КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гармония золотых пропорций 14 страница
Познакомимся с некоторыми приемами таких вычислений. Воскресенская церковь Крутицкого дворца перестраивалась в XVII в. Барабан и столбы были ликвидированы. С тех пор прошло более 300 лет. На первом этаже сохранились основания, по которым могли быть примерно определены лишь, оси столбов. Размеры столбов по оставшимся следам установить не удалось. Задача заключалась в нахождении сечений столбов и пролетов между ними. Методика поиска в данном случае строилась на увязке различных вариантов сечений со всеми остальными величинами, слагающими главные формообразующие размеры − длину и ширину помещения. Задаваясь различными вариантами сечений, мы получали соответственно различные варианты размеров нефов, алтаря и подкупольного квадрата. Получение всех величин в целых завершенных числах соответствующего вида саженей означало нахождение искoмoгo решения. Один из вариантов дал приемлемые результаты. Размеры столбов 93 х 93см (что равно 1/2 сажени по 186 см х 1/2 сажени по 186 см) и членение по длине: 6 саженей по 186 см =1 сажень по 230 см + 1 сажень по 186 см + 2 сажени по 150 см + 2½ сажени по 159 см. Далее методика требует подтверждения полученного результата еще какими-то другими данными, например сопоставлением со столбами в аналогичных зданиях. Размер ½ сажени по 186,4 см − один из распространенных для столбов небольших сооружений и бы л подтвержден рядом примеров. Более серьезной работой явилось вычисление размеров шатра Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, уничтоженного в последнюю войну (рис. 10). Размеры шатра вплоть до настоящего времени не были известны, и начатые работы по его восстановлению были поэтому приостановлены. Несмотря на то что шатер является сугубо русским элементом архитектуры и во многих теоретических работах шатры подвергались самым разнообразным и всесторонним анализам, не существовало практически пригодной методики для установления хотя бы приближенного значения высоты шатра применительно к Hово-Иерусалимскому храму. Вопрос не находил решения долгое время. Нам потребовалось буквально несколько минут для получения основных размеров в первом приближении. Сложнее и несколько больше времени заняло вычисление подтверждающих размеров, деталировочных размеров и других параметров и форм шатра. Напомним краткую историю памятника. В начале XVII в. патриарх Никон приступил к строительству под Москвой в о6любованном им месте, в районе Истры, Ново-Иерусалимского монастыря. Главное здание − Воскресенский собор − предполагалось воздвигнуть по типу соответствующего храма в Иерусалиме с повторением его отдельных форм и размеров, но с поправкой на древнерусские традиции и условия. В храме также устанавливается «гроб господен» и также во дворе круглой формы, но двор обносится высокой стеной и перекрывается шатром. Первый шатер существовал недолго. Пocлe его обрушения на тех же стенах в XVIII в. возводится архитекторами Растрелли и Бланком шатер с большим числом остекленных проемов (60 люкарн). Шатер Растрелли-Бланка простоял 200 лет и был уничтожен во время последней войны. Cтех поp − около 40 лет − здание находится без шатра. Обмеры первоначального шатра производились в XVII в., и мы упомянули их результаты. Шатер по высоте равнялся тогда 12 саженям церковным по 186,4 см (22,37 м)Обмеры шатра!Растрелли-Бланка не выполнялись. О его облике можно судить по сохранившейся фотографии с общим видом монастыря. Фотография снята в конце XIX в. К тому же периоду относятся замеры некоторых деталей шатра. И, наконец, сохранился еще чертеж с проектом Растрелли, по которому возводился в ХVIII в. второй по счету шатер. Пользуясь сохранившейся фотографией, фотограмметристы пытались определить высоту шатра. Но, по-видимому, применение различных методов привело к результатам несколько различным один от другого. Шатер на проекте Растрелли также сильно отличается от построенного им же самим шатра, и поэтому проектом Растрелли практически нельзя руководствоваться при восстановительных работах. Что касается замеров деталей шатра, то они имеют вид черновика и размерные детали в них не вполне ясны. Архитекторы, реставрирующие Ново-Иерусалимский монастырь, по-разному истолковывая все эти материалы, не пришли к единому мнению о размерах шатра и дали сильно отличающиеся один от другого проекты. (рис. 11). Мы начали со стены, на которой покоился шатер. Упоминалось, что ее высота 28,17 м. Такой же по высоте и восьмерик церкви Вознесения в с. Коломенском. А сумма трех ярусов Рождественской церкви в Горьком дает половинную величину – 14,08 м. Ясно, что перед нами один из характерных древнерусских размеров. Вполне вероятно, что шатер также мог выполняться в каком-либо характерном размере. И мы можем сделать предварительное предположение о его величине. Высота шатра церкви в с. Коломенском 22,37 м. Высота первоначального шатра никоновского периода – 22,37 м. Подобного рода сопоставления наводят нас на мысль о возможном таком же размере второго шатра. Но это требует дополнительных подтверждений, хотя величина в 12 церковных саженей представляется и весьма убедительной для шатра такого собора, как Воскресенский, не только в XVII в., но и в XVIII в. Предположенный нами размер шатра нашел много косвенных подтверждений. Рассмотрим одно из них, связанное с характером архитектурных пропорций. 10,56: 22,37 = 0,473... В отношении легко узнается первая функция Жолтовского. Первоначальное сооружение имело, как видим, изысканные пропорции. В проекте Растрелли шатер показан (если взять по линейномy масштабу) размером 26,2 м,а глава с крестом − 12,3 м. Отношение составляет: 12,3: 26,2 = 0,474... Точно такое же как в никоновском шатре, хотя Растрелли изменил общую высоту сооружения, увеличив ее примерно на 5-6 м. Почему Растрелли увеличил высоту? Видимо, по соображениям чисто художественного порядка. В соборе центральное зданиe представляет собой кубический объем, увенчанный главой большого диаметра. Композиционно центральный объем нуждался в соседстве с более стройной и вытянутой формой. Повышая шатер, Растрелли вносил в общую композицию полезные коррективы. Однако, повторяем, это было лишь в проекте, а построенный шатер отличался от изображенного на проекте. Сопоставление форм сооружения на проекте и на натурной фотографии подсказывает, что разница в высоте шатра составила 4 м, но высота всего сооружения примерно совпадала. Включая крест, она по линейному масштабу измерялась от уровня чистого пола в 66,7 м и могла трактоваться с учетом понижения планировочных отметок земли по сравнению с полом как 36 церковных саженей: 36 х 186,4 = 67,1 м. Причина изменения пропорций состояла, по-видимому, в замене запроектированных кирпичных стен шатра на обшивку по наклонным деревянным фермам, занявшим большой строительный объем, что и привело к перепропорционированию шатра и главы. Верхнее основание шатра увеличивалось (зодчий не пожелал сужать шатер вовнутрь и портить интерьер). Глава, венчающая шатер при этом также требовала расширения; соответственно ее высота должна была увеличиться, так как в главах диаметр и высота взаимосвязаны. Шатер поэтому пришлось уменьшить по высоте. Растрелли в проекте изобразил шатер высотой в 26,2 м, или при переводе в церковные сажени − 14 саженей (по 186,4 см). Вполне вероятно, что при необходимости уменьшения высоты шатра ее сократили до 12 саженей получили традиционный размер − 22,37 см. Результаты анализа на архитектурные пропорции согласуются с этим значением. Оказалось, что только при высоте шатра в 12 саженей церковных (22,37 м) и высоте главы в 6 саженей царских (11,84 см) получаются эстетически совершенные пропорции. 11,84: 22,37 = 0,529.... в чем мы узнаем вторую функцию Жолтовского. Отношение хотя и иное, но сохраняет с первым как бы родственные черты. Это отношение взято по контуру геометрической формы шатра. Но позолоченное покрытие создавало еще и другое четко читаемое членение. Верхняя часть шатра имела покрытие из таких же позолоченных медных листов, что и сама глава, которое шло полосой ниже главы и ее шейки примерно па 1,2 м. В зтом случае членение берется по линии, разделяющей виды и цвет отделочных материалов. Линия, разграничивающая золотое от белого, членит общую форму иначе. Она проходит на высоте: 22,37 − 1,2 = 21,2 м. Завершение увеличивается 11,84 + 1,2 = 13,05 м. Тогда отношение составит 21,2: 13,05 = 1,62. Это золотое сечение. Полученные размеры также пересчитываются в древнерусские сажени. 21,2 = 12 саженям по 176 см; 13,05 = 7 саженям по 186 см. Высота позолоченного завершения, равная 7 саженям церковным (13,05 м), отнесенная ко всей нижележащей части сооружения, дает величину 1∕2 х 0,528 − равную половинной величине второй функции Жолтовского. Варианты других размеров всех упоминавшихся элементов, выраженные в целых и дробных числах саженей, не дали столь стройной системы эстетически совершенных пропорций, что и служит одним из косвенных подтверждений правильности предполагаемой высоты шатра 22,37 см. Проводились и другие виды проверочных расчетов − на построение иразбивку двадцатигранника (шатер представлял собой двадцатигранную усеченную пирамиду), на разбивку люкарн и др. Они дали согласующиеся результаты, и мы можем сказать в итоге, что высота шатра 22,37 см является весьма вероятной. Среди архитекторов, занимавшихся реставрацией Ново-Иерусалимского монастыря, проектные решения ближе всего оказались к вычисленным В.Л. Малхасовым. В заключение вернемся к храму Василия Блаженного и покажем в нем некоторые оригинальные приемы пропорционирования. В группе окружающих церквей размеры глав с крестами в их отношении к высоте центральной церкви Покрова дают такую же половинную величину второй функции Жолтовского (высота главы с крестом восточной церкви 16,7 м; высота церкви Покрова − 63,2 м): 16,7: 63,2 =1/2 x 0,528. В храме Василия Блаженного зодчий связал традиционными пропорциями главы окружающих церквей с центральной доминантой ансамбля. Эти главы по местоположению принадлежат столпам, на которых они водружены, но одновременно и по традиционным пропорциям связаны с центральным элементом ансамбля. Подобными приемами пропорционирования зодчий добился общей слитности и единства ансамбля, состоящего из девяти разрозненных зданий, и проявил глубокое понимание специфических принципов этого искусства. Храм Василия Блаженного являет собой также характерный для древнерусской архитектуры пример антропоморфизма не только в элементах декора, но и в облике целых сооружений с варьированием в широком диапазоне моделей и масштабов. Окружающие церкви слагают два уровня высот. Если взять их размеры от земли до центров глав − как бы по зрительным центрам их тяжести, то выделяются уровни 22,8 и 29,8 м, которые переводятся в 16 саженей малых (по 142,4 см) и 16 саженей по 186,4 см. Образно отображаемые модели людей составляют диапазон от caмoгo маленького роста до большого, но не включают наибольший, отданный центральной церкви Покрова. Ее высота (63,2 м) слагается из 32 саженей по 197,4 см − «царских» − самых больших ростовых да еще в удвоенном количестве, т.е. в двойном масштабе. В своем образе храм являет нам диапазон человеческих различий свойственный большому сообществу людей − народу, − в композиции с центральной пирамидальной формой, значимость которой подчеркивается увеличенным масштабом. Приложение 3 Полный комплекс саженей Таблица 1
Локти комплекса саженей Таблица 2
Литература.
1. Математический энциклопедический словарь. – М.; «Сов. Энцик.», 1988. 2. Черняев А.Ф. Русская механика. - М.,: Белые Альвы, 2001. 3. Клайн М. МАТЕМАТИКА. - М.: Мир, 1982. 4. Риман Б. О гипотезах, лежащих в основании геометрии. - М.,: Мир, 1979. 5. Словарь иностранных слов. – М.; Советская энциклопедия, 1964. 6. Митрохин А.Н. О взаимодействии размерностей в математических преобразованиях. - М.,: Транспорт, 1996. 7. Кузанский Николай Соч. в двух томах. Т. 2., «Мысль», 1980. 8. Стахов А.П. Сакральная геометрия и математика гармонии. Вiнниця; ТОВ. «IТI», 2003. 9. Что, зачем, почему? Большая книга вопросов и ответов. – М., «Экспо», 2003. 10. Пуанкаре А. Наука и гипотеза. - М.,: Наука, 1984. 11. Эйнштейн А. Геометрия и опыт. Собр.труд. Т. 2. - М.: Наука, 1966. 12. Линдер Г. Картины современной физики. - М.,: Мир, 1977. 13. Куликовский Г.Г. Справочник любителя астрономии. - М.,: Наука, 1971. 14. Черняев А.Ф. Структура космологического красного смещения 15. Струве О. и др. Элементарная астрономия. - М.,: Наука, 1964. 16. Библия - М.,: Российское библейское общество, 2001. 17. Колмогоров А.Н. и др. Геометрия. - М.,: Просвещение, 1979. 18. Погорелов А.В. Геометрия. – М.; Просвещение, 1992. 19. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. - С-Пб.,: 1994. 20. Клиффорд В. О пространственной теории материи. Сборник статей Альберт Эйнштейн и теория гравитации. - М.: Мир, 1979. 21. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – М.; Политиздат, 1949. 22. Владимиров Ю.С. и др. Пространство, время, гравитация. - М.,: Наука, 1984. 23. Черняев А.Ф. Золото Древней Руси. - М.,: Белые Альвы, 1998. 24. Шевелев И.Ш., Мурутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. – М.: Стройиздат,1990 25. Пилецкий А.А. Система размеров и их отношений в древнерусской архитектуре. Сборник. Естественно научные знания в Древней Руси. - М.,: Наука, 1980. 26. Черняев А.Ф. Тарасова С.В. Диалектика пространства. - Сн-П., 1994. 27. Щербаков Р.Н., Пичурин Л.Ф. От проективной геометрии к неевклидовой. – М.: Просвещение, 1979. 28. Волков Ю.В. Черняев А.Ф. Гравитация и антигравитация. – М.; 2003. 29. Мулдашев Э.Р. В поисках города Богов. - М.,6 Аиф-Принт, 2001. 30. Коробко В.И., Коробко Г.Н. Золотая пропорция и человек. – М. Изд. АСВ., 2002. 31. Черняев А.Ф., Тарасова С.В. Золото Руси. - М., 1995. 32. Наука и религия − №7, 2002. 33. Девис П. Суперсила. - М.,: Мир, 1989. 34. Канарев М.Ф. Новый анализ фундаментальных проблем квантовой механики. - Краснодар, 1990. 35. Якушин А.Н. Количество и пространство. - Колпино, 1998. 36. Дирак П. Воспоминания о необычайной эпохе. – М.: Наука, 1990. 37. Петухов В.С. Биомеханика, бионика и симметрия. - М.,: Наука, 1981. 38. Пилецкий А.А. Золотое семейство. Приложение к строительной газете. - М., 6 17 января 1982. 39. Черняев А.Ф. Удалова С.Н. Время пирамид. Время России. – М.: Белые Альвы, 2000.
Содержание Преамбула 3 Глава 1 Диалектика математики 1.1. Целое и отдельное в познании 7 1.2. Отдельное как целое. 11 1.3. Введение в диалектику математических понятий 17 1.4 Математические иллюзии 26 1.5. Диалектические законы в математике 40 1.6. Идеология пространственной бесконечности 51 1.7. Качественные аспекты математики 63 1.8. Свойства фигур евклидовой геометрии 75 1.9. Диалектика элементов геометрии 78 Глава 2
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |