Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переговоры как способ предотвращения и разрешения конфликтов




Важность понимания использования переговоров, как средства предотвращения и разрешения противоречий и конфликтов состоит в том, что такой подход способствует сохранению состояния мирного взаимодействия между противоборствующими сторонами. Это говорит о необходимости поиска путей решения проблемы до того, когда предпринятые силовые действия одной из сторон (или всеми сторонами, втянутыми в состояние противоборства) для достижения своих целей, сделают невозможным мирное сотрудничество. Ориентация на переговоры, как способ предотвращения конфликта является фактором сдерживания от конфликтных действий.

Знание этапов развития социальной напряженности как раз позволяет не только определять, диагностировать состояние взаимоотношений между субъектами, оценить степень остроты развития противоречий между ними, но и своевременно предпринять соответствующие шаги по недопущению обострения и эскалации конфликта. Отсюда понятна становится особая роль переговоров.

В связи с тем, что конфликт, как социальное явление проходит ряд стадий, мы хотели бы обосновать необходимость более широкого понимания роли переговоров. В противоположность подходам, рассматривающим переговоры как метод разрешения конфликтов, переговоры, как процесс общения по совместному решению проблемы и удовлетворению потребностей субъектов, должны выступать в более широком значении. Переговоры должны рассматриваться как средство урегулирования социально-трудовых отношений, профилактики и предотвращения конфликтов на ранней стадии развития социальной напряженности – на стадии осознания и обсуждения субъектами противоречивости своих интересов, выдвижения требований. Обеспечивая разработку плана совместного взаимодействия по реализации путей достижения взаимоприемлемого решения, переговоры выступают препятствием на пути перерастания противоречий в интересах в открытые действия: в борьбу и противостояние сторон.

Мы разделяем позицию Э.А.Уткина, который говорил о «рациональности» ведения переговоров на стадии соперничества, поскольку на стадии агрессивного поведения их проведение уже затруднено[74].

Мы подчеркивали и продолжаем отстаивать позицию, что переговоры возможны и необходимы на ранней стадии напряженности, когда неудовлетворенность субъектов проявляется лишь в выражении недовольства существующими условиями оплаты и организации труда, в негативных оценках оппонентов, агрессивных вспышках эмоций или депрессии, но не в виде конфликтных действий. Переговоры следует вести не доводя конфликтную ситуацию до момента, когда работники начнут, например, выдвигать требования по удовлетворению их интересов, или вообще отказываются работать друг с другом, с руководством подразделения, а то и вовсе перейдут к формам массового протеста – забастовкам и пр. В этом смысле переговоры и могут стать средством предотвращения конфликтов.

Э.А.Уткин подчеркивает, что менеджеру необходимо уметь заметить нарождающийся конфликт на ранней стадии. Но хорошо, если это менеджер – руководитель небольшого отдела или участка, где конфликт легче выявить на начальной стадии. А если это руководитель предприятия, или кадровой службы большой организации, где они чаще всего уже имеют дело с открытыми конфликтами? Как методически, практически выявить причины недовольства на ранней стадии развития противоречий в организации, где занято много работников, где производственные подразделения разбросаны по территории и где высшее звено руководства, как правило, имеет дело уже с открытыми конфликтами, агрессивными действиями его участников?

Попытка (вполне плодотворная) определить «уровень социальной напряженности», «критическую массу», динамику конфликта в организации и, следовательно, применительно к нашей теме исследования, стадии начала переговоров была предпринята и другими учеными Е.В.Александровой, А.И.Пригожиным, Н.Н.Вересовым, Г.И.Козыревым[75], но остались многие нерешенные вопросы.

В частности, например. Справедливо отмечалось, что на динамику конфликта влияет количество факторов, вызывающих неудовлетворенность и процент (удельный вес) неудовлетворенных. Однако, не получил освещения важный фактор урегулирования конфликтов: как стиль руководства влияет на сдерживание, или, наоборот, развитие критической массы конфликта на каждой из его стадии?

Одним из способов выявить причины недовольства на ранней стадии конфликта являются социологические исследования. Именно они, на наш взгляд, могут обеспечить ведение переговоров, как «мирной беседы обеих сторон по решению проблемы» [76]. А.К.Зайцев отмечает: «Было бы странным отрицать наличие социальной напряженности. Это реально наблюдаемый процесс, его можно замерять, более того, он очень удобен для измерения, особенно в мониторинговом режиме. Но «неудобность» этого понятия становится очевидной, как только мы начинаем рассматривать полученные данные с управленческих позиций, с точки зрения принятия управленческих решений»[77]. Мы же полагаем, что именно социологические исследования, проводимые на предприятиях по выявлению социальной напряженности и причин конфликтов, как раз и могут преодолеть «неудобство» этого понятия при принятии управленческих решений в рамках отдельных предприятий.

Об использовании социологических методов в выявлении причин недовольства работников, использовании результатов исследований в переговорном процессе, более подробно речь пойдет отдельно. Мы полагаем, что представленные нами исследования расширяют и дополняют идеи коллег (Е.В.Александровой, А.И.Пригожина, Н.Н.Вересова, Г.И.Козырева[78]) о критической стадии развития конфликта и начала переговорного процесса[79].

 

Выводы.

Переговоры - это процесс общения с целью совместного решения проблемы и удовлетворения потребностей субъектов, взаимных интересов сторон. В процессе переговоров осуществляется согласование интересов субъектов, формируется эмоциональный настрой, определяются и разрабатываются способы реализации этих интересов.

Как уже отмечалось ранее, использование переговоров, способствует сохранению состояния мирного взаимодействия между противоборствующих сторон. Необходим поиск путей решения проблемы до того, когда предпринятые силовые действия одной из сторон (или всеми сторонами, втянутыми в состояние противоборства) для достижения своих целей, сделают невозможным мирное сотрудничество. Ориентация на переговоры, как способ предотвращения конфликта является фактором сдерживания от конфликтных действий.

Знание этапов развития социальной напряженности позволяет не только определять, диагностировать состояние взаимоотношений между субъектами, оценить степень остроты противоречий между ними, но и своевременно предпринять соответствующие шаги по недопущению обострения и эскалации конфликта. Отсюда становится понятна особая роль переговоров в предотвращении конфликтов.

 

Переговоры всегда были в центре внимания исследователей и практиков, они имеют сложную структуру и динамику, представляют набор различных типов методов. Особый интерес к переговорам в мире возрастает в последнее время в связи с невозможностью решения экономических, политических военных и социальных вопросов силовыми методами и в связи с тем, что с накоплением наукой знания о переговорном процессе эти вопросы могут решаться цивилизованным путем. Ученых интересуют теоретические аспекты переговорного процесса в силу наличия в науке о переговорах гносеологических проблем, связанных с множеством подходов к определению сущности переговоров, и недостатком научного обоснования предлагаемых рекомендаций по методам их ведения.

Что же показывает обобщенный анализ социальной практики ведения переговоров - множественных case study, в которых участвовал или которые наблюдал автор, и методов их проведения, отраженных в научной литературе?

Какпреодолеть разногласия в интересах и прийти к взаимному согласию сторон?

Что показывает практическая апробация методов ведения переговоров в российских условиях применительно к сфере социально-трудовых отношений?

Рассмотрим содержательный аспект методов ведения переговоров вообще и в сфере социально-трудовых отношений, в частности. Попытаемся внести концептуальные объяснения в использование методических рекомендаций, предлагаемых учеными Гарвардской школы и российскими исследователями, разделяющими их подход.

Обобщение изучения методов ведения переговоров позволяет выделить следующие основные блоки технических приемов.

Первый блок составит группу методов, применяемых на подготовительной стадии разработки взаимоприемлемых решений.

1. Методы улучшения восприятия и общения.

2. Способы выявления позиций и интересов участников переговоров.

3. Техника разработки взаимовыгодных вариантов реализации интересов участников переговоров.

Другой блок включает совокупность методов ведения переговоров на стадии принятия взаимоприемлемых решений.

4. Методы использования объективных критериев в оценке и обосновании справедливости и законности интересов участников переговоров.

5. Способы поиска альтернативы обсуждаемому соглашению.

6. Техника ведения переговоров, в случае отказа другой стороны от участия в них и с оппонентами, использующими некорректные методы (оскорбления, угрозы и пр.).

Проанализируем их в следующих двух разделах данной работы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.