Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптимизация процесса диверсификации




Не один из механизмов диверсификации не является идеальным и свя­зан с рядом проблем. Для оптимизации процесса выбора необходи­мо разработать стратегию применения данных методов диверсифика­ции в зависимости от определяющих факторов.

В роли таких факто­ров выступают степень знания (или знакомства) компанией целевых рынков и планируемых к использованию технологий производства нового продукта. Так, например, если компания решает выйти на со­вершенно незнакомые ей рынки, то наименее рискованным способом будет либо создание совместных предприятий с фирмой, действу­ющей на данном рынке, либо использование венчурных вложений.

Принятие решения об использовании собственных ресурсов или при­обретении лицензии, скорее всего, будет связано с наличием у фир­мы ноу-хау в новой области как с точки зрения технологии, так и с точки зрения знакомства с целевым рынком. Очевидно, что при рас­ширении бизнеса со значительным вовлечением капитала компания должна ограничиваться использованием знакомых технологий на зна­комых рынках. И наоборот, при выходе в незнакомые сферы бизнеса компании следует использовать низкозатратные стратегии. Данной рекомендацией пользуется большинство крупнейших международных высокотехнологичных корпораций.

Таким образом, существует тесная зависимость между стратегией диверсификации и степенью знания рынка/технологии, которая мо­жет быть представлена матрицей. В данной матрице степень знания рынка/технологии имеет три позиции: низкая, средняя и высокая (рис. 1.3.3).

Знание рынка. Низкая степень знания рынка означает, что компа­ния никогда не выходила на данный целевой рынок и не имела воз­можности его изучения. Высокая степень знания рынка означает, что компания осуществляет присутствие на данном рынке и проводит его систематические исследования. Средняя степень знания рынка — это промежуточная ситуация, когда компания имеет определенную мар­кетинговую информацию и может оценить свои возможности по вы­ходу на данный рынок.

Знакомство с технологией. Низкая степень знакомства с техноло­гией, воплощенной в новый продукт, означает отсутствие у фирмы научно-технических знаний в данной области и опыта промышленного применения данной технологии. Высокая степень знакомства с тех­нологией свидетельствует о том, что компания сама является раз­работчиком данной технологии или уже использует ее в отдельных областях производства. Промежуточное состояние означает, что име­ющиеся у компании технологии являются смежными (родственны­ми) и возможно использование эффекта синергии.

В секторах «9», «6», и «8>> наиболее привлекательным способом диверсификации является расширение собственной производствен­ной базы за счет внедрения результатов НИОКР и покупки лицен­зий, а также приобретение новых фирм. Выбор данных стратегий оп­ределяется высокой степенью компетенции фирмы в новых областях деятельности и соответственно связан с незначительными структур­ными изменениями бизнес-портфеля компании.

При выходе в наименее знакомые секторы «1», «2» и «4> компа­ния может столкнуться со сложностями в прогнозировании будущих результатов и непредвиденными внешними факторами. Оптимальной стратегией в данном случае является поэтапное наращивание компе­тенции за счет венчурных капиталовложений. Как правило, на первом этапе фирма может вкладывать незначительные средства в венчур­ные проекты либо малых фирм, либо промышленно-университетских. научно-исследовательских центров. Это дает возможность проведе­ния мониторинга новых технологий, сканирования рыночных факто­ров, то есть перехода из низкой степени знания ситуации в среднюю. На следующем этапе при условии рентабельности первоначальных венчурных вложений может идти речь о приобретении венчурных компаний с высокой степенью знания новых рынков и технологий. В секторах «3» и «7>> оптимальной стратегией является создание совместных предприятий. Однако в двух предельных позициях со­вместные предприятия будут иметь различный характер. В случае выхода компании со своей технологией, воплощенной в новом про­дукте, на совершенно незнакомые рынки создается совместное пред­приятие с фирмой, функционирующей на данном рынке. Часто в роли партнера выступает сбытовая фирма (мелкий или крупный оптовик), предоставляющая свои рыночные каналы для сбыта новой продук­ции. Второй предельный сектор показывает ситуацию, когда компа­ния диверсифицирует свою деятельность за счет использования со­вершенно новой для нее технологии на знакомом рынке. В данной ситуации компания стремится либо создать совместное предприятие с партнером, имеющим ноу-хау в области новой технологии, либо при­обрести лицензию на ее внедрение.

В секторе «5>> оптимальным механизмом вступления в новый биз­нес может стать создание внутрифирменных венчурных подразделе­ний, в случае если фирма рассматривает новое направление деятель­ности как стратегически важное. Определенная степень знания рынка и технологии позволяет также достаточно эффективно инвестировать в приобретение новой фирмы, что обеспечивает наиболее быстрый доступ к новой сфере бизнеса.

Представленная матрица оптимизации стратегий диверсифика­ции позволяет определить наиболее привлекательную с точки зрения рентабельности и снижения риска стратегию расширения бизнеса. Одной из важнейших рекомендаций по использованию данной мат­рицы является следующее: в ситуации, когда компания принимает решение о выходе в новые сферы бизнеса, связанные с незнакомыми рынками и/или технологиями, первые ее шаги должны заключаться в инвестировании в повышение собственной компетенции. Это может происходить либо за счет венчурных капиталовложений, либо за счет создания совместных предприятий. По мере роста компетенции фир­мы в новых областях руководству следует инвестировать во внутрен­нее развитие компании за счет создания собственных венчурных под­разделений, приобретения новых фирм и лицензий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.