Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение процесса восприятия в общении на переговорах




Использование языка невербального общения для улучшения взаимопонимания сторон.

Значение процесса восприятия в общении на переговорах.

План

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социальной напряженности, признаки социальной напряженности.

2. Укажите стадии социальной напряженности.

3. Почему можно рассматривать конфликт как стадию развития социальной напряженности.

4. Какая концепция (парадигма конфликтологии) может служить обоснованием утверждения, что переговоры могут служить способом предотвращения и разрешения конфликтов. Обоснуйте свой ответ.

 

 


Раздел 2. Переговоры как совокупность методов достижения соглашения на стадии разработки взаимоприемлемых решений

 

Тема 4. Методы улучшения восприятия и общения на переговорах. Улучшение общения - первый шаг на пути достижения соглашения.

2. Основные проблемы общения, препятствующие переговорам - недопонимание (неправильное понимание) информации, невосприятие информации, негативные эмоции, мешающие взаимопониманию сторон, предубежденность, подозрительность.

3. Методы, пути преодоления основных проблем общения: приемы умения слушать, сохранять выдержку и не реагировать на эмоциональные проявления оппонентов.

4. Роль эмоций на переговорах. Методы решения проблем эмоционального взаимодействия сторон: осознание и контроль собственных эмоций и эмоционального состояния другой стороны, обсуждение восприятия причин, вызывающих тревогу и беспокойство. Использование символических жестов для снятия тревоги и враждебных эмоций. Создание благоприятной рабочей обстановки на переговорах и значение положительного эмоционального настроя. Методы контроля эмоций Д.Г.Скотта и выявления эмоциональной устойчивости личности.

***

Общение это обмен информацией в ходе совместной деятельности людей. Люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, действиями и пр. Без общения никакие переговоры невозможны. Как сделать процесс общения наилучшим для совместного поиска решения проблемы.

Прежде всего, необходимо улучшить восприятие сторон друг другом.

 

Восприятие является важнейшим элементом в процессе общения и выбора стратегии поведения на переговорах. Значение процесса восприятия, т.е. формирования образа предмета, возникающего в результате воздействия объективного мира на органы чувств, определяется тем, что восприятие отражает стороны предметов и процессов, из восприятия строятся представления, образы восприятия служат исходным материалом для абстрагирования, анализа проблемы и разработки способов ее решения.Ошибки восприятия всегда приводят к неточным, неправильным представлениям о действительности и, соответственно, неточным и неправильным действиям сторон на переговорах.

Как уже отмечалось, в процессе общения на переговорах происходит понимание потребностей, эмоциональная оценка друг - друга как субъектов, способствующих или препятствующих удовлетворению потребности, в результате чего складывается положительный или отрицательный эмоциональный настрой друг к другу, определенная эмоциональная атмосфера. Осознается взаимозависимость в удовлетворении интересов, анализируется проблема, лежащая на пути их удовлетворения и совместная разработка способов ее решения. Именно от процесса общения, с которого и начинаются любые переговоры,от того, как стороны воспринимают друг друга - насколько точно воспринимается информация, которой стороны обмениваются в ходе переговоров, как эмоционально оценивается данная информация и как стороны оценивают друг – друга, относятся ли с враждебностью и подозрительностью, или, наоборот, - с доверием и дружелюбием, зависит успех или срыв в решении проблемы, в достижении соглашения.

Отсюда становится понятным, что особое внимание в переговорах должно уделяться анализу проблем восприятия и общения, а также методам их преодоления - методам улучшения восприятия и общения.

Сложность решения проблем точности восприятия состоит в том, что стороны, участвующие в переговорах это люди, имеющие различные взгляды, потребности, обладающие разным мировоззрением, ценностными ориентациями и установками, опытом, они по-разному переживают проблему и по-разному эмоционально реагируют на нее. Они могут гневаться, быть раздражительными, расстраиваться. Как правило, видят проблемную ситуацию со своей точки зрения. Могут воспринимать мир иллюзорно и путать свое восприятие с реальностью.

Поэтому решение вопросов точности восприятия в конечном счете сводится к необходимости заниматься человеческим фактором: учитывать мнение и улучшать настроение сторон, делать все, чтобы обеспечить адекватное восприятие сторонами передаваемой информации, благоприятный эмоциональный настрой в процессе совместного решения проблемы. Необходимость в этом признают многие исследователи: Р.Фишер и У.Юри говорят о необходимости «делать разграничения между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами», «отделять людей от проблемы», «заниматься человеческим фактором»[80], то есть различать участников переговоров и предмет переговоров, В.Мастенбрук - о «содействии конструктивной психологической обстановки»[81], Г.В. Бороздина - о «создании благоприятного психологического климата во время переговоров»[82], М.М.Лебедева - о важности преодоления «стереотипного восприятия» и «чувства враждебности по отношению к противоположной стороне»[83] и т.д. Многие исследователи, развивая идеи школы «человеческих отношений», подчеркивают, что умение общаться является необходимым условием хорошего руководства[84].

Как это сделать?

Прежде чем ответить на этот вопрос следует выяснить: Где могут возникнуть проблемы общения? Какие основные проблемы восприятия и общения и в чем их причина?

Чтобы сделать процесс восприятия точным, а эмоциональный настрой благоприятным, необходимо знать где, в каких элементах коммуникационного процесса общения возникают проблемы общения и как их преодолевать.

 

Где возникают проблемы восприятия и общения? - В любом из базовых элементов процесса общения и обмена информацией между сторонами. Основная цель процесса общения на переговорах, если мы говорим о коммуникативной стороне дела, это обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей, сторон на переговорах. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о четырех базовых элементах.

1.Одна сторона на переговорах - отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение, информация, закодированная при помощи символов.

3. Канал, средство передачи информации.

4. Другая сторонапартнер, получатель сообщения, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

И каждый из этих элементов оказывает влияние на точность передачи и восприятия информации.

Каковы основные проблемы восприятия и общения и в чем их причина?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.