Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-планирование инновационных проектов




Любой инновационный процесс, будь то выпуск нового продукта или диверсификация производства, связан с необходимостью его финан­сирования либо за счет собственных средств компании, либо путем привлечения внешних источников кредитования. Бизнес-план, яв­ляясь формой краткосрочного планирования компании, выполняет функцию обязательного документа, подлежащего предъявлению кре­дитным организациям, и во многом обеспечивает положительное ре­шение кредитора о финансировании инновационных проектов. Как показывает практика многих компаний, убедительно и правильно со­ставленный бизнес-план на 90% гарантирует получение необходимо­го кредита.

Однако бизнес-планирование выполняет еще одну принципиаль­но важную функцию. В ходе составления бизнес-плана все руководи­тели и менеджеры компании встают перед проблемой определения не столько целей и стратегий фирмы, сколько перед необходимостью вы­явления конкретных путей осуществления инноваций, расчета коли­чественных показателей и подтверждения экономической целесооб­разности самого проекта.

Статистика нового бизнеса в США показывает, что из 600 тыс. но­вых фирм только 50% «удерживаются на плаву» более 18 месяцев и лишь одна из пяти компаний не разоряется в течение пяти лет. Боль­шинство руководителей, экономистов и аналитиков сходятся во мне­нии, что основной причиной неудач является неумение четкого опре­деления приоритетов деятельности, экономическая несостоятельность новых проектов и отсутствие надежной финансовой поддержки со стороны кредиторов. Именно это положение и объясняет особо серь­езный подход к требованиям кредитных институтов относительно форм и содержания бизнес-плана.

Типовая унифицированная форма бизнес-плана состоит из 10 раз­делов.

1. Введение.

2. Резюме.

3. Анализ рынка.

4. Описание проекта.

5. План производства/Коммерческий план.

6. Маркетинговый план.

7. Организационный план.

8. Оценка рисков.

9. Финансовый план.

10. Приложения.

Бизнес-план начинается с «Введения», которое является титуль­ным листом и занимает одну печатную страницу. Введение содержит следующие положения: имя и юридический адрес компании, имя и реквизиты главы компании, область деятельности фирмы и суть ин­новационного проекта, сумма необходимого кредита и его покрытие, указание о строгой конфиденциальности самого документа. Из пер­вой страницы инвесторы узнают основные моменты, необходимые для получения общего представления о характере кредитного запроса.

Следующий раздел «Резюме» подготавливается после составле­ния всего бизнес-плана. Он не должен превышать трех-четырёх стра­ниц, а его цель — заинтересовать потенциального инвестора в самом проекте. Обычно на основе этого раздела кредитор принимает реше­ние о целесообразности чтения всего документа. Здесь указываются основные характеристики проекта, ожидаемые финансовые результа­ты, прогнозируемые объемы продаж на два года, необходимый объем инвестиций, затраты на производство, предполагаемый уровень рен­табельности и срок окупаемости проекта.

Третий раздел «Анализ рынка» по своей сути является началом всей деятельности по составлению бизнес-плана. Сюда входит анализ макросреды компании, исследование рынков сбыта и оценка конку­рентов. Особенно важным представляется полное описание конку­рентной среды, в которой будет осуществляться проект, а именно:

♦ общий объем продаж в отрасли за последние пять лет;

♦ темпы роста в отрасли;

♦ количество новых фирм за последние три года;

♦ степень наукоемкое™ и появление новых товаров/услуг на дан­ном рынке.

В данном разделе также рекомендуется выделить ближайших кон­курентов и проанализировать их экономический потенциал. Целесо­образным является и построение таблицы (табл. 1.3.1).

Необходимо дать обзор сильных и слабых сторон конкурентов, а также четко выделить и обосновать конкурентные преимущества вашей продукции или услуги (в том случае, если проект связан с вы- пуском нового товара, выходом на новые рынки или диверсификаци­ей производства).

Следующий раздел называется «Описание бизнеса» и включает в себя следующие положения.

1. Полное описание продукции:

♦ наглядное изображение товара в виде приложенного опытного образца, его фотографии или детального описания;

♦ описание потребительских свойств товара;

♦ качественные составляющие продукта;

♦ соответствие свойств товара требованиям рынка;

♦ указание об автономности товара или необходимости его про­дажи в комплексе с другими сопутствующими товарами;

♦ патентная защищенность товара.

2. Месторасположение офиса, производства, складов и т. д. Здесь указываются все включенные в реализацию проекта здания и соору­жения, указывается титул собственности или условия арендного
договора, а также делается оговорка о размере средств по ремонту
этих помещений.

3. Количество и квалификационные требования к персоналу компании, задействованному в проекте.

4. Стоимость, характер и условия приобретения необходимого оборудования..

В данном разделе особое место отводится краткой биографии гла­вы компании и мотивации его решения по выбору данного проекта.

Таким образом, этот раздел бизнес-плана дает потенциальному инвестору четкое представление о масштабах ихарактере будущего проекта.

Следующий, пятый, раздел представляет собой «План производ­ства» и отвечает на следующие основные вопросы:

♦ изготавливается ли продукция целиком или предполагается производственная кооперация с другими фирмами. В последнем слу­чае необходимо указать реквизиты субпроизводителей и их основ­ные экономические характеристики;

♦ какие предусматриваются производственные мощности и их ди­намика помесячно и поквартально;

♦ какие этапы производственного цикла затрагивает проект, количе­ство и характер сырья и материалов, необходимых для выпуска
новой продукции, а также упоминание об основных поставщиках
предприятия.

В разделе «План производства», помимо вышеназванного, дается полный расчет себестоимости продукции и плановых издержек про­изводства.

Маркетинговый план включает в себя

- описание целевого рынка;

- суть стратегии охвата целевого рынка;

- комплекс маркетинговых мероприятий по отношению к новому товару/новому проекту — 4Р;

- маркетинговый бюджет.

Маркетинговый план дает полную информацию о формах и методах внедрения товара на рынок, ценовых и сбытовых стратегиях фирмы в каждом рыночном сегменте (при условии сегментирования рынка), о планируемых методах продвижения продукции. Данный раздел со­ставляется на основе маркетинговой программы компании и подлежит обязательной корректировке и предоставлению инвестору каждый год.

«Организационный план» является седьмым разделом бизнес-плана, занимает три печатные страницы и дает подробное представ­ление возможному инвестору о правовом положении компании и ее менеджменте. Здесь указываются:

♦ правовое положение компании;

♦ если компания создана в виде АО, то указываются основные держатели акций, размер уставного капитала, количество простых
и привилегированных акций;

♦ имена, адреса, послужные списки, опыт работы всех членов Сове­та директоров;

♦ резюме менеджеров компании, включая низовое звено управления;
♦ обязанности и ответственность каждого руководителя, участвую­щего в проекте, его жалование и бонусы;

♦ при создании нового отделения, филиала, дочерней или ассоции­рованной компании необходимо дать всю организационную структуру фирмы, выделив функции каждого подразделения, а также указать методы и формы контроля их деятельности;

♦ кадровая политика предприятия (указывается в случае создания
новой оргструктуры).

Восьмой раздел бизнес-плана «Оценка рисков» полностью посвя­щен анализу возможных рисков при реализации проекта и выработке
нескольких альтернативных путей достижения поставленной цели.
Обычно в качестве основных рисков по проекту выделяют риски, свя­занные:.
♦ неожиданной реакцией конкурентов;

♦ с изменениями во внешней среде;

♦ с резким изменением рыночной конъюнктуры;

♦ с отсутствием согласия и профессионализма управленческой ко­манды.

В настоящее время существует также множество компьютерных программ для оценки рисков крупных инвестиционных проектов с по­мощью математических методов и моделей.

«Финансовый план» — это девятый раздел бизнес-плана, дающий картину движения денежных потоков, ликвидности проекта, соотно­шения заемных и собственных средств и в целом учитывающий все плановые финансовые показатели по проекту. Данный план является основой для осуществления контроля над проектным бюджетом, со­ставляется на три года и включает в себя:

♦ проформу «Баланса»;

♦ проформу «Отчета о прибылях и убытках»;

♦ проформу «Отчета о движении денежных средств»;

♦ расчет «точки безубыточности».

Данный раздел отвечает на самый важный вопрос для кредитора, а именно: как фирма планирует отвечать по своим долгам.

Приложение к бизнес-плану является заключительным разделом и состоит из различных документов и материалов, конкретизирую­щих различные вопросы, а также договоров (например, с поставщи­ками оборудования), заключенных в счет будущего осуществления проекта до момента подачи бизнес-плана кредитору.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.