Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальной напряженности, признаки социальной напряженности. Стадии социальной напряженности. Конфликт как стадия развития социальной напряженности




Переговоры как способ предотвращения и разрешения конфликтов.

План

Вопросы для обсуждения

1. Структура переговорного процесса: охарактеризуйте объективные основы переговорного процесса: существенные элементы переговоров- потребности, противоречия во взаимоотношениях – проблема в удовлетворении интересов, общность стремлений в достижении соглашения, взаимозависимость в удовлетворении интересов, совместный поиск решения проблемы, условия проведения переговоров (организационная обстановка: интерьер, средства оргтехники, временные рамки).

Дайте характеристику субъективным факторам переговорного процесса: субъекты переговоров, позиции, интересы участников переговоров, психологические особенности характера индивидов: темперамент, эмоциональность, ценности, социальные установки, образы ситуации – точки зрения субъектов на способ достижения соглашения и пр.

2. Типология и функции переговоров: переговоры - уступки (“мягкая” позиция), переговоры - борьба (“жесткая” позиция), деловые (принципиальные) переговоры (тактика сотрудничества). Типология переговоров по сферам ведения переговоров, по целям, по тактикам, переговоры многосторонние, открытые, закрытые и пр.

3.Динамика (этапы, фазы) переговоров. Подготовительный, выработки решений, завершающий этап.

Тема 3. Социальная напряженность и конфликты. Переговоры как способ предотвращения и разрешения конфликтов

1. Понятие социальной напряженности, признаки социальной напряженности. Стадии социальной напряженности. Конфликт как стадия развития социальной напряженности.

 

 

Как уже отмечалось, раскрывает специфику и состояние условий проведения переговоров на макроуровне социально-психологическая теория конфликта, согласно которой, конфликт есть проявление социальной напряженности в обществе.

Теория социальной напряженности развивалась Л.Козером[70], К.Райтом, К.Лоренцем, А.Харитоновым, В.О.Рукавишниковым и другими[71]. В понятии «социальная напряженность» отразились идеи Р.Дарендорфа, выделявшего три ключевых момента в изучении социального конфликта: 1) каким образом в структуре общества возникают конфликтующие группы; 2) какие формы принимает борьба конфликтующих групп; 3) как влияет групповой конфликт на изменение социальной структуры. Изучению динамики социальной напряженности в организации посвящены работы Е.В.Александровой, А.И.Пригожина, Н.Н.Вересова, Г.И.Козырева[72], но остались многие нерешенные вопросы.

Социальная напряженность складывается из 3-х факторов: 1) неудовлетворенности (под которой понимается недовольство субъектов условиями жизнедеятельности), 2) способов проявления неудовлетворенности, 3) массовости (массового выражения недовольства). На социальную напряженность влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: политические, экономические, технические, организационные, включая недостатки условий труда. К внутренним факторам относятся потребности, ценностью ориентации, статус, психофизиологические, психологические и другие характеристики личности. При нормальном взаимодействии субъектов социальная напряженность колеблется в пределах нормы — фона, при катастрофическом развитии она переходит границы нормы и становится сверх напряженностью, взрывающей сложившуюся систему взаимоотношений. Надо заметить, что четко определенной границы нормы не существует, она специфична для разных социальных субъектов.

В качестве основных стадий развития социальной напряженности (СН) выделяют несколько стадий:

1) фоновый уровень СН — норма;

2) латентная стадия нарастания СН: СН выше нормы или на ее границе, еще не осознанная участниками отношений;

3) стадия проявления СН: посредством роста недовольства и осознания конфликтной ситуации, выработки требований и учащения конфликтов;

4) инцидент или критическая стадия перехода СН в острый конфликт;

5) стадия ускоренного развития социального конфликта — взрыв: возрастание требований и действия;

6) стадия наивысшего развития СН — или конфликта (кульминация);

7) спад СН до фонового уровня, прекращение социального конфликта.

 

На первой стадии социальной напряженности над конфликтами преобладают ожидания, поиски средств для удовлетворения доминантной потребности группы, отдельных работников.

Вторая стадия — латентная — скрытая. Затяжное ожидание в удовлетворении потребности вызывает нарастающую неудовлетворенность, настороженность, подозрение и разочарование. Расширение факторов, вызывающих неудовлетворение, повышает уровень осознания межгрупповой противоположности у субъектов.

На следующей стадии вследствие роста недовольства происходит осознание субъектом (субъектами) конфликтной ситуации, вырабатываются и предъявляются требования к решению назревших проблем. Затем происходит или снятие напряженности вследствие реальных конструктивных социальных действий или провоцируется социальный конфликт — открытое столкновение сторон вследствие неприятия требований или попыток их подавления. Поводом мог послужить любой инцидент — непосредственные взаимодействия сторон по овладению объектом конфликта, при реализации требований сторон или неосторожно брошенные слова.

Далее, начинается ускоренное развитие социального конфликта: требования расширяются и приобретают более категоричный характер, идет интенсивный обмен обвинениями, возникают взаимные угрозы сторон; развертываются реальные острые социальные действия; возникает взаимная неприязнь и даже ненависть у участников конфликта. То есть конфликт вступает в открытую стадию столкновения. (Аналогичной позиции в выделении стадий развития конфликта придерживается Э.А.Уткин, который выделяет следующие семь этапов: напряженность, несогласие, соперничество, враждебность, агрессивность, насилие[73].) Как его разрешить? Как согласовать интересы сторон? Одним из плодотворных методов согласования интересов на ранней стадии социальной напряженности как раз и является метод переговоров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.