КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восстановительные мероприятия
Успешное решение задач, стоящих перед отделением художественной гимнастики в процессе подготовки гимнасток невозможно без системы специальных средств и условий восстановления. Вопросы восстановления решаются в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла подготовки. Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия. Педагогические средства восстановления: - рациональное распределение физических нагрузок; - создание четкого ритма и режима учебных тренировок; - рациональное построение учебно-тренировочных занятий; - использование разнообразных средств и методов тренировки, в том числе и нетрадиционных; - соблюдение рациональной последовательности упражнений, чередование нагрузок по направленности; - индивидуализация тренировочного процесса; - адекватные интервалы отдыха; - упражнения для активного отдыха, на расслабление и восстановление дыхания; - корригирующие упражнения для позвоночника и стопы; - дни профилактического отдыха. Психологические средства восстановления: - организация внешних условий и факторов тренировки; - создание положительного эмоционального фона тренировки; - формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировкам; - переключение внимания, успокоение; - идеомоторная тренировка; - психорегулирующая тренировка; - отвлекающие мероприятия: чтение книг, экскурсии, слушание музыки, посещение музеев, выставок, театров. Гигиенические средства восстановления: - рациональный режим дня; - ночной сон (не менее 8-9 часов в сутки), дневной сон (1-2 часа) в период интенсивной подготовки к соревнованиям; - тренировки в благоприятное время суток; - сбалансированное питание (соки, витамины, питательные смеси и т.д.); - гигиенические процедуры; - удобная обувь и одежда. Физиотерапевтические средства восстановления: - душ: теплый, контрастный, вибрационный; - ванны (хвойная, солевая); - баня 1-2 раза в неделю, парная и суховоздушная; - массаж (ручной, вибрационный, аппаратный, точечный; - спортивные растирания. Большое значение для восстановительной работы имеет релаксация как система расслабляющих упражнений. Точное значение слова «релаксация» в переводе с латыни — расслабление, снятие напряжения. Снять эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций, настроить ребенка на предстоящую работу, научить его саморегуляции помогут расслабляющие упражнения, данные в системе «Расслабление по контрасту с напряжением» (Приложение 2) «Сухое умывание» (Приложение 3). Применение физических средств восстановления в тренировочном процессе благотворно сказывается на функциональном состоянии различных систем спортсменов. Однако получение запланированного результата возможно только при правильном сочетании восстановительных мероприятий различной направленности. Поэтому следует учитывать, что, кроме мобилизации резервов организма (т.е. стимулирования расхода веществ) физическими средствами восстановления тонизирующей направленности, необходимо также стимулировать процессы накопления энергетического и пластического материала, достигая это использованием средств релаксирующей направленности. Физические средства восстановления, применяемые в соответствующих технологических режимах, обладают различной направленностью воздействия на организм: – физические средства восстановления, технологические параметры которых способствуют преобладанию процессов возбуждения в ЦНС, мобилизации резервов организма, улучшению функционального состояния нервно-мышечного аппарата, увеличению уровня проявления скоростно-силовых возможностей спортсменов, обеспечивают тонизирующую направленность действия, формируя «срочное» восстановление и запуск механизмов, характерных преимущественно для «срочной» адаптации; – физические средства восстановления, технологические параметры которых способствуют преобладанию процессов торможения в ЦНС, накоплению энергетического и пластического материала, временному снижению функционального состояния нервно-мышечного аппарата и уровня проявления скоростно-силовых возможностей спортсменов, обеспечивают релаксирующую направленность, стимулируя «отставленное» восстановление, что в конечном итоге указывает на запуск механизмов, характерных преимущественно для «долговременной» адаптации. Использование физических средств восстановления тонизирующей направленности в течение тренировочного или соревновательного дня способствует формированию наиболее оптимальной готовности организма спортсменов к предстоящей деятельности (ко второй тренировке или ко второй половине игрового дня) за счет мобилизации резервов организма, улучшения функционального состояния нервно-мышечного аппарата и увеличения уровня проявления скоростно-силовых возможностей, обеспечивая «срочное» восстановление спортсменов. Использование физических средств восстановления релаксирующей направленности после тренировочного или соревновательного дня обеспечивает максимально быстрое снижение функциональной активности организма спортсменов, за счет преобладания процессов торможения в ЦНС, снижения функционального состояния нервно-мышечного аппарата и уровня проявления скоростно-силовых возможностей, обеспечивая, в итоге, «отставленное» восстановление спортсменов, и создавая условия для формирования наиболее оптимальной готовности последних к следующему дню. Таблица 22 Технологические режимы физических средств восстановления, используемые в соревновательном периоде подготовки гимнасток
Физические средства восстановления в течение дня при наличии двух тренировок могут выглядеть следующим образом (Рис. 1).
Представленная тактика применения восстановительных средств может использоваться как при построении отдельных микроциклов в предсоревновательной подготовке, так и при планировании восстановительных мероприятий на других этапах подготовки в годичном цикле высококвалифицированных спортсменов различных специализаций.
Рис.2. Физические средства восстановления Классификация физических средств восстановления представленная на рис. 2 позволяет подобрать наиболее оптимальный режим восстановления. Для организации восстановительных мероприятий при подготовке к соревнованиям и во время лагерных сборов можно воспользоваться таблицей 23. Таблица 23 Организация восстановительных мероприятий при подготовке к соревнованиям и во время лагерных сборов
Строгое соблюдение технологических режимов физических средств восстановления, обеспечивающих соответствующую направленность действия, и своевременность их сочетания в режиме дня, позволит управлять восстановительными процессами спортсменов и повышать их функциональные возможности. Сочетание физических средств восстановления тонизирующей и релаксирующей направленности создает предпосылки к взаимодействию «срочного» и «отставленного» эффектов восстановления, благодаря которому имеется возможность изменять функциональную активность организма спортсменов в зависимости от задач тренировочного процесса, выводя их на качественно более высокий уровень функционирования.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |