КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции и цели деятельности контролирующих органов
В настоящее время число органов, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью предприятий и организаций, достаточно велико. Вместе с тем среди них можно выделить ряд основных, проверке которых обязательно подвергается каждое предприятие. Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность. К таким нормативным актам относятся кодексы (Налоговый кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации и др.), законы (Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» и др.), а также нормативные акты исполнительных органов власти. Незнание законов не освобождает от ответственности, поэтому владение информацией об основных контролирующих органах снизит риск грубых ошибок при общении с ними и поможет избежать дополнительной ответственности. Функциями государственного контроля наделены практически все федеральные органы государства, проверяющие различные направления производственной и хозяйственной деятельности. В настоящее время в нашей стране действуют более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых в той или иной мере регулируется контрольная и надзорная деятельность. Контроль проникает во все сферы правоотношений, затрагивает интересы миллионов людей и десятков тысяч организаций. Государственное управление включает две важнейшие составляющие части: организационную и контрольную. И та и другая реализуются в виде конкретных организационных и контрольных функций, которые распределяются между соответствующими органами государства и образуют организационную (управленческую) и контрольную деятельность. Эти виды деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Главная из них — организационная. Но контрольная деятельность является необходимым условием успешной организационной деятельности. Созданы и функционируют специальные государственные органы, которые осуществляют исключительно или преимущественно контрольные функции (например, Счетная палата РФ). Некоторые контролирующие органы действуют в качестве подразделений министерств и ведомств. Наличие у государственного органа или негосударственной организации определенной контрольной функции или функций определяет их компетенцию как контролирующего органа или контролирующей организации. Функциональные обязанности образуют компетенцию государственного органа. А право осуществлять определенную функцию, предоставленное негосударственной организации, образует ее компетенцию. Компетенция (функциональные обязанности) контролирующего государственного органа обычно определяется основным нормативным правовым актом о конкретном органе или соответствующем виде деятельности — кодексом, законом, положением, но иногда — текущими правовыми актами. По отдельным отраслям деятельности или видам контроля законодатель определяет иногда соответствующую группу контролирующих органов. Нередко на контролирующие органы специальным правовым актом возлагаются дополнительные контрольные функции по каким-то смежным видам деятельности. Одной из типичных функций многих государственных органов, осуществляющих контрольную деятельность, является самостоятельное, на своем уровне, нормативно-правовое регулирование соответствующего профиля деятельности. Такая функция вытекает из организационно-управленческого характера деятельности исполнительного органа власти и в соответствующей мере предопределяет содержание и объем контрольной деятельности этого органа. В некоторых законодательных актах прямо определяются объем и содержание контрольной функции органа, т.е. четко перечисляются составные части контроля в данном виде деятельности. Подобное перечисление направлений или содержания контроля преследует цель обозначить главные, узловые вопросы, подлежащие контролю. Функциями государственного контроля наделены практически все федеральные органы исполнительной власти. Есть и специальные органы государства, проверяющие различные направления производственной и хозяйственной деятельности. В стране действуют не менее 50 только федеральных контролирующих структур, к которым следует добавить контролирующие органы и сугубо регионального уровня. Определенные контрольные функции выполняют и органы местного самоуправления. Специальные контролирующие органы существуют сейчас и при законодательных органах власти (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты). Ориентироваться в компетенции и полномочиях контролирующих органов стало весьма затруднительно. Это не позволяет субъектам общественных отношений эффективно использовать их для защиты прав и законных интересов, противостоять злоупотреблениям, неквалифицированным и ошибочным действиям сотрудников контролирующих органов. Контрольная функция по своему содержанию включает три элемента: 1) получение необходимой информации; 2) анализ и оценку информации; 3) реагирование на выявленные отклонения от установленных правил и требований. Все эти элементы контрольной деятельности регламентированы нормативно-правовыми актами и реализуются в соответствии с установлениями этих актов. В качестве синонима понятия «контрольная деятельность» в нормативных правовых актах и в управленческой практике широко используется понятие «контроль». Понятие «контроль» трудно отличить от понятия «надзор». Чаще их рассматривают как тождественные. Но в законодательных актах они иногда употребляются в одном ряду как различные. Так, в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1998 г. № 950 оба рассматриваемых понятия употреблены в одном ряду: «Надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений норм и правил эксплуатации гидротехнических сооружений», но какого-либо различия в этих понятиях по приведенному правовому акту не просматривается. Контрольная деятельность имеет непосредственную и конечную цели. Непосредственной целью контроля являются предупреждение и пресечение нарушений общественных отношений, а также требований (стандартов) по качеству изготавливаемой продукции или оказываемых услуг. Конечная цель контроля совпадает с теми целями, которые преследует само правовое регулирование деятельности, проведения и стандартов. Конечные цели контроля прямо обозначены также в некоторых законах, посвященных специальным формам контроля (в Федеральных законах «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О сертификации продукции и услуг»). Общее значение контрольной деятельности заключается в обеспечении наиболее важных интересов людей, организаций, государства и общества в целом. Под объектами контрольной деятельности следует понимать определенные общественные отношения, связанные с выполнением каких-либо правил, обязанностей или требований. 1. Одним из важнейших объектов контрольной деятельности является соблюдение установленных законами и иными нормативными правовыми актами правил (порядка) осуществления того или иного вида деятельности (устанавливаются Конституцией РФ и законами Российской Федерации, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами, постановлениями, инструкциями, а также международными договорами и соглашениями). К правилам осуществления деятельности, следовательно, и к объекту контроля относятся установленные нормативными правовыми актами тарифы, ставки, квоты в соответствующем виде деятельности. 2. Объектом контроля является и соблюдение установленных требований (стандартов) по качеству и свойствам товаров и услуг, а также соответствие товаров (услуг) объявленным свойствам. Стандартизация и стандарты занимают большое место в регулировании различных сфер производства и товарооборота. Суть стандарта — эталон, установленная норма, признанный уровень качества. Установление и соблюдение стандартов на товары и услуги — объективная потребность жизнедеятельности. Широко распространенной формой удостоверения качества продукции, товаров (услуг) является сертификация. Это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. 3. Объектом контроля является также соблюдение физическими и юридическими лицами определенных обязанностей, возложенных на них законами или иными нормативными правовыми актами (уплата установленных законом налогов и сборов, страховых взносов, взносов в фонд социального страхования, фонды занятости и обязательного медицинского страхования, подачу декларации в предусмотренных законом случаях). Понятие «контролирующий орган или организация» не имеет какого-либо юридического (правового) определения. Оно логически связано с понятиями «контрольная деятельность», «контроль», а потому широко употребляется в публично-правовой и общественной жизни, в законодательных и подзаконных актах и не нуждается в специальном юридическом определении. Понятие «контролирующие органы и организации» в сжатой форме выражает и обозначает совокупность таких органов власти, которые наделены контрольными функциями. Контролирующие органы необходимо отличать от правоохранительных. Контрольные функции имеют практически все правоохранительные органы, включая суды (Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, таможенные органы, таможенный контроль, органы внутренних дел, прокуратура). Но наличие контрольных функций само по себе не дает оснований относить правоохранительные органы к разряду контролирующих. Они имеют преимущественно юрисдикционные функции и большие властные полномочия. Функции и полномочия контролирующих органов имеют главным образом управленческий, общепредупредительный и обеспечительный характер и направлены на реализацию установленного порядка отношений. Закон не содержит четкого разграничения государственных органов на правоохранительные и контролирующие. Принятый впервые в России Налоговый кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 января 1999 г., определяет функцию налоговой службы не как правозащитную, а как обеспечительную — финансовое обеспечение государства. Общие принципы контрольной деятельности представляют собой прямо закрепленные в нормативных правовых актах или вытекающие из них положения, которые определяют важнейшие свойства этой деятельности. Прямого закрепления в законодательстве какого-либо перечня общих принципов контрольной деятельности не существует. Их совокупность выводится на основе научного обобщения и анализа нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность контролирующих органов и организаций. Общие принципы контрольной деятельности: 1) осуществление контрольной деятельности исключительно в пределах и в порядке, установленных законом или иным нормативным правовым актом; 2) законность, объективность и справедливость при осуществлении контрольной деятельности; 3) осуществление контрольной деятельности на основе равенства всех перед законом. Кроме того, учитываются и другие аспекты, такие, как: — соблюдение прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в процессе осуществления контрольной деятельности; — осуществление контрольной деятельности с участием заинтересованных лиц — физических и юридических (формы и порядок их участия определяются соответствующим отраслевым законодательством); — верховенство судебной власти в осуществлении контрольной деятельности (наиболее существенные меры принуждения применяются судом, им же разрешаются споры между субъектами общественных отношений и контролирующими органами); — гласное осуществление контрольной деятельности, кроме случаев, требующих сохранения тайны, охраняемой законом; — презумпция невиновности лица (физического и юридического), деятельность которого подвергается контролю, до установления виновности в соответствии с законом. Из этого принципа вытекают также два других важных положения: — лицо, подозреваемое в совершении правонарушения, не обязано доказывать свою невиновность, — неустранимые сомнения толкуются в пользу подозреваемого. Общие условия контрольной деятельности представляют собой прямо закрепленные в законе или вытекающие из него положения, которые определяют благоприятные правовые предпосылки контрольной деятельности, обеспечивающие ее эффективность: 1) формирование контролирующих органов и организаций исключительно на правовой основе (никакие органы и организации не могут быть созданы без соответствующего нормативно-правового установления компетентного органа власти либо присвоить себе контрольные функции по своему волеизъявлению); 2) специализация государственных органов и организаций в осуществлении различных видов контроля (она обеспечивается путем разграничения компетенции контролирующих структур и способствует повышению качества и эффективности контроля); 3) правовая урегулированность контрольной деятельности (нормативные правовые акты четко и исчерпывающе определяют функциональные обязанности и полномочия контролирующих структур, в том числе способы контроля, формы и пределы регулирования на выявленные нарушения); 4) возложение в законодательном порядке на граждан и организации определенных обязанностей по содействию контрольным органам (ведение учетов, предоставление отчетов и разного рода сведений, подача декларации, проведение внешнего аудита и т.п.); 5) возможность привлечения граждан и организаций для содействия в осуществлении контрольной деятельности (в качестве понятых, специалистов, экспертов, аудиторов); 6) взаимодействие контролирующих органов и организаций между собой, с правоохранительными и иными органами государственной власти и местного самоуправления (соответствующие правовые предписания имеются в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность контролирующих органов и организаций, а также в специальных нормативных актах по вопросам координации и взаимодействия); 7) поднадзорность всех видов контрольной деятельности (она обеспечивается надзором за законностью и обоснованностью действий и решений контролирующих структур, которые осуществляют судебные органы, прокуратура и другие правоохранительные органы); 8) свобода обжалования решений контролирующих органов и организаций (обжалование допускается как в вышестоящие контролирующие структуры, так и в правоохранительные органы — прокуратуру, суд и др., причем порядок рассмотрения жалоб детально регламентирован законом); 9) юридическая ответственность контролирующих органов и организаций, их должностных лиц за вред, причиненный неправильными действиями (она включает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в зависимости от характера и степени общественной опасности неправомерных действий); 10) повышенная правовая защищенность должностных лиц контролирующих органов и организаций (она включает административную и уголовную ответственность за посягательство на этих лиц в связи с исполнением ими служебных обязанностей, специальные меры по обеспечению их безопасности, а также меры социального характера в случае причинения вреда). Контрольные вопросы 1. Какими полномочиями обладают контролирующие органы в России? 2. Назовите элементы механизма контроля, которые вы знаете. 3. Каковы формы реагирования контролирующих органов на выявление нарушения? 4. Как защитить права проверяющих и проверяемых? 5. Назовите функции и цели деятельности контролирующих органов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |