подготовке выделяют: базовую психологическую подготовку; психологическую подготовку к тренировкам; психологическую подготовку к соревнованиям (предсоревновательную и постсоревновательную). Базовая психологическая подготовка включает: - развитие важных психических функций и качеств – внимания, представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения; - развитие профессионально важных способностей – координации, музыкальности, эмоциональности, а также способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе; - формирование значимых морально-нравственных и волевых качеств (любви к виду спорта, целеустремленности, инициативности); - психологическое образование (формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах формирования нужного состояния и способах преодоления неблагоприятных состояний); - формирование умения регулировать психологическое состояние, сосредоточиваться перед выступлением, мобилизовать силы во время выступления, противостоять неблагоприятным воздействиям. Успех соревновательной деятельности во многом зависит от качества предшествующего тренировочного процесса. Поэтому, прежде чем готовить спортсмена к стрессовым ситуациям соревнований, надо готовить его к трудной, порой монотонной и продолжительной работе. Такая подготовка к тренировкам решает следующие задачи: - формирование значимых мотивов напряженной тренировочной работы; - формирование благоприятных отношений к спортивному режиму, тренировочным нагрузкам и требованиям, к режиму питания и т.д. Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до них и опирается на базовую подготовку и должна решать следующие задачи: - формирование значимых мотивов соревновательной деятельности; - овладение методикой формирования состояния боевой готовности к соревнованиям, уверенности в себе, в своих силах; - разработку индивидуального комплекса настраивающих и мобилизующих мероприятий; - совершенствование методики саморегуляции психических состояний; - формирование эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу; - отработку индивидуальной системы психорегулирующих мероприятий; - сохранение нервно-психической свежести, профилактику перенапряжений. А.Ц. Пуни установил три основных типа предстартовых состояний: 1. Состояние боевой готовности, которое характеризуется уверенностью в своих силах, в успехе, приливом бодрости, энергии, жаждой спортивной борьбы. 2. Состояние стартовой лихорадки, которое проявляется в излишнем возбуждении, беспокойстве, тревожности и даже страхе, подавляющем и дезорганизующем спортсмена. 3. Состояние спортивной апатии, которое характеризуется упадком сил, вялостью и даже сонливостью, нежеланием выступать, безразличием, неуверенностью в себе, подавленностью. Для формирования оптимального эмоционального состояния перед соревнованиями важное значение имеют: качество предварительной тренировочной работы; адекватная постановка задачи; правильная организация последней тренировки; предсоревновательная беседа и психорегулирующая тренировка; полноценность сна накануне соревнований; правильный режим и организация соревновательного дня; своевременный приезд и тщательная подготовка к старту; наличие индивидуального плана подготовки к старту; владение методами самонастройки на выступление. Приемы регулирования неблагоприятных эмоциональных состояний: - аутогенная или психорегулирующая тренировка; - метод отвлечения (переключения внимания, мыслей); - воздействие на внешние проявления эмоций; - соответствующая разминка (замедленная или активизирующая); - массаж или самомассаж (успокаивающий или возбуждающий); - изменение окружающей обстановки (уединение или наоборот); - регуляция дыхания (углубленное, задержка, учащение); - самоодобрение («молодец», «все будет хорошо»), самоприказы («стоять», «держать», «спокойно»). - воздействие тренера: словесное и тактильное. - стимуляция волевых усилий. Очень большое значение имеет система непосредственной подготовки к выступлению. Она может иметь большее или меньшее количество мероприятий, и должна разрабатываться индивидуально для каждой гимнастки. Очевидно, что приемы непосредственной подготовки довольно просты: идеомоторное исполнение, дыхательные упражнения, самоприказы, сосредоточение, но овладеть ими можно только при самом серьезном отношении и длительной систематической тренировке. Методы психологической подготовки к соревнованиям это: лекции и беседы; разъяснения, убеждения; выразительные примеры выдающихся спортсменов; самонаблюдение, самоанализы и самоотчеты; изучение специальной литературы; метод упражнений; модельные тренировки. Послесоревновательная психологическая подготовка имеет немаловажное значение, так как спортсмен после соревнований переживает очень сложные психические состояния. При значимом для спортсмена успехе, он переживает удовлетворение, радость, укрепление веры в себя, желание еще больше тренироваться и достичь еще больших успехов. Но есть реальная опасность переоценки себя, недооценки соперников, и, как результат, снижение требовательности к себе, к тренировкам. При неуспехе или поражении типичными являются эмоции огорчения, неудовлетворенности, обиды, которые иногда сопровождаются упадком сил, потерей уверенности, подавленностью, безразличием. Как в случае успеха, так и в случае поражения, необходима послесоревновательная психологическая подготовка. Ее основные задачи: - разбор результатов соревнований; - анализ промахов и ошибок, обсуждение возможности их устранения и предупреждения; - постановка задачи на ближайшее и отдаленное будущее; - отвлекающие, восстановительные и психорегулирующие мероприятия. Ввиду объемности задач психологической подготовки целесообразно специально планировать их решение, опираясь на общепринятое деление годичного цикла на периоды, этапы и мезоциклы. Психологическая подготовка гимнасток в годичном цикле тренировок может выглядеть следующим образом.
Таблица 21 План-схема психологической подготовки гимнасток
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |