Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Полномочия органов, осуществляющих проверки




Большая часть полномочий контролирующих органов имеет типовой характер: осуществлять лицензирование; иметь доступ к объ­ектам контроля и обследовать их; запрашивать и получать необходи­мые для контроля документы, материалы и сведения; вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения; использовать помощь специалистов; давать предписания об устране­нии нарушений; приостанавливать действие лицензии; приостанав­ливать деятельность объекта или его частей; запрещать реализацию товаров (продукции) либо оказание услуг; принимать меры для при­влечения виновных в правонарушении лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Полномочия контролирующего органа (организации) являются составной частью правового механизма осуществления контроля. Механизм контроля включает систему мер, позволяющих контроли­рующим органам:

1) получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой дея­тельности и ее результатах;

2) выявлять отклонения от установленных правил и требований относительно субъектов, порядка осуществления и результа­тов деятельности;

3) принимать меры по пресечению нарушений указанных пра­вил и требований, восстановлению нарушенных прав и удов­летворению законных интересов лиц, организаций, государ­ства, когда им причинен вред неправомерными действиями;

4) принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организаций, виновных в нарушениях установленных пра­вил и требований.

Система мер, образующих в совокупности механизм контроля, определена нормативными правовыми актами, причем разного уровня в зависимости от важности предмета регулирования. Нормы, опре­деляющие порядок и содержание контроля, содержатся в Конститу­ции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, нормативно-правовых актах федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Основными элементами механизма контроля на стадии получе­ния сведений и выявления нарушений являются:

— получение сведений;

— проверка;

— сертификация;

— лицензирование;

— дача разрешения на совершение определенных действий;

— аттестация и аккредитация;

— экспертиза;

— выставление стационарных постов на контролируемых объ­ектах;

— реагирование на выявленные нарушения и отклонения от установленных правил и требований;

— маркирование.

Получение сведений о состоянии соблюдения установленных правил и требований включает получение контролирующим органом соответствующей информации от контролируемых субъектов, от дру­гих государственных органов, в том числе контролирующих и право­охранительных, и от негосударственных организаций. Такую инфор­мацию контролирующие органы получают от подконтрольных субъектов, от государственных органов и негосударственных органи­заций по их собственной инициативе, по запросу контролирующего органа либо в силу предписания закона.

Пути получения контролирующими органами необходимых сведений о подконтрольных субъектах предусмотрены нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность контролиру­ющих органов либо определенные виды деятельности. Указанными актами предусматривается право контролирующих органов запраши­вать и получать необходимые сведения от других государственных органов и соответствующая обязанность последних предоставлять сведения по запросу. Более того, по некоторым видам контроля орга­нами исполнительной власти обеспечивается комплексное информа­ционное обеспечение. Так, в целях обеспечения налогового контроля утвержден перечень организаций, учреждений и ведомств, информа­ционные ресурсы которых должны использоваться в целях выявле­ния, предупреждения и пресечения налоговых правонарушений.

Проверка является специфичным способом получения и оценки информации о деятельности контролируемого субъекта. Она включает комплекс действий, направленных на получение указанных сведений, анализ и оценку всей полученной информации, составление итогового документа (акта) по результатам проверки. Составление итогового документа по результатам проверки необходимо и в тех случаях, когда результат благоприятен для проверяемого субъекта, не выявлены какие-либо существенные нарушения в его деятельности. Составле­ние акта в таких случаях является подтверждением правопослушания и деловых качеств субъекта.

Проверка может быть дистанционной (камеральной), когда полу­чение необходимых сведений о проверяемом субъекте обеспечивается без посещения и обследования его объектов по месту их нахождения, и инспекционной (выездной), когда происходит непосредственное обследование и изучение объектов по месту их нахождения. В ходе обоих видов проверок обязательно получение объяснений и инфор­мации от должностных лиц и сотрудников проверяемого субъекта, от других граждан, государственных органов и негосударственных организаций, использование других форм получения необходимой информации. Вместе с тем дистанционные и инспекционные проверки могут быть документальными, если основным источником информа­ции являются определенные документы.

Проверка может включать инвентаризацию имущества или сделок с имуществом.

Проверка может включать ревизию финансово-хозяйственной деятельности, которая проводится по инициативе контролирующего органа, в том числе его силами либо силами самой организации.

Госстандарт России в свою очередь осуществляет государствен­ный контроль за соблюдением общих правил и порядка организации и сертификации, а также может проводить непосредственный конт­роль за сертифицированной продукцией.

Сертификация продукции и услуг — это деятельность по подтверж­дению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется в целях:

— подтверждения показателей качества продукции, заявленных (объявленных) изготовителем;

— защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

— контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— создания благоприятных условий для предпринимателей на товарном рынке;

— содействия потребителям в оптимальном выборе продукции.

Порядок сертификации установлен законодательно.

Объектом сертификации могут быть продукция (продоволь­ственная и промышленная) и услуги. Услуги надо понимать в широ­ком смысле. К ним, например, надо относить условия безопасности труда. Сертификат безопасности может получить любое предприятие. Такой сертификат будет означать подтверждение соответствия усло­вий труда на данном предприятии требованиям стандартов по безо­пасности в области труда. Сертификация бывает обязательной и доб­ровольной. Обязательность сертификации определенной продукции и услуг устанавливают компетентные органы государства — федераль­ные и субъектов Российской Федерации. Обязательная сертифика­ция установлена, например, федеральным законом — в отношении оборудования по производству этилового спирта и алкогольной про­дукции, постановлением Правительства РФ — в отношении воздуш­ных судов; средств защиты информации; технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; приказом Минтранса России — в отношении гражданских морских и речных судов, постановлением Госстандарта России — в отношении лекарст­венных средств и т.д.

Органом добровольной сертификации может быть любое юри­дическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добро­вольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.

Органы Госстандарта России, а также органы по сертификации осуществляют контроль за соответствием сертифицированной про­дукции и услуг существующим стандартам и вправе приостанавли­вать или прекращать реализацию несоответствующих продукции или услуг, аннулировать действие сертификата.

Лицензирование является одновременно формой как управле­ния, так и контроля. Лицензирование — это разрешение (право) на осуществление определенного вида деятельности с обязательным соблюдением лицензионных требований и условий, выданное юри­дическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В то же время лицензированием являются мероприятия, связанные с выда­чей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и над­зором за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензион­ных требований и условий.

Контрольная направленность лицензирования заключается в предварительной проверке соискателя лицензии на предмет соот­ветствия его тем требованиям и условиям, которые необходимы для допуска организации или индивидуального предпринимателя к лицензируемому виду деятельности (этот этап контроля можно назвать упреждающим), и надзоре за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении разрешенной деятельности.

По некоторым видам деятельности (например, деятельности, связанной с наркотическими средствами и психотропными вещест­вами) порядок лицензирования установлен федеральным законода­тельством.

Дача разрешения на совершение определенных действий, ког­да получение разрешения или согласия на это является обязатель­ным, позволяет контролирующему органу предварительно или сво­евременно проверить и определить правомерность, обоснованность или целесообразность совершения подконтрольных действий.

Дача контролирующим органом разрешения или согласия на совершение таких действий осуществляется в следующих формах:

1) разрешение или согласие на совершение разового действия;

2) официальный допуск субъекта к совершению определенных действий;

3) аккредитация физических или юридических лиц в качестве доверительных исполнителей определенной деятельности.

Примером такой формы дачи согласия на совершение действий, как допуск может служить допуск лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Аккредитация (официально предоставленный контролиру­ющим органом статус доверенной, уполномоченной организации) установлена для осуществления контроля за качеством лекарствен­ных средств, брокерской деятельностью, обязательной сертифика­цией, образовательной деятельностью и рядом других видов деятель­ности.

Контрольная направленность аккредитации проявляется в том, что она является результатом изучения или проверки субъекта с точки зрения его способности эффективно и качественно осуществлять определенную деятельность.

Экспертиза производится при осуществлении контрольной деятельности в тех случаях, когда для оценки какой-либо деятель­ности или продукции требуются специальные знания. Экспертные исследования производят специалисты соответствующего профиля, использующие научно обоснованные методики. Для проведения часто встречающихся видов экспертиз создаются экспертные лаборатории, центры и другие экспертные организации или подразделения. Поря­док проведения отдельных видов экспертиз утверждается соответ­ствующим органом исполнительной власти или контролирующим органом.

Одним из способов контроля является предварительное согла­сование заявления на получение лицензии с другим контролирующим органом либо получение от него специального заключения. Подоб­ные заключения выдают, например, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство сель­ского хозяйства Российской Федерации о соответствии качества вво­зимых в Россию лекарственных средств установленным требованиям.

Выставление стационарных постов на контролируемых объектах применяется в сферах особо важного или актуального конт­роля. К таковым относятся посты санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора на таможнях, налоговые посты на крупных предприятиях и организациях, уклоняющихся от уплаты налогов, а также производящих алкогольную продукцию.

Формы реагирования контролирующих органов и организаций на выявленные нарушения весьма многообразны. Они включают полномочия, направленные на:

1) пресечение выявленных нарушений;

2) устранение причиненного ими вреда;

3) восстановление установленного порядка и условий деятель­ности;

4) привлечение нарушителей к ответственности (дисциплинар­ной, административной, гражданско-правовой, уголовно-правовой);

5) устранение причин и обстоятельств, способствующих нару­шениям.

Реализация таких полномочий предусматривается в форме представлений и предписаний; ограничений и запретов для наруши­теля на определенные действия или виды деятельности (в том числе временных запретов в виде приостановления деятельности — полного или частичного); наложения штрафов и принятия иных мер наказа­ния; направления информации в вышестоящий орган субъекта-нару­шителя либо в соответствующий контролирующий или правоохрани­тельный орган для принятия мер, входящих в их компетенцию; заявления исков в суд, когда меры воздействия на нарушителя могут быть приняты только судом.

Подсобными средствами обеспечения контроля являются:

1) возложение на подконтрольные органы обязанностей по ведению определенных учетов, предоставлению определенных сведений, маркировке продукции;

2) технические контрольные средства (различного рода конт­рольные инструменты);

3) аудиторские проверки;

4) установление особого порядка или форм совершения опреде­ленных действий;

5) идентификационное обозначение подконтрольных субъектов и объектов и их регистрация.

Типичными примерами обязательных внутренних учетов явля­ются: бухгалтерский учет, кассовый учет с помощью контрольно-кассовых машин (ККМ), инвентаризация и др.

Формы важнейших учетов установлены законом или подзакон­ными актами. Среди них используются такие, как досье (системати­зированная подборка определенных документов и сведений), карто­теки (карточный учет по отдельным операциям и действиям), реестры (документы, содержащие сводные данные по какому-либо виду дея­тельности).

Возможные учеты в подконтрольных субъектах используются ими для внутренних целей, а также в целях обеспечения контроля.

Они могут быть использованы при проведении проверок. Но опре­деленную часть сведений подконтрольные субъекты обязаны предо­ставлять контролирующему органу. К числу сведений, предоставле­ние которых контролирующему органу является обязательным, относятся балансовая отчетность организаций, декларации физиче­ских лиц о доходах, об имуществе и т.п.

Маркирование осуществляется на товарах и продукции, посту­пающих в торговлю и потребление. Это маркирование знаками соот­ветствия стандартам товаров и продукции, подлежащей обязатель­ной сертификации,— знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок. Обязательность маркирования может быть установлена нормативными правовыми актами разного уровня (специальные знаки визуального контроля).

В целях осуществления контроля широко используются различ­ного рода контрольные инструменты (приборы контроля подлин­ности специальных и акцизных марок, приборы для определения качественных свойств товаров и продукции и др.). Согласно законо­дательству органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано выдавать лицензии организациям, осуществляющим розничную тор­говлю алкогольной продукцией лишь при наличии у них доступных для покупателей приборов контроля подлинности специальных и акцизных марок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.