Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка качества менеджмента




Достаточно важно оценить общую конкурентоспособность кредитной организации, которая складывается из следующих компонент: оценка качества и скорости обслуживания клиентов, конкурентоспособность услуг и тарифов, продуктов; удобство программного обеспечения, обслуживающего розницу; уровень процентных ставок по кредитам и депозитам, презентабельность офиса.

При проведении оценки банка целесообразно провести встречу с представителями банка, претендующего на установление лимита – ознакомиться по возможности к кем-то из представителей Правления, руководителями казначейства, аналитической службы; оценить качество и презентабельность офиса, квалификацию персонала, и возможности получить общее визуальное представление об анализируемом банке. С известными оговорками можно почерпнуть достаточно интересные сведения о банке из банковских форумов.

Для оценки качества обслуживания в банке может быть использована следующая система показателей: качество и оперативность обслуживания, степень компетентности консультантов, развитость консалтинговых услуг, доступность кредита, приветливость персонала, имидж, солидность банка, близость и презентабельность офиса, продолжительность операционного дня, конкурентоспособность услуг (процентные ставки по кредитам и депозитам, тарифы, время и т.д).

Огромную роль играет информация о ставках привлечения и размещения финансовых ресурсов – информация о том, что ставки привлечения денег находятся на высшей планке по рынку не может характеризовать банк положительно, это же касается и характера его поведения на межбанковском рынке. Тоже самое можно сказать о ставках по кредитам, понятно, что если банк кредитует дорого, значит его кредитный портфель может иметь высокую степень риска.

Сегодня в условиях жесткой конкурентной борьбы в банковском секторе наблюдается тенденция к увеличению и совершенствованию предлагаемого спектра услуг и продуктов, а также к улучшению качества обслуживания клиента.

Значительную роль играет оценка имиджа банка и качества его рекламной компании. Качество рекламных материалов в большинстве банков достаточно высокое. В некоторых банках существуют подробные брошюры по отдельным продуктам с пояснительными схемами, графиками, таблицами.

Так, например, ряд буклетов банков вполне можно использовать в качестве учебного пособия. Клиент, ознакомившись с этими материалами, не только узнает о современных банковских продуктах, но и может выбрать конкретную схему применительно к своему бизнесу.

Спектр продуктового ряда во всех банках достаточно широк и содержит современные и перспективные финансовые продукты. Интересной является услуга позднего, а иногда и круглосуточного приема наличности. Некоторые банки используют в качестве ударной позиции в рекламе лизинговые и факторинговые схемы.

Стремительно развивается розничный бизнес – массовым продуктом стали кредитные карты, автокредитование, денежные переводы. Многие банки предлагают ипотечное кредитование.

Ряд банков охватывают своей программой потребительского кредитования торговые точки, предлагающие бытовую технику.

Организационная структура большинства банков-конкурентов позволяет избежать привязки клиента к конкретному отделению или филиалу. При обращении в любой офис своего банка клиент получает полный набор услуг по РКО. Более сложные вопросы решаются в «своем» отделении или головном офисе.

Гибкая тарифная политика в целом является основным конкурентным преимуществом. Возможность обсуждать с клиентом и предлагать каждому свой пакет тарифов присутствует почти во всех банках. В некоторых цены на услуги назначаются исходя из финансовых показателей клиента по итогам переговоров.

Подобная гибкость проявляется также при реализации индивидуальных продуктов, предлагаемых клиентом. Часто их отработка и реализация осуществляется менеджерами банка исходя из отраслевого принципа или из личного опыта сотрудника.

Полное сопровождение клиента и решение всех его текущих проблем в некоторых банках является инструментом привлечения новых клиентов.

Оценка качества менеджмента предполагает ознакомление аналитика с оргструктурой банка, наличие бизнесовой структуры, наличие хозрасчетных отношений, наличие бюджетной системы, внешняя оценка уровня и внешнего вида персонала, оценка уровня руководства банка.

5.12. Анализ кредитоспособности – установление лимитов на операции

 

Для минимизации риска потерь по активным операциям с банками-контрагентами используется процедура установления лимитов. С этой целью проводится анализ финансового состояния банка в рамках разработанной концепции.

Лимит кредитования LC (credit limit) является функцией характеристик банка контрагента - величины чистых активов Anet, чистого долга на межбанковском рынке FBnet, клиентской базы, чистого капитала Cnet, а также нормы кредитного риска (максимального лимита) банка-кредитора. В свою очередь, максимальная величина лимита ограничена собственными возможностями банка донора, как за счет ограничений связанных с величиной капитала и активов (максимальный риск на одного заемщика), так за счет соображений, связанных со стратегией банка на этом рынке. Например, банк может позволить себе иметь лимит в 3 млн.долл, но кредитный комитет из дополнительных соображений принимает решение о том, что максимальный лимит на одного заемщика на межбанковском рынке не должен превышать 1.0 млн.долл.

В упрощенном виде можно считать, что лимит кратен чистым активам банка-контрагента Ak_net, но ограничен максимальной внутренней нормой риска банка-донора на одного заемщика LDi, устанавливаемой по разному для банков разного класса надежности. В свою очередь, максимальный риск - может быть определен для образцовых заемщиков LDo - как доля от реального капитала Cr или как величина, кратная месячной прибыли банка-донора для банков (Profit_m), не являющимися таковыми- LDm. Кроме того, лимит монотонно убывает с возрастанием срока размещения.

(5.32)

(5.33)

(5.34)

 

Эмпирическая величина a зависит от величины активов банка донора, состояния рынка. Для банка-заемщика с размерами активов около 1- 10 млрд. руб. (30-300 млн. USD) максимальный лимит не превышает порядка 0.05 % от чистых активов кредитуемого контрагента. Указанная зависимость приведена в таблице 5.15 и на рис. 5.6.

При этом предполагается, что у банка донора нет ограничений по капиталу для работы с соответствующими значениями лимитов. Например, пусть активы банка равны 50 млн.долл., понятно, что капитал в этом случае будет около 5 млн.долл, следовательно его собственный максимальный лимит на одного заемщика (25 % от капитала) не превысит 1.25 млн.долл.

Многие банки ставят порог отсечки по величине чистых активов (ЧА), меньше которых Кредитный комитет просто не рассматривает заявки контрагентов. Так, получить лимит банкам с размерами чистых активов не более 1 млрд.руб и тем более меньше 500 млн.руб. достаточно сложно. У крупных банков этот порог может быть значительно выше – около 3-5 млрд.руб. Мелкие банки с размерами ЧА меньше 500 млн.руб. могут претендовать на лимит в 30-50 тыс.долл., при этом найдется мало доноров, работающих с заемщиками с размерами менее 300 млн.руб. Стандартный лот по межбанковским операциям в размере 300 тыс. долл. (10 млн.руб.) могут получить банк с размерами ЧА около 2 млрд.руб. (65 млн.долл.), лот в 500 тыс. долл (15 млн.руб.) получают банки с ЧА в пределах 3-5 млрд.руб. (100-160 млн.долл.), и наконец лот в 1 млн.долл. получают банки с ЧА, как правило в диапазоне 5-10 млрд.руб. (160-300 млн.долл.).

 

Таблица 5.15

Расчетный и реальный лимит в зависимости от величины чистых активов банка

Валюта баланса              
рубли, тыс.руб. 300 000 500 000 1 000 000 2 000 000 5 000 000 10 000 000 20 000 000
доллары США (28 руб/$), тыс.$ 10 714 17 857 35 714 71 429 178 571 357 143 714 286
Максимальный лимит, 0.05 %, тыс.$           1 786 3 571
реальный диапазон лимита, тыс.$ 30-50 50-100 100-200 300-500 500-700 1 000-1 500 2 000 -5 000

 

 

рис.5.6

 

Рассмотрим технологию установления лимитов. Основой для принятия решения об установлении лимитов на контрагенты является следующая первичная информация: баланс по счетам 2-го порядка, выполнение нормативов ЦБ, информация, полученная от рейтинговых агентств; информация, полученная от банков-корреспондентов; негативная и позитивная информация о контрагенте и его учредителях, поведении на различных сегментах финансового рынка, сведения из периодической печати.

Наиболее важным условием является наличие балансов по счетам 2-го порядка, информация полученная от рейтинговых агентств, а также банков-корреспондентов.

Особое значение имеет консультационное сотрудничество с наиболее продвинутыми рейтинговыми агентствами, позволяющее получать оперативно весьма ценную дополнительную информацию, а также обмен мнениями со знакомыми аналитиками. Многие риск-менеджеры знакомы друг с другом и осуществляют достаточно активный обмен информацией. Например, были случаи, когда в некоторых банках возникали локальные внештатные ситуации, может быть даже и не такие критические. Тем не менее, эта информация достаточно быстро, в течении получаса- нескольких часов «перетекала» на рынок. Коллеги очень часто звонят друг другу днем, вечером, обмениваются сообщениями по электронной почте сообщая при этом, что они считают необходимым закрыть лимит на тот или иной банк в силу тех или иных причин.

Задача риск-менеджера заключается в том, чтобы сохранить деньги банка. Поэтому, вне зависимости от контекста того или иного негативного события, реальные меры заключаются в немедленной приостановке операций с тем или иным банком. Разборка и анализ ситуации начинается позже.

Обмен информацией с банками особенно важен при установлении лимита на банки прочих государств. В этом случае желательно устанавливать контакты и обмениваться информацией с банковскими аналитиками резидентами этих стран, хорошо знающих этот рынок.

Хорошую службу здесь могут сыграть поездки на различные мероприятия – например, семинары Московского клуба банковских аналитиков, проводимых Финансовой академией и банком Евротраст (середина ноября), ежегодная межбанковская конференция в г. Ялта (конец апреля 26-29.04) и т.д.

Иная информация - выполнение нормативов, наличие позитивных сведений из периодической печати, а также присутствие контрагента в рейтингах надежности или кредитоспособности информационных агентств рассматривается лишь как информация к сведению, помогающая выставить Контрагенту дополнительную оценку.

В процессе подготовки решения кредитного комитета пишется краткая справка о результатах финансового анализа банка, составляющая кредитное досье на банк. В состав справки полезно включать следующие разделы:

- название банка;

- дата и место регистрации;

- лицензии;

- сведения о филиальной сети;

- основные акционеры банка;

- состав совета банка;

- состав правления банка;

- основные клиенты;

- общая информация (краткая история, сведения о реальных собственниках банка, позиции на рынке, преимущества и недостатки; стратегия);

- сжатый аналитический баланс, сводные аналитические параметры;

- анализ активов банка (общая динамика, структура, высоколиквидные активы, кредитный портфель; сведения о заемщиках; ценные бумаги, векселя и пр.);

- анализ обязательств банка (общая динамика, структура, обязательства до востребования; срочные обязательства, депозиты, векселя и пр.);

- анализ ликвидности (мгновенная и общая ликвидность, анализ позиции на рынке межбанковского кредитования);

- капитал (структура, иммобилизация, проблемные активы, риски, заявленный и реальный капитал)

- заключение - возможность работы с данных банком, оценка лимита.

Обычно инициатива на установление лимита на операции с тем или иным банком исходит от дилеров Казначейства (или управления межбанковских операций), которые представляют заявки на проведение операций в адрес аналитического подразделения. Отметим, что отношение между дилерами на межбанковском рынке могут иметь достаточно неформальный характер – они встречаются, имеют личные контакты и для них эти неформальные отношения часто могут иметь значительно более важную роль, чем оценка финансового состояния банка-партнера. В ситуации, когда за риски несут ответственность уже не они, а риск-менеджмент, последний часто подвергается массированному давлению. Обычная посылка выглядит так: «когда же наконец, мы поставим лимит на банк Z, он ведь такой активный. У меня там работает знакомый дилер, он точно обещал, что если у них там будет все плохо, он у меня никогда не возьмет (кредит) или отдаст первому…».

Отсюда следует, что аналитическое подразделение должно быть абсолютно независимо от активных подразделений – казначейства и управления межбанковских операций. Иногда встречаются случаи, когда риск-аналитики находятся структурно внутри активных подразделений, что не может быть верным.

В то же время аналитики могут сами осуществлять поиск потенциально интересных партнеров. Сотрудники уполномоченных подразделений банка осуществляют связь с соответствующими службами банков-контрагентов и обеспечивают своевременное представление балансов строго в электронном виде. Результаты анализа выносятся на кредитный комитет. Утвержденные лимиты контролируются бэк-офисом казначейства.

Рассмотрим порядок принятия решений:

1. Рассматривается общая информация о банке: основные финансовые показатели, описание бизнеса, акционеры.

2. На базе баланса по счетам 2-го порядка рассчитывается целый ряд коэффициентов, характеризующих финансовое состояние данного контрагента - достаточность капитала, коэффициенты клиентской базы, ликвидности, нетто-займы на межбанковском рынке, прибыльность.

3. Анализируется динамика развития Контрагента по тенденции.

4. Рассматривается внешняя информация о поведении Контрагента на рынке.

5. При положительном заключении о финансовых показателях и динамике развития банка, отсутствии негативной внешней информации банку может быть установлен начальный лимит. Результат анализа - предложение о возможном лимите для однодневных операций МБК и общем базовом лимите на операции с Контрагентом.

Лимит на другие типы операций или на операции с другими сроками устанавливается, как правило, экспертно, в определенной пропорции от лимита на операции однодневного МБК в зависимости от расчетных рисков по той или иной операции, связанных со скоростью проведения расчетов и их специфики.

Лимиты на контрагенты рассматриваются на заседании Кредитного комитета. Для облегчения процедуры утверждения лимитов возможна следующая классификация Контрагентов:

1 В1 -системообразующие крупныебанки, имеющие высокую репутацию, тесные связи с государственными или частными структурами, платежеспособность которых не вызывает сомнений. Например, Сбербанк РФ, Внешторбанк, Газпромбанк. Лимит ограничен только потребностями и максимальным риском банка донора.

2. В2 -крупные банки, имеющие стабильную реуптацию, неплохие балансы, большие обороты, значительную клиентскую базу. Возможно некоторое превышение расчетного лимита.

3. В3 - стабильно и динамично развивающиеся средние банки (5-10 млрд.руб), имеющие хорошую кредитную историю (используемый лимит) в банке доноре на протяжении не менее 6 последних месяцев. Возможно незначительное повышение лимита.

4. В4 – устойчивые средние и небольшие контрагенты, не имеющие значительной кредитной истории. Выставляется минимальный лимит, уменьшенный на 30-50 % от расчетного.

5. В5 - мелкие или малоизвестные контрагенты, обратившиеся с просьбой об установлении лимита. Как правило, первоначально работа ведется в одну сторону, например, устанавливается лимит на банк-донор без встречного лимита. Операции осуществляются на условиях предоплаты, залога, банк ставится на наблюдение на срок не менее 1-3 месяца.

Естественно, можно вводить квалификацию в зависимости от специализации банка. Инвестиционный, имеющий значительный кредитный или фондовый портфель; клиринговый, проводящий значительные операции на межбанковском рынке; муниципальный, имеющий тесные связи с местными органами власти; региональный, имеющий значительную филиальную сеть, карманный - мелкий банк для обслуживания узкого круга клиентов, являющихся учредителями банка и т.д.

Расчетный лимит по отдельным контрагентам можно увеличить или уменьшить, исходя из экспертной оценки и реальных объемов операций.

В случае возникновения нестабильных ситуаций, следует заранее вводить “кризисные” лимиты, обрезающие круг относительно менее надежных контрагентов. В этом случае уменьшаются максимальный лимит для всех групп заемщиков, требуется ежемесячный анализ баланса для всех групп заемщиков.

В таблице 5.16. приведен пример лимитов на операции с банками-контрагентами. Максимальный лимит на одного заемщика установлен в размере 2 млн. долларов США. Лимиты на операции составлены в соответствии с потребностями дилеров и экспертными оценками относительного риска операций, в том числе во временном разрезе.

Контроль за соблюдением лимитов осуществляет бэк-офис. Общий лимит не может быть превышен. В случае проведения нескольких операций с одним контрагентом, например одновременная выдача кредита и совершение форексной операции дилеры договариваются между собой о разделении лимита. В случае постоянного проведения таких операций можно заранее разделить лимиты (банк D: кредит – 0.5 млн., форекс – 0.5 млн., общий – 1 млн. USD).

Аналитическое подразделение должно иметь прямое подчинение курирующему Заместителю Председателя Правления. Полномочия риск-менеджеров должны быть достаточны, чтобы в любое время между заседаниями Кредитного комитета уменьшать или закрывать лимиты. Однако всякий новый лимит или увеличение действующей кредитной линии проводится через кредитный комитет. Аналитическое подразделение участвует в формировании партнеров банка, тем самым влияя на формирование имиджа банка, способствуя расширению объемов открытых на банк встречных бланковых лимитов, что имеет большое значение для поддержания ликвидности.

Для адекватной оценки параметров финансового состояния контрагентов следует собрать базу данных, состоящую из совокупности рассчитанных показателей-коэффициентов по различным банкам.На основании данных о проблемных банках осуществляется “градуировка” аналитической системы. В сводном анализе не имеет смысла использовать большое количество коэффициентов, так как многие из них оказываются малозначимыми. Следует особо подчеркнуть, что профессиональная оценка банка является достаточно неформальным процессом, в котором доминирует не механический расчет множества формальных коэффициентов, а комплексный анализ и понимание реальных процессов.

Таблица 5.16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.