Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Основные задачи и направления внутреннего финансового контроля




Контролирующие органы в сфере финансово-кредитных отношений

Банк России — юридическое лицо и может совершать определен­ные гражданско-правовые сделки; вместе с тем он наделен широкими властными полномочиями по управлению кредитной системой Рос­сийской Федерации и осуществлению надзора за кредитными органи­зациями. Он является одновременно юридическим лицом и субъек­том публичного права.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, норма­тивных актов Банка России, в частности установленных ими обяза­тельных нормативов.

Главные цели банковского регулирования и надзора — поддер­жание стабильности банковской системы, защита интересов вклад­чиков и кредиторов.

Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кре­дитным организациям лицензии на осуществление банковской дея­тельности.

Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных орга­низаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законодательным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской си­стемы в целом.

Для осуществления своих функций в области банковского над­зора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для испол­нения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Контрольные вопросы

1. Какие органы относятся к контролирующим?

2. Каковы права и обязанности контролирующих органов Рос­сии?

3. Каковы функции Минфина России?

 

Классификация внутреннего контроля

Одним из важнейших элементов управления является внутрен­ний контроль. Внутренний контроль обеспечивает возможность при­нятия эффективных управленческих решений, а также их исполне­ние. Эти стороны внутреннего контроля находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов. К функциям внутреннего контроля часто относят опера­тивную, защитную, регулятивную, информативную, коммуникатив­ную и превентивную функции. Последняя функция в современных условиях особенно важна, так как предварительный контроль преду­преждает нежелательные отклонения, защищает организацию от неблагоприятных последствий тех или иных действий. Например, оценка законности и целесообразности на стадии зарождения опера­ций предотвращает действия, противоречащие требованиям норма­тивных документов и целям деятельности организации.

Чтобы глубже понять сущность системы контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить особенности ее различных составляющих, необходимо ее классифицировать в соответствии с различными признаками.

Важнейшим классификационным аспектом внутреннего контроля является формальный. Выбор формы внутреннего контроля зависит от сложности организационной структуры, правовой формы, видов и масштабов деятельности организации, целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности, отношения руководства к контролю. Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля — внутренний аудит.

Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, для которых характерны:

— усложненная организационная структура (дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации);

— многочисленность филиалов, дочерних компаний;

— разнообразие видов деятельности и возможность их коопери­рования;

— стремление органов управления получать достаточно объек­тивную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.

Кроме задач чисто контрольного характера, внутренние аудиторы могут выполнять экономическую диагностику, разрабатывать финан­совую стратегию, вести маркетинговые исследования, управленческое консультирование. К институтам внутреннего аудита относят и реви­зионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламенти­рована действующим законодательством. Этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах.

Большое значение имеет также классификация по типам внут­реннего контроля. Известны следующие типы внутреннего контроля: неавтоматизированный, не полностью автоматизированный, пол­ностью автоматизированный.

Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляет­ся непосредственно его субъектами без применения автоматических средств.

Не полностью автоматизированный— с применением авто­матических средств регистрации, обработки, измерения (например, контроль качества работы производственного оборудования с помо­щью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей).

Полностью автоматизированный— целиком в автомати­ческом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля.

Примерами полностью автоматизированного внутреннего конт­роля могут служить:

— автоматическое обнаружение и исправление ошибки приклад­ной компьютерной программой;

— работа программ, обеспечивающих выделение или перечисле­ние тех пунктов, которые не соответствуют установленным

критериям (например, если сумма по счетам на закупку нахо­дится вне установленных пределов);

— работа антивирусных программ;

— программные проверки типа подсчета общих сумм для конт­роля правильности расчетов (например, согласование суммы счетов на закупки с общей суммой счетов, рассчитанной в результате другой операции);

— программные проверки на соответствие данных и выдача информации по отсутствию соответствия (например, сравне­ние неоплаченных счетов-фактур на закупку с файлами запи­сей по полученным товарам, производимое программой перед оплатой счета продавца);

— работа контрольных модулей корпоративных систем (напри­мер, модулей системы «Галактика», решающих задачи конт­роля себестоимости продукции, контроля исполнения бюджета и др.);

— самодиагностика программных средств.

Внутренний контроль целесообразно классифицировать и по значимости субъектов внутреннего контроля с точки зрения их учас­тия в общей деятельности по внутреннему контролю в организации. В этом аспекте всех субъектов внутреннего контроля следует распре­делить по следующим уровням.

Субъекты внутреннего контроля первого уровня — это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосред­ственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов). В обязанности субъектов внутреннего контроля второго уровня непосредственно не входит контроль, но в силу произ­водственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования). Субъекты внутреннего контроля третьего уровня выполняют контрольные функ­ции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчер­ского, планово-экономического отделов, отдела кадров). В обязан­ности субъектов внутреннего контроля четвертого уровня входят контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотруд­ники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности). В функциональные обязанности субъектов внутрен­него контроля пятого уровня входит только осуществление контроля

(сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комис­сии, отделов входного и технического контроля и т.п.).

Иные важные классификационные признаки внутреннего конт­роля представлены в таблице 1.

Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием следующих факторов:

— отношение руководства к внутреннему контролю;

— внешние условия функционирования организации, ее размеры, организационная структура, масштабы и виды деятельности;

— количество и региональная неоднородность месторасположе­ния ее обособленных подразделений или дочерних компаний;

Таблица 1 Классификация внутреннего контроля

Признаки классификации   Элементы класса внутреннего контроля  
Методические приемы контроля   Общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.) Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и др.) Специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероят­ностей и математической статистики)  
Стадии проведения контроля   Предварительный контроль. Промежуточный контроль. Конечный контроль  
Временная направленность контроля   Стратегический контроль. Тактический контроль. Оперативный контроль  
Источники данных контроля   Документальный контроль. Фактический контроль. Автоматизированный контроль  
Характер контрольных мероприятий   Плановый контроль. Внезапный контроль  
Периодичность проведения контрольных мероприятий   Систематический контроль. Периодический контроль. Эпизодический контроль  
Полнота охвата объекта контроля   Сплошной контроль. Полный контроль  
Время осуществления контрольных действий   Предварительный контроль. Текущий контроль Последующий контроль  

— стратегические установки, цели и задачи;

— степень механизации и компьютеризации деятельности;

— ресурсное обеспечение;

— уровень компетентности кадрового состава.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.