Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармония золотых пропорций 11 страница




из анализа исходного уравнения колебательного движения и его решения следует, что «радиан = 1» и это непонятное равенство, в котором качественное понятие приравнивается к количественному, математикой не исследуется и не объясняется, хотя в размерностном анализе на основании того, что размерность угла [ j ] = l / r = L/L = 1, утверждается, что угол не имеет размерности. Парадокс заключается в том, что следом авторами исследования говорится совершенно обратное, т.е. о наличии размерности угла и с этими доводами также нельзя не согласиться, так как если имеется единица измерения, то существует и размерность. Полемика о размерности плоского угла в науке не окончена до настоящего времени;

исходное дифференциальное уравнение колебательного движения и его решение приводят к следующему равенству: 1[радиан/секунду] = 1[1/секунду]. В то же время согласно ГОСТ 24346-80 угловая частота колебаний определена как частота колебаний, умноженная на 2p, откуда следует, что 1[1/секунду] = 6,283…[радиан/секунду];

угловая скорость и ее единицы измерения противоречат закону сохранения энергии в том смысле, что изменение значения угловой скорости материального тела с неизменной массой может не сопровождаться изменением кинетической энергии движущегося материального тела; наличие линейной и угловой скоростей сопровождается тем, что материальное тело получает две меры инерции: массу и момент инерции; причем если масса не зависит от траектории движения (?), то момент инерции представляет собой переменный параметр;

во многих литературных источниках авторы работ по исследованию колебательных процессов настойчиво внедряют тезис о том, что понятия «частота колебаний» и угловая частота колебаний» могут быть объединены под одним термином «частота колебаний». Однако известно, что эти две разнородные физические величины, связанные соотношением f = w/ 2 p, и рекомендовать их объединение под одним и тем же термином, находящимся на той же ступени обобщения, ошибочно;

анализ Международной системы единиц показывает, что в ней имеется ряд существенных неувязок, вызванных “радианной” проблемой, заключающихся в том, что несколько разнородных понятий имеют одинаковые размерности и единицы измерения; например, частота вращения, частота колебаний, угловая скорость, угловая частота колебаний имеют размерность времени и единицу измерения, кратко записываемую как с -1;

ни одна из известных размерностных систем, включая СИ, не вводит в свой состав все многообразие понятий, не относящихся к физическим величинам, но которые могут быть количественно определены. Ни одна из размерностных систем не объясняет, в каком соответствии находятся по отношению к математике эти понятия и физические величины; ни одна из них не определяет в качестве единицы измерения такую физическую константу, как p, которая повсеместно входит во всю учебную, научную и техническую литературу и несет в настоящее время двойную смысловую нагрузку: как отношение длины окружности к диаметру этой окружности и как радианная мера измерения углов.

Исследования, проведенные на основе гипотезы о единстве, обязывающей рассматривать в единстве количественную и качественную части математических величин, участвующих в преобразованиях, позволили решить основную задачу, состоящую в том, что размерностный анализ включается в область математических исследований и становится его неотъемлемой частью, а выявленные противоречия и неувязки получают логическое объяснение и разрешение.

1. В математических выражениях снимаются вопросы, связанные с неотъемлемым содержанием (тригонометрические вычисления), влиянием (операции счета и сложения-вычитания) на математические преобразования и участием в этих операциях (умножение-деление, взятие производной - нахождение первообразной) качественных частей математических величин.

2. Устраняется неоднозначность в толковании основополагающих математических понятий, обеспечивается возможность дать им краткое и более точное определение, например:

математическая величина - понятие, состоящее из количественной и качественной частей;

функция - математическая запись устойчивого количественного соответствия (зависимости) между двумя или несколькими математическими величинами;

размерность - качественная часть математической величины;

единица измерения - единичное знание математической величины, принимаемое за основание для сравнения однородных математических величин, осуществляемое на уровне единиц измерения;

угол - место пересечения двух линий или плоскостей.

3. Устраняются неувязки в дифференциальных уравнениях колебательного движения в отношении обеспечения однородности размерностей слагаемых исходного уравнения и его решения. Одновременно установлено, что показатель степени показательной функции и аргумент круговых (тригонометрических) функций имеют идентичное качественное содержание, а именно количество радиусов, содержащееся в дуге соответствующей окружности.

4. Получает объяснение и разрешение “радианная проблема”, характеризующаяся следующими результатами:

радиана, как и других единиц измерения плоского угла, объективно не существует, возникновение угловых единиц измерения объясняется следствием того, что математика была искусственно отделена от анализа размерностей и поэтому слабо влияла на уяснение во всей полноте сущности взаимодействия единиц измерения. Учитывая почтенный возраст упомянутых единиц измерения, их следует сохранить, объяснив причины их происхождения. И определив область применения с указанием условного их характера с поправкой на то, что измерению подвергается не угол, а величина раскрытия (раствора, непараллельности) двух линий или плоскостей;

под знаком круговой (тригонометрической) функции должна находиться не единица измерения плоского угла, а радиус окружности как средство измерения длины кривой линии. При этом важно уяснить, что аргумент, стоящий под знаком круговой (тригонометрической) функции, и полученный после вычисления результат будут заключать в себе одну и ту же размерность - размерность длины. Краткой формой записи единицы измерения длины кривой линии, каковым является радиус окружности, будет качественная единица 1[1].

5. Разрешена проблема неоднозначности математического толкования понятия угла, характеризующаяся следующими результатами:

дано уточнение, а по сути новое для математики толкование угла как места пересечения двух линий или плоскостей;

сам угол не подлежит измерению, измеряется величина раскрытия (раствора, непараллельности) двух линий или плоскостей. Средством измерения при этом служит кривая линия в виде дуги окружности, единицей измерения длины которой в свою очередь является радиус окружности;

определение величины раскрытия (раствора, непараллельности) двух линий или плоскостей может быть не связано с наличием угла в случае отсутствия места пересечения линий или плоскостей.

6. При изучении криволинейного движения одновременно с установлением сущности единицы измерения скорости криволинейного движения выявлена несостоятельность таких терминов, как “угловая скорость” и “угловое ускорение”, вместо которых введены новые термины: “скорость криволинейного движения” и “ускорение криволинейного движения”, соответствующие сути происходящего физического процесса; отпала необходимость в использовании такого понятия, как “угловая частота колебания”, которое представляет собой не что иное, как скорость криволинейного движения на сопутствующей окружности.

7. Приведены в соответствие с их содержанием и обоснованы краткие формы записи единиц измерения ряда физических величин и понятий. Например, единицу измерения скорости криволинейного движения следует кратко записывать в виде 1/с, а не с-1, как принято в настоящее время; краткая форма записи “обратного метра” должна выглядеть как 1/[м] = [м]-1, а не [м-1] и т.д.

8. Проведена классификация единиц измерения, образованы новые группы единиц измерения: счетные, неявные, условные.

9. Определены новые принципы построения размерностных систем, в том числе СИ, главный из которых состоит в том, что любая размерностная система должна охватывать все виды единиц измерения, которые на равных “правах” взаимодействуют между собой.

10. Уточнено определение математики как науки.

11. Определены классы неполных (математических) функций и полных функции.

12. Обосновано возвращение в литературный оборот термина “единица измерения” вместо термина “единица физической величины”.

 

 


 

Приложение 2

А. А. Пилецкий

 

СИСТЕМА РАЗМЕРОВ И ИХ ОТНОШЕНИЕ

В ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

 

Творческий метод древнерусских зодчих далеко не во всем нам понятен, и многое остается для нас загадкой [25].

Анализ форм произведений древнерусской архитектуры пока­зывает, что при своей простоте они обладают пропорциями весьма не простыми − лучшими из известных нам видов: золотым сечением и различными производными от него функциями.

Методы работы древнерусских зодчих существенно отлича­лись от современных. Сложнейшие здания возводились без черте­жей и в короткие сроки. Древнерусские зодчие и ведущие масте­ра владели, видимо, определенной специфической методикой про­ектирования, знаниями и умениями, многие аспекты которых неведомы для нас. Подобные знания, учения и методы, не полу­чившие продолжения и последующего развития, современный ис­следователь называет «тупиковыми». В прошлом они могли достигать высокого совершенства, но затем по разным причинам не находили применения, постепенно забывались, остались вне основ наших современных знаний и неизвестны современным спе­циалистам.

Именно таковой является древнерусская числовая система архитектурного пропорционирования, представляющая предмет данного исследования. Она функционировала, как показал анализ памятников архитектуры, от домонгольского периода по XVIII в. и окончательно была забыта в XIX в. В ХХ в. начала частично «открываться» вновь.

В сооружении, помимо основных форм, существуют еще сла­гающие их сотни и тысячи различных элементов, соподчиненных им и одновременно связанных с ними и между собой своими маленькими формами, масштабностью, характером рисунка и т. д. И все они, прежде чем из ниx было что-то сложено и еще до изготовления, должны были тщательно выискиваться. Их формы и размеры должны были рассчитываться, взаимоувязываться, опре­деляться по количеству и габаритам. Кто, как и когда это вы­полнял?

Подобная работа в условиях современного архитектурного проектирования под силу мастерской, состоящей из многих десят­ков архитекторов, конструкторов, техников, чертежников, рабо­тающих с помощью современных инструментов. Только для раз­работки стадии рабочего проекта им потребовалось бы долгие месяцы (или год и более) кропотливого труда над тысячами листов чертежей и шаблонов с поиском на них форм во всех проекциях, прорисовка в натуральную величину всех сложных криволинейных профилей с подсчетом десятков тысяч размеров.

Существует представление, что зодчий огранивался лишь общими и крупными объемами здания, а мелкие детали были уделом других мастеров артели. Но для изготовления деталей требовались хотя бы габаритные размеры, чтобы потом готовые изделия не переделывать. Можно предположить, что большая их часть могла уточняться в ходе строительства, но не менее при­мерно одной тысячи надо было обязательно назвать заранее для всех параллельно заготавливаемых элементов, деталей, стройма­териалов.

Как справиться со столь большим объемом взаимно соразме­ренной числовой информации без чертежей?.

Продолжая сравнение с современной практикой, заметим, как бы талантлив ни был в наше время зодчий, он не может знать и называть размеры, определять габариты элементов и деталей до того, пока не выполнены в комплексе все рабочие чертежи, не произведена взаимоувязка всех форм, размеров и решений, пока не завершены все расчеты.

Древнерусский же зодчий должен был к тому же обеспечить согласованную деятельность множества строителей и направить в единое русло неисчислимый объем ручных операций. Так, на­пример, сроки строительства храма Василия Блаженного вполне сопоставимы с современными − от получения задания на проектирование до завершения строительства потребовалось 5 лет.

Можно добавить, что храм Василия Блаженного − произведе­ние высокого искусства. Поэтому обычные мерки еще менее к нему применимы и творческий метод древнерусских зодчих при­обретает еще большую значимость и загадочность.

Существует в связи с этим предположение, что здание могло расчерчиваться на земле; его изображение, главным образом план, могло выполняться в натуральную величину; совмещено с планом могли прорабатываться также eгo разрезы и фасады. Однако и это предположение не выдерживает критики, особенно применительно к архитектуре XVI−XVII вв. с ее развитыми и многообразными формами зданий. Так не могло быть потому, что с началом строительных работ при рытье траншей рисунки на земле пропадают, не говоря уже о трудностях геометрических построений и поиске форм и пропорций фасада, когда его не видно целиком и он воспринимается лишь кусочками. Кроме того, один чертеж, каков бы масштаб его ни был, дает лишь несколько десятков размеров, а нужны их тысячи. Можно допу­стить лишь эскизирование на земле, но не вычисление длинных цепочек размеров.

 

Характерные размеры

в произведениях древнерусской архитектуры

 

Мы воспользуемся сведениями метрологических исследований, главным образом по мерам протяжения, поскольку размеры в па­мятниках архитектуры выражались обычно через систему функ­ционировавших в древности мерных величин.

Сопоставление размеров различных сооружений выявляет в них, даже в случае значительного территориального удаления зданий и значительного разрыва в периодах постройки, множество сходных величин, однотипных пропорций, числовых структур и приемов пропорционирования, оказавшихся весьма устойчивыми во времени. Наша цель − ознакомиться с любопытным фак­том: присутствием в самых разнообразных сооружениях множест­ва одинаковых размеров.

В основном мы рассмотрим главные формо- и габаритоопреде­ляющие размеры, так как они создают наиболее характерные ко­личественные показатели той или другой формы, детали, элементов или всего здания.

В многообразии форм иобъемов сооружения, как мы гово­рили, имеются сотни и тысячи различных размеров, но лишь небольшую их часть мы можем считать главными.

Например, в помещениях это длина, ширина, высота; в скульптуре - раз­мер фигур в рост; в шатрах и башнях - их высота; в ордерных элементах - размер колонны, высота ордера; в защитных и обо­ронительных сооружениях - высоты и толщины стен и т. д.

Представляют интерес также размеры, связанные с «граница­ми видов работ» разных строительных специальностей, выпол­нявшихся соответственно разными исполнителями и разными подрядными бригадами. Например, разграничения на стыках ра­бот каменщиков и белокаменщиков, так как первые должны оставить в кладке определенных размеров ниши для изделий вто­рых и т. д. Эти размеры также весьма поучительны.

Покажем на ряде примеров некоторые характерные приемы, применявшиеся древнерусскими зодчими по размерению соору­жений, и одновременно познакомимся с основными древнерусски­ми видами мер.

Мы рассмотрим:

− характерные и однотипные размеры в сооружениях и объек­тах вне зависимости от их назначения, времени постройки и тер­риториального расположения;

− главные размеры одного сооружения;

− характерные размеры группы сходных сооружений.

Характерные и однотипные размеры

в сооружениях и объектах вне зависимости от их назначения, времени постройки и территориального расположения

 

Толщина стен Коломенского кремля имела несколько ха­рактерных размеров − 3,72; 4,6; 4,88 м. Высота стен Тульского кремля от вала цоколя до уровня боевого хода − 3,7 м, до зуб­цов − 4,6 м.

К. Растрелли в монументе Петру I перед Инженерным зам­ком в Ленинграде выполнил высоту конной статуи 4,61 м, высота фигуры всадника (в рост) − 3,73 м. Архитектор А. Захаров, реконструируя здание Адмиралтейства, заказал ваятелям сидя­щие фигуры (Ахиллес, Аякс, Пирр и Александр Македонский) и указал в задании их размер − 3,73 м.

В Дмитриевском соборе во Владимире ширина подкуполь­ного прямоугольника равна 488 см, как и упомянутая толщина стен Коломенского кремля.

Размер спальни митрополита в его Крутицком дворце равен 4,61 Х 4,61 м. Спальня расположена не в общей системе поме­щений, а вынесена в ризалит. Любопытно, что в Петровском мо­настыре (в Москве) вынесенное в ризалит помещение также имеет размеры 4,61 х 4,61 м.

Высота палат в доме Марины Мнишек в Пскове − 3,96 м. Такая же точно высота керамических декоративных колонок во втором ярусе Крутицкого теремка.

Как видим, в весьма и весьма разнообразных по назначению объектах оказались одни и те же размеры. Совпадения на пер­вый взгляд кажутся случайными. Подобные примеры могут быть продолжены, и совпадения произойдут в десятках и сотнях случаев. Кроме того, несмотря на столь значительные различия в назначении сопоставляемых элементов (размер скульптуры, толщина стены, спальни), существует и определенная логика применения именно таких, а не каких-либо других размеров, о чем в дальнейшем мы будем говорить подробнее.

Наши знания по данному вопросу уже сегодня позволяют в ряде случаев понять логику пропорционирования и мышления древнерусских зодчих и определять необходимые размеры для утраченных элементов памятников архитектуры, если от них не осталось даже никаких следов.

Можем это делать лишь потому, что случайных и необосно­ванных размеров древнерусские зодчие не применяли.

Исходными величинами тех конкретных размеров, которые были названы, являются сажени размером 186,4; 230,4; 244; 197,4 см.

Мы привели примеры зданий, сооружений и скульптуры, где в размерах принимались двойные количества этих саженей.

Величины саженей указаны здесь по так называемым средне­расчетным значениям, вычисленным на основании исследования многих памятников древнерусской архитектуры и объектов при­кладного искусства.

Эти же сажени мы проследим в специальных работах, посвя­щенных древнерусской метрологии, откуда нами заимствованы их названия.

Сажень 186,4 ем. Известный русский метролог Д. И. Прозо­ровский сообщает, что в принадлежащей ему солеваренной руко­писи XVII в. сказано: «А трубная сажень полтретья аршина два вершка», т.е. 2½ аршина и 2 вершка, или всего 42 верш­ка. При вершке 4,445 см сажень составит: 42 Х 4,445 =186,7 см.

Далее: «При постройке в Китайгородском уезде церкви изме­рение производилось церковной саженью в полтретья аршина с двумя вершка», т. е. также саженью, равной, как и в предыду­щем случае, 42 вершкам = 186,7 см.

Нaшe среднерасчетное значение сажени почти совпадает с данной величиной, и ниже, оперируя ею, мы будем пользо­ваться названием «церковная сажень». Как увидим, название часто оказывается ключом для решения практических задач, свя­занных с определением видов мерных единиц в сооружениях и нахождением размеров утраченных их частей.

По своему происхождению эта сажень ведет свое начало, по-­видимому, от древнеримского пасса и почти совпадает с его раз­мерами. В другом труде Д. И. Прозоровского говорится: «У Маржерета и Оленария значится одна и та же верста в 600 сажен пассовых или 525 сажен нынешних», откуда размер пасса равен (525 х 213,36) /600 = 186,7 см.

В других исследованиях римский пасс вычисляется на 1 – 1,2 см меньшего размера. Существует также мнение, что пасс был вообще других размеров, но против сажени размером 186­−187 см среди исследователей древнерусской метрологии возра­жений нет.

Сажень 230,4 см. Такая сажень была применена в XVII в. при обмерах Ново-Иерусалимского монастыря, выполнявшихся сразу же по окончании строительства и освещении собора. Обмеры производились живописцем Карпом Ивановым 3олотаре­вым и подьячим Иваном Ивановым. В обмерах указывается длина храма в 30 сажен. Современные замеры показывают ее в 69 м, что и дает возможность определить величину сажени, применявшуюся в XVII в. при обмерах в 2,3 м. Далее упоми­нается высота стен круглого помещения, где расположен «гроб господен», в следующем контексте: «Под шатром до своду 12 са­жен». Этот размер, понимаемый как расстояние от уровня чистого пола до внутреннего карниза, выше которого начинались грани шатра, составляет 27,7 м, что также согласуется с ранее установленной величиной сажени

2770/12 = 230,8см.

Сажень такого размера, как считает ряд метрологов, проис­ходит от греческой оргии. Д. И. Прозоровский приводит следую­щие сведения о размерах греческой оргии. «По евангелию рас­стояние от Емауса до Иерусалима − 60 стадий. Один из наших путешественников − Инок Парфений определил его в 13 пяти­сотсаженных верст, т. е. в 6,5 тыс. саженей, что дает размер 6500: 60 = 108⅓ саженей». Тогда один стадий будет

108⅓ х 213,36 = 231,1 м.

Известно, что 1 стадий = 100 оргий. Следовательно, 1 ор­гия = 231,1 см.

Сажень со среднерасчетным значением в 230,4 см ниже мы будем именовать «греческой». Слово «оргия» в одном из вариан­тов перевода означает «сажень».

Академик Б.А. Рыбаков высказывает возражения в отноше­нии такого размера греческой оргии. «Л.В. Черепнин... при сопо­ставлении русской сажени с греческой оргией был введен в заблуждение ошибочными расчетами С. К. Кузнецова, полагавшего, что оргия равнялась 231,9 см, а римский пасс равнялся 186 см».

По-видимому, размер 230,4 см функционировал главным об­разом не как бытовая сажень, а как величина, применявшаяся в пропорционировании произведений архитектуры и прикладного искусства. Эта сажень, по нашим исследованиям, имела весьма большое распространение.

Сажень 244 см. Мы встречаем ее в размерах линейного мас­штаба на чертеже XVIII в. Чертеж этот (см. рис. 10) представля­ет собой проект нового шатра для Воскресенского собора Ново Иерусалимского монастыря, выполненный Растрелли. На черте­жe, помимо проектируемых частей сооружения, изображены также и существовавшие стены круглого помещения (сохранив­шиеся до настоящего времени). Соразмерение их по линейному масштабу (по высоте стен и усредненному значению диаметра помещения) показывает, что принятый в линейном масштабе размер сажени был 244 см.

Предположение о названии встречаем у Д. И. Прозоровско­го. Он ссылается на Иорадиакона Иону, путешествовавшего в Иерусалим в 1651 г. Иона сообщает, что дверь «гроба господня» т.е. вход в пeщeрку, − «четыре пяти великих». Д. И. Про­зоровский высказывает следующее предположение: «По словам покойного Норова, вход в пещерку должно нагнуться головою, а как Норов был среднего роста, то вышина входа несколько менее двух аршин, почему великая пять представляется мерою подобной английскому футу». Английский фут − 30,5 см. Сле­довательно, таков и размер предполагаемой великой пяди. Вход был высотой в 4 пяди и равнялся 122 см, а великая сажень равна соответственно 8 пядям; 8 х 30,5 = 244 см.

Выяснением размеров великой сажени занимался и Б.А. Ры­баков. По его данным, великая сажень равна 248−249 см, что в целом по наименованию согласуется с предположениями Д.И. Прозоровского, но по своей конкретной величине такая сажень немного превышает допустимые отклонения от средне­расчетных значений, выявленных нами на памятниках архитек­туры. Б.А. Рыбаков великую сажень вычислил, исходя из раз­меров литовского локтя, который он называет в 62 см (62 х 4 = 248 см). Но имеются сведения об иной величине литовского локтя. Кроме литовского локтя, на территории Прибалтики функционировали также другие локти.

Ф.И. Петрушевский называет сажень строительную − в 6 курляндских футов, а фут, равным 15⅞ дм, что равно 40,32 см. Сажень при этом равна 242 см. Там же упоминается «локоть межевой» в 24 дм, что равно 61 см и дает четырехлокотную сажень: 4 х 61 = 244 см. Шведский межевой локоть (24,102 дм) дает сажень в 244,8 см.

Эти данные удовлетворяют среднерасчетным значениям вели­кой сажени также и по величине.

Сажень 197,4 см. Д.И. Прозоровский со ссылкой па источ­ники приводит данные об обмерах в 1647 г. Корочинского острога саженью в 3 аршина без полчетверта вершка (т. е. без 3½ вершков). Сажень получается равной 441/2 вершка, или 197,8 см.

Затем он указывает еще на одну весьма близкую по величине сажень со ссылкой на принадлежащую ему рукопись: «А сажень три аршина без четверти», равную, следовательно, 44 вершкам (т. е. меньше первой всего на 2,2 см). Там же Д.И. Прозоров­ский высказывает следующие оригинальные предположения по наименованию и происхождению этих саженей: «Если эту сажень разделить на 3 части, то ее аршин будет равен 14⅔ вершка (= 65,2 см. − А.П.). Это свойство заставляет обратиться к глубокой древности, именно к Геродоту, который, объясняя египет­ские или, скорее, греко-египетские меры, говорит, что было два локтя - обыкновенный в 6 пальм (= 24 дюйма) и царский − тремя дюймами больше, т. е. 27 дюймов (дюймы здесь имеются в виду не английские, а древние, по 35/64 вершка, или 2,43 см − A.П.), что позволяет найти и сам локоть: 2,43 х 27 = 65,63 см − откуда трехлокотная царская сажень равна 3 х 65,63 = 196,8 см».

Полученный размер царской сажени лишь незначительно от­личается от наших среднерасчетных значений.

Г.Я. Романова замечает: «Встретившаяся только однажды в Писцовом наказе 1554 г. царская сажень является также обо­значением какой-то официальной казенной сажени, о реальном содержании которой по этой единственной цитате судить невоз­можно: десятина в длину и ширину − десятая доля версты, а верста - 500 сажен царских».

Но в данном случае как раз реальное содержание почти со­гласуется с величиной pacсматриваемой сажени. Десятина, как известно, равна 1,09 га, и, по-видимому, она не претерпевала кардинальных изменений. Если по предположениям царская сажень равна 197,4 см, то 500-саженная верста будет 987 м, а ее десятая часть − 98,7 м. Сторона квадрата площадью в 1 десятину равна 104,5 м. Как видим, не столь уж велика разница.

На основе исследования памятников архитектуры мы можем заметить: элементы сооружений, выполненные в размерах этой сажени, своим местоположением и значением в общей композиции показывают, что такое наименование сажени было весьма вероятным. Именно это наименование позволило в нескольких случаях решить ряд сложных практических задач по нахожде­нию размеров утраченных элементов.

Приведем примеры применения саженей − церковной (186,4 см), греческой (230,4 см), великой (244 см) и царской (197,4 см) на других памятниках архитектуры и в других также весьма характерных количествах. Ширина Крутицкого те­ремка по фасаду и длина Воскресенской церкви (внутренняя) в Крутицах имеют один и тот же размер − 11,2 м, который пере­считывается в меры как 6 церковных саженей по 186,4 см. Длина (внутренняя) Крестовоздвиженского собора на Кий-острове, высота шатра церкви Вознесения в селе Коло­менском, высота шатра Воскресенского собора Ново-Иерусалим­ского монастыря - также одного и того же размера − 22,37 м и составляют 12 саженей церковных по 186,4 см.

Внутренняя длина Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде − 24,4 м = 10 великим саженям по 244 см.

Внутренняя ширина церкви Параскевы Пятницы в Новгоро­де − 9,21 м = 4 греческим саженям по 230,4 см.

Высота главы, венчающей шатер над «гробом господня» в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря − 11,84 м = 6 царских саженей по 197,4 см.

 

Главные размеры

одного сооружения

 

Следующую группу древнерусских саженей покажем на глав­ных размерах церкви Параскевы Пятницы в Новгороде (рис.1).

Внутренняя длина (полная) − 21,1 м.

Внутренняя длина без притвора (западного) − 17,1 м.

Внутренняя ширина, включая северный и южный притво­ры, − 18,1 м.

В какие древнерусские сажени переводятся эти размеры? Церковь Параскевы Пятницы в метрологическом отношении имеет особое значение. Вблизи нee найден при археологических раскопках специальный мерный инструмент древнерусского зод­чего, относящийся к рубежу XII-XIII вв. Церковь построена в 1207 г. Инструмент описан Б.А. Рыбаковым и, по его предпо­ложению, использовался в качестве мерила при строительстве Пятницкой церкви.

В данной статье мы не рассматриваем мерила; ограничимся лишь краткими сведениями о нем. Три шкалы мерила имели раз­личную градуировку, позволявшую строить почти все виды архи­тектурных пропорцийивоспроизводить почти все древнерусские сажени. Три сажени, воспроизводимые наиболее просто мери­лом, уложились по названным основным направлениям Пятниц­кой церкви ровно по 12, раз. В пересчете на сантиметры сажени получаются 176; 142,4; 150,8 см.

Внутренняя полная длина - 12 саженей - 176 см.

Внутренняя длина без притвора - 12 саженей - 142,4 см.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.