Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Основные понятия логистики 2 страница




ток этой защиты состоит в том, что она выключает человека из активного участия в решении межличностных проблем. Главным достоинством изоляции как психологического бегства от реаль(ности является удержание информации без искажения.

В целях сохранения целостности Я девочки выбрасывают «вред(ную» или кажущуюся им таковой информацию, а мальчики предпо(читают устранить эмоциональные аранжировки конфликта. Эти данные не противоречат известным в дифференциальной психо(логии фактам, согласно которым женщина, испытывая внутренний дискомфорт, стремится думать о возможных причинах своего со(стояния, концентрируясь на чувствах; мужчина, наоборот, пытает(ся отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем(то другом, например, на содержании передаваемой информации [2]. Эти различия могут быть связаны со сложившимися половыми стереотипами — мужским и женским типами поведения. Извест(но, что в качестве основных компонентов конструкт «феминин(ность» включает в себя эмоциональность и коммуникабельность. Мужская схема поведения ориентирована на физическую и интел(лектуальную активность и неэмоциональность. Недаром мы так часто слышим слова, ставшие аксиомами «ты — мужчина, а муж(чины не плачут», «ты же девочка, а девочки не дерутся». Понятно, что речь идет не о биологических различиях между «femina» и «masculina»; речь идет об исторически развившейся социальной роли, которую выполняют мужчина и женщина. Эти культурно и исторически закрепленные различия являются одной из причин, обуславливающих выбор девочками проекции, а мальчиками — изоляции.

Безусловно, защитные процессы подростка разнообразны, и он использует сразу несколько защитных механизмов, но все же один или два из них являются своеобразными дирижерами всего защитного процесса. Они создают оптимальные условия для бы(строго и эффективного совладания с типичными для возраста проблемами типичным для подростка способом.

Организация защитного процесса — важная и необходимая составная часть развития личности ребенка. В книге «Психология «Я» и защитные механизмы» А. Фрейд в свое время писала, что объективная опасность и депривация побуждают человека к ин(теллектуальным подвигам и изобретательным попыткам разре(шить свои трудности, тогда как объективная безопасность и изо(билие делают его довольно глупым [7]. Шансы ребенка стать здоровым, независимым и ответственным во многом определя(

ются тем, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом, а также защитить и под(держать себя.

Литература

1. Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопросы фи(лософии. 1969. №2.

2. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении евро(пейских, российских и американских традиций. — М., 2000.

3. Мак(ВильямсН. Психоаналитическая диагностика: Понимание струк(туры личности в клиническом процессе. — М., 2001.

4. Менинжер В., Лиф М. Вы и психоанализ // Самосознание и защит(ные механизмы личности. Хрестоматия. — Самара, 2000. С. 509-536.

5. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоут(верждения. — СПб., 2000.

6. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы станов(ления личности. — М., 1994.

7. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

8. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1990.

9. Xiaojia Ge, Lorenz F.O., Conger R.D., Elder G.H., Simons Jr., Simons R. Trajectories of Stressful Life Events and Depressive Symptoms During Adolescence//Developmental Psychology. 1994. V. 30. №4. Р. 467-483.

ОБРАЗ Я У ДЕВОЧЕК С СИНДРОМОМ ШЕРЕШЕВСКОГО2ТЕРНЕРА

Т.С. Стоделова

Согласно исследованию М.М. Райской [1; 6], для больных с синдромом Шерешевского(Тернера, наряду с физической не(развитостью, характерным является недоразвитие психичес(кой сферы, которое у подростков проявляется в детских реак(циях на окружающее, в поверхностных незрелых суждениях, неустойчивых интересах, недостаточно мотивированных по(ступках и т. д.

Одной из задач подросткового возраста и его важнейшим но(вообразованием является формирование нового Образа Я под(ростка, поэтому цель настоящего исследования состояла в том, чтобы посмотреть, каким является образ Я подростков с задерж(кой психического развития.

Исходя из этого, было выдвинуто предположение, что Образ Я девочек с синдромом Шерешевского(Тернера отличается ин(фантильностью, которая определяется чрезмерным выражением его отдельных аспектов — кинестетического и физического Я, по сравнению с эмоциональным, интеллектуальным и социальным Я (1-я гипотеза). Кроме того, их представление о себе идентично (по маскулинным и фемининным признакам) их представлению о ребенке (2-я гипотеза).

Выборка: 27 подростков экспериментальной группы — де(вочки в возрасте от 11 до 18 лет с синдромом Шерешевского(Тернера, первично обратившиеся за помощью в центр «Акушер(ства, гинекологии и перинатологии РАМН». Контрольная группа: здоровые подростки(девочки — 52 человека, и здоро(вые подростки(мальчики — 45 человек, в возрасте 12-13 лет. Для больных с синдромом Шерешевского(Тернера характерны: низкий рост и наличие соматических аномалий, первичная аме(норея, индифферентное строение половых органов, отсутствие каких бы то ни было гонад, нарушение набора хромосом (пре(обладание клона клеток лишь с одной половой хромосомой), задержка созревания костного скелета, высокий уровень гона(дотропинов ФСГ.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и «Кодирование» — модифицированный вариант методики «Проективный перечень» З. Старовича.

В данной работе Образ Я (когнитивный компонент Я(концеп(ции) рассматривается как структурное образование со следу(ющими элементами: физическое Я, социальное Я, эмоциональ(ное Я, интеллектуальное Я, кинестетическое Я, объектное Я, мотивы и черты, половая идентификация. Анализ полученных данных основан на идее о том, что одни Образы Я представля(ются индивиду более значимыми, другие — менее, следова(тельно, испытуемый при описании своего «героя» в рассказах ТАТ, описании себя, мужчины, женщины или ребенка в «Коди(ровании» продуцирует разные образы Я с разным удельным весом. Признаки маскулинности и фемининности оценивались по С. Бэм [3].

В психологическом словаре инфантилизм рассматривается как психическое развитие, которое находится ниже своего возраст(ного уровня [4, с. 143]. Таким образом, под инфантильностью Об(раза Я, будет пониматься представление о себе, присущее детям низшей возрастной ступени. Предположительно в самоописани(ях таких детей будут преобладать физические данные (внешность, одежда), повседневные, стереотипные формы поведения за счет снижения относительной доли эмоциональных, интеллектуальных и социальных характеристик Образа Я. В норме же по мере взрос(ления данное соответствие начинает меняться в пользу именно последних аспектов Образа Я [5].

С целью проверки первой гипотезы различные аспекты Я рас(сматривались на двух уровнях:

1. Неосознаваемом. Это результаты, полученные по ТАТ. При(думывая рассказ, испытуемый рассказывает не о себе, а о пер(сонаже, о его чувствах, мыслях, мотивах; при этом возникает фактор, называемый контекстом, так как на картинке изображе(на ситуация, которая может интерпретироваться совершено по(разному.

2. Осознаваемом. Это результаты, полученные по методике «Кодирование». Здесь, согласно инструкции, испытуемый расска(зывает о себе, и, следовательно, больше контролирует ситуацию. Фактор контекста снимается.

Результаты исследования

Результаты, полученные при сравнении разных выборок с по(мощью ТАТ, наглядно представлены в таблице 1.

Таблица 1. Меры центральных тенденций отдельных аспектов

Образа Я, полученные по ТАТ

  Физ. Я Соц. Я Возр. Я Эмоц. Я Инт. Я Кин. Я Мот. Я Объект. Я
Мальчики (n = 45) X Med 2,1 2 со со 1,4 1 0,6 0 0,5 0 0,1 0 0,95 1 0,07 0
Девочки (n = 52) (1 группа) X Med 1,9 1 2,9 3 1,6 1 0,96 0 0,3 0 0,4 0 "со 0,4 0
Девочки (n = 27) (2 группа) X Med 1,1 1 1, 1 "со 1,2 1 0,2 0 0,7 0 0,6 0 0,07 0

С целью нахождения статистических различий был использо(ван критерий Манна(Уитни, данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнение мальчиков, девочек 1 (й группы и девочек 2(й группы с помощью критерия Манна(Уитни (U)

  Мальчики- Девочки (1 гр.)- Мальчики -
  Девочки (1 гр.) Девочки (2 гр.) Девочки (2 гр.)
  и а и а и а
Физ.Я 1051,5 0,4 575,5 0,2 419,0 0,03*
Соц.Я 1102,0 0,6 460,0 0,01* 338,0 0,01*
Возр.Я 1136,0 0,8 629,5 0,5 564,5 0,6
Эмоц.Я 996,5 0,2 623,0 0,4 445,0 0,06
Инт. Я 985,0 0,2 678,0 0,8 487,0 0,2
Кин.Я 936,0 0,09 575,0 0,2 386,5 0,01*
Мот. Я 1109,0 0,7 555,5 0,1 497,5 0,2
Объект. Я 904,5 0,05* 531,0 0,08 591,0 0,8

* - различия статистически значимы.

При сравнении мальчиков и девочек контрольной группы были обнаружены различия только по объектному Я, то есть девочки несколько чаще могли идентифицироваться не с персонажем, а с каким(либо неодушевленным предметом. Сравнение девочек группы нормы и девочек с синдромом Тернера показало различие по социальному Я; последние реже говорили о социальных ролях своих «героев», причем учитывались как приписываемые роли, так и желаемые в будущем. Более же существенные различия были обнаружены при сравнении мальчиков и девочек с синдромом Тернера. Здесь обнаружены значительные различия по социаль(ному Я, по кинестетическому Я (у девочек с синдромом Тернера оно выражено значительнее), по физическому Я (выражено сла(бее). Таким образом, можно говорить о слабой представленнос(ти сферы социальных ролей у девочек экспериментальной груп(пы, но при этом большей выраженности кинестетического Я, что частично подтверждает первую гипотезу.

Затем, какуже было сказано выше, для того, чтобы исключить влияние контекста, были использованы результаты, полученные по методике «Кодирование» (таблица 3).

Таблица 3. Меры центральных тенденций отдельных аспектов Образа Я, полученные по «Кодированию»

  Физ. Я Соц. Я Возр. Я Эмоц. Я Инт. Я Кин. Я Мот. Я Объект. Я
Мальчики X Med 2,4 2 0,02 0 0,3 0 0,6 0 0,6 0 1,5 1 0,4 0 2,1 2
Девочки (1(я группа) X Med 3,2 2 0,2 0 0,2 0 1,8 2 0,3 0 0,5 0 0,5 0 2,9 3
Девочки (2(я группа) X Med 4,2 3,5 0,1 0 0 0 1,4 1 0,3 0 0,1 0 0,1 0 3,1 3

Сравнивая данные, полученные по ТАТ и «Кодированию», было обнаружено, что устранение контекста повлияло на уменьшение веса социального Я, но эмоциональное Я, мотивационноеЯ, иот(части физическое Я стали более выраженными. Для того чтобы проверить различия по выборкам, был использован критерий Манна(Уитни (таблица 4).

Таблица 4. Сравнение мальчиков, девочек 1 (й группы и девочек 2(й группы с помощью критерия Манна(Уитни (U)

  Мальчики- Девочки (1 гр.)- Мальчики-
  Девочки (1 гр.) Девочки(1г (2гр.) Девочки (2 гр.)
  и а и а и а
Физ.Я 1156,0 0,2 338,5 0,1 268,0 0,02*
Соц.Я 1230,0 0,5 505,0 0,9 394,0 0,7
Возр.Я 1253,0 0,6 432,0 0,3 333,0 0,2
Эмоц.Я 791,0 0,0003* 447,5 0,4 282,5 0,04*
Инт.Я 1200,0 0,4 496,0 0,5 369,0 0,4
Кин.Я 781,0 0,0002* 419,0 0,2 187,0 0,0005*
Объект. Я 1329,0 0,9 434,0 0,3 349,0 0,3
Мот. Я 993,5 0,02* 473,5 0,6 277,5 0,03*

* - различия статистически значимы.

По результатам «Кодирования», появляется больше различий между мальчиками и девочками группы нормы. Так, удевочекзна(чительными становятся показатели эмоционального и мотиваци(онного Я, а у мальчиков — кинестетического Я. Девочки при опи(сании себя чаще использовали эмоциональные характеристики и мотивы, а мальчики — поведенческие. Различий между девочка(ми контрольной и экспериментальной групп обнаружено не было. Между мальчиками и девочками контрольной группы появились различия по физическому Я, но здесь, в отличие от ТАТ, физичес(кое Я у девочек с синдромом Тернера становится более выражен(ным, чем у мальчиков; есть различия по эмоциональному, моти(вационному и кинестетическому Я. Они такие же, как и у девочек группы нормы.

Группа девочек с синдромом Тернера весьма разнородна по возрасту, вследствие этого она была поделена на подгруппы: 1 подгруппа (n=14)— 11-15 лет и 2 подгруппа (n=13) — 16-18 лет, 1 чел. — 24 года. Результаты сравнения данных подгрупп с кон(трольной группой девочек представлены в таблице 5.

Разделив экспериментальную группу на подгруппы, было об(наружено, что взросление не изменяет оценок себя (между 1 (й и 2(й подгруппами прослеживается крайняя степень сходства). Удевочек с синдромом Тернера снижено социальное Я и слабо представлено мотивационное Я по сравнению с группой нормы.

Таблица 5. Сравнение подгрупп (п/г) девочек с синдромом Тернера и девочек группы нормы (медианы и критерий Манна(Уитни) по ТАТ

 

 

  Девочки         Девочки       Девочки      
1гр. 1п/г и     а 1гр. 2п/г и   а 1п/г 2п/г и   а
М М         М М       М М      
Физ.Я                     0,5         0,5
Соц.Я                     0,09         6,6
Возр.Я                     0,5         0,9
Эмоц.                     0,3         0,7
Инт.Я                     0,9         0,6
Кин.Я                     0,3         0,7
Объек.                     0,2         0,9
Мот. Я                     0,09         0,7

Аналогичным образом сравнивались подгруппы эксперимен(тальной группы с контрольной группой девочек, исключая влия(ние контекста, то есть по результатам «Кодирования» (таблица 6).

Таблица 6. Сравнение подгрупп (п/г) девочек с синдромом Тернера и девочек группы нормы (медианы и критерий Манна(Уитни)

по «Кодированию»

 

 

  Девочки         Девочки       Девочки      
1гр. 1п/г и     а 1гр. 2п/г и   а 1п/г 2п/г и   а
М М         М М       М М      
Физ.Я                     0,4 3,5       0,4
Соц.Я                     0,7         0,5
Возр.Я                 ,400   0,4         1,0
Эмоц.   0,5           1,5     0,9 0,5 1,5     0,3
Инт.Я                     0,7         0,8
Кин.Я                     0,6         0,5
Объек.                     0,7         0,5
Мот. Я                     0,8         0,8

Результаты показали, что между подгруппами различий нет. Сравнение 1 (й подгруппы и девочек группы нормы показали вы(

раженность физического Я у девочек с синдром Тернера и с воз(растом (у 2(й подгруппы и девочек группы нормы)"— повышение веса эмоционального Я.

Таким образом, можно сказать, что 1(я и 2(я подгруппы пред(ставляют собой одну группу, поскольку представления о себе при различных условиях обследования (ТАТ — наличие контекста и «Кодирование» — вне контекста) остаются идентичными.

Для проверки второй гипотезы, необходимо было посмотреть, насколько признаки оценки разных объектов (мужчины, женщины, ребенка и Я) связаны между собой (таблица 7) и есть ли различия в оценках «Я» и других объектов (таблица 8).

Таблица 7. Корреляции признаков Я и других объектов

(корреляция по Спирмену)

Объекты Мальчики («Я») Девочки 2 гр. («Я») Девочки 2гр. («Я»)
  МЯ   МЯ Ря МЯ Ря
Мужчина М r=0,2 а=0,02   r=0,2 а=0,2   r=0,3 а=0,2  
Мужчина F   r=0,2 а=0,09   r=0,3 а=0,02   r= -0,07 а=0,4
Женщина М r=0,4 а=0,001   r=0,3 а=0,05   r=0,4 а=0,06  
Женщина F   r= —0,1 а=0,2   r=0,3 а=0,04   r=0,8 а=0
Ребенок М r=0,2 а=0,05   r=0,4 а=0,009   r=0,5 а=0,01  
Ребенок F   r=0,3 а=0,01   r=0,05 а=0,4   r=0,4 a=0,04

Примечание: В таблице курсивом выделены значимые корреляции; М — маскулинные признаки, F — фемининные признаки.

У мальчиков их М(признаки тесно связаны с М(признаками «мужчины» и еще теснее с М(признаками «женщины». Феминин(ные оценки себя («Я») связаны только с F(признаками «ребенка».

У девочек F(признаки Я тесно связаны с F(признаками «муж(чины» и «женщины», а М(признаки только с М(признаками «ребен(ка».

Таким образом, с «ребенком» связаны признаки, противопо(ложные полу, а с «мужчиной» и «женщиной» — соответствующие полу. При этом связь прослеживается с обеими фигурами, и бо(лее тесно — с признаками фигуры противоположного пола.

Несмотря на идентичность оценок себя («Я») и других объек(тов девочками группы нормы и девочками с синдромом Тернера, они отличаются характером связи Я и объектов. У последних кор(реляции М(и F(признаков Я с такими же признаками «мужчины» отсутствуют; при этом обнаруживается слияние с «женщиной» по фемининной линии и полная идентификация с «ребенком» по М(признакам (как у девочек) и F(признакам (как у мальчиков).

Таблица 8. Различия между М(и F(признаками Я и других объектов

(критерий Уилкоксона Т)

Объекты Мальчики («Я») Девочки 1 гр. («Я») Девочки 2гр. («Я»)
  МЯ   МЯ   МЯ Ря
Мужчина М T=94,5 а=0   T=231,0 а=0,009   T=0 а=0,003  
Мужчина F   T=107,5 а=0,03   T=142,0 а=0,001   T=0 а=0,0002
Женщина М T=3,5 а=0   T=107,5 а=0,03   T=11,5 а=0,1  
Женщина F   T=85,0 а=0   T=90,0 а=0   T=24,5 а=0,04
Ребенок М T=33,0 а=0   T=148,0 а=0,08   T=25,5 а=0,5  
Ребенок F   T=157,5 а=0,6   T=163,5 а=0,005   T=48,0 а=0,3

Примечание: В таблице курсивом выделены значимые различия.

М(и F(признаки «Я» мальчиков отличаются от М(и F(призна(ков «женщины». Идентично М(и F(признаки «Я» девочек отлича(

ются от М(и F(признаков «мужчины», причем эти различия зна(чительны, контрастны.

При этом мальчики и девочки отличают себя по М и F от «муж(чин» и «женщин» соответственно. Мальчики менее маскулинные, причем значимо, по сравнению с «мужчиной». Фемининные при(знаки «Я» мальчиков более выражены, чем у объекта «мужчина». Девочки менее фемининны по сравнению с «женщиной», маску(линные признаки «Я» более выражены, чем у «женщины».

У девочек с синдромом Тернера, как и у девочек контрольной группы, М и F оценки контрастны М и F оценкам «мужчины». Од(нако у них отсутствуют различия в М(признаках«Я» и «женщины»; есть статистически значимые, но не сильно выраженные разли(чия по F(оценкам. F(оценки «Я» выше, чем у девочек контрольной группы, и ближе к оценкам «женщины», что можно рассматривать как компенсацию. Различия с «ребенком» отсутствуют вообще.

Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу об инфантильности образа Я девочек с синдромом Тернера.

Обсуждение результатов

Выделив основные аспекты Образа Я (физическое Я, социаль(ное Я, эмоциональное Я, интеллектуальное Я, кинестетическое Я, объектное Я, мотивы и черты, половую идентификацию), мы срав(нили между собой три группы испытуемых: мальчиков 12-13 лет, девочек группы нормы (12-13 лет) и девочек с синдромом Терне(ра (11-18 лет). Сравнение данных групп по результатам ТАТ обна(ружило следующие различия. Во(первых, разницу между мальчи(ками и девочками группы нормы по объектному Я: девочки чаще могли идентифицироваться с неодушевленными предметами. Со(гласно Д.А.Леонтьеву [2], этот факт может свидетельствовать либо об инфантильности (других признаков инфантильности у данной группы обнаружено не было), либо о творческих проявлениях лич(ности. Во(вторых, отличие девочек с синдромом Тернера от дево(чек и мальчиков группы нормы по социальному Я: для первых ока(зывается не столь важно характеризовать своих «героев» с точки зрения социальных ролей. Этот факт — свидетельство инфантиль(ности образа Я данной группы испытуемых, так как в норме неотъ(емлемой частью изучаемого возрастного периода является смена ролей, необходимость принятия важных решений, в том числе и решений, касающихся профессии. Это и показала контрольная группа подростков, для которых социальное Я явилось одним из

самых актуальных из всех аспектов Образа Я. Следующее отличие состояло в том, что у девочек с синдромом Тернера (по сравнению с мальчиками) сильнее выражено кинестетическое Я. Такая же тен(денция наблюдается при сравнении этой группы испытуемых с девочками группы нормы. Девочки с синдромом Тернера чаще опи(сывают своих «героев» как действующих, причем демонстрирую(щих стереотипное повседневное поведение. (Пример: «Сутрадети идут в школу. На перемене все разговаривают. Потом идут из шко(лы домой, едят, делают уроки, идут гулять. Гуляют. Приходят домой и ложатся спать»). Таким образом, можно говорить лишь о частич(ном подтверждении первой гипотезы, так как в рассказах ТАТ не об(наружилось увеличения физического Я, и сильнее всего этот аспект Образа Я выражен у мальчиков. Можно предположить, что этот факт — следствие закрепленного в культуре стереотипа мужест(венности, идеала мужского тела; большое значение для мальчиков этого возраста имеет физическая сила, спортивные достижения, увеличение мышечной массы и получение позитивных оценок о своем теле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.