Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4




1. Философия и наука. Специфика философского знания.

2. Генезис форм отражения в живой природе.

 

Описание первого вопроса следует начать с формирования философского знания в противовес мифологии и в связи с зачатками научного знания. Генетический аспект научности философии дополнить структурным аспектом.

Особо выделить критерии научного познания: объективность, системность, рациональность, эссенциалистскую направленность и проверяемость познания как универсального теоретического познания, постигающего начала всего сущего. Определить суть философской рефлексии и культуры.

Во втором вопросе следует определить категорию отражения как атрибутивное свойство материи, характеризующее взаимодействие как таковое. Затем проанализировать генезис форм отражения в живой природе: раздражимость, чувствительность, психика животных. Ввести понятие аутизм, обозначающего самопроизвольную активность жизнедеятельности простейших организмов. Раскрыть своеобразие психики животных: наглядно-образное «мышление», «орудийную деятельность», подчиненную естественным, инстинктивным в своей основе, движениям; «язык» как выражение непосредственных реакций. В заключении охарактеризовать возникновение сознания человека, опираясь на дарвиновскую концепцию происхождения человека и указать на качественное отличие человеческого сознания от психики высших животных.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 47-95.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.23-28; С. 432-440.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для

вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.12-14.

4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С. 523-535.

5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.25-29.

 

3. Выберите правильный вариант теста:

 

1. Согласно концепции М.Вебера, общество – это:

а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания

б) понимающее «бытие-в –мире»

в) свободный и творческий выбор

г) система социальных действий и смыслов

д) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей

2. Основной политический институт, осуществляющий управление обществом, гражданами, материальными и культурными ценностями на определенной территории, называется:

а) семья

б) гражданское общество

в) государство

г) собственность

д) власть.

3. Формационная концепция развития исторического процесса, трактующего развитие общества как закономерный естественно-исторический процесс последовательной смены способов производства, разработана:

а) Платон

б) К.Маркс

в) К.Ясперс

г) Л.Н.Гумилев

д) П.Сорокин.

4. Цивилизационный подход к пониманию общественного развития как исключительного, неповторимого процесса, представлен в социальной философии:

а) К.Сен-Симон

б) Ф.Бэкон

в) Р.Декарт

г) Н.Я.Данилевский

д) Ф.Фукуяма.

5. Какому философу принадлежит это высказывание о смысле человеческого бытия: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем»?

а) Ф.Энгельс

б) Ж.П.Сартр

в) Л.Н. Толстой

г) Ф.М.Достоевский

д) Б.Спиноза

6. Определите, какое суждение о свободе принадлежит Б. Спинозе:

а) «свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)… Из употребления слов «свобода воли «можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания и склонности»

б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком… Она есть бытие человека… Индивид полностью и всегда свободе»

в) «Свобода – это самовыражение личности; выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей»

г) «Свобода есть познанная необходимость»

д) «Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела»

7. Ответственность человека за свои поступки как высшая нравственная ценность возможна только при наличии:

а) выбора

б) вины

в) непреодолимой силы

г) необходимости

д) произвола

8. Субстанция, с точки зрения Спинозы, имеет только два атрибута:

а) бесконечность и умопостигаемость

б) протяженность и мышление

в) материальность и длительность

г) активность и протяженность

д) материальность и активность

9. Кто из ниженазванных философов уподоблял сознание человека «чистой доске»:

а) Гоббс

б) Декарт

в) Локк

г) Спиноза

д) Лейбниц

е) Бэкон

10. Английский философ нового времени Джордж Беркли утверждал:

а) «Мыслю, следовательно, существую»

б) «Бунтую, следовательно, существую»

в) «Существовать значит быть воспринимаемым»

г) «Понимаю, следовательно существую»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.