Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7




1. Основные идеи философии Платона и Аристотеля.

2. Основные этапы развития диалектики.

 

В первом вопросе нужно развернуть учения Платона и Аристотеля соответственно разделам философского знания: онтология, гносеология, учения об обществе и человеке, этика и эстетика. Установить сходство и различие в позициях учителя и ученика. Изложить суть объективного идеализма Платона, используя понятия «мир идей», «мир теней». Описать их существенные признаки подлинного и неподлинного бытия. Определить содержание «эйдосов» и их роль в формировании мира вещей. Раскрыть идеи Платона о познании (теория припоминания), об обществе (государственные формы правления: приемлемые – идеальное государство и аристократическая республика и регрессивные, упадочные – тимократия, олигархия, демократия и тирания, а также социальную структуру общества), учение о душе и воспитании. Оценить место Платона в истории философии как основателя первой рациональной системы объективного идеализма. Выделить его диалектический подход, повлиявший на философию Ренессанса, а также критику материализма, воспринятую ранней средневековой философии периода патристики.

Далее следует углубленно проанализировать основные положения создателя самой обширной системы из всех существовавших в античности – учения Аристотеля, охарактеризовать его деятельность в двух аспектах: 1) как вершину античного философского мышления и 2) как практический вклад во все научные области знания своего времени. Нужно подчеркнуть такие моменты деятельности Аристотеля как создание новых научных направлений, систематизация науки, определение предметной области ряда наук (философия, этика, логика, психология и др.)

Основное внимание необходимо обратить на науку о сущем (онтологию). Обосновать его дуалистическую позицию. Раскрыть содержание понятий форма и материя. Описать их существенные признаки. Охарактеризовать его взгляды о предмете философии и философские основоположения («причины»).

Рассмотреть ум-перводвижитель в системе Аристотеля; понятие первичных и вторичных сущностей, природу движения, четыре причины.

Сравнить позицию Аристотеля и Платона в теории познания по проблеме отношения общего и единичного как отношения двух сторон действительности. Далее соотнести мнение (докса) и научное познание (эпистема). Описать учение о душе (сознании).

В области социальной философии дать определения человека как общественного существа, государства; классифицировать формы государства (хорошие – монархия, аристократия и политея, плохие – тирания, олигархия и демократия), и основные классы общества.

Выделить в учении о морали две группы добродетелей (дианоэтические и этические). Далее сделать вывод о значении философских идей Аристотеля как основателя и систематизатора теоретических знаний в античности; как универсального мыслителя мирового сообщества, отметить влияние его идей на средневековую схоластику.

Во втором вопросе следует определить предмет изучения диалектики – развитие и выделить основные этапы развития диалектики в соответствии с историческим критерием: стихийная, наивная диалектика древних, идеалистическая диалектика и материалистическая диалектика (диалектический материализм). Вместе с тем возможна и иная классификация развития диалектики – по «моделям диалектики»: рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики (немецкие философы XVIII-XIX вв. И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель), диалектико-материалистическая модель развития (К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин), градуалистская модель развития (Г.Спенсер), натуралистская или «сциентистская» модель развития (Ч. Дарвин), антропологическая модель развития (Ж.П. Сартр), равновесно-интеграционная концепция развития (Г.Спенсер, Ле Дантек, Л.Ф.Уорд), теория конфликта (Р.Дарендофф, Л.Козер), «негативная диалектика» (Франкфуртская школа), «трагическая диалектика», «диалектика эпистемологической рефлексии», диалектика «теокосмического Всеединства», «парадоксальная диалектика», «антиполическая диалектика».

 

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - С. 376-394; С.521-536.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов/Авт. колл. Фролов И.Т. и др.- 4-е изд., пераб. и доп. - М.: Культурная революция, Республика 2007.- С.46-50, 52-55.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2010. – С.37-50.

4. Философия: учебник / под. общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2009.- С.44-48.

5. Философия: учебник / под. ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., пераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.- С.11, 37, 39, 42, 44, 236, 496, 541; С.285 -295.

 

3. Выберите правильный вариант теста:

1. Переведите слово техника:

а) умение

б) искусство, мастерство

в) знание

г) опыт

д) действия

2. В каком разделе философии просматриваются проблемы будущего:

а) онтология

б) этика

в) гносеология

г) эстетика

д) футурология

3. Какая организация впервые стала заниматься вопросами глобалистики?

а) ООН

б) Римский клуб

в) ЮНЕСКО

г) Парижский клуб

д) МВФ

4. А.Тойнби, английский историк XX в., опирается на реальные процессы повторяемости в развитии общества и….

а) усвоении каждым этносом только собственных национальных ценностей

б) создании новых ценностей

в) синкретизме ныне существующих универсальных знаний

г) усвоении всеми цивилизациями общечеловеческих ценностей

д) изоляционизме народов

5. Определите подход Ф.Фукуямы к сценарию будущего человечества:

а) «конец истории»

б) «Столкновение цивилизаций»

в) «особый путь»

г) «евразийство»

д) «всеединство»

6. Термин «философия» обозначает:

а) рассуждение

б) любовь к мудрости

в) профессиональную деятельность

г) компетентное мнение

д) любовь к истине

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) мифологических представлениях

б) научных исследованиях

в) художественной литературе

г) доводах и умозаключениях разума

д) религиозных верованиях

8. Расположите этапы развития позитивистской философии в

хронологическом порядке:

а) постпозитивизм

б) эмпириокритицизм

в) неопозитивизм

г) позитивизм

9. Установите соответствие между философскими течениями и проблемами, которые являются для них определяющими:

1) экзистенциализм а) проблема языка науки

2) неопозитивизм в) проблема свободы

3) неотомизм с) проблема истолкования текста

4) герменевтика д) проблема веры и разума

10. Предмет дискуссии между славянофилами и западниками составила

проблема:

а) познаваемости мира

б) исторической судьбы России и русского народа

в) соотношение мышления и бытия

г) отношения христианства к другим конфессиям

д) отношения между верой и разумом

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.